Автор: Васин Никита Сергеевич
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №3 г. Горно–Алтайска"
Населённый пункт: г. Горно–Алтайск
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Технология развития эмоционального интеллекта на уроках русского языка и литературы как условие успешного достижения требований к результатам освоения ФГОС
Раздел: полное образование
Технология развития эмоционального интеллекта на уроках русского языка
и литературы как условие успешного достижения требований к результатам
освоения ФГОС
«... Разум – это интеллект, настроенный в лад с вашим сердцем».
Ошо
Интерес
к
эмоциональному
интеллекту
возник
в
начале
XX-го
века
из-за
неспособности
классических
IQ-тестов
(коэффициент
интеллекта)
объяснить
особенности мотивации и поведения людей.
Однако
еще
древние
греки
задумывались
над
эмоциональным
интеллектом,
полагая, что мудрый человек - это тот, который способен объединить ум, логику
и эмоции. Несмотря на то, что это было две с половиной тысячи лет назад,
вопрос человеческих эмоций остался тем же.
В течение всего 20 века ведущие ученые пытались изучить эмоциональную
сферу человека, исследовать ее влияние на все составляющие его жизни.
И только к концу 1995 году Дэниэл Гоулман ввел понятие Эмоциональный
интеллект, издав одноименную книгу. Это стало отправной точкой в изучении
данного вопроса.
В
России
исследованиями
данной
проблематики
можно
наблюдать
только
последние
пять
лет,
и
то,
развитие
ЭИ
коснулось
только
дошкольного
образования, благодаря программе Виктории Шиманской. На этапе школьного
обучения данных разработок пока нет.
Актуальность
вызвана
тем,
что углубляясь
в
изучение
развитие
ЭИ
у
школьников,
я
проследил
неразрывную
связь
между
требованиями,
предъявляемыми ФГОС и компонентами развития ЭИ.
Отсюда вытекает гипотеза нашей работы: если на уроках русского языка и
литературы
в
системе
применять
технологию
развития
эмоционального
интеллекта, то это обусловит успешное достижение планируемых результатов.
Цель
моей
работы:
создание
системы
особых
методических
условий,
развивающих
эмоциональный
интеллект
школьников,
с
целью
повышения
качества освоения предметов филологического цикла.
Задачи технологии:
1.Разработать
и
внедрить
систему
методов
и
приемов,
способствующих
развитию ЭИ.
2.Осуществлять мониторинг эффективности данной технологии.
3.Внести
коррективы
в
рабочие
программы
по
предметам
филологического
цикла.
Требования
к
результатам
освоения
ФГОС
и
целевой
ориентир
или
итог
развития ЭМ также созвучны: «ребенок обладает установкой положительного
отношения
к
миру,
обладает
чувством
собственного
достоинства;
активно
взаимодействует,
участвует
в
совместной
деятельности;
чувствует
других,
понимает
себя,
проявляя
высокую
мотивацию.
Ребенок,
находящийся
в
гармонии с самим собой.
Перейдем к рассмотрению нашего основного понятия. Что такое ЭИ?
Эмоциональный
интеллект
–
способность
человека
идентифицировать
собственные эмоции, регулировать их с целью саморазвития и коммуникации.
Структура ЭИ включает в себя следующие компоненты: мотивация (интерес),
социальные навыки (коммуникация) , саморегуляция (поведение социально-
приемлемым
способом)
, эмпатия
(сопереживание)
, самосознание
(самоидентификация).
Данные компоненты в совокупности создают определенную систему этапов,
пройдя которые, мы
сформируем эмоциональную сферу ребенка в рамках
школьного обучения.
Данные этапы являются ключами для достижения
требований к результатов,
предъявляемыми ФГОС.
При формировании каждого этапа развития ЭИ, можно говорить об успешном
достижении требований к результатам освоения ФГОС.
Чем
выше
сформированность
компонентов
ЭИ,
тем
выше
эффективность
обучения.
Рассмотрим взаимосвязь предметно.
Первый компонент – мотивация.
Развивая мотивацию, мы можем говорить о высокой реализации следующих
планируемых результатов, например
•
Ответственное отношение к учению.
•
Готовность к саморазвитию.
•
Готовность к самообразованию.
•
Осознанность обучения.
•
Ориентация в мире профессий.
•
Уважительное отношения к труду.
Развитие социальных навыков помогает достижению следующих планируемых
результатов:
•
Освоение
социальных
норм,
правил
поведения,
ролей
и
форм
социальной жизни.
•
Участие в школьном самоуправлении.
•
Коммуникативная компетенция.
•
Сотрудничество.
Саморегуляция.
Формирование данного компонента ведет в частности к развитию:
•
Морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.
•
Личностный выбор.
•
Формирование нравственных чувств нравственного поведения.
•
Осознанное и ответственное отношения к собственным поступкам.
Эмпатия способствует:
•
Формированию
осознанного,
уважительного
и
доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку,
вере,
гражданской
позиции,
к
истории,
культуре,
религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
•
Готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания.
Самосознание – это один из самых значимых компонентов развития ЭИ, он
является
следствием
сформированности
всех
предыдущих,
самосознание
показывает
степень
формирования
личности
ребенка.
Данный
компонент
способствует реализации следующих планируемых результатов, в частности:
•
формирование ответственного отношения к учению, осознанности всего
процесса обучения
•
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию
•
осознанному выбору
•
построение дальнейшей индивидуальной траектории образования
На мой взгляд, для развития определенного компонента ЭИ на уроках русского
языка и литературы необходимо использовать специальные приемы, которые в
системе и составляют данную технологию.
Сегодня у меня есть уникальная возможность поделиться с вами практическим
опытом.
Вы
видите
достаточно
большой
комплекс
приемов
по
каждому
компоненту.
Сейчас остановлюсь подробно на некоторых из них. С остальными вы можете
познакомиться в буклете.
Компонент 1. Мотивация. Примеры из практики.
Работая в школе, я столкнулся с рядом проблем: дети не хотят учиться, они
перестали
читать,
им
не
интересно,
скучно.
Как
следствие
–
снижение
мотивации и качества знаний. Как повысить мотивацию? – поговорить с детьми
на их языке.
Как же это сделать?
Что нас раздражает на уроке, что мы запрещаем использовать? Конечно, это
смартфон! Я предлагаю детям пользоваться телефоном, но в учебных целях. Так
появились приемы: «Мобил инсайд», «Телефония», «Электронная книга». Это не
значит, что я один открыл эти приемы, нет. Я лишь придал им нужную мне
направленность в рамках своих уроков, в рамках развития технологии ЭИ.
Например, один из приемов развивающих мотивацию - «Мобил инсайд»: ученики
прямо
на
уроке,
находят
необходимые
факты,
термины
или
фотоматериалы
(поэта,
писателя,
данные
биографии),
видеоинформацию
(ролик,
эпизод
из
произведения), статьи на поставленную проблематику (литературная критика). Я
использую данный прием и на уроках русского языка и на уроках литературы с 5-
9 класс на различных этапах урока. Например, литература 8 класс (тема «А.С.
Пушкин. «Туча», на этапе актуализации, когда необходимо прокомментировать и
расшифровать понятия, относящиеся к биографии поэта и истории написания;
рус с кий
я зы к
6
кла с с
(на
э т апе
с ра в не ния
с
э т а лоном,
т е м а
«Профессионализмы».
Обобщаем материал по теме 7 класс «Разряды наречий» или 8 класс «А.С.
Пушкин. «История Пугачёва», проводим контроль, мгновенный срез знаний –
использую
прием «Телефония» - моментальная отсылка прямо на уроке SMS
сообщений на номер моего мобильного телефона. Каждый ученик отправляет
короткий ответ (например, комбинация цифр или слово). Отправка и проверка
мгновенная, соответственно экономия времени.
Очень часто дети не чувствуют актуальности литературных произведений. В
этом
случае
поможет
прием «Кавер
на
текст»
-
использование
на
уроке
современной
«вариации»
(музыкальной,
клиповой
и
т.д.)
по
известному
произведению, направленной на актуализацию материала урока и повышению
мотивации к предмету в целом.
Литература 9 класс «В.В. Маяковский. Стихи», «У. Шекспир. Сонеты»,
«У.Шекспир «Ромео и Джульетта»» современные музыкальные произведения по
мотивам данных произведений.
Компонент 2. Социальные навыки. Примеры из практики.
Без развития социальных навыков невозможно качественное общение на уроке.
Без общения и взаимодействия – собственно, нет урока. Как развивать общение?
Диалог? Эффективно помогает известный прием «Мы команда»
«Мы команда» - коллективная работа над оригинальным проектом в группе.
Главное, чтобы проект был как можно необычнее и неожиданнее. Например, по
русскому языку в 7 классе по теме «Разряды наречий» навык употребления
наречий очень интересно проследить с помощью проекта «Письмо деду морозу»
- дети успешно и активно включаются в рамки проекта: создают, используя
различные наречия, оригинальные тексты-послания. Или по русскому языку в 6
классе по теме «Разряды количественных числительных» - проект «Кулинарная
книга». Здесь развивается умение распределить роли и наладить взаимодействие
учеников
Мы привыкли, что мы даем задание, а ученики выполняют его. Так было всегда.
Учитель
как
проверяющий.
А
если
вместе
с
детьми
выполнить
творческое
задание? Это позволит убрать барьер в диалоге между учителем и учеником.
Есть общее для всех задание. Например, прием «Я - писатель» - любой вид
общей
коллективной
творческой
деятельности
на
уроках
русского
языка
и
литературы.
Например,
по
теме
«Безличное
предложение»
в
8
классе
сочиняем
художественные тексты, каждой группе – свое время года или описать состояние
природы. Я также придумываю свой текст. Потом озвучиваем, обмениваемся
впечатлениями,
анализируем,
чем
выражено
БП.
Данные
приемы
позволяют
развивать активное взаимодействие, коммуникацию с высокой эмоциональной
вовлеченностью учащихся.
Компонент 3. Саморегуляция. Примеры из практики.
При
развитии
саморегуляции,
т.е.
самоконтроля
формируется
эмоционально-
волевая сфера ребенка, легче справится с нежеланием учиться. Как решить эту
проблему?
Помогает
прием «Честный
стул». Например, по теме в 8 классе
«Д.И. Фонвизин «Недоросль»» или «Образ Хлестакова в комедии Н.В. Ревизор» -
перед детьми ставится стул, на котором нельзя говорить неправду, сначала на
стул сажусь я, чтобы им было комфортно, они задают мне вопросы по теме
урока, затем уже ученики. Причем, ребенок может выступать и от имени героя
произведения,
высказывая,
таким
образом,
его
точку
зрения
и
социальную
позицию.
Еще
один
удачный
прием
«Эксперт»
на
развитие
саморегуляции
–
ребенок
выступает в роли специалиста по определенному вопросу. Я использую данный
прием и по русскому и по литературе. Например, в 9 классе при изучении тем
«М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» или в 8 классе при подготовке к
сжатому изложению, дети, опираясь на критерии оценивания, выступают в роли
эксперта, по проверке работы своего одноклассника. Такой подход позволит
сделать обучение более осознанным.
Компонент 4. Эмпатия
Развитие сопереживания в детях на уроке – одна из самых сложных задач
учителя.
По
литературе
без
сопереживания
невозможно
говорить
о
степени
усвоения того или иного произведения. Равнодушие – вот с чем очень часто
приходится
сталкиваться
на
уроках
литературы.
Как
усилить
чувственно-
эмоциональную
сферу?
Здесь
поможет
прием «Я
–
герой»-
ролевое
перевоплощение на уроках литературы и русского языка. Причем воплощение
может касаться не только ученика, но и учителя. Например, изучая творчество
М.Ю. Лермонтова на первом уроке, я выступаю в роли поэта. На другом уроке
предлагаю перевоплотиться в героя ученику (ученикам), рассказать о персонаже
от первого лица.
Хорошо
помогает
прием
«Погружение»
-
данный
прием
подразумевает
воспроизведение какого-то элемента пространства прошлого в рамках изучения
литературного произведения (автора, направления). Так при изучении биографии
А.С. Пушкина или М.Ю. Лермонтова можно использовать данный метод
для
воссоздания эпизода дуэли прямо в классе на уроке. Кроме этого на уроке
русского языка можно «погрузится» в атмосферу собирателей фольклора или
создать собственный краткий словарь эпохи В.И. Даля и т.д.
Компонент 5. Самосознание. Примеры из практики
Формирование
ответственного
отношения
к
учению,
осознанности
всего
процесса обучения – вот одна из сложнейших проблем, с которой я столкнулся.
Как
сформировать
осознанность?
Развить
самосознание
на
уроке
поможет
известный прием «Класс-театр». Прием можно использовать в любом классе.
Так в 8 классе при изучении «Капитанской дочки» А.С. Пушкина проводим
инсценировку по группам. Каждая группа выбирает свой эпизод из романа. Одна
группа представила эпизод в виде выразительного чтения по ролям. Вторая
группа
представила
театральную
постановку
(творческий
экспромт).
Третья
группа
подошла
к
вопросу
еще
более
оригинально:
ребята
синхронными
жестами, мимикой и движениями «нарисовали» пейзажный отрывок.
Еще одним эффективным приемом является прием «Двойное дно». Так на уроке
в 8 классе по теме «А.С. Пушкин «Пиковая дама»», при первичном анализе
текста дети находят «темные места», указывающие на наличие второго дна, т. е.
еще одного текста. Этим текстом оказывается «Фауста» И.В. Гете. Далее в
исходном
произведении,
дети
самостоятельно
ищут
не
указанные
элементы
интертекста, анализируют их.
«След автора» - прием, направленный на поиски «следов» автора в тексте
художественного произведения. Данный прием позволяет соотнести автора и
произведение, вскрывая дополнительные смыслы в исходном тексте (особенно
интересны
поиски
внетекстуального
пространства
соотносимого
с
автором).
Кроме этого прием позволяет проводить «расследование» причастности автора к
собственному
тексту,
так
как
некоторые
авторы
специально
используют
многочисленные «уловки», чтобы
приписать свой текст третьему лицу. В 8
классе «М.Ю. Лермонтов «Мцыри»» или в 9 классе «Евгений Онегин».
Применение в системе этих методов и приемов, т.е. технологии развития ЭИ,
позволяет
решить
поставленные
нами
задачи
–
эффективного
выполнения
планируемых
результатов
ФГОС.
И
как
следствие
–
освоение
школьной
программы,
рост
творческой
активности,
повышение
интереса
к
предмету,
развитие читательской компетенции, повышение качества знаний.
Проанализируем мониторинг по данным направлениям.
1.На первом этапе проверили, как изменилась мотивация школьников.
Мотивацию оценивали при помощи диагностики Лускановой Н.Г.
Группа испытуемых составляла 29 человек – дети 7 класса и 8 класса
соответственно, где я являюсь классным руководителем.
Мы видим, уменьшение уровня низкой мотивации, увеличения средних и
высоких показателей, что в совокупности составляет около 89 % к середине 8
класса.
Таким образом, мы видим положительную динамику развития школьной
мотивации.
высокий уровень мотивации
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
15%
45%
40%
24%
65%
31%
7 класс
Столбец1
2. Мониторинг творческих работ детей.
Рассмотрим диаграмму:
Творческие работы: иллюстрации к произведению, творческие проекты, доклады
и рефераты. За последние четыре года прослеживается положительная динамика
(20 %) от общего количества учеников, участвующих в создании творческих
работ
по
сравнению
с
периодом,
когда
не
происходило
целенаправленного
формирования уровней ЭИ.
2015-2016
2016-2017
2017-2018
2018-2019
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
48%
58%
63%
68%
Творческие работы учащихся
Творческие работы учащихся
3. Участие в конкурсах, олимпиадах и НОУ
Рассмотрим диаграмму:
В мониторинге учитывалось количество учеников в процентном соотношении от
общего количества учащихся, которые приняли участие в олимпиаде по русскому
языку и литературе (школьный уровень, городской уровень), в дистанционных
конкурсах
«Русский
медвежонок»,
«Пегас»,
«Росконкурс»,
«АзЪ»,
«Логос».
Кроме этого, диаграмма включает количество участников НОУ. За последние
четыре года также прослеживается положительная динамика в этой области.
Таким образом, мы видим, что к середине 8 класса более чем в 50 % учащихся,
приняли участие в различных конкурсах.
2
0
1
5
-
2
0
1
6
2
0
1
6
-
2
0
1
7
2
0
1
7
-
2
0
1
8
2
0
1
8
-
2
0
1
9
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
21%
30%
45%
54%
Участие в конкурсах, олимпиадах, НОУ
Конкурсы, олимпиады,
НОУ
4.Читательская компетенция
Мониторинг читательской компетенции (за 2 последних года) проводился с
опорой на предметные результаты освоения литературы в основной школе и
включал два параметра:
начитанность (школьная программа + дополнительный круг чтения);
навыки и умения собственно читательской деятельности (умение
комментировать, анализировать, интерпретировать и создавать
собственный текст).
Анализ данных представлен в следующей диаграмме:
2017-2018
2018-2019
0
0,1
0,2
0,3
0,4
0,5
0,6
0,7
0,8
1
2
64%
75%
43%
56%
60%
79%
начитанность
читательская дея-
тельность
средний показатель
Мы видим повышение каждого показателя в отдельности и среднего показателя,
что говорит о том, что работу по данному направлению следует продолжать и в
дальнейшем, с целью поддержания положительной динамики и улучшения
читательской компетенции учащихся.
5. Динамика качества знаний по русскому языку и литературе.
2015-2016
2016-2017
2017-2018
0%
20%
40%
60%
80%
100%
120%
140%
55,60%
55,90%
58,00%
63%
65%
75%
Качество
знаний
Рассмотрим диаграмму:
Динамика представлена отдельно по русскому языку и литературе за 3 последних
учебных года, т.е с 5 – 7 класс соответственно. Видно, что нужно усиливать
эффективность работы по русскому языку, где положительная динамика менее
значительна, чем по литературе.
6. Корректировка рабочей программы.
В процессе работы была откорректирована рабочая программа по русскому
языку и литературе. Вы можете познакомиться с изменениями на данном слайде,
в программу добавлена колонка «Приемы развития ЭИ», где прописан комплекс
приемов для конкретного урока.
Номер
урока по
порядку
Тема урока
Приемы развития ЭИ
Календарны
е сроки
35
Главный член односоставного предложения
Мобил инсайд
Эксперт
Я – герой
3.12
36
Назывные предложения
Честный стул
Телефония
4.12
37
Определенно-личные предложения
Спор по теме
Эврика
6.12
38
Определенно-личные предложения
Я – творец
Мы – команда
10.12
39
Неопределённо-личные предложения
Мобил инсайд
Власть факта
11.12
40
Неопределенно-личные предложения
Эксперт
Иллюстратор
13.12
41
Инструкция
Класс-театр
Электронная книга
Мы – команда
17.12
42
Безличные предложения
Мой Пушкин
След автора
Я – герой
18.12
43
Безличные предложения
Эврика
Машина времени
Телефония
21.12
44
Рассуждение
Эксперт
Я – герой
Компаративистика
24.12
Номер
урока
Тема урока
Приемы развития ЭИ Календарные
сроки
по
порядк
у
7
Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Представление о
классицизме.
Мобил инсайд
Мы команда
Эксперт
Я – герой
Компаративистика
24.09
8
Система персонажей комедии «Недоросль».
Экранизация
Честный стул
Машина времени
26.09
9
Проблема воспитания истинного гражданина.
Электронная книга
Спор по теме
Мой Пушкин
01.10
10
Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина.
Телефония
Класс-театр
След автора
03.10
11
И.А.Крылов.
«Обоз»,
«Лягушки,
просящие
царя».
Мобил инсайд
Власть факта
Класс-театр
8.10
12
И.А. Крылов-поэт и мудрец. Анализ басни.
Погружение
Иллюстратор
10.10
13
К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака».
Электронная книга
Черновик
Аквариум
15.10
14
А.С. Пушкин. «Туча».
Мобил инсайд
Власть факта
Я – творец
17.10
15
А.С.
Пушкин.
«К***»
(«Я
помню
чудное
мгновенье...»)
Мой Пушкин
След автора
Я – герой
22.10
16
А.С. Пушкин. «19 октября».
Машина времени
След автора
Телефония
24.10
Выводы:
1.
Применение технологии развития ЭИ позитивно влияет на качество
образования.
2.
Гипотеза исследования подтверждена практическим и диагностическим
путем.
3.
По моему мнению, данную технологию необходимо использовать на
уроках филологического цикла.
4.
Перспективы технологии развития ЭИ заключается в дальнейшей работе
по совершенствованию ее эффективности.