Напоминание

"Гендерный подход в процессе воспитания в детском саду"


Автор: Веселова Альбина Наильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 260
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: "Гендерный подход в процессе воспитания в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 260 городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

«Гендерный подход

в процессе воспитания в детском саду»

Подготовила воспитатель:

Веселова А.Н.

г. Уфа - 2019

«Нельзя считать один пол совершеннее другого,

так и нельзя их уравнивать»

Ж. Руссо

Восточная легенда гласит, что Создатель сотворил человека единым, но,

разгневавшись на него, разрубил на две половинки. Одна стала мужчиной, а

другая - женщиной. С тех пор они такие разные, ищут по свету друг друга,

чтобы обрести полноту существования...

В английском языке для обозначения пола человека употребляются два

слова:

sex

и

gender.

Первое

из

этих

слов

обозначает

пол

человека

как

сексуально-биологическую

характеристику.

Второе—

пол

как

систему

полоролевых отношений.

Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не

происходит само по себе. Понятие принадлежности к тому или иному полу у

ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и

детском саду. Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать,

кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки

становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу

сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка.

Задачи по формированию представлений о признаках мужского и женского

полов у детей стоят перед детскими дошкольными учреждениями и семьями.

В детских садах реализуются целые программы по гендерному воспитанию

детей. Важность данного подхода заключается в том, что мальчики и девочки

совершенно по-разному воспринимают мир и также по-разному мыслят.

Игры, проводимые в рамках мероприятий по гендерному воспитанию,

позволяют детям впоследствии понимать, к какому именно полу относятся

они сами. Также у детей формируются представления о том, как они должны

себя вести. Те дети, которые ведут себя отлично от усвоенных остальными

детьми норм, могут ими не приниматься. Проявлением этого становится

осуждение

и

непринятие

мальчиками

других

мальчиков,

которые

демонстрируют проявление женских признаков поведения. Точно также не

принимаются

девочками

и

те

из

них,

поведение

которых

соответствует

мальчишечьему. Отчуждаемые своими группами, дети с легкостью вливаются

в те, чье поведение они демонстрируют.

Суть гендерного подхода в воспитании состоит не только в понимании

детьми

качеств,

присущих

разным

полам,

но

и

в

формировании

толерантности у мальчиков и девочек по отношению друг к другу.

Явными проявлениями гендерной идентичности ребенка являются

игрушки и одежда, которую он стремится одевать. Если интерес к играм и

одежде противоположного пола слишком выраженный, то следует обратить

внимание на данный аспект воспитания ребенка.

Гендерные особенности имеются и в физическом воспитании детей.

Мальчики

и

девочки

изначально

ориентированы

на

разные

типы

двигательной

активности.

Девочкам

подходят

занятия,

направленные

на

развитие ритма, плавности и гибкости, а занятия с мальчиками предполагают

развитие

выносливости,

выдержки

и

быстроты.

В

соответствии

с

этим

подбираются

игры

для

них,

определяется

разное

число

повторений

и

продолжительность упражнений.

Мальчики ориентированы на те физические игры и упражнения, в которых

они

могут

продемонстрировать

собственную

силу

и

скорость.

Примером

таких игр являются борьба, бег и метание предметов. Девочкам ближе игры

со скакалками, лентами и мячом. Именно в таких занятиях они максимально

могут проявить себя, поскольку частота движения кисти рук у них намного

выше, чем у мальчиков.

В последнее время специалисты рекомендуют подходить к вопросам

гендерного воспитания детей комплексно. Их следует развивать всесторонне,

прививая

им

качества

обоих

полов.

Связано

это

с

тем,

что

общество

выдвигает

немного

другие

требования

к

полам.

Современные

женщины

вынуждены быть более решительными и действенными, а мальчики должны

уметь сочувствовать другим. Так, в девочках воспитывается решительность, а

в мальчиках терпимость и умение сопереживать.

Имея признаки поведения, присущие обоим полам ребенку будет легче

адаптироваться

к

требованиям

современного

мира.

Важно

при

этом

соблюдать баланс, так как размытие границ между мужскими и женскими

качествами будет негативно влиять на социальное развитие ребенка.

Детям, начинающим задавать вопросы об отношениях между мужчиной и

женщиной,

не

нужно

обманывать.

Стараться

отвечать

точно,

кратко

и

правдиво. Даже если они ничего не поймут, важно, что они увидят наше

желание объяснить им то, что их интересует.

Опыт первых отношений девочек и мальчиков является фундаментом для

дальнейшего

развития

личности

дошкольника

и

во

многом

определяет

особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру, его поведение и

самочувствие среди людей.



В раздел образования