Напоминание

Причины агрессивности детей дошкольного возраста, рекомендации родителям и педагогам


Автор: Урузбиева Фатима Исмаиловна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №18
Населённый пункт: город Кисловодск, Ставропольский край
Наименование материала: презентация
Тема: Причины агрессивности детей дошкольного возраста, рекомендации родителям и педагогам
Раздел: дошкольное образование





Назад




Причины

агрессивности у

детей

дошкольного

возраста.

Рекомендации родителям и

педагогам.

Автор: педагог-психолог

МБДОУ детский сад №18

Ф.И. Урузбиева

В последнее время по всему миру массово отмечаются вспышки

агрессии у дошкольников.

Это создаёт непростую ситуацию для семей, которые желают,

чтобы их ребёнок полноценно развивался, но не могут

справиться с «ненормальным» поведением.

Стоит отметить, что агрессивность для маленьких детей, если

она в пределах нормы, не является отклонением.

Так как ребёнок ещё не сформировал морально-этические

принципы и не понимает, что хорошо, а что плохо, своим

поведением он нащупывает ту грань, за которой лежит

недопустимое.

В некотором роде он провоцирует взрослых на реакцию, чтобы

понять, что такое хорошо и что такое плохо.

Из-за того, что его интеллект и способность выражать свою

мысль достаточно ограниченны, это явление может принимать

очень жёсткие формы, когда любой запрет вызывает протест и

реакцию.

В своей работе мы кратко рассматриваем виды агрессии детей,

причины их возникновения и разработанные психологами и

педагогами методики для нивелирования асоциального

агрессивного поведения ребёнка дошкольного возраста.

Виды агрессивного

поведения

Агрессивное поведение у

детей дошкольного

возраста выражается в:

Вербальной форме,

Физической

агрессии.

Иногда можно наблюдать

смешанный тип. Все

случаи имеют как

прямые, так и косвенные

формы.

В зависимости от того, насколько часто и насколько

жестоко проявляется агрессивное поведение,

можно определить, насколько случай запущен, и к

какой группе относится ребёнок:

Физическая

агрессия

выражается в

плевках, щипках,

толчках, громком

крике.

Вербальная агрессия

чаще всего

выражается в

агрессивных

фантазиях и угрозах,

которые со временем

переходят в прямые

оскорбления,

направленные на

сверстников.

1. Дети, которые своим поведением

привлекают внимание сверстников или

родителей.

Вспышки агрессии спонтанны,

кратковременны.

Если они не сопровождаются отставанием

в психическом развитии и не совершаются

с жестокостью, снять агрессию поможет

работа с детским психологом через

повышение самооценки и его

самоутверждении среди сверстников.

2. Агрессия становится повседневной

формой общения со сверстниками или

близкими.

Почти всегда использует физическую агрессию.

Агрессивное поведение прекращается, как только

поставленная цель была достигнута, к примеру, ребёнок

привлёк внимание или получил нужный ему предмет.

Эмпатия практически отсутствует, эмоции сверстников

игнорируются, ребёнок полностью сосредоточен на

своих желаниях и их достижении.

Как правило, жестокость поступков постоянно нарастает

и, если её своевременно не купировать, зафиксируется

в характере и впоследствии приведёт к значительным

проблемам в социализации.

3. Дети с серьёзными отклонениями в психике,

которые получают удовольствие от унижения и

боли, которые они доставляют другим.

Они применяют, как и вербальную, так и физическую

агрессию, причем, как правило, действуют не спонтанно в

порыве, а жестоко и хладнокровно.

Для проявления агрессии не требуется каких-либо

причин, жертвой может стать любой сверстник, если он

слабее.

Нормы общественной морали открыто игнорируются,

чувство вины и раскаяния не присутствует.

Чаще всего, в группу входят дети из неблагополучных

семей, к которым применялось насилие.

Дети этой группы требуют серьёзной работы как педагога,

так и коррекции поведения у психолога.

Причины возникновения

агрессивного поведения:

Как у любого явления, у агрессии ребёнка есть причина. Её можно

выявить, определив характер агрессии ребёнка:

Импульсивная агрессия (ребёнок находится в состоянии аффекта, его действия

вызваны неконтролируемыми эмоциями, его реакции также не контролируются,

агрессия кратковременна, быстро проходит);

Инструментальная, хищная (всегда запланирована, сложносоставная, к

примеру, сломать игрушку, чтобы тебе купили более новую, и тем самым

привлечь внимание родителей).

На характер проявляемой агрессии имеет

сильное влияние интеллектуальный

уровень и общий уровень развития

ребёнка.

Почти всегда дети с низким уровнем

развития проявляют импульсную агрессию,

так как не способны к планированию и

целенаправленному достижению

поставленной цели.

Общее для отдельных групп:

уровень агрессии у мальчиков выше, чем у

девочек,

а активные дети всегда более агрессивны, чем

спокойные.

Причинами возникновения

насильственного поведения, как

правило, являются:

Физическое или половое насилие в отношении

несовершеннолетнего,

Ребёнок наблюдает сцены насилия, в том числе в семье,

Ребёнок находится в стрессе, если семья

малообеспеченная и не может удовлетворить его нужды,

Переживания ребёнка при разводе родителей,

Тяжёлая черепно-мозговая травма, повредившая отделы

мозга,

Отклонения у ребёнка, появившиеся вследствие

употребления его родителями алкоголя или наркотиков в

период зачатия, беременности, грудного вскармливания.

Психологи сходятся во мнении, что

физическое воздействие на ребёнка

недопустимо и не приносит

положительных результатов в

воспитании.

Суровые дисциплинарные взыскания,

связанные с унижением или

игнорированием ребёнка, не снимают

проблемы, хотя видимая агрессия

становится меньше. То есть агрессия

уходит внутрь, принимая новые формы.

Однако потворство любому капризу

приводят к эгоистичности ребёнка,

равнодушию, неумению

социализироваться.

Поэтому, если ребёнок относится ко 2

или 3 групп, необходимо начать

коррекцию – чем раньше, тем лучше.

Чем старше становится дошкольник,

тем тяжелее свести на нет его

агрессивное поведение.

Коррекционная работа по

нивелированию агрессии

ведётся в четырёх

направлениях:

1.

Ребёнка необходимо обучить

выражать свои эмоции, в том

числе, гнев в приемлемой

для общества форме,

2.

С ребёнком отрабатываются

различные ситуации,

проговаривается правильное

поведение в этих ситуациях,

3.

Отработка навыков

дипломатии в игровой

форме, помогающей

избежать конфликтных

ситуаций,

4.

Развитие эмпатии, доброты,

доверия к ближним.

Работа должна вестись

планомерно и совместно

работниками ДОУ и родители

в семье.

При проведении подобных

работ необходимо сделать

три шага:

o

Помочь дошкольнику понять

свои эмоции, распознать их,

показать, что вы видите и

понимаете чувства ребёнка,

o

Сопереживать чувствам

ребёнка, выразить готовность

выслушать и помочь, но не

давать советов или

нравоучений, пока он о них не

попросит,

o

Рассказать, какие есть

запрещённые приёмы в

общении со сверстниками и как

выражать свой гнев адекватно.

В плане практических рекомендаций для

снятия агрессии детей можно воспользоваться

одним из следующих методов:

Выражение гнева через рисунки,

Подвижные игры,

Работа с песком, пластилином, глиной,

Расслабляющие медитативные упражнения,

чередующиеся с подвижными играми по типу

«движение – покой».

Если ребёнок выражает яркую физическую

агрессию, можно купить ему мягкую игрушку, на

которой он будет вымещать свои негативные

эмоции. Попутно нужно объяснить дошкольнику,

что по отношению к сверстникам и взрослым так

вести себя нельзя.

Спасибо за внимание!



В раздел образования