Напоминание

"Обогащение словарного запаса детей"


Авторы: Аллабердина Гюзель Мансуровна, Азаматова Диана Арслахановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №15 "СОЛНЫШКО"
Населённый пункт: Город Нижневартовск ХМАО–Югра
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Обогащение словарного запаса детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обогащение словарного запаса.

Обогащение словаря - это усвоение ребёнком новых, раннее неизвестных ему слов.

Основной целью словарной работы является активизация и уточнение имеющегося словаря, а

также обогащение речи детей новыми словами.

Работа над обогащением словарного запаса ребёнка нельзя рассматривать как самоцель. Важен не

сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно

сочетать их между собой, образовывать от них новые слова и т.д.

Работа над обогащением словарного запаса у детей должна вестись не изолированно, а

одновременно с совершенствованием звукопроизношения и грамматического строя речи.

Формирование словаря проводится по следующим направлениям:

1.

Расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей

действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия,

представлений, памяти и др.);

2.

Уточнения значений слов;

3.

Активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь.

Принципы обогащения словаря.

1.

Принцип доступности речевого материала.

2.

Принцип активности, самостоятельности в усвоении детьми нового словаря.

3.

Принцип последовательности.

а) названия предметов;

б) эпитеты, характеризующие предмет;

в) названия действий;

г) глаголы с приставками;

д) выделение характерных признаков предметов;

е) наречия.

Особое внимание уделяется:

- подбору однокоренных слов,

- работе над сложными словами,

- употреблению предлогов,

- подбору сравнений,

- употреблению многозначных слов,

- решению речевых и логических задач

4.

Принцип наглядности.

5.

Принцип постепенного нарастания сложности речевого материала.

6.

Принцип повторения.

Приёмы работы над словарём.

1) показ и называние нового предмета;

2) объяснение происхождения данного слова;

3) употребление расширенного значение уже известных словосочетаний;

4) постановка разных по форме вопросов;

5) подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям

различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.

6) распространение предложений путём введения обстоятельств причины, следствия, условия,

цели.

7) составление предложений по опорным словам.

Содержание работы по обогащению словаря включает:

1.

Обогащение речи существительными:

- лексические темы: игрушки, овощи, фрукты, ягоды, грибы, домашние животные, дикие

животные, детёныши животных, домашние и дикие птицы, детёныши птиц, человек, части

тела; посуда, одежда, обувь, мебель, продукты питания, мебель, деревья, транспорт,

материалы и инструменты, насекомые и тд.

- обобщающие слова;

- уменьшительно-ласкательная форма существительных;

- множественное число существительных;

- родственные слова;

2.

Обогащение речи глаголами:

- глаголы, обозначающие способы передвижения;

- глаголы, обозначающие действия одного объекта;

- образование глаголов при помощи приставок: необходимо закрепить значение глагольных

приставок – при – приближение, пере – переход через что-то, у – удаление от чего-то, вы

выход изнутри наружу.

Присоединение приставок к одному глаголу: пришёл, ушёл, отошёл, перешёл, вышел.

Присоединение одной приставки к разным глаголам: пришёл, прилетел, приплыл.

3.

Обогащение речи прилагательными:

- подбор существительных к прилагательному;

- подбор слов – антонимов

высокий – низкий;

- образование относительных прилагательных;

- образование притяжательных прилагательных;

4.

Обогащение речи наречиями.

Задания по развитию словаря:

1.

Развитие ассоциаций:

Логопед называет слово, а ребёнок быстро в ответ называет первое слово, которое

вспомнит

Стол – (стул), посуда, бабочка, собака, заяц, цвет.

Стоит, говорит, расти, петь, смеяться, падать, слезать.

Жёлтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.

Быстро, высоко, весело.

2.

Классификация предметов по картинкам.

Разложить картинки на две группы: овощи и фрукты; домашние и дикие животные;

домашние и дикие птицы; посуда и мебель; одежда и обувь; птицы и насекомые.

3.

Найди «лишний» предмет.

Предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не

относящийся к той же тематической группе, что и все предметы, изображённые на

картинках. Дети называют «лишний» предмет и объясняют почему.

Кукла, машина, яблоко, мячик.

4.

Объяснить, чем отличаются предметы.

Чашка и стакан; яблоко и груша; помидор и яблоко; стул и кресло; самолёт и птица.

5.

Назвать одним словом несколько картинок.

6.

Догадайтесь, каким будет четвёртое слово (смысловые ряды):

белка – дупло, собака - … (конура);

дом – крыша, книга - …(обложка);

человек – ребёнок, собака - … (щенок).

7.

Назови части. (по картинкам и по представлению)

Представить предмет и назвать его части:

Кот – тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, глаза и т.д.

8.

Отгадать предмет по названию его частей.

Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы – это … (машина).

9.

Объяснить, что общего у двух предметов.

Огурец и помидор (овощи).

Ромашка и роза (цветы) и т.д.

10.

Отгадывание загадок.

Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом;

Он большой, серый, злой.

11.

Закончить предложение и назвать слова – «неприятели».

Слон большой, комар …;

Сахар сладкий, а горчица ….

12.

Подобрать соответствующие картинки к словам.

Лохматый, косолапый …;

Голодный, серый, злой ….

13.

Сравни предметы.

Слон и медведь. Кто тяжелее?

Заяц и черепаха. Кто быстрее бегает?

14.

Чем отличаются слова?

Шить – вязать;

Чистить – подметать.

Мыть – стирать.

15.

Добавить одно общее слово к двум словам.

Дерево, цветы – что делают? Сидит, стоит – кто?

Дождь, снег – что делают? Растёт, зеленеет – что?

Мяч, яблоко – какие? Круглое, сочное – что?

16.

Подобрать как можно больше названий предметов.

Бежит: кто? (человек, собака, …).

17.

Подобрать как можно больше слов к названиям животных, которые отвечают на

вопрос «Что делает?».

Собака – лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, … и т.д.

18.

Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы Какой? Какая? Какое?

Какие?

Солнце (какое?) …, …;

19.

К названию действий придумать слова, отвечающие на вопрос Что? Кто?

Растёт (что?) …;

Варит (кто?) ….

20.

Придумать слова, отвечающие на вопрос: Кто?, Что? (сначала по одной

лексической теме).

Большой (кто?) слон.

Колючий (кто?) ёжик. Новый (что?) дом.



В раздел образования