Авторы: Аллабердина Гюзель Мансуровна, Азаматова Диана Арслахановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №15 "СОЛНЫШКО"
Населённый пункт: Город Нижневартовск ХМАО–Югра
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Обогащение словарного запаса детей"
Раздел: дошкольное образование
Обогащение словарного запаса.
Обогащение словаря - это усвоение ребёнком новых, раннее неизвестных ему слов.
Основной целью словарной работы является активизация и уточнение имеющегося словаря, а
также обогащение речи детей новыми словами.
Работа над обогащением словарного запаса ребёнка нельзя рассматривать как самоцель. Важен не
сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно
сочетать их между собой, образовывать от них новые слова и т.д.
Работа над обогащением словарного запаса у детей должна вестись не изолированно, а
одновременно с совершенствованием звукопроизношения и грамматического строя речи.
Формирование словаря проводится по следующим направлениям:
1.
Расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей
действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия,
представлений, памяти и др.);
2.
Уточнения значений слов;
3.
Активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь.
Принципы обогащения словаря.
1.
Принцип доступности речевого материала.
2.
Принцип активности, самостоятельности в усвоении детьми нового словаря.
3.
Принцип последовательности.
а) названия предметов;
б) эпитеты, характеризующие предмет;
в) названия действий;
г) глаголы с приставками;
д) выделение характерных признаков предметов;
е) наречия.
Особое внимание уделяется:
- подбору однокоренных слов,
- работе над сложными словами,
- употреблению предлогов,
- подбору сравнений,
- употреблению многозначных слов,
- решению речевых и логических задач
4.
Принцип наглядности.
5.
Принцип постепенного нарастания сложности речевого материала.
6.
Принцип повторения.
Приёмы работы над словарём.
1) показ и называние нового предмета;
2) объяснение происхождения данного слова;
3) употребление расширенного значение уже известных словосочетаний;
4) постановка разных по форме вопросов;
5) подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям
различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.
6) распространение предложений путём введения обстоятельств причины, следствия, условия,
цели.
7) составление предложений по опорным словам.
Содержание работы по обогащению словаря включает:
1.
Обогащение речи существительными:
- лексические темы: игрушки, овощи, фрукты, ягоды, грибы, домашние животные, дикие
животные, детёныши животных, домашние и дикие птицы, детёныши птиц, человек, части
тела; посуда, одежда, обувь, мебель, продукты питания, мебель, деревья, транспорт,
материалы и инструменты, насекомые и тд.
- обобщающие слова;
- уменьшительно-ласкательная форма существительных;
- множественное число существительных;
- родственные слова;
2.
Обогащение речи глаголами:
- глаголы, обозначающие способы передвижения;
- глаголы, обозначающие действия одного объекта;
- образование глаголов при помощи приставок: необходимо закрепить значение глагольных
приставок – при – приближение, пере – переход через что-то, у – удаление от чего-то, вы
– выход изнутри наружу.
Присоединение приставок к одному глаголу: пришёл, ушёл, отошёл, перешёл, вышел.
Присоединение одной приставки к разным глаголам: пришёл, прилетел, приплыл.
3.
Обогащение речи прилагательными:
- подбор существительных к прилагательному;
- подбор слов – антонимов
высокий – низкий;
- образование относительных прилагательных;
- образование притяжательных прилагательных;
4.
Обогащение речи наречиями.
Задания по развитию словаря:
1.
Развитие ассоциаций:
Логопед называет слово, а ребёнок быстро в ответ называет первое слово, которое
вспомнит
Стол – (стул), посуда, бабочка, собака, заяц, цвет.
Стоит, говорит, расти, петь, смеяться, падать, слезать.
Жёлтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.
Быстро, высоко, весело.
2.
Классификация предметов по картинкам.
Разложить картинки на две группы: овощи и фрукты; домашние и дикие животные;
домашние и дикие птицы; посуда и мебель; одежда и обувь; птицы и насекомые.
3.
Найди «лишний» предмет.
Предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не
относящийся к той же тематической группе, что и все предметы, изображённые на
картинках. Дети называют «лишний» предмет и объясняют почему.
Кукла, машина, яблоко, мячик.
4.
Объяснить, чем отличаются предметы.
Чашка и стакан; яблоко и груша; помидор и яблоко; стул и кресло; самолёт и птица.
5.
Назвать одним словом несколько картинок.
6.
Догадайтесь, каким будет четвёртое слово (смысловые ряды):
белка – дупло, собака - … (конура);
дом – крыша, книга - …(обложка);
человек – ребёнок, собака - … (щенок).
7.
Назови части. (по картинкам и по представлению)
Представить предмет и назвать его части:
Кот – тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, глаза и т.д.
8.
Отгадать предмет по названию его частей.
Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы – это … (машина).
9.
Объяснить, что общего у двух предметов.
Огурец и помидор (овощи).
Ромашка и роза (цветы) и т.д.
10.
Отгадывание загадок.
Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом;
Он большой, серый, злой.
11.
Закончить предложение и назвать слова – «неприятели».
Слон большой, комар …;
Сахар сладкий, а горчица ….
12.
Подобрать соответствующие картинки к словам.
Лохматый, косолапый …;
Голодный, серый, злой ….
13.
Сравни предметы.
Слон и медведь. Кто тяжелее?
Заяц и черепаха. Кто быстрее бегает?
14.
Чем отличаются слова?
Шить – вязать;
Чистить – подметать.
Мыть – стирать.
15.
Добавить одно общее слово к двум словам.
Дерево, цветы – что делают? Сидит, стоит – кто?
Дождь, снег – что делают? Растёт, зеленеет – что?
Мяч, яблоко – какие? Круглое, сочное – что?
16.
Подобрать как можно больше названий предметов.
Бежит: кто? (человек, собака, …).
17.
Подобрать как можно больше слов к названиям животных, которые отвечают на
вопрос «Что делает?».
Собака – лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, … и т.д.
18.
Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы Какой? Какая? Какое?
Какие?
Солнце (какое?) …, …;
19.
К названию действий придумать слова, отвечающие на вопрос Что? Кто?
Растёт (что?) …;
Варит (кто?) ….
20.
Придумать слова, отвечающие на вопрос: Кто?, Что? (сначала по одной
лексической теме).
Большой (кто?) слон.
Колючий (кто?) ёжик. Новый (что?) дом.