Напоминание

«Лес и его обитатели». Старшая группа.


Авторы: Колупаева Надежда Валентиновна, Носкова Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №69 "Дюймовочка"
Населённый пункт: г. Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи в детском саду.
Тема: «Лес и его обитатели». Старшая группа.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по развитию речи в детском саду

«Лес и его обитатели». Старшая группа.

Автор: Колупаева Надежда Валентиновна,

воспитатель б/к категории,

МБДОУ № 69 «Дюймовочка» г. Северодвинск.

Автор: Носкова Ирина Владимировна,

воспитатель высшей кв. категории,

МБДОУ № 69 «Дюймовочка» г. Северодвинск.

Цель: Развитие экологического мышления и воспитание ответственного, бережного

отношения к природе.

Задачи.

Образовательные.

1. Познакомить детей с лекарственными растениями.

2. Продолжить

знакомство

детей

с

разновидностями

лесов,

ввести

в

активный

словарь слова: дубрава, березняк, смешанный лес.

3. Направлять мысли и восприятие детей на поиск и открытие закономерностей и

связей в природе.

Развивающие.

1. Продолжать

развивать

творческое

воображение,

умение

разгадывать

загадки,

делать выводы, находить логические ответы на поисковые вопросы.

Воспитательные.

1. Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Материал и оборудование. Лесная поляна, посылка от жителей леса, дидактическая

игра «Правила поведения в лесу», картинки с животными, птицами.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята,

сегодня

я

снова

приглашаю

вас

на

прогулку,

а

куда

мы

отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Дом со всех сторон открытый

Он резною крышей крытый.

Приходи в зеленый дом

Чудеса увидишь в нем.

Дети. Лес.

Воспитатель. Почему вы так думаете? Мне кажется, что в этой загадке говорится о

каком-то доме.

Дети. Лес – это дом для диких животных, птиц, растений и т.д.

Воспитатель. Да. В этой загадке говорится о зеленом доме.

Дети. Летом лес утопает в зелени.

(Стук в дверь. Почтальон приносит посылку, в которой находится карта - схема и

письмо).

Воспитатель (читает письмо) «Зеленый дом ждет вас в гости».

Рассматривает посылку, старается ее открыть. Влетает Баба-Яга, вырывает

посылку.

Баба-Яга. Я тоже люблю посылки получать. Чтобы найти вам ее, надо выполнить

все задания, которые я вам приготовила. (Теряет карту-схему и улетает).

Воспитатель. Ребята, не отчаивайтесь. Ведь Баба-Яга потеряла схему, по которой

мы можем найти посылку.

Задание детям. Назвать лесных жителей и сделать шаг вперед. Если загорится

сигнальная лампочка, то ответы правильные.

Дети. Кабан, волк, лиса, заяц, рысь и т.д.

(Вскрывают конверт, рассматривают схему)

Воспитатель. Лес – это не только дом для диких птиц и животных, это дом и для

растений. Назовите знакомые растения. На какие группы можно их разделить?

Дети. Деревья, кустарники, трава.

Воспитатель. А знаете ли вы, как получает свое название лес? Его название зависит

от того, какие деревья растут в лесу. Посмотрите на карту. Какое это дерево?

Дети. Ель.

Воспитатель. Как называется лес?

Дети. Еловый.

Игра «Найди дом для дерева». (Дети получают карточки с деревьями, на доске

большие карты с разновидностями лесов « дубрава», «смешанный», «березняк».)

Воспитатель. Вот мы и нашли дом для деревьев. В каком лесу мы находимся.

Дети. В смешанном.

Воспитатель. А вот и лесная полянка. Лес принял своих гостей.

Давайте поприветствуем земного хозяина.

Здравствуй лес, дремучий лес

Полон сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою?

Ночкой темной грозовою.

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре.

Кто в глуши твоей таится

Что за зверь? Какая птица?

Все открой - не утаи-

Ты же видишь – мы свои!

Воспитатель. Что это нам приготовила Баба-Яга. (На деревьях висят листочки с

загадками).

На ветке не птичка

Зверек-невеличка.

Мех теплый как грелка

Кто это? (белка)

Кто в лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный? (волк)

Это, что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной.

И стоит среди травы

Уши больше головы? (заяц)

Хитрая плутовка

Рыжая головка.

Хвост пушистый – краса

Кто же это? (лиса)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько листочков лежит на земле и все они

разные. И деревья тоже разные.

Игра «С какого дерева упал листик?» (дети получают карточки с листьями, на

доске большие карты с разновидностями деревьев)

Влетает Баба-Яга.

Баба-Яга. Чего- то я сегодня вредная. Не люблю я, когда красиво. Сейчас я все здесь

переделаю по-своему (начинает топтать растения).

Воспитатель. Хорошо она делает или плохо?

Дети. Плохо!

Воспитатель. Баба-Яга,

что

ты

делаешь?

Здесь

ведь

очень

много

лечебных

растений. Ребята давайте поможем Бабе-Яге собрать лечебные травы.

Игра «Собери лечебные травы».

Баба-Яга. Ой, моя бабушка тоже собирала лечебные травы. Сейчас я их принесу.

(Баба-Яга приносит в корзине коробочки с лечебными травами)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, можно лес обижать? Цветы и веточки ломать?

Грибы и ягоды топтать?

Дети. Нельзя!

Воспитатель. Конечно, нельзя. Ведь деревья, цветы, трава, птицы - они живые.

Баба-Яга. Деревья живые? Цветы живые?

Воспитатель. А как, вы, дети, думаете?

Ответы детей.

Баба-Яга. А кто сказал, что они живые? А я говорю, что неживые. Да они не ходят,

да кашу не едят (смеется).

Воспитатель. Растения живые, и вот почему: цветок растет-дышит. Если бы он не

дышал, он бы не рос. Он впитывает своими корнями воду и только за счет этого

растет и размножается. Так и все растения растут. Посмотри, сколько

растений

растоптала.

Баба-Яга. А я сейчас посажу снова цветы, веточки на место приделаю.

Воспитатель. Ну и что? Если сорванный цветок воткнуть в землю, он приживется?

А если веточку приставить к сломанному месту она приживется?

Ответы детей.

Воспитатель. Сломали ветку, она теперь живая или неживая?

Дети. Неживая.

Воспитатель. А цветок? Живой или неживой?

Дети. Неживой.

Воспитатель. Слышишь, Баба-Яга. Это ты постаралась, сделала их неживыми.

Баба-Яга. Я больше не буду такой плохой, а стану хорошей.

Воспитатель. А ты знаешь правила поведения в лесу? Сейчас мы проверим.

Игра «Правила поведения в лесу»

Воспитатель. Баба-Яга, что означает этот знак?

Дети. Нельзя в лесу разжигать костер! От огня погибнут и задохнутся многие

животные, птицы, растения.

Воспитатель. А этот знак, что означает?

Баба-Яга. Рви побольше и бросай.

Дети. Не рви в лесу, на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе.

Воспитатель. (Бабе-Яге) А что же означает этот знак?

Баба-Яга. Ходи где тебе нравится.

Дети. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От

этого могут погибнуть насекомые и растения.

Воспитатель. А что означает этот знак?

Баба-Яга. А это значит, топчи муравейники.

Дети. Нет! Берегите муравейники! Помни: муравьи – санитары леса!

Воспитатель. (Бабе-Яге). А что означает этот знак?

Баба-Яга. Разоряй гнезда.

Дети. Не подходи близко к гнездам. По твоим следам их могут отыскать и разорить

хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе

птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнезд!

Воспитатель. Запомнила все правила эти!

Баба-Яга. Я хорошо запомнила. Будем теперь правильно себя вести.

Дети. Баба-Яга, отдай нам посылку. Все твои задания мы выполнили.

(Баба - Яга приносит посылку).

Воспитатель. Давайте откроем. Да это же жители леса прислали нам варенье. Да

земляничное. А еще альбомы, в которых рассказывают сами о себе, чтобы мы как

можно больше о них узнали. Научили Бабу-Ягу правилам поведения в лесу. Сделали

доброе дело.

Итог занятия.

Воспитатель. Что же вы можете сказать о сегодняшней прогулке?

Дети. Окружающая нас природа – наше богатство, наша гордость, краса, наша

жизнь.

Воспитатель. Мне хочется познакомить вас со стихами Игоря Мазнина.

Давайте будем к тому стремиться,

Чтобы нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!

Давайте будем, беречь планету,

Во всей Вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?

Воспитатель. Вот какие прекрасные слова. Я надеюсь, что теперь мы с вами всегда

будем беречь и охранять природу.



В раздел образования