Напоминание

«НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА»


Автор: Ахмедова Элмира Талибовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Родничок"
Населённый пункт: Республика Дагестан, город Дагестанские Огни
Наименование материала: КОНСПЕКТ открытого НОД с детьми старшей группы с использованием интерактивной доски
Тема: «НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Родничок»» города Дагестанские Огни

.

КОНСПЕКТ

открытого НОД с детьми старшей группы

с использованием интерактивной доски

на тему:

«НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА»

Провела:

воспитатель

МБДОУ №1 «Родничок»

Ахмедова Э.Т.

г. Дагестанские Огни

2017г.

Программное содержание: расширение представлений детей о народах,

проживающих в Дагестане, о разнообразии костюмов и об особенностях

костюмов (искусство кроя, разнообразная вышивка, ювелирные украшения,

ткачество) различных народов.

Задачи:

Воспитательные: - воспитание уважения к народам разных национальностей,

доброжелательного отношения друг к другу;

- воспитание эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества;

Развивающие:- развитие чувства восхищения красотой костюмов народов

Дагестана;

- развитие продуктивной деятельности детей (конструирование);

- развитие детского творчества;

Образовательные: - формирование целостной картины мира, расширение

кругозора детей;

- умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов

(национальные костюмы);

- формирование способности к познанию костюма народов, населяющих родной

край (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, табасаранцы, лакцы, русские).

Словарная работа: Туника, шаравары, чохто, шаль и т.д.

Предварительная работа: Цикл бесед о народах Дагестана и на темы: «Какие

сказки вам рассказывают бабушки», «На каком языке разговаривают ваши

родители, бабушки». Рассматривание альбома «Костюмы народов России»,

экскурсии в мини музей национального костюма, чтение дагестанских народных

сказок

Материалы и оборудование: слайд – презентация, национальные костюмы

народов Дагестана, куклы в национальных костюмах, аудиозапись национальной

музыки народов Дагестана

Методы и приемы: наглядные (ИКТ, показ мод), словесные (беседа, рассказ,

вопросы); практические (детская деятельность, игровые, моделирование)

Ход НОД

-Здравствуйте ребята.

- Здравствуйте.

- «Ассаламу алейкум!"- это означает "Да будет мир над вами!".

Посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся с

ними, как здороваются в Дагестане.

-«Ассаламу алейкум!»

- «Ваалейкум вассалам!»

- «Ваалейкум вассалам!», означает "И вам мир!"

Дети садятся.

-Ребята, что мы называем Родиной?

-Место, где мы родились.

-А как называется страна, в которой мы живем?

- Россия.

-Людей живущих в России, как называют?

-Россияне.

-Да, ребята мы с вами россияне.

- Все в мире знают, что Россия – богатая страна.

Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть!

Может, где то бывает красивее,

Но не будет роднее, чем здесь.

- Наша страна сильная, крепкая. Сильна она дружбой разных народов,

ее населяющих. А народов этих очень много.

- Ребята, а как называется наша малая Родина?

- Республика Дагестан

-Только в одном Дагестане проживает около ста народностей.

- А какие народы и национальности живут здесь у нас? (дети

перечисляют)

- Мы с вами живём в современном мире, играем на компьютере, ездим

на машине, носим модную одежду…, но мне хотелось бы, чтобы мы не

забывали, как жили наши предки в давние времена, во что они

одевались, какие были традиции и обычаи, как и во, что играли?

Очень часто за событиями

И за чередою дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Но мы стараемся не забывать об историческом прошлом нашей

республики и сегодня продолжим знакомство с культурой дагестанского

народа и поговорим о дагестанской национальной одежде,

познакомимся с основными элементами дагестанских народных

костюмов.

- Посмотрите, в нашем уголке дружбы стоят куклы одетые в костюмы

народов Дагестана. Как вы думаете, в таких костюмах можно сейчас

встретить людей на улицах нашего города?

-Нет.

- Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные

(национальные) костюмы? (ответы детей) в музеях, на старых

фотографиях, в книгах на иллюстрациях, на картинах художников.

Когда их одевают? (ответы детей) на праздниках, на концертах

народных танцев и песен.

- Да действительно людей в национальных костюмах можно увидеть на

национальных праздниках. Один из таких праздников у нас

празднуется 26 июля это день конституции Республики Дагестан,

когда на центральной улице нашего города разворачиваются

национальные майданы, где можно увидеть представителей различных

народов нашей республики знакомят горожан с традициями, обычаями,

блюдами, костюмами, играми.

Давай те поиграем дагестанскую игру «Подними платок».

Игра «Подними платок».

-Я очень люблю свой Дагестан, в свободное время шью костюмы

разных национальностей, в которые вы сейчас одеты. Хотите более

подробно познакомиться с особенностями этих костюмов?

- Да

- Давайте представим себе, что мы оказались на выставке-показе

национального костюма.

- Сейчас перед вами предстанут прекрасные горянки и джигиты,

которые покажут вам красоту национального костюма.

- Первая модель – я хочу представить вам мужской национальный

костюм.

Мужской костюм большинства народов Кавказа состоит из следующих

элементов: черкеска, туникообразная рубаха, узкие штаны, пояс с

кинжалом и папаху. В случае выезда за пределы селения парадный

ансамбль иногда дополнялся буркой.

- Из чего состоит мужской национальный костюм?

- Следующая модель-представляет даргинский традиционный

национальный костюм. Он состоит из туникообразного платья.

Платье на кокетке длинное. Снизу платье украшали цветной вставкой,

рукава на манжетке. На голове — чохто- мешочек для кос, поверх

которого одевается покрывало-полотенце. Штаны с широкими

штанинами.

-Как называется головной убор даргинки? ( чохто)

-Обратите внимание и на мой костюм. Это тоже даргинский костюм

который и по сей день носят жительницы с.Кубачи. Отличается он

необычным головным убором- кIаз. У кубачинок он обязательно белого

цвета с вышивкой золотой нитью.

- Далее рассмотрим костюм представительницы кумыкского народа.

Это нарядное платье - называется - къабалай. Къабалай имел и ряд

отличительных черт.

Главное отличие заключалось в том, что къабалай имел спереди вставку.

Къабалай имел и двойные рукава: нижние – узкие и верхние – широкие,

расширяющиеся книзу. На голове носили кружевные платки- тастары .

-Назовите как называется платье кумычки? (къабалай)

- Следующий костюм нам представляет жительница селения Балхар. У

женщин оригинально покрыта голова: снизу головной убор под

названием чохто. Вокруг шеи серебряная цепочка.

Снизу белая шаль, а сверху обязательно оранжевая или желтая - это и

является отличительным элементом костюма балхарки. Платье тоже

туникообразного покроя, с множеством украшений.

- Назовите отличительный элемент костюма балхарки.

- Обратите внимание, на следующую модель. Это аварский

национальный костюм. Молодые аварские девушки обычно носили

платья из цветных тканей. Пояс (кушак) красного цвета доходил до трех

метров в длину. Платье могло укорачиваться почти до колен. Аварки

также используют серебряные украшения в отделке одежды.

-Следующие костюмы нам представляют представители русского народа живущие

в Дагестане.

Женский костюм состоит из сарафана, рубахи и кокошника – женский головной

убор в виде высокого веерообразного щитка надо лбом. Кокошник украшали

золотым шитьем, канителью, бисером и жемчугом.

Мужской костюм состоит из рубахи, которую носили навыпуск и подпоясывали

нешироким поясом и штанов.

- Ну что, ребята, понравились ли вам мои костюмы?

Костюмы каких народов мы с вами сегодня увидели? Назовите элементы

национального костюма. (чохта, туника, шаравары, кьабалай, кокошник и т.д.)

-Чем украшали жители Дагестана свои костюмы? (изделиями из серебра)

-В прошлые времена девушки сами шили и украшали свою одежду. Интересно,

сможем ли мы с вами сегодня быть такими же умелицами и умельцами?

- А кто знает, как называют людей, которые придумывают и создают новые модели

одежды? (модельеры)

- Ребята, я предлагаю вам побывать в роли модельеров и из данных

элементов собрать костюм своими рукам (деятельность детей).

Анализ детских работ.

Наше занятие подошло к завершению.

Давайте крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Хочу я чтоб общими были на веке –

И небо, и море, и горы, и реки,

И снег, и тюльпаны, и солнце над нами.

Пусть будут все дети на веки друзьями!

Огромное спасибо всем за внимание!



В раздел образования