Напоминание

"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"


Автор: Пряслихина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №49 "Ладушки"
Населённый пункт: г.Серпухов Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей

дошкольного возраста»

«Самое дорогое у человека- это жизнь»

Н. А. Островский.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях

дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой

проблемой,

поскольку

обусловлена

объективной

необходимостью

информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими

опыта безопасного поведения в быту.

Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и

здоровья

детей.

Но

современный

мир

изменил

подход

к

проблеме

безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и

терроризм.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с

возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных

ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать

ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые

выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в

ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но

современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и

такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При

ознакомлении

детей

с

первоначальными

основами

безопасности

должны быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

-

воспитание

безопасного

поведения,

способности

предвидеть

опасные

ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

-

знакомство

с

бытовыми

источниками

опасности,

с

необходимыми

действиями в случае опасности, формирование представления о способах

безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного

и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация

данных

задач

и

формирование

первоначальных

основ

безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей

опирается на уже освоенное в предыдущем) ;

-

доступность

(усложнение

материала

происходит

с

учетом

возрастных

особенностей детей) ;

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие

виды) ;

-

наглядность

(техника

безопасности

лучше

всего

воспринимается

через

богатый иллюстративный материал) ;

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Этапы реализации данных задач:

1

этап

-

заинтересованность

детей,

актуализировать,

уточнить

и

систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений

в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть

реальными практическими действиями.

Формы организации учебно - воспитательного процесса:

- занятия;

- заучивание стихотворений;

- сбор фотоматериалов;

- игры – занятия;

- заучивание правил безопасного поведения;

- беседы;

- дидактические игры;

-подвижные игры ;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстраций по теме;

-наблюдения;

-экскурсии;

- театрализованные представления;

-сюжетно – ролевые игры;

-игры - тренинги;

-просмотр мультфильмов;

-трудовая деятельность;

-продуктивная деятельность;

-отгадывание загадок;

-развлечения;

-досуги;

-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

-встреча с интересными людьми;

-участие в различных конкурсах;

-личный пример взрослых.

Наряду

с

традиционными

формами

обучения

в

ДОУ,

большое

внимание

уделяется

организации

различных

видов

деятельность

и

приобретению

детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в

реальной жизни, на практике.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может

просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний

общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно,

осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам

овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в

транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и

ответственность.

Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно

лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе

ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем

диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для

формирования

навыков

безопасного

поведения

у

дошкольников

необходимо создать предметно – развивающую среду в группе.

В неё входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов,

светофор. План - схема микрорайона, в котором находится детский сад, с

отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ

по

темам

«Если

ты

потерялся

на

улице»,

«Внимание!

Терроризм!

»,

«Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные

растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии

2. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови

одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;

- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по

городу», «Хорошо – плохо», «Дорожные знаки», «Черезвучайные ситуации

дома» и др.

3.

Библиотека,

в

которой

имеются

познавательная

и

художественная

литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения

различных ситуаций.

Рекомендуемая художественная литература:

- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

- В. Житков «Пожар», «В дыму»;

- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом

мышонке»;

- Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;

- К. Зайцева «Уроки Айболита»;

-

Сказки

«Волк

и

козлята»,

«Три

поросенка»,

«Красная

Шапочка»,

«Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

- Ю. Соколова «Правила безопасности»;

- И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;

- Е. Пермяков «Торопливый ножик»;

- Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»;

-

А.

Иванов

«Азбука

безопасности.

Как

неразлучные

друзья

в

огне

не

горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные

друзья дом охраняли»;

- И. А. Яворская «Дети и дорога»;

- И. Лешкевич «Светофор»;

- Н. Носов «Автомобиль»;

- Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;

-

А.

Дорохов

«Подземный

переход»,

«Заборчик

вдоль

тротуара»,

«Шлагбаум»;

- Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;

- А. Дмоховский «Чудесный островок»;

- В. Семернин «Запрещается – разрешается»;

- А. Северный «Три чудесных цвета».

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-

образовательной

работы

в

ДОУ.

Ведь

круг

проблем,

связанный

с

безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада,

поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с

такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы

безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной

проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде

всего в семье.

В

работе

с

родителями

используется

информационно-аналитическое

направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное

направление:

родительские

собрания,

семинары-практикумы;

наглядно-

информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый

просмотр

занятий

и

других

видов

деятельности,

информация

на

стенде,

папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное

проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих

работ, изделий из бросового и природного материала.

Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:

1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье

позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.



В раздел образования