Автор: Пряслихина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №49 "Ладушки"
Населённый пункт: г.Серпухов Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей
дошкольного возраста»
«Самое дорогое у человека- это жизнь»
Н. А. Островский.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях
дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой
проблемой,
поскольку
обусловлена
объективной
необходимостью
информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими
опыта безопасного поведения в быту.
Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и
здоровья
детей.
Но
современный
мир
изменил
подход
к
проблеме
безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и
терроризм.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с
возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных
ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать
ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые
выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в
ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но
современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и
такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
При
ознакомлении
детей
с
первоначальными
основами
безопасности
должны быть определены следующие цели:
- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
-
воспитание
безопасного
поведения,
способности
предвидеть
опасные
ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.
Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:
-
знакомство
с
бытовыми
источниками
опасности,
с
необходимыми
действиями в случае опасности, формирование представления о способах
безопасного поведения в быту;
- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного
и бережного отношения к родной природе;
- воспитание грамотного участника дорожного движения;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Реализация
данных
задач
и
формирование
первоначальных
основ
безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей
опирается на уже освоенное в предыдущем) ;
-
доступность
(усложнение
материала
происходит
с
учетом
возрастных
особенностей детей) ;
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие
виды) ;
-
наглядность
(техника
безопасности
лучше
всего
воспринимается
через
богатый иллюстративный материал) ;
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .
Этапы реализации данных задач:
1
этап
-
заинтересованность
детей,
актуализировать,
уточнить
и
систематизировать их знания о правилах безопасности;
2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений
в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;
3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть
реальными практическими действиями.
Формы организации учебно - воспитательного процесса:
- занятия;
- заучивание стихотворений;
- сбор фотоматериалов;
- игры – занятия;
- заучивание правил безопасного поведения;
- беседы;
- дидактические игры;
-подвижные игры ;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций по теме;
-наблюдения;
-экскурсии;
- театрализованные представления;
-сюжетно – ролевые игры;
-игры - тренинги;
-просмотр мультфильмов;
-трудовая деятельность;
-продуктивная деятельность;
-отгадывание загадок;
-развлечения;
-досуги;
-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
-встреча с интересными людьми;
-участие в различных конкурсах;
-личный пример взрослых.
Наряду
с
традиционными
формами
обучения
в
ДОУ,
большое
внимание
уделяется
организации
различных
видов
деятельность
и
приобретению
детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в
реальной жизни, на практике.
Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может
просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний
общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно,
осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам
овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в
транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и
ответственность.
Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно
лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе
ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем
диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
Для
формирования
навыков
безопасного
поведения
у
дошкольников
необходимо создать предметно – развивающую среду в группе.
В неё входят:
1. Уголок безопасности, который содержит материалы:
макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов,
светофор. План - схема микрорайона, в котором находится детский сад, с
отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ
по
темам
«Если
ты
потерялся
на
улице»,
«Внимание!
Терроризм!
»,
«Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные
растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии
2. Игротека, которая содержит:
- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови
одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;
- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по
городу», «Хорошо – плохо», «Дорожные знаки», «Черезвучайные ситуации
дома» и др.
3.
Библиотека,
в
которой
имеются
познавательная
и
художественная
литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения
различных ситуаций.
Рекомендуемая художественная литература:
- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;
- В. Житков «Пожар», «В дыму»;
- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом
мышонке»;
- Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;
- К. Зайцева «Уроки Айболита»;
-
Сказки
«Волк
и
козлята»,
«Три
поросенка»,
«Красная
Шапочка»,
«Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.
- Ю. Соколова «Правила безопасности»;
- И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;
- Е. Пермяков «Торопливый ножик»;
- Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»;
-
А.
Иванов
«Азбука
безопасности.
Как
неразлучные
друзья
в
огне
не
горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные
друзья дом охраняли»;
- И. А. Яворская «Дети и дорога»;
- И. Лешкевич «Светофор»;
- Н. Носов «Автомобиль»;
- Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;
-
А.
Дорохов
«Подземный
переход»,
«Заборчик
вдоль
тротуара»,
«Шлагбаум»;
- Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;
- А. Дмоховский «Чудесный островок»;
- В. Семернин «Запрещается – разрешается»;
- А. Северный «Три чудесных цвета».
Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-
образовательной
работы
в
ДОУ.
Ведь
круг
проблем,
связанный
с
безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада,
поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с
такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.
Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы
безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной
проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде
всего в семье.
В
работе
с
родителями
используется
информационно-аналитическое
направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное
направление:
родительские
собрания,
семинары-практикумы;
наглядно-
информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый
просмотр
занятий
и
других
видов
деятельности,
информация
на
стенде,
папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное
проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих
работ, изделий из бросового и природного материала.
Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:
1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье
позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.