Напоминание

ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.


Автор: Комнатная Анна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №88"
Населённый пункт: г.Братск п.Гидростроитель
Наименование материала: статья
Тема: ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста.

Колоссальное воздействие на адаптацию оказывает отношение ребенка со

сверстниками. Делается акцент на повышенной склонности к расстройствам

эмоционального характера и невротизации. Ключевые слова: ребенок,

индивидуальные особенности, воспитатель, психофизическое состояние,

дошкольное образовательное учреждение Семья в воспитании ребенка играет

важную роль. В тоже время, семья препятствует социальной адаптации

ребенка по причине его непрерывного нахождения в домашних условиях.

Важна и структура семьи, ее культурный и образовательный потенциал,

взаимоотношение к друг к другу. При формировании «Я-концепции» роль

семьи возрастает по причине нахождения ребенка дома. Такое влияние на

ребенка следует и в дальнейшем. У ребенка отсутствует прошлое и критерии

самооценки, ее формирование складывается из людей, которые его окружают,

оценивают, дают информацию. Эти дети страдают не только нарушением

поведения и развитием выше названных функций. У них затруднена

адаптация к детскому саду, а также к школе. Все это и определяет их

повышенную склонность к расстройствам эмоционального характера и

невротизации. У таких детей наблюдается нейро-соматическая патология, что

подразумевает вегетативные сдвиги . В связи с этим, возникают заболевания

сердечно — сосудистой системы, дыхательной, пищеварительного тракта.

Адаптация детей может происходить неблагоприятно, вследствие нарушения

психического здоровья детей в раннем возрасте. Чем раньше выявить и

провести коррекцию эмоциональных нарушений, тем лучше. В трехлетнем

возрасте ребенок впервые ощущает себя личностью и, его естественное

желание, чтобы это увидели окружающие. Что касается взрослых, им

привычно, чтобы первое время все оставалось по-старому. Ребенку

приходится отстаивать перед взрослыми свою личность и, именно в это

период его психика находится в повышенной степени напряжения. Становясь

ранимой, она более острее реагирует на обстоятельства окружающей среды.

Мама ребенка, согласно закону, выходит на работу, когда ее ребенку

исполнится 3 года. Одни матери выходят на работу по необходимости, другие

с желанием возвращаются к прежней жизни. В первую очередь, чтобы

принять решение о выходе на работу, матери важно внимательно посмотреть

на своего ребенка. В случае, если кризис 3-х лет находится в разгаре, лучше

всего его переждать, ведь он длится не слишком долго. В свою очередь, если

адаптация к детскому саду проходит неблагоприятно, то это ведет к

замедленному интеллектуальному развитию, негативным изменениям в

характере, к ухудшению показателей психического здоровья. Если стрессовая

ситуация имеет продолжительный характер, то у детей возникает

психосоматическая патология, а также неврозы, что ведет к последующим

проблемам, связанным с адаптацией ребенка к новым факторам среды.

Таким образом, возникает замкнутый круг. Продолжительное сохранение

стрессовых ситуаций принадлежит межличностному конфликту. За последнее

время дидактогенные заболевания стали актуальными благодаря

непедагогическому поведению воспитателя. Отметим, что у самих

воспитателей имеются нарушения здоровья, которые имеют сходную

структуру с заболеваниями своих воспитанников, при этом у них нередко

наблюдается неврастенический синдром.

Воспитатель и его воспитанники, проводят в детском саду много времени,

таким образом, они находятся в едином психоэмоциональном кольце, которое

оказывает взаимно заражающее действие. В связи с чем, важным является

нормализация психоэмоционального состояния воспитателя — в системе

охраны здоровья детей. Когда ребенок приходит в детский сад, окружающая

его среда оказывает огромное влияние на его психическое и физическое

здоровье. Особое внимание нужно уделить развитию у ребенка необходимых

навыков. Так, 3-х ребенок, который готовится идти в детский сад и у него

развита речь, элементарные навыки самообслуживания и тянется к детскому

обществу, то ребенок младше, соответственно, неприспособлен, быть в

отрыве от семьи, он слабее и раним. И в этом возрасте адаптация проходит

труднее и дольше по времени и сопровождается болезнями. Именно в этот

период интенсивно происходит физическое развитие, а также формируется

психика ребенка. Такие дети очень часто подвержены срывам.

Изменяющиеся условия окружающей среды и новые формы поведения

требуют больших усилий от ребенка, которые сопровождаются в напряжении

Степень подготовленности ребенка к переходу в детский сад из семьи зависит

от течения адаптационного периода. Новый образ жизни ребенка нарушает

его эмоциональное состояние. Адаптируясь в детском саду, дети

эмоционально напряжены, обеспокоены и, даже эмоционально заторможены.

Ребенок расстроен, плачет и ему нужен контакт с взрослыми или он

сторонится взрослых и окружающих его детей. В связи с нарушением

социальных связей ребенка, у него происходит эмоциональное напряжение,

которое сказывается на сне и аппетите. Когда родители оставляют ребенка в

детском саду, он их не отпускает, после их ухода плачет, их приход встречает

вновь слезами. У него пропадает интерес к окружающей обстановке, его

активность меняется. Речевая активность ограничена, происходит

сокращение словарного запаса, в связи с чем, сложно усваиваются новые

слова. Попадая в окружение сверстников, ребенок подвергается

заболеваниям, нарушается реактивность его организма. Что касается

эмоциональных отношений, то для ребенка они строятся на общении с

близкими ему людьми. В первые месяцы своей жизни, ребенок

доброжелательно относится к любому взрослому, элементарных знаков

внимания со стороны взрослого ему достаточно, чтобы ответить на них

радостной улыбкой и протягиванием ручек. Начиная со второго полугодия

жизни, малыш начинает четко различать близких людей и чужих. Примерно в

8 месяцев почти у всех детей может возникнуть страх при появлении

незнакомых ему людей. Ребенок прижимается к матери, может заплакать. До

этого возраста расставание с матерью могло проходить безболезненно, после

этого расставание приводит его в отчаяние, отказ от общения с другими

людьми, потеря аппетита и сна.

Практика показывает, что такие дети по большей части избалованы. Итак,

одной из причин привыкания причиной к детскому саду является

продолжительное эмоциональное общение взрослого и ребенка, полное

отсутствие навыков взаимодействия с предметами, которая подразумевает

иную форму общения с взрослыми, а именно — сотрудничество. Дети,

умеющие долгое время разнообразно и сконцентрировано действовать с

игрушками, легче адаптироваться в саду, они с охотой отзываются на

предложение воспитательницы поиграть, а также с интересом изучают новые

игрушки. Все это является для них привычным занятием. В случае

затруднения эти дети упорно и целеустремленно ищут выход из ситуации,

при обращении за помощью к взрослому они не испытывают стеснения.

Также решение предметных задач они осуществляют вместе с взрослым

(собрать конструктор). У таких детей легко устанавливается контакт с любым

взрослым по причине владения им таких средств, которые необходимы для

этого. В свою очередь те дети, которые привыкают к саду с большим трудом,

они не умеют обращаться с предметами, сложно сосредотачиваются на игре,

не проявляют инициативу при выборе игрушек. При любой трудности они

плачут. Эти дети не могут наладить контакт со взрослыми и ограничиваются

только эмоциями. До настоящего времени, особого внимания проблеме

адаптации ребенка не было уделено.

Ребенок не хочет посещать детский сад, боясь воспитателя, возвращается

домой. Дома он попадает в привычную среду, где его окружают родители, но

все же он продолжает плакать, присутствует страх одиночества, нарушается

сон и аппетит, хотя до поступления ребенка в детский сад вышесказанных

изменений не наблюдалось. Педагог должен быть настроен на ласку, так как

она способствует привыканию ребенка к детскому саду. При этом изменения

в поведение исчезают без медикаментозной коррекции. В случаи

недостаточной своевременной помощи появляются неврозы. Усиливаются

вегетативные расстройства, нарушается регулирующая функция нервной

системы, работа внутренних органов и, также могут появляться соматические

заболевания. Исследованиями подвержено, что 80 % хронических

заболеваний — это психические — и нервные болезни. Во время общения с

ровесниками дети ведут себя неоднозначно: одни избегают сверстников,

плачут при их приближении, другие — включаются в игру, делясь

игрушками, стремятся к контактам. Неумение обращаться с другими детьми,

в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми еще

больше отягощает сложность адаптационного периода

Таким образом, состояние психофизического здоровья ребенка, его

навыки общения с взрослыми и сверстниками, активная предметная и

игровая деятельность проявляются в основных критериях, благодаря которым

можно определять степень готовности к поступлению в детский сад и

благополучном пребывании в нем .

Эти выводы имели важное значение для возрастных и индивидуальных

особенностей детей раннего возраста [1, с. 62–64].

Литература:

1. Иохвидов В.В., А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении

эффективности урока В сборнике: Теория и практика образования в

современном мире Материалы Международной научной конференции. 2015.

С. 62–64.

2. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики методическое пособие /

Новосибирск, 2015.

3. Л. Л. Редько, С. В. Бобрышова, Е. Г. Пономарева. 2015. С. 221–225.

4.Гуркова В. С. Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего

возраста.

4. Теория и практика образования в современном мире: материалы IX

Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). С. 20-22.



В раздел образования