Автор: Комнатная Анна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №88"
Населённый пункт: г.Братск п.Гидростроитель
Наименование материала: статья
Тема: ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Раздел: дошкольное образование
ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста.
Колоссальное воздействие на адаптацию оказывает отношение ребенка со
сверстниками. Делается акцент на повышенной склонности к расстройствам
эмоционального характера и невротизации. Ключевые слова: ребенок,
индивидуальные особенности, воспитатель, психофизическое состояние,
дошкольное образовательное учреждение Семья в воспитании ребенка играет
важную роль. В тоже время, семья препятствует социальной адаптации
ребенка по причине его непрерывного нахождения в домашних условиях.
Важна и структура семьи, ее культурный и образовательный потенциал,
взаимоотношение к друг к другу. При формировании «Я-концепции» роль
семьи возрастает по причине нахождения ребенка дома. Такое влияние на
ребенка следует и в дальнейшем. У ребенка отсутствует прошлое и критерии
самооценки, ее формирование складывается из людей, которые его окружают,
оценивают, дают информацию. Эти дети страдают не только нарушением
поведения и развитием выше названных функций. У них затруднена
адаптация к детскому саду, а также к школе. Все это и определяет их
повышенную склонность к расстройствам эмоционального характера и
невротизации. У таких детей наблюдается нейро-соматическая патология, что
подразумевает вегетативные сдвиги . В связи с этим, возникают заболевания
сердечно — сосудистой системы, дыхательной, пищеварительного тракта.
Адаптация детей может происходить неблагоприятно, вследствие нарушения
психического здоровья детей в раннем возрасте. Чем раньше выявить и
провести коррекцию эмоциональных нарушений, тем лучше. В трехлетнем
возрасте ребенок впервые ощущает себя личностью и, его естественное
желание, чтобы это увидели окружающие. Что касается взрослых, им
привычно, чтобы первое время все оставалось по-старому. Ребенку
приходится отстаивать перед взрослыми свою личность и, именно в это
период его психика находится в повышенной степени напряжения. Становясь
ранимой, она более острее реагирует на обстоятельства окружающей среды.
Мама ребенка, согласно закону, выходит на работу, когда ее ребенку
исполнится 3 года. Одни матери выходят на работу по необходимости, другие
с желанием возвращаются к прежней жизни. В первую очередь, чтобы
принять решение о выходе на работу, матери важно внимательно посмотреть
на своего ребенка. В случае, если кризис 3-х лет находится в разгаре, лучше
всего его переждать, ведь он длится не слишком долго. В свою очередь, если
адаптация к детскому саду проходит неблагоприятно, то это ведет к
замедленному интеллектуальному развитию, негативным изменениям в
характере, к ухудшению показателей психического здоровья. Если стрессовая
ситуация имеет продолжительный характер, то у детей возникает
психосоматическая патология, а также неврозы, что ведет к последующим
проблемам, связанным с адаптацией ребенка к новым факторам среды.
Таким образом, возникает замкнутый круг. Продолжительное сохранение
стрессовых ситуаций принадлежит межличностному конфликту. За последнее
время дидактогенные заболевания стали актуальными благодаря
непедагогическому поведению воспитателя. Отметим, что у самих
воспитателей имеются нарушения здоровья, которые имеют сходную
структуру с заболеваниями своих воспитанников, при этом у них нередко
наблюдается неврастенический синдром.
Воспитатель и его воспитанники, проводят в детском саду много времени,
таким образом, они находятся в едином психоэмоциональном кольце, которое
оказывает взаимно заражающее действие. В связи с чем, важным является
нормализация психоэмоционального состояния воспитателя — в системе
охраны здоровья детей. Когда ребенок приходит в детский сад, окружающая
его среда оказывает огромное влияние на его психическое и физическое
здоровье. Особое внимание нужно уделить развитию у ребенка необходимых
навыков. Так, 3-х ребенок, который готовится идти в детский сад и у него
развита речь, элементарные навыки самообслуживания и тянется к детскому
обществу, то ребенок младше, соответственно, неприспособлен, быть в
отрыве от семьи, он слабее и раним. И в этом возрасте адаптация проходит
труднее и дольше по времени и сопровождается болезнями. Именно в этот
период интенсивно происходит физическое развитие, а также формируется
психика ребенка. Такие дети очень часто подвержены срывам.
Изменяющиеся условия окружающей среды и новые формы поведения
требуют больших усилий от ребенка, которые сопровождаются в напряжении
Степень подготовленности ребенка к переходу в детский сад из семьи зависит
от течения адаптационного периода. Новый образ жизни ребенка нарушает
его эмоциональное состояние. Адаптируясь в детском саду, дети
эмоционально напряжены, обеспокоены и, даже эмоционально заторможены.
Ребенок расстроен, плачет и ему нужен контакт с взрослыми или он
сторонится взрослых и окружающих его детей. В связи с нарушением
социальных связей ребенка, у него происходит эмоциональное напряжение,
которое сказывается на сне и аппетите. Когда родители оставляют ребенка в
детском саду, он их не отпускает, после их ухода плачет, их приход встречает
вновь слезами. У него пропадает интерес к окружающей обстановке, его
активность меняется. Речевая активность ограничена, происходит
сокращение словарного запаса, в связи с чем, сложно усваиваются новые
слова. Попадая в окружение сверстников, ребенок подвергается
заболеваниям, нарушается реактивность его организма. Что касается
эмоциональных отношений, то для ребенка они строятся на общении с
близкими ему людьми. В первые месяцы своей жизни, ребенок
доброжелательно относится к любому взрослому, элементарных знаков
внимания со стороны взрослого ему достаточно, чтобы ответить на них
радостной улыбкой и протягиванием ручек. Начиная со второго полугодия
жизни, малыш начинает четко различать близких людей и чужих. Примерно в
8 месяцев почти у всех детей может возникнуть страх при появлении
незнакомых ему людей. Ребенок прижимается к матери, может заплакать. До
этого возраста расставание с матерью могло проходить безболезненно, после
этого расставание приводит его в отчаяние, отказ от общения с другими
людьми, потеря аппетита и сна.
Практика показывает, что такие дети по большей части избалованы. Итак,
одной из причин привыкания причиной к детскому саду является
продолжительное эмоциональное общение взрослого и ребенка, полное
отсутствие навыков взаимодействия с предметами, которая подразумевает
иную форму общения с взрослыми, а именно — сотрудничество. Дети,
умеющие долгое время разнообразно и сконцентрировано действовать с
игрушками, легче адаптироваться в саду, они с охотой отзываются на
предложение воспитательницы поиграть, а также с интересом изучают новые
игрушки. Все это является для них привычным занятием. В случае
затруднения эти дети упорно и целеустремленно ищут выход из ситуации,
при обращении за помощью к взрослому они не испытывают стеснения.
Также решение предметных задач они осуществляют вместе с взрослым
(собрать конструктор). У таких детей легко устанавливается контакт с любым
взрослым по причине владения им таких средств, которые необходимы для
этого. В свою очередь те дети, которые привыкают к саду с большим трудом,
они не умеют обращаться с предметами, сложно сосредотачиваются на игре,
не проявляют инициативу при выборе игрушек. При любой трудности они
плачут. Эти дети не могут наладить контакт со взрослыми и ограничиваются
только эмоциями. До настоящего времени, особого внимания проблеме
адаптации ребенка не было уделено.
Ребенок не хочет посещать детский сад, боясь воспитателя, возвращается
домой. Дома он попадает в привычную среду, где его окружают родители, но
все же он продолжает плакать, присутствует страх одиночества, нарушается
сон и аппетит, хотя до поступления ребенка в детский сад вышесказанных
изменений не наблюдалось. Педагог должен быть настроен на ласку, так как
она способствует привыканию ребенка к детскому саду. При этом изменения
в поведение исчезают без медикаментозной коррекции. В случаи
недостаточной своевременной помощи появляются неврозы. Усиливаются
вегетативные расстройства, нарушается регулирующая функция нервной
системы, работа внутренних органов и, также могут появляться соматические
заболевания. Исследованиями подвержено, что 80 % хронических
заболеваний — это психические — и нервные болезни. Во время общения с
ровесниками дети ведут себя неоднозначно: одни избегают сверстников,
плачут при их приближении, другие — включаются в игру, делясь
игрушками, стремятся к контактам. Неумение обращаться с другими детьми,
в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми еще
больше отягощает сложность адаптационного периода
Таким образом, состояние психофизического здоровья ребенка, его
навыки общения с взрослыми и сверстниками, активная предметная и
игровая деятельность проявляются в основных критериях, благодаря которым
можно определять степень готовности к поступлению в детский сад и
благополучном пребывании в нем .
Эти выводы имели важное значение для возрастных и индивидуальных
особенностей детей раннего возраста [1, с. 62–64].
Литература:
1. Иохвидов В.В., А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении
эффективности урока В сборнике: Теория и практика образования в
современном мире Материалы Международной научной конференции. 2015.
С. 62–64.
2. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики методическое пособие /
Новосибирск, 2015.
3. Л. Л. Редько, С. В. Бобрышова, Е. Г. Пономарева. 2015. С. 221–225.
4.Гуркова В. С. Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего
возраста.
4. Теория и практика образования в современном мире: материалы IX
Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). С. 20-22.