Автор: Кагитина Ольга Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №258
Населённый пункт: г.Барнаул
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Структура музыкального занятия
Раздел: дошкольное образование
1. Содержание и структура музыкальных занятий.
Основная форма образовательной деятельности с детьми –
музыкальные занятия, в ходе осуществляется систематическое,
целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование
музыкальных способностей каждого ребенка. На музыкальных занятиях
осуществляется взаимосвязь в решении музыкально-эстетических и
воспитательно-образовательных задач. В ходе активной музыкальной
деятельности дети усваивают необходимые знания, приобретают навыки и
умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного
исполнения песен, музыкально-ритмических движений, простейших мелодий
при игре на детских музыкальных инструментах. Всё это содействует
воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих
способностей, любви к музыке и формированию нравственно-эстетических
качеств личности.Дети от природы наделены яркими способностями, но
взрослым необходимо как можно раньше создать максимально-
благоприятные условия для их развития. Музыкальные занятия направлены
на развитие у детей дошкольного возраста музыкально-творческих,
интеллектуальных и умственных способностей. Программа по музыкальному
воспитанию решает следующие задачи:
- формирование навыков восприятия произведений музыкального
искусства, -стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной
раскованности,
- развитие воображения и музыкальной памяти.
Основной подход личностно-ориентированный, т. е с учётом
специфических особенностей развития детей данной возрастной группы и
психофизиологических особенностей каждого ребенка, при реализации
поставленных задач учитывается принцип развивающего обучения, который
и определяет, ведущие методические принципы:
-Принцип деятельности.(На занятиях ребёнок находится в постоянном
процессе открытия новых знаний. Действия в игре – способ познания,
переживания, сопричастности, как со стороны ребёнка, так и со стороны
педагога.)
- Принцип вариативности.(Материал постоянно варьируется,
представляя тем самым необычность и новизну, эффект сюрпризности.)
- Принцип креативности (организации творческой деятельности).
(Педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая
ситуации, в которых ребёнок становится художником, поэтом, музыкантом,
артистом и реализует своё творческое начало через коллективную и
индивидуальную деятельность.)
-Принцип непрерывности. (Процесс развития не заканчивается на
занятиях, а продолжается в домашних условиях.)
-Принцип гуманности. (Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к
ребёнку. Это триединство лежит в основе формирования личности.)
Занятия должны быть построены с учётом постоянного усложнения
материала, его развития и обогащения. Каждое занятие должно быть
тщательно продумано и подготовлено, а также сохраняет для детей элемент
непредсказуемости, сюрпризности, новизны. Импровизация присутствует на
каждом занятии и необходима как педагогу, так и ребёнку, ибо только она
даёт возможность неоднократного проигрывания ситуации в поисках истины
и этот поиск осуществляется совместно. Занятия включают чередование
различных видов деятельности (пение, ритмика, слушание музыки, игры на
детских инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты,
музыкально-дидактические игры). В дошкольном возрасте у ребенка уже
проявляются эстетические чувства при восприятии музыки, подпевании,
участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении
ребенка к собственным действиям. Поэтому приоритетными становятся
задачи.
Усвоение материала на музыкальных занятиях может идти
ускоренными или замедленными темпами в зависимости от уровня
подготовленности детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю, и их
продолжительность составляет 15 минут в средней, и от 20 до 30 минут в
старших группах детского сада. На занятиях используются коллективные и
индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-
дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей
каждого ребенка.
Наиболее установившейся структурой музыкального занятия в
практике детского сада является следующая последовательность детской
музыкальной деятельности: в начале занятия музыкально-ритмические
упражнения, вслед за ними слушание музыки, затем пение и после этого
музыкальная игра или танец.
Музыкальный руководитель
Кагитина Ольга Васильевна