Автор: Урузбиева Фатима Исмаиловна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №18
Населённый пункт: город Кисловодск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИННГОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Раздел: дошкольное образование
ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
ДЕТСКОГО САДА ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Эмоциональное благополучие педагога детского сада очень важно,
поскольку
речь
идет
о
работе
с
детьми.
В
процессе
продолжительной
деятельности педагоги нередко отмечают у себя симптомы эмоционального
опустошения.
В
психологии
это
явление
известно
как
«эмоциональное
выгорание».
Это
можно
назвать
выработанным
человеком
механизмом
психологической
защиты
от
внешнего
стресса
в
форме
исключения
определенных эмоций в результате психотравмирующего состояния.
Выгорание
проявляется
под
воздействием
д лит ельного
психоэмоционального стресса. Поведение человека при этом характеризуется
эмоциональным
истощением,
обесцениванием
своего
труда
и
снижением
эффективности трудовой деятельности.
Чаще всего “синдром эмоционального выгорания” представляют как
негативные изменения в состоянии педагога.
Исключить
стресс
на
работе
и
возможность
профессионального
выгорания невозможно в современных условиях. Но при этом возможно
существенно снизить их разрушительное влияние на здоровье педагогов.
В данное время применяют различные психологические подходы в
разрешении
указанной
ситуации.
Наилучшим
способом
профилактики
эмоционального выгорания является предотвращение, а также профилактика
возникновения данного состояния.
Для
профилактики
возникновения
эмоционального
выгорания
педагога используется практическое обучение, направленное на развитие их
стрессоустойчивости. Чем выше уровень профессионализма педагога, тем
меньше будет появляться у него возможность эмоционального выгорания.
Профилактикой
синдрома
эмоционального
опустошения
будет
являться
позитивное и ответственное отношение не только к своей профессиональной
деятельности, но и к самому себе и к собственной жизни.
Профилактика эмоционального выгорания у педагогов детского сада
может
происходить
не
только
в
получении
индивидуальной
помощи
психолога, но и с помощью участия в специальных группах психологических
тренингов.
Целенаправленная психологическая помощь при участии в тренингах
создаст возможность формирования культуры самопомощи и заботы о своём
профессиональном
развитии.
Внимание
педагога
будет
направлено
на
достижение задачи восстановления своего психического здоровья.
Психокоррекция с целью профилактики эмоционального выгорания
используется в качестве совокупности психологических приёмов, которые
применяет специалист-психолог для оказания психологического воздействия
на поведение человека. Работа проводится специалистом-психологом с целью
улучшения адаптации человека к различным ситуациям; в том числе рабочим
моментам; для предупреждения и разрешения психологических конфликтов.
Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в
группе, а также с помощью тренингов. Группы психологических тренингов
создаются для помощи педагогам детских учреждений. На этих тренингах
педагоги
могут
лучше
понять
себя;
выработать
индивидуальный
стиль
профессиональной
деятельности,
научиться
понимать
своих
коллег
и
общаться с родителями по вопросам воспитания детей. Также они обучаются
более эффективному поведению в ситуациях межличностного общения с
детьми и окружающими людьми.
Основной
целью
проведения
групповых
тренингов
является
выработка лучших форм поведения. Одно из важных условий достижения
пользы от участия в тренингах состоит в том, что педагог начинает разделять
работу и дом, свою профессиональную и частную жизнь.
Эмоциональное выгорание у педагога усиливается всякий раз, когда
границы между этими ипостасями стираются, и работа занимает основную
часть жизни. Для психологического благополучия педагогов детского сада
необходимо
провести
ограничение
их
рабочего
времени
пределами
необходимого, и не позволять педагогу распространять её на свою бытовую
жизнь.
Для современной образовательной среды необходимы комплексные
тренинговые
программы,
целью
которых
является
профилактика
и
психокоррекция эмоционального состояния педагога.
Целенаправленная психологическая помощь специалистам-педагогам
детского
сада
в
данной
области
создаст
нужные
предпосылки
для
формирования
культуры
самопомощи
и
заботы
о
своем
личностном
и
профессиональном
развитии,
а
также
будет
способствовать
достижению
задачи
восстановления
и
поддержания
собственного
психологического
здоровья.