Автор: Урузбиева Фатима Исмаиловна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №18
Населённый пункт: город Кисловодск, Ставропольский край
Наименование материала: презентация
Тема: Причины агрессивности детей дошкольного возраста, рекомендации родителям и педагогам
Раздел: дошкольное образование
Причины
агрессивности у
детей
дошкольного
возраста.
Рекомендации родителям и
педагогам.
Автор: педагог-психолог
МБДОУ детский сад №18
Ф.И. Урузбиева
В последнее время по всему миру массово отмечаются вспышки
агрессии у дошкольников.
Это создаёт непростую ситуацию для семей, которые желают,
чтобы их ребёнок полноценно развивался, но не могут
справиться с «ненормальным» поведением.
Стоит отметить, что агрессивность для маленьких детей, если
она в пределах нормы, не является отклонением.
Так как ребёнок ещё не сформировал морально-этические
принципы и не понимает, что хорошо, а что плохо, своим
поведением он нащупывает ту грань, за которой лежит
недопустимое.
В некотором роде он провоцирует взрослых на реакцию, чтобы
понять, что такое хорошо и что такое плохо.
Из-за того, что его интеллект и способность выражать свою
мысль достаточно ограниченны, это явление может принимать
очень жёсткие формы, когда любой запрет вызывает протест и
реакцию.
В своей работе мы кратко рассматриваем виды агрессии детей,
причины их возникновения и разработанные психологами и
педагогами методики для нивелирования асоциального
агрессивного поведения ребёнка дошкольного возраста.
Виды агрессивного
поведения
Агрессивное поведение у
детей дошкольного
возраста выражается в:
Вербальной форме,
Физической
агрессии.
Иногда можно наблюдать
смешанный тип. Все
случаи имеют как
прямые, так и косвенные
формы.
В зависимости от того, насколько часто и насколько
жестоко проявляется агрессивное поведение,
можно определить, насколько случай запущен, и к
какой группе относится ребёнок:
Физическая
агрессия
выражается в
плевках, щипках,
толчках, громком
крике.
Вербальная агрессия
чаще всего
выражается в
агрессивных
фантазиях и угрозах,
которые со временем
переходят в прямые
оскорбления,
направленные на
сверстников.
1. Дети, которые своим поведением
привлекают внимание сверстников или
родителей.
Вспышки агрессии спонтанны,
кратковременны.
Если они не сопровождаются отставанием
в психическом развитии и не совершаются
с жестокостью, снять агрессию поможет
работа с детским психологом через
повышение самооценки и его
самоутверждении среди сверстников.
2. Агрессия становится повседневной
формой общения со сверстниками или
близкими.
Почти всегда использует физическую агрессию.
Агрессивное поведение прекращается, как только
поставленная цель была достигнута, к примеру, ребёнок
привлёк внимание или получил нужный ему предмет.
Эмпатия практически отсутствует, эмоции сверстников
игнорируются, ребёнок полностью сосредоточен на
своих желаниях и их достижении.
Как правило, жестокость поступков постоянно нарастает
и, если её своевременно не купировать, зафиксируется
в характере и впоследствии приведёт к значительным
проблемам в социализации.
3. Дети с серьёзными отклонениями в психике,
которые получают удовольствие от унижения и
боли, которые они доставляют другим.
Они применяют, как и вербальную, так и физическую
агрессию, причем, как правило, действуют не спонтанно в
порыве, а жестоко и хладнокровно.
Для проявления агрессии не требуется каких-либо
причин, жертвой может стать любой сверстник, если он
слабее.
Нормы общественной морали открыто игнорируются,
чувство вины и раскаяния не присутствует.
Чаще всего, в группу входят дети из неблагополучных
семей, к которым применялось насилие.
Дети этой группы требуют серьёзной работы как педагога,
так и коррекции поведения у психолога.
Причины возникновения
агрессивного поведения:
Как у любого явления, у агрессии ребёнка есть причина. Её можно
выявить, определив характер агрессии ребёнка:
Импульсивная агрессия (ребёнок находится в состоянии аффекта, его действия
вызваны неконтролируемыми эмоциями, его реакции также не контролируются,
агрессия кратковременна, быстро проходит);
Инструментальная, хищная (всегда запланирована, сложносоставная, к
примеру, сломать игрушку, чтобы тебе купили более новую, и тем самым
привлечь внимание родителей).
На характер проявляемой агрессии имеет
сильное влияние интеллектуальный
уровень и общий уровень развития
ребёнка.
Почти всегда дети с низким уровнем
развития проявляют импульсную агрессию,
так как не способны к планированию и
целенаправленному достижению
поставленной цели.
Общее для отдельных групп:
уровень агрессии у мальчиков выше, чем у
девочек,
а активные дети всегда более агрессивны, чем
спокойные.
Причинами возникновения
насильственного поведения, как
правило, являются:
Физическое или половое насилие в отношении
несовершеннолетнего,
Ребёнок наблюдает сцены насилия, в том числе в семье,
Ребёнок находится в стрессе, если семья
малообеспеченная и не может удовлетворить его нужды,
Переживания ребёнка при разводе родителей,
Тяжёлая черепно-мозговая травма, повредившая отделы
мозга,
Отклонения у ребёнка, появившиеся вследствие
употребления его родителями алкоголя или наркотиков в
период зачатия, беременности, грудного вскармливания.
Психологи сходятся во мнении, что
физическое воздействие на ребёнка
недопустимо и не приносит
положительных результатов в
воспитании.
Суровые дисциплинарные взыскания,
связанные с унижением или
игнорированием ребёнка, не снимают
проблемы, хотя видимая агрессия
становится меньше. То есть агрессия
уходит внутрь, принимая новые формы.
Однако потворство любому капризу
приводят к эгоистичности ребёнка,
равнодушию, неумению
социализироваться.
Поэтому, если ребёнок относится ко 2
или 3 групп, необходимо начать
коррекцию – чем раньше, тем лучше.
Чем старше становится дошкольник,
тем тяжелее свести на нет его
агрессивное поведение.
Коррекционная работа по
нивелированию агрессии
ведётся в четырёх
направлениях:
1.
Ребёнка необходимо обучить
выражать свои эмоции, в том
числе, гнев в приемлемой
для общества форме,
2.
С ребёнком отрабатываются
различные ситуации,
проговаривается правильное
поведение в этих ситуациях,
3.
Отработка навыков
дипломатии в игровой
форме, помогающей
избежать конфликтных
ситуаций,
4.
Развитие эмпатии, доброты,
доверия к ближним.
Работа должна вестись
планомерно и совместно
работниками ДОУ и родители
в семье.
При проведении подобных
работ необходимо сделать
три шага:
o
Помочь дошкольнику понять
свои эмоции, распознать их,
показать, что вы видите и
понимаете чувства ребёнка,
o
Сопереживать чувствам
ребёнка, выразить готовность
выслушать и помочь, но не
давать советов или
нравоучений, пока он о них не
попросит,
o
Рассказать, какие есть
запрещённые приёмы в
общении со сверстниками и как
выражать свой гнев адекватно.
В плане практических рекомендаций для
снятия агрессии детей можно воспользоваться
одним из следующих методов:
Выражение гнева через рисунки,
Подвижные игры,
Работа с песком, пластилином, глиной,
Расслабляющие медитативные упражнения,
чередующиеся с подвижными играми по типу
«движение – покой».
Если ребёнок выражает яркую физическую
агрессию, можно купить ему мягкую игрушку, на
которой он будет вымещать свои негативные
эмоции. Попутно нужно объяснить дошкольнику,
что по отношению к сверстникам и взрослым так
вести себя нельзя.
Спасибо за внимание!