Автор: Веселова Альбина Наильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 260
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: "Гендерный подход в процессе воспитания в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 260 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
«Гендерный подход
в процессе воспитания в детском саду»
Подготовила воспитатель:
Веселова А.Н.
г. Уфа - 2019
«Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо
Восточная легенда гласит, что Создатель сотворил человека единым, но,
разгневавшись на него, разрубил на две половинки. Одна стала мужчиной, а
другая - женщиной. С тех пор они такие разные, ищут по свету друг друга,
чтобы обрести полноту существования...
В английском языке для обозначения пола человека употребляются два
слова:
sex
и
gender.
Первое
из
этих
слов
обозначает
пол
человека
как
сексуально-биологическую
характеристику.
Второе—
пол
как
систему
полоролевых отношений.
Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не
происходит само по себе. Понятие принадлежности к тому или иному полу у
ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и
детском саду. Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать,
кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки
становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу
сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка.
Задачи по формированию представлений о признаках мужского и женского
полов у детей стоят перед детскими дошкольными учреждениями и семьями.
В детских садах реализуются целые программы по гендерному воспитанию
детей. Важность данного подхода заключается в том, что мальчики и девочки
совершенно по-разному воспринимают мир и также по-разному мыслят.
Игры, проводимые в рамках мероприятий по гендерному воспитанию,
позволяют детям впоследствии понимать, к какому именно полу относятся
они сами. Также у детей формируются представления о том, как они должны
себя вести. Те дети, которые ведут себя отлично от усвоенных остальными
детьми норм, могут ими не приниматься. Проявлением этого становится
осуждение
и
непринятие
мальчиками
других
мальчиков,
которые
демонстрируют проявление женских признаков поведения. Точно также не
принимаются
девочками
и
те
из
них,
поведение
которых
соответствует
мальчишечьему. Отчуждаемые своими группами, дети с легкостью вливаются
в те, чье поведение они демонстрируют.
Суть гендерного подхода в воспитании состоит не только в понимании
детьми
качеств,
присущих
разным
полам,
но
и
в
формировании
толерантности у мальчиков и девочек по отношению друг к другу.
Явными проявлениями гендерной идентичности ребенка являются
игрушки и одежда, которую он стремится одевать. Если интерес к играм и
одежде противоположного пола слишком выраженный, то следует обратить
внимание на данный аспект воспитания ребенка.
Гендерные особенности имеются и в физическом воспитании детей.
Мальчики
и
девочки
изначально
ориентированы
на
разные
типы
двигательной
активности.
Девочкам
подходят
занятия,
направленные
на
развитие ритма, плавности и гибкости, а занятия с мальчиками предполагают
развитие
выносливости,
выдержки
и
быстроты.
В
соответствии
с
этим
подбираются
игры
для
них,
определяется
разное
число
повторений
и
продолжительность упражнений.
Мальчики ориентированы на те физические игры и упражнения, в которых
они
могут
продемонстрировать
собственную
силу
и
скорость.
Примером
таких игр являются борьба, бег и метание предметов. Девочкам ближе игры
со скакалками, лентами и мячом. Именно в таких занятиях они максимально
могут проявить себя, поскольку частота движения кисти рук у них намного
выше, чем у мальчиков.
В последнее время специалисты рекомендуют подходить к вопросам
гендерного воспитания детей комплексно. Их следует развивать всесторонне,
прививая
им
качества
обоих
полов.
Связано
это
с
тем,
что
общество
выдвигает
немного
другие
требования
к
полам.
Современные
женщины
вынуждены быть более решительными и действенными, а мальчики должны
уметь сочувствовать другим. Так, в девочках воспитывается решительность, а
в мальчиках терпимость и умение сопереживать.
Имея признаки поведения, присущие обоим полам ребенку будет легче
адаптироваться
к
требованиям
современного
мира.
Важно
при
этом
соблюдать баланс, так как размытие границ между мужскими и женскими
качествами будет негативно влиять на социальное развитие ребенка.
Детям, начинающим задавать вопросы об отношениях между мужчиной и
женщиной,
не
нужно
обманывать.
Стараться
отвечать
точно,
кратко
и
правдиво. Даже если они ничего не поймут, важно, что они увидят наше
желание объяснить им то, что их интересует.
Опыт первых отношений девочек и мальчиков является фундаментом для
дальнейшего
развития
личности
дошкольника
и
во
многом
определяет
особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру, его поведение и
самочувствие среди людей.