Автор: Вьюнникова Екатерина Леонидовна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МКУ ДО Ордынского района Новосибирской области Ордынская ДШИ
Населённый пункт: Новосибирская обл, рп Ордынское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Роль игры на занятиях хореографией с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Казённое Учреждение Дополнительного
Образования
Ордынского района Новосибирской области
Ордынская Детская Школа Искусств
методическая работа
Роль игры на занятиях хореографией с детьми
дошкольного возраста
Составитель:
Преподаватель отделения
хореографии ОДШИ
Вьюнникова Е.Л.
Ордынское
2019
Введение
Дошкольный
возраст
–
это
начало
всестороннего
развития
и
формирования личности ребёнка. В этом возрасте дети уже могут посещать
детские сады, дополнительные образовательные учреждения: школу раннего
развития, хореографические коллективы, студии и др. Именно в дошкольном
возрасте дети проходят физическое, умственное, нравственное, эстетическое
и музыкальное воспитание. За время своего развития и формирования они
приобретают определённые знания, навыки, умения, которые необходимы
для занятий по хореографии и физической культуре, а также успешного
обучения в дополнительных образовательных учреждениях, служит хорошей
подготовкой для средней общеобразовательной школы.
Главная задача педагога-хореографа при проведении занятий по
хореографии
состоит
в
том,
чтобы
тщательно
подготавливаться
к
ним,
подбирать
физические
и
хореографические
упражнения
и
танцевальные
элементы, подбирать музыкальное сопровождение к играм и упражнениям.
Всё
это
должно
соответствовать
возрастным
особенностям
детей
дошкольного возраста, их физическим и психологическим возможностям,
интересам и желаниям.
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста,
которая
характеризуется
бурным
развитием
процессов
воображения.
Благодаря
игре,
ребёнок
познаёт
окружающий
мир,
развивается
его
мышление, чувства, воля. Формируются взаимоотношения со сверстниками,
педагогом-хореографом,
родителями,
взрослыми,
происходит
становление
самооценки и самосознания.
Игра может проходить как индивидуально, так и совместно.
Индивидуальная игра основана на личном воображении, на игре с самим
собой.
Совместная
игра
предусматривает
участие
сверстников,
педагога-
хореографа. На занятиях хореографией игры проводятся под руководством
педагога-хореографа, который помогает детям в выборе темы, содержания и
роли игры, а также распределяет роль каждому участнику или одну роль на
всех.
Таким
образом,
педагог-хореограф
формирует
у
детей
чувство
коллективизма,
дисциплинированность,
отзывчивость,
сосредоточенное
внимание, самостоятельность, индивидуальность, навыки, и знания – всё это
необходимо для подготовки к средней общеобразовательной школе.
Музыкальное сопровождение для игры также имеет важное значение,
так как оно помогает дошкольникам лучше вникать в роль, содержание и
тему игры. Поэтому педагог-хореограф и концертмейстер должны работать
совместно над ходом занятий, то есть соединять в одно целое средства
хореографии
(движения,
упражнения,
танцевальные
элементы)
и
музыку
(лирическую, народную, современную, классическую и т.д.)
На занятиях хореографией педагог-хореограф средством игровой
гимнастики формирует и развивает правильную осанку и правильную стопу
ног,
которые
необходимы
для
исполнения
физических
упражнений
и
исполнения
танцевальных
номеров,
а
также
способствует
сохранению
и
укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Работа содержит практический материал, представлены такие виды игр,
как игры на знакомство и лидерство (например: «Назовись своим именем»,
«Музыкальное знакомство», «Большая семейная фотография»), подвижные
(«Паровозик», «Весёлая пара», «Мышеловка», «Зоопарк») и малоподвижные
игры («Стирка», «Повар – булочка», «Правая и левая», «10 лунатиков», «Мы
весёлые мартышки» и др.), а также ритмическая разминка и танцы – игры.
Все
они
направлены
на
развитие
этических
норм
общения,
физических
данных и эмоциональной раскрепощённости детей дошкольного возраста.
Работа
содержит
примерное
содержание
базовых
тем
образовательной
программы по предметам ритмика и гимнастика для детей 5 – 7 лет.
Роль игры на занятиях хореографией с детьми
дошкольного возраста.
Игра является любимым занятием для детей дошкольного возраста. Её
иногда
называют
«спутником
детства».
Именно
в
этом
возрасте
игра
составляет
основное
содержание
жизни,
выступает
как
ведущая
деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В неё вовлекаются
все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в
процессе
игры
активно
работают
его
воображение,
память,
усиливаются
эмоциональные
и
волевые
проявления.
Многие
серьёзные
дела
у
детей
приобретают
форму
игры,
а
игра
выступает
как
важное
средство
для
воспитания.
С помощью игры педагог может:
1. Создать эмоциональную основу жизни детского коллектива, установить
взаимные контакты, общение, закрепить нормы поведения;
2. Осуществить своеобразную психотерапевтическую коррекцию
личности, её самоутверждение и дальнейшее самоусовершенствование.
3. Снять физическую усталость мышц, сделать эмоциональное
переключение с одного вида деятельности на другой.
4. Организовать разумный досуг.
5. Развить творческую самостоятельность и инициативу, закрепить умение
быстро ориентироваться в окружающей действительности, в пространстве, в
изменяющихся ситуациях.
Самый важный момент в организации детских игр – является начало
игры,
выбор
ведущего,
распределение
ролей.
При
распределении
ролей
нужно учитывать особенности каждого участника игры, прибегая к таким
приёмам как:
1. Свободное распределение – кто кем хочет быть, тем и будет.
2. Непосредственное назначение на роль взрослым.
3. Совместное обсуждение кандидатуры.
4. При помощи считалки или жеребьёвки.
Дети очень любят, когда с ними играет сам педагог, сам педагог в момент
игры может поучать, требовать, настаивать и это будет полезно для детей
дошкольного возраста.
При организации детских игр следует учитывать некоторые общие
правила:
1. Игра должна приносить радость. Педагог не должен заставлять детей
играть, а нужно создавать условия для возникновения интереса.
2. Педагог должен хвалить за успехи.
3.Педагог должен строить свои отношения на взаимном доверии,
разделять их радость.
Игровой метод работы применяется педагогом - хореографом в
практической деятельности с детьми дошкольного возраста, обучающихся на
отделении
хореографического
искусства
ДШИ
и
даёт
положительные
результаты, необходимые образовательному процессу (ребята стали более
дисциплинированными,
артистичными,
восприимчивыми
к
получению
учебного
материала,
активными
участниками
всего
образовательного
процесса).
Данная работа «Роль игры на занятиях хореографией с детьми
дошкольного возраста» может быть использована педагогами - хореографами
учреждений дополнительного образования, детских садов, руководителями
хореографических коллективов.
1.
Игры на знакомство и лидерство
Педагог – хореограф, набрав определённое количество учащихся детей
дошкольного
возраста,
вначале
любого
занятия
начинает
знакомиться
с
детьми в игровой форме, выявляя при этом лидеров в коллективе. Наиболее
подходящей позицией для проведения игр является круг, в котором все равны,
от самого педагога до играющих. Игра – знакомство может проводиться с
предметом (мяч, мягкая игрушка и т.д.), передаваемым по кругу учащимися.
Конечно же, в любом коллективе или группе существуют свои лидеры,
которые диктуют свои правила и организовывают свои подгруппы из двух-
четырёх
человек.
Эти
лидеры,
как
правило,
эмоциональные
и
интеллектуальные.
1.1. «Назовись своим именем»
Все стоят по кругу, держа вытянутые руки перед собой, либо можно
сидеть на скамейке. Начинающий, а это как правило педагог-хореограф,
бросает мяч каждому участнику. Поймавший мяч участник должен назвать
своё имя. Игра продолжается до тех пор, пока все не назовут своё имя.
1.2. «Маскировка - имя»
Все стоят в кругу. Один из участников выходит в центр круга, он
изображает предмет, растение, животное, при этом говоря: «Вы думаете я -
(имя),
нет,
я
-
(показывает).
Так
кто
я?».
Лишь
последним
участником
замыкается круг знакомства.
1.3. Музыкальное знакомство»
Играющие образуют один круг, в центре ведущий педагог-хореограф
стоит с закрытыми глазами, а руки сложены в положении «рыбка» (вытянуты
вперёд и вместе). Под музыкальное сопровождение большой круг движется в
одном
направлении,
а
ведущий
в
другом.
После
прекращения
музыки
участники игры останавливаются, причём «рыбка» ведущего указывает на
одного из участников и тот называет своё имя. Далее вновь звучит музыка,
круг участников может двигаться либо медленно, либо быстро – это зависит
от
музыкального
сопровождения.
Музыка
перестаёт
играть
–
знакомство
продолжается.
1.4. «Начали»
Эта игра имеет несколько вариантов. Нужно разделить детей на две-три
равные
команды,
выбрать
название
каждой.
Условия
игры:
команды
выполняют
несколько
заданий,
но
только
после
команды
«Начали!».
Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит
задание.
Первое задание: каждая команда должна сказать хором какое-нибудь
слово,
Итак
«Начали!».
Для
выполнения
этого
задания
участникам
необходимо договориться. Эти функции берёт на себя ребёнок-лидер.
Второе задание: ни о чём не договариваясь, быстро встают полкоманды.
«Начали!». Встают, как правило, самые активные члены группы, в том числе
и лидер.
Третье
задание:
ведущий
говорит:
«Представьте,
мы
летим
на
космическом корабле на Луну, для этого нужно каждой команде как можно
быстрее
организовать
экипажи.
В
экипаж
входят:
капитан,
штурман,
пассажиры
и
«заяц».
Итак,
кто
быстрее?
Начали!».
Обычно
функции
организатора берёт на себя лидер, но распределение может поменяться так,
что
лидер
выберет
себе
роль
«зайца».
Здесь
лидер
хочет
переложить
ответственность командира на плечи другого.
1.5. «Большая семейная фотография»
Ребята, представьте, что вы - большая дружная семья. Вам всем вместе
нужно
сфотографироваться
для
семейного
альбома.
Нужно
выбрать
«фотографа», который располагает всю семью. Первым из семьи выбирается
«дедушка», он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи. Они
сами
решают,
кем
быть
и
где
стоять.
Роль
«фотографа»
и
«дедушек»
исполняют
дети,
стремящиеся
к
лидерству.
Не
исключены
элементы
руководства и другими «членами семьи». После распределения ролей все на
счёт «три» дружно кричат слово «сыр» и делают одновременно хлопок.
2. Подвижные игры
Подвижная игра занимает огромное место в жизни детей дошкольного
возраста. Это один из способов физического совершенствования детей, так
как
она
сопровождается
бегом,
прыжками,
подскоками,
перекатами,
ползанием
и
т.д.
Поэтому
объём
двигательной
активности
детей
должен
занимать
не
менее
18
часов
в
неделю.
Подвижная
игра
может
быть
организована в детских садах на улице и в помещении; во время вечеров
отдыха,
в
зале,
на
полянке
при
учебных
заведениях
дошкольного
образования: центры развития творчества детей и юношества, филиалах,
студиях.
Все игры начинаются с выбора ведущего. Ведущего выбирают по
считалочке или назначает сам педагог-хореограф, либо сам преподаватель
выступает в роли ведущего.
2.1. «Паровозик»
Дети встают друг за другом по кругу, руки кладут на плечи или на пояс
впереди
стоящего.
Педагог-хореограф
или
ведущий
ребёнок
двигается
речитативом в различных направлениях, ведя за собой «вагончики».
«Чук-чук-чук! Чук-чук-чук!
Паровоз наш лучший друг.
Он промчит нас по лесам,
По оврагам и горам.
Крепче за руки держись,
От друзей не оторвись.
Машинист вперёд гляди, Путь весёлый впереди». (Приложение 3)
2.2. « Солдатик»
Марш по кругу, остановка по сигналу, марш на месте. Движения на
месте: повороты направо и налево, марш с прямыми ногами. Марш по кругу,
остановка, марш на месте. Движения на месте: прыжки на месте по 6-й
позиции ног, прыжки на одной ноге попеременно. Повторить всё с начала.
Стойка на одной ноге попеременно:
«На одной ноге постой-ка,
Буд-то ты солдатик стойкий,
Ногу левую к груди, Да смотри не упади!
А теперь постой на правой
Если ты солдатик бравый».
2.3. Игровой танец «Весёлая пара».
Произведение предлагается для исполнения различных вариантов
прыжков.
Дети стоят параллельно друг к другу. Исходное положение: ноги в 6 позиции,
руки на поясе.
Куплет: 1-2 такты - прыжки по 6 позиции. 3-4 такты – прыжок по 2-ой
прямой позиции, прыжок по 6-ой п. 5-6 такты – повторение 1-2 тактов. 7-8
такты – повторение 3-4 тактов.
Припев: 1-й такт – прыжок по 6-й позиции с поворотом на 90 градусов через
повторение 1-4 тактов.
( Музыка В.Герчик «Песенка друзей». Приложение 2)
2.4. «Мышеловка».
Дети делятся на две группы. Часть ребят образуют круг. Они стоят,
взявшись за руки и подняв их вверх. «Мышеловка» открыта. Остальные дети
– «мыши». Они становятся цепочкой, так же взявшись за руки. С первыми
звуками музыки «мыши» начинают осторожно двигаться через центр круга,
проходя
между
поднятыми
руками
«мышеловки».
«Мышеловка»
захлопывается.
Ребята
резко
опускают
руки,
и
ловят
тех,
кто
оказался
замкнутым в кругу.
Затем эти дети становятся участниками мышеловки.
Игра продолжается до тех пор, пока в «мышеловку» не попадут все «мыши».
2.5. «Зоопарк».
В игре «зоопарк» ребята учатся на слух в звуках музыки узнавать
портреты знакомых зверей и движениями изображать их самих и их повадки.
Лиса
(М.Мильман
«Лиса»);
лошадка
(М.Красев
«Галоп»)
;
зайчик
(Г.Галынин
«Зайчик»)
;
белочка
(Н.Римский-Корсаков
«Во
саду
ли
в
огороде»). (Приложение 3)
2.6 «Карусели».
В игре ребята стоят по кругу и держатся за руки.
« Еле – еле, еле – еле
Закружились карусели,
А потом быстрей, быстрей,
А потом бегом, бегом,
Полетели, полетели,
На полянку тихо сели».
3. Малоподвижные игры
Наряду с подвижными играми существуют игры малой подвижности.
Они связаны с настроением детей дошкольного возраста, с их физическими
возможностями. Поэтому педагог-хореограф, работая с детьми дошкольного
возраста, должен правильно подбирать игры для детей различных возрастов,
смотреть на физические возможности и на настроение. В организации таких
игр
необходима
роль
ведущего-педагога.
От
его
приветливого
тона,
дружеской
улыбки,
внутренней
и
внешней
раскованности
зависит
воспитательный результат игры. Игры с коллективным ответом и игры с
вокальным пением важны для ребят. Их можно применять на уроках по
хореографии, в праздничных мероприятиях, во время поездок в автобусе,
если дети приуныли и приустали. Эти игры эмоционально «разогревают»
ребят перед предстоящим воспитательным процессом.
3.1. «Стирка»
Все стоят лицо в круг или в зеркало. Педагог использует прём «делай как
все».
Повторяют
сначала
все
слова,
затем
имитируют
«стирку»,
«полоскание», «выжимание»» и т.д.
«Мы стираем, мы стираем
Полоскаем, полоскаем,
Выжимаем, выжимаем,
Вытряхиваем, вытряхиваем,
Вешаем, вешаем (прищепки),
Повернёмся, хлопнули».
Сюда же входят танец «Буги-буги», «Морская фигура» и другие.
3.2. «Повар-булочка»
Эта игра направлена на развитие актёрских способностей детей
дошкольного возраста. Дети могут сидеть на ковриках или на лавочке.
«Мы поставим печь пирог (вытягивают руки перед собой).
Угольки горят в печи.
Из трубы идёт дымок (изображают одной рукой дымок)
Такой приятный (качают головой).
Там, за лесом, у реки (показывают рукой за спину и изображают волну)
Повар-булочка живёт (руки ставят в бока и покачиваются),
По утрам печёт пирог ( вытягивают руки перед собой),
Он ароматный (как будто вдыхают аромат и выдыхают)… а-а-ах!»
Дети произносят текст хором сначала обычным голосом, а затем в образе
великанов (грозно, размашистыми движениями) и гномов (пискляво, очень
мелкими движениями).
3.3. «Мы весёлые мартышки»
Эта игра поможет детям раскрепоститься, зарядиться положительной
энергией и хорошим настроением.
«Мы весёлые мартышки, мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем,
Надуваем щёчки, скачем на носочках
И друг другу даже язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесём к виску,
Оттопырим ушки, хвостик на макушке,
Шире рот откроем, рожицы состроим.
Как скажу я цифру «три» - все с гримасами замри!»
3.4. «Правая и левая»
Часто дети дошкольного возраста не могут различить, где правая, а где
левая рука. Эта игра им в этом очень помогает.
«Правая и левая строят города,
Правая и левая водят поезда,
Правая и левая могут шить и штопать,
Правая
и
левая
могут
дружно
хлопать». Весь
текст
сопровождается
движениями рук.
3.5. «Десять лунатиков»
Многие педагоги-хореографы сталкиваются с нежеланием детей
заниматься упражнениями на растяжку, так как это не очень приятно и даже
болезненно. Данная игра безусловно поможет справиться с задачей. Дети
сидят на ковриках, положение ног по заданию педагога, руки вытянуты
наверх, пальцы растопырены.
«10 лунатиков жили на луне, 10 лунатиков карабкались во сне,
Вдруг один лунатик упал…»
Дети опускают корпус на ноги или между ними и под музыкальное
сопровождение
лежат
на
растяжке.
Музыка
останавливается,
дети
снова
выпрямляют корпус и вытягивают руки наверх, один палец зажат. Снова
начинают повторять текст, но уже не «10 лунатиков», а «9 лунатиков…» и т.д.
3.6. Игра «Медведь и дети»
Дети изображают прогулку в лесу.
С появлением медведя они останавливаются, и стараются не шевелиться,
медведь медленно идёт между ними.
Можно ввести текст: «Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает? Кто
шумит в моём лесу? Шевельнётся – заберу!».
Если медведь не заметил шевелившихся детей, то можно сказать: «Нет
никого возле дома моего, пойду опять в берлогу спать». После ухода медведя
дети танцуют и веселятся.
Игра
повторяется
2-3
раза.
Первые
два
раза
роль
медведя
исполняет
преподаватель, а потом на эту роль выбирается один из детей.
3.7. Игровое упражнение «Стрекоза»
«Вот такая стрекоза, как горошины глаза»:
- пальцы складываем кольцами, изображая бинокль, подводим к глазам,
покачивая головой влево-вправо.
«А сама как вертолёт, так и просится в полёт»:
- параллельно вращаем предплечьями вперёд с полуповоротом корпуса влево
и вправо.
«И на травушке роса, и на кустиках роса»:
- приседая, имитируем поглаживание верхушек травинок слева направо и
справа налево.
«Мы ладошки отряхнули»:
- делаем широкие махи руками перед собой.
«Улетела стрекоза»:
- имитируем полёт стрекозы: руки – в стороны, частые движения кистями.
«Попрыгунья испугалась!»:
- руки отводим за голову, поворачиваем корпус влево и вправо.
«Только песенка осталась»:
- ладони складываем рупором у рта, издаём звук «Дз-з-з-з, дз-з-з-з, дз-з-з-з!».
«Мы по травушке ходили»:
- стоя на левой ноге, делаем свободные махи правой ногой вперёд – назад.
«Босы ноги замочили»:
- те же движения, но стоя на правой ноге.
«Не пугает нас роса»:
- с помощью прыжка выполняем стойку «ноги врозь».
«Разгуляйся коса!»:
- имитируем движения косаря, издавая звуки «С-с-с».
«Тишина у пруда, не колышется вода»:
- поглаживаем тыльной стороной кисти лоб, имитируя усталость,
расслабление.
«Зашептали камыши – тише, тише, малыши»:
- плавно покачиваем туловищем влево и вправо с поднятыми вверх руками,
шепотом издаём звуки «Шш-и, ши, ши», затихая совсем к концу упражнения.
3.8. «Песенка обезьянки»
«Лучшие качели»:
- руки вверх, выполняем пружинящие полуприседания и машем руками
вперёд – назад.
«Гибкие лианы»:
- наклоняем туловище влево – вправо.
«Это с колыбели знают обезьяны»:
- ноги врозь, полуприседаем, руки, согнутые в локтях, поднимаем на уровень
лица, ладони вперёд, пальцы разводим в стороны.
«Кто на них качается»:
- массу тела переносим с одной ноги на другую.
«Да, да, да!»:
- делаем три кивка головой.
«Тот не огорчается»:
- махи руками в стороны.
«Ни-ко-гда!»:
- повороты головы влево и вправо на каждый слог.
4. Танцы – игры
4.1.Ритмическая разминка «Колобок»
Цель
-
овладение
простейшими
навыками
координации
движений.
Упражнения в этой разминке способствуют развитию на только «мышечного
чувства», они формируют у детей умение использовать пространственный
рисунок,
вырабатывают
индивидуальную
манеру
исполнения,
развивают
музыкальность. Все их действия подтверждаются речью, то есть песенкой,
которую дети исполняют вместе с учителем, привыкая к характеру музыки, её
темпу и ритму.
Дети выстраиваются в четыре линии лицом к учителю. На музыкальное
вступление к песенке «Колобок» дети соединяют у себя за спиной руки, в
которых держат небольшой мяч. Позиция ног 6.
1 -4 такты: дети поют и одновременно выполняют действия:
«Жили-были дед да баба
На поляне у реки».
На каждую четверть музыкального такта наклоняют голову направо - налево.
5 - 8 такты: «И любили очень – очень
На сметане колобки».
Вместе с приседанием открывают из-за спины сначала правую, затем левую
руку.
Мяч
–
«колобок»
переходит
за
спиной
из
правой
руки
в
левую.
Движение
исполняется
четыре
раза
на
каждый
такт
музыкального
сопровождения.
9 -12 такты: «Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила».
Дети, одновременно с неглубокими приседаниями по 6 позиции, катают
ладошками «колобки» по корпусу сверху вниз, от груди до колен. Движение
исполняется четыре раза на каждый такт музыкального сопровождения.
13 -16 такты: «Ну, а маленькая внучка
Колобок катала в ручках».
Дети вытягивают руки с «колобком» вперёд, катают его между ладошками.
1 – 4 такты: «Вышел ровный, вышел гладкий,
Не солёный и не сладкий».
Дети сгибают руки в локтях, прижимают «колобок» к груди, вновь
выпрямляют в направлении от себя. Движение исполняется четыре раза.
5 – 8: «Очень круглый, очень вкусный,
Даже есть его мне грустно».
Четыре
раза,
на
каждый
такт
музыкального
сопровождения,
дети
подбрасывают обеими руками мяч – «колобок», ловят его и опускают на пол
перед собой.
9 – 12: « Мышка по лесу бежала,
Колобочек увидала».
Лежащий
на
полу
мяч
–
«колобок»
дети
обегают
по
кружочкам
в
направлении хода часовой стрелки.
13 – 16: « Ах, как пахнет колобочек,
Дайте мышке хоть кусочек!»
Дети берут в руки «колобок», подносят его к носу и выпрямляют руки
вперёд, при этом наклоняют голову направо - налево. Движение исполняется
дважды.
1 – 4: «С колобком забот не мало,
Скачет глупый где попало».
Мячиком ударяем в пол и ловим. Движение исполняем три раза. На
четвёртый такт дети садятся на пол, ноги вытянуты перед собой.
5 – 8: «Может в лес он укатиться,
Может съесть его лисица».
Дети обеими ладошками прокатывают дважды мяч – «колобок» от груди по
всему корпусу, по ногам до кончиков пальцев вытянутых стоп и обратно.
Корпус, следуя за мячом, сгибается в пояснице пополам. На восьмой такт
дети встают с пола. Ноги ставят во 2-ю позицию. Руки, держащие «колобок»,
поднимаются наверх в 3-ю позицию.
9 – 12 такты: «Лучше взять наш колобочек,
И запрятать под замочек».
На
каждый
такт
музыкального
сопровождения
дети
опускают
мяч
«колобок» вниз, затем снова поднимают наверх. Корпус вместе с руками
резко наклоняется вперёд и выпрямляется. Движение
исполняется четыре
раза. На последнюю четверть двенадцатого такта дети кладут мяч на пол
между стопами ног и зажимают его.
13 – 16 такты: «И тогда из- под замочка
Не украсть ей колобочка».
Дети выполняют прыжки вместе с зажатым между стопами «колобком».
Прыжки
исполняются
8
раз
на
каждую
четверть
такта
музыкального
сопровождения; руки – на поясе.
По
времени
разминку
можно
увеличить
под
то
же
музыкальное
сопровождение, давая определенные задания детям.
4.2. «Весёлые колокольчики»
П
арный танец. Исполняется в умеренном темпе. Исходное положение: пары
стоят по кругу, лицом друг к другу, руки на поясе, позиция ног 6-я.
Вступление:
1
такт:
пружинка
в
ногах,
поворот
корпуса
направо,
руками
исполняют движение фонарики.
2 такт: повторение движения 1 такта с поворотом корпуса налево.
3 -8 такты: повторение 1 – 2 тактов.
1 – 2 такты:
Два приставных шага в правую сторону, наклон корпуса на правый
бок при каждом шаге правой ногой, корпус выпрямляется, когда
подставляем левую ногу к правой в 6-ю позицию, руки на поясе.
3 такт:
Два хлопка в ладоши,
4 такт:
Три хлопка в ладоши.
5 – 8 такты:
Повторение 1 и 2 тактов в левую сторону.
1 – 2 такты:
Поворот через правое плечо, руки на поясе,
3 – 4 такты:
Хлопки в ладоши,
5 – 8 такты:
Повторение 1 – 4 тактов, поворот через левое плечо.
1 – 2 такты:
Ковырялочка с перетопом с правой ноги,
3 – 4 такты:
Ковырялочка с перетопом с левой ноги,
5 – 8 такты:
Повторение 1 – 4 тактов.
1 – 2 такты:
Поворот через правое плечо, руки на поясе,
3 – 4 такты:
Хлопки в ладоши,
5 – 8 такты:
Повторение 1 – 4 тактов, поворот через левое плечо.
1 – 4 такты:
Шестая
позиция
ног,
колени
присогнуты,
голова
наклонена
на
право, руки поднести к правому уху, хлопаем и говорим: « динь-
динь-динь…»,
5 такт:
Пружинка в ногах, поворот корпуса направо, руками исполняют
движение фонарики,
6 такт:
Повторение движения 5 такта с поворотом корпуса налево,
7 такт:
Три хлопка,
8 такт:
Присесть, голову опустить вниз и сразу встать на вытянутые ноги,
голову высоко поднять.
4.3. «Гуси – гуси»
П
арный
танец,
изображающий
двух
весёлых
гусей.
Исполняется
в
умеренном темпе. Дети, играя и изображая повадки птиц, вытягивают шеи,
моют
в
«луже»
лапки,
любуются
пёрышками,
с
которых
постоянно
стряхивают «водичку». Танец может сопровождаться песней:
«Жили у бабуси
Два весёлых гуся:
Один серый, другой белый,
Два весёлых гуся. 2 раза
Вытянули шеи –
У кого длиннее?
Один серый, другой белый,
У кого длиннее? 2 раза
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке. 2 раза
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый, другой белый,
Гуси, мои гуси!» 2 раза
Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе». 2 раза
Исходное положение: пары стоят по кругу, по направлению линии танца,
против хода часовой стрелки. Девочка с правой стороны от мальчика. Руки
отведены от корпуса. Пальцы раскрыты. Вторая позиция ног, полупальцы.
1 – 2 такты:
Исполнители в парах двигаются по кругу, начиная простой ход на
полупальцах
по
2-й
позиции
с
правой
ноги.
Корпус
чуть
покачивается.
Шаг исполняется на каждую восьмую такта.
3 – 4 такты:
Поворот вокруг себя друг от друга, остановиться лицом к лицу партнёра,
мальчик спиной к центру круга, девочка – лицом.
5 – 6 такты:
Выставить правую ногу на каблук вперёд, чуть в сторону, корпус наклонить к
ноге,
руки
отвести
назад,
затем
выпрямиться.
Ногу
вернуть
в
шестую
позицию.
Исполнить
движение
с
левой
ноги
вперёд,
чуть
влево,
на
последнюю четверть такта ногу возвратить в 6-ю позицию.
7 такт:
Наклонить корпус вперёд, потянуть шеи и носы друг к другу. Руки отвести
назад. На последнюю четверть такта встать прямо.
8 такт:
Стряхнуть с себя «водичку» вибрирующим движением бёдер
(потрясти хвостиком).
9 – 12 такты:
Повторить движения 5 – 8 тактов лицом друг к другу.
1 – 2 такты:
Мальчики вытягивают шеи вперёд, как бы кланяются.
3 – 4 такты:
Им отвечают девочки, исполняя то же движение.
5 – 8 такты:
Исполнители обходят друг друга по кугу, чуть касаясь правыми плечами,
голова повёрнута друг к другу. Шаг простой на полупальцах, позиция ног 2-я.
9 – 12 такты:
Мальчики и девочки обходят друг друга, меняя направление, чуть касаясь
левыми плечами.
1 – 2 такты:
Исполнители приподнимают правую ногу 3 раза, носком чуть касаясь пола
(моют в луже лапки). На последнюю четверть такта возвращают правую ногу
в 6-ю позицию.
3 – 4 такты:
То же движение исполняют с левой ноги.
5 такт:
Опуская руку до пола, проводят тыльной стороной ладони правой руки по
воображаемой луже и встают в исходное положение, чуть покачивая плечами.
6 такт:
Пары
повторяют
движение
левой
рукой;
возвращаются
в
исходное
положение.
7 такт:
Дети наклоняют корпус друг к другу, вытягивают шеи и вновь возвращаются
в исходное положение; позиция ног6-я.
8 такт:
Исполнители стряхнули с себя «водичку» вибрирующим движением бёдер.
9 – 12 такты:
Повторить движения 5 – 8 тактов.
1 – 8 такты:
Девочка мелкими шагами на полупальцах бежит по кругу по линии танца,
мальчик против линии танца. На последнюю четверть такта встречаются со
своей парой.
9 – 10 такты:
Выставить правую ногу на каблук вперёд, чуть в сторону, корпус наклонить к
ноге,
руки
отвести
назад,
затем
выпрямиться.
Ногу
вернуть
в
шестую
позицию.
Исполнить
движение
с
левой
ноги
вперёд,
чуть
влево,
на
последнюю четверть такта ногу возвратить в 6-ю позицию.
11 такт:
Наклонить корпус вперёд, потянуть шеи и носы друг к другу. Руки отвести
назад. На последнюю четверть такта встать прямо.
12 такт:
Стряхнуть с себя «водичку» вибрирующим движением бёдер
(потрясти хвостиком).
1 – 2 такты:
Исполнители, стоя в паре лицом друг к другу, начинают с правой ноги делать
«ковырялочку» с притопом. Характер движения мягкий, лиричный.
3 – 4 такты:
«Ковырялочка»
с
притопом
исполняется
с
левой
ноги.
Корпус
слегка
наклоняется вперёд при переводе стопы на пятку. Руки отводятся назад.
5 – 6 такты:
Мальчик кланяется девочке.
7 – 8 такты:
Девочка кланяется мальчику.
9 – 10 такты:
Дети мелкими шагами на полупальцах разбегаются друг от друга, мальчики к
центру, девочки из круга; на последнюю четверть такта через правое плечо
поворачиваются лицом друг к другу.
11 – 12 такты:
Высоко поднимая руки вверх, исполнители бегут на встречу друг другу и в
завершающей позе танца кладут на плечи партнёра руки и голову. Корпус
наклонён вперёд. Музыкальный темп 11 – 12 тактов ускоряется.
Примерное содержание базовых тем
образовательной программы по предметам
ритмика и гимнастика для детей 5 – 7 лет
Первый год обучения
1. Поклон
2. Шаги:
- приставной,
- лёгкий шаг с носка,
- шаг на полупальцах,
- лёгкий бег,
- шаг с подскоком,
- галоп,
- бег «лошадка».
3. Прыжки на двух ногах:
- по 6 позиции ног,
- врозь – вместе,
- «разножка» (на месте из 6 п. ног в 6-ю)
4. Движения для головы:
- повороты направо - налево,
- вверх – вниз,
- наклоны с различной амплитудой.
5. Движения плеч и корпуса:
- подъём и опускание плеч,
- наклоны корпуса вперёд и в сторону,
- повороты, выводя правое или левое плечо вперёд.
6. Положения и движения рук, принятые в русской пляске:
- свободно опущенные вниз,
- руки в бок,
- руки, скрещенные на груди,
- хлопки в ладоши.
7. Построения и перестроения:
- в колонну по одному,
- в парах,
- круг,
- линии,
- диагональ.
8. Ковырялочка с притопом.
9. Игры:
- «Правая и левая»,
- «Повар булочка»,
- «Песенка обезьянки»,
- «Мы весёлые мартышки»,
- «Стирка».
- «Паровозик»,
- «Карусели».
10. Танец – игра «Гуси – гуси».
11. Танец – игра «Весёлые колокольчики».
12. Работа над этюдами.
Гимнастика
1) Упражнения для формирования стопы:
- сокращение и вытягивание стоп в положении 6-й и 1-й позиций, лёжа на
спине, ноги вытянуты в коленях;
- разворачивание стоп в сокращённом состоянии из 6-й в 1-ю позицию и
возвращение в 6-ю, лёжа на спине, ноги вытянуты в коленях;
- и поочерёдное сокращение и вытягивание стоп в положении 6-й и1-й
позиций, лёжа на спине, ноги вытянуты в коленях.
2) Упражнения для развития гибкости поясного и плечевого суставов:
- «арка» - встать на колени и сесть на пятки, руки за голову. Подняться с
пяток
(стоять
на
коленях),
выдвигая
таз
вперёд,
сильно
разогнуть
тазобедренные суставы. Руки развести в стороны ладонями вверх. Вернуться
в исходное положение.
- «кошечка» - сидя на коленях, упор на руки. Спину спокойно округлить,
голову опустить вниз, затем, спину спокойно прогнуть.
- «рыбка» - сидя на коленях, упор на руки. От поясничного отдела как бы
«виляем хвостиком» вправо – влево.
- «коробочка» - лёжа на животе, согнуть ноги в коленях и захватить стопы
руками. Удерживать это положение несколько секунд. В дальнейшем для
развития
гибкости
поясничного
отдела
нужно
стараться
достать
ногами
головы, руками упор в пол.
- «клубок» - исходное положение: лёжа на спине, руки вверх. Согнуть
ноги, прижать колени руками к груди. Вернуться в исходное положение,
потянуться руками вверх, вытянуть подъём и прижать поясницу к полу.
- «лодочка» - лёжа на животе, поднять вытянутые ноги над полом.
Прогнуться. Руки назад. Удерживать это положение некоторое время. Затем
опустить руки и ноги на пол, расслабить мышцы. Можно выполнять это
упражнение с поднятыми руками перед собой.
- «бутерброд». Исходное положение: сидя на полу, колени и стопы
вытянуты.
С
абсолютно
прямой
спиной
наклониться
вперёд
к
ногам.
Следить, чтобы спина не сгибалась.
3) Упражнения для развития «выворотности» и танцевального шага:
- «лягушка». Лёжа на животе, бёдра отводятся, колени сгибаются, стопы
касаются друг друга подошвенной частью.
Спину прогнуть максимально
назад.
- «бабочка». Сидя на полу, ноги согнуть в коленях, бёдра отведены назад в
стороны, стопы соединены подошвенной частью.
Необходимо стараться,
чтобы колени коснулись пола.
- «шпагат». Исполняется сидя на полу, ноги разведены в стороны до
предела.
Руки в стороны.
Наклон вправо, правая рука за спину, левая
поднимается вверх. Вернуться в исходное положение. Повторить в левую
сторону.
Второй год обучения
1. Шаги:
- с высоким коленом вперёд на полупальцах,
- на полупальцах, сгибая ноги сзади,
- переменный,
- вальсовая дорожка.
2. Прыжки:
- крестик-вместе-врозь-одна,
- на одной ноге,
- с поджатыми назад.
3. Построения и перестроения:
- два круга,
- ручеёк,
- звёздочка,
- змейка
4. Выставление ноги на каблук с наклоном корпуса в паре.
5. Ритмическая разминка «Колобок»
6. Игры:
- «Весёлая пара»,
- «Мышеловка»,
- «Стрекоза».
7. «Колесо»
8. Стойка на руках.
9. Работа над этюдами.
- хоровод,
- вальс.
Гимнастика
1) Упражнения для формирования стопы:
- сокращение и вытягивание стоп в положении 6-й и 1-й позиций, лёжа на
спине, ноги вытянуты в коленях;
- разворачивание стоп в сокращённом состоянии из 6-й в 1-ю позицию и
возвращение в 6-ю, лёжа на спине, ноги вытянуты в коленях;
- и поочерёдное сокращение и вытягивание стоп в положении 6-й и1-й
позиций, лёжа на спине, ноги вытянуты в коленях.
2) Упражнения для развития гибкости поясного и плечевого суставов:
- «арка» - встать на колени и сесть на пятки, руки за голову. Подняться с
пяток
(стоять
на
коленях),
выдвигая
таз
вперёд,
сильно
разогнуть
тазобедренные суставы. Руки развести в стороны ладонями вверх. Вернуться
в исходное положение,
- «кошечка» - сидя на коленях, упор на руки. Спину спокойно округлить,
голову опустить вниз, затем, спину спокойно прогнуть,
- «корзиночка» - лёжа на животе, согнуть ноги в коленях,
нужно
стараться достать ногами головы, руками упор в пол,
- «клубок» - исходное положение: лёжа на спине, руки вверх. Согнуть
ноги, прижать колени руками к груди. Вернуться в исходное положение,
потянуться руками вверх, вытянуть подъём и прижать поясницу к полу,
-исходное положение: упор на коленях. «Раз» - мах правой ногой назад;
«два» - исходное положение. Повторить с левой ноги.
- «звёздочка» - лёжа на животе, поднять вытянутые ноги над полом.
Прогнуться.
Руки
вытянуты
перед
собой.
Удерживать
это
положение
некоторое
время.
Затем
руки
и
ноги
развести
над
полом,
удерживая
положение над полом собрать снова вместе и опустить, расслабить мышцы.
- исходное положение: сидя на полу, колени и стопы вытянуты.
С
абсолютно прямой спиной наклониться вперёд к ногам.
Следить, чтобы
спина не сгибалась.
3) Упражнения для развития «выворотности» и танцевального шага:
- «лягушка». Лёжа на животе, бёдра отводятся, колени сгибаются, стопы
касаются друг друга подошвенной частью.
Спину прогнуть максимально
назад (Приложение, рис. 2.7);
- «бабочка». Сидя на полу, ноги согнуть в коленях, бёдра отведены назад в
стороны, стопы соединены подошвенной частью.
Необходимо стараться,
чтобы колени коснулись пола.
- «шпагат». Исполняется сидя на полу, ноги разведены в стороны до
предела.
Руки в стороны.
Наклон вправо, правая рука за спину, левая
поднимается вверх. Вернуться в исходное положение. Повторить в левую
сторону.
- исходное положение: лёжа на спине, плечи и бёдра прижаты к полу. Ноги
максимально выпрямлены, стопы вытянуты. Одну ногу поднять вперёд на 90
градусов, стопа выворотная и сокращённая. Преподаватель надавливает на
поднятую ногу, уменьшая угол между ногой и телом.
Ногу, лежащую на
полу, удерживать в вытянутом положении. Необходимо следить за тем, чтобы
нога во время давления не отклонялась в сторону.
- исходное положение: лёжа на спине, плечи и бёдра прижаты к полу. Ноги
максимально выпрямлены, стопы вытянуты. Одну ногу поднять вперёд на 90
градусов, стопа выворотная и вытянутая. Удерживая плечи и ягодицы на полу,
опускаем ногу в сторону на пол под углом 90 градусов. Возвращаем наверх и
опускаем в исходное положение. Темп спокойный.
-
исходное
положение
:
лёжа
на
животе
,
руки
открыты
в
стороны
,
ладони
прижаты
к
полу
,
ноги
вытянуты
вместе
.
На
«1»
нога
поднимается
от
пола
наверх
,
носок
вытянут
,
спина
сгибается
в
поясничном
отделе
.
На
«2»
нога
,
сгибаясь
в
колене
подводится
к
кисти
руки
противоположной
стороны
(
скручивание
).
На
«3»
нога
возвращается
наверх
и
на
«4»
опускается
в
исходное
положение
.
Важно
следить
за
тем
,
чтобы
плечи
и
живот
не
отделялись
от
пола
.
Список литературы
1.
Бекина С.И., Логинова Т.П., Соковнина Е.Н. «Музыка и движение для
детей 3-4 лет.» -М. : Просвещение, 1981
2.
Бекина С.И. и др. «Музыка и движение для детей 5-6 лет.» - М. :
Просвещение, 1983
3.
Бекина С.И. и др. «Музыка и движение для детей 6-7 лет.» - М. :
Просвещение, 1984
4.
Боголюбская,
М.С.
Музыкально
-
хореографическое
искусство
в
системе
эстетического
и
нравственного
воспитания:
Учеб.-метод.
пособие для клубных работников / М.С. Боголюбская. - М.: ВНМЦ и
КПР. 1986.
5.
Боголюбская
М.С.
«Учебно-воспитательная
работа
в
детских
самодеятельных хореографических коллективах». – М., 1982
6.
Бочкарёва
Н.И.
«Ритмика
и
танец».
Методическое
пособие
для
педагогов. – Кемерово,
7.
Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической
пластике для детей дошкольного возраста. – СПб. , 1997
8.
Ворновицкая Н. «Музыка в детском саду». Изд. Советский композитор,
1989
9.
«Дошкольная
педагогика»
под
ред.
Сокина
Ф.А.,
Ядешко
В.И..
Издание второе. – М.; Просвещение, 1986
10.«Дошкольная педагогика» под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г.
Часть 2. – М.; Просвещение, 1988
11. «Дошкольное воспитание» под ред. Кузина В.М. Выпуск 6. – М.; 2003
12.Зинич Р.Т., Рудченко И.Н., Шоломович С.М. Нотное издание «Музыка в
детском саду». Выпуск 1. – Изд. «Музыка Украина», 1988
13.«Книжки,
нотки
и
игрушки
для
Катюшки
и
Андрюшки»
под
ред.
Казаченковой Л. Издательство Либерия № 1-2. – М.; 1999
14.Колодницкий Г.А. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и
танцы для детей». Учебно-методическое пособие для педагогов. – М.;
2000
15.Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников / Л.
Прохорова // Дошкольное воспитание. - 1996. - №5. - С.4 - 6.
16.Пуртова. Т.В. Учите детей танцевать / Т. Пуртова. - М.: ВЛАДОС, 2003.
17.Раевская
Е.П.,
Соболева
Г.Н.,
Ушакова
З.Н.
«
Музыкально-
двигательные упражнения в детском саду». – Ленинград, 1961
18.Рыданова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников». – М., 1994
19.Фомина А.И. «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском
саду». Издание 2. – М.; Просвещение, 1984
20. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с
детьми 5-6 лет» под ред. Горбуновой О.Ф. – М.; Мозаика – синтез, 2008