Напоминание

Круглый стол. Использование игровых технологий в обучение детей правилам безопасного поведения на дороге


Автор: Пустовая Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ №56 "Смородинка"
Населённый пункт: город Воркута, Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Круглый стол. Использование игровых технологий в обучение детей правилам безопасного поведения на дороге
Раздел: дошкольное образование





Назад




Круглый стол. Использование игровых технологий в обучение детей правилам безопасного поведения на дороге. Обеспечение здоровья детей – главная задача цивилизованного общества. Рост количества машин на улицах городов нашей страны, увеличение скорости их движения является одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Поэтому обучать детей правилам безопасного поведения на дороге, формировать у них навыки правильного поведения на улицах является жизненной необходимостью. Перед воспитателем стоит множество вопросов. Что такое дорожная безопасность для ребёнка? Какие правила поведения на дороге он должен знать? Как научить ребёнка избежать опасности? Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде – это достаточно сложный и длительный учебно-воспитательный процесс, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приёмов. Данную работу целесообразно вести в соответствии с планом, который составляется на учебный год. Инновационный подход к организации игр и упражнений с дошкольниками по дорожной тематике состоит в решении следующих
задач:
- развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для осознанного освоения правил поведения безопасной ориентации на улице; - обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах; - формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице. При решении этих задач перед педагогами всегда возникает вопрос, какие игры необходимы детям младшего возраста, а какие игры нужны старшим дошкольникам? Ведь у каждого возрастного периода свои особенности восприятия информации и усвоения знаний. Однако осуществлять задачи обучения правилам безопасного поведения на дороге невозможно без помощи родителей, ведь дошкольники не переходят улицу без их сопровождения. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, поскольку они – заинтересованные партнёры и помощники в решении проблемы детской безопасности. Только так можно избежать случаев детского травматизма. В соответствии с ФГТ родители являются основными заказчиками образовательного процесса, и поэтому следует уделять большое внимание работе с родителями: проводить собрания и круглые столы с целью ознакомления родителей с планом работы дошкольного образовательного учреждения по
предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Родителе следует подключать к изготовлению атрибутов, пособий, дидактических игр по рекомендациям педагогов. Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Изображая дома, дорогу, дети рисуют пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. Дошкольники с большим интересом занимаются продуктивной деятельностью: с удовольствием участвуют в изготовлении атрибутов, макетов улиц, домов, совместно с воспитателем, родителями делают машины, деревья, дорожные знаки, а потом используют их в своих играх. На занятиях по конструированию дети с увлечением делают «светофор», различные марки машин. В совершенствовании и закреплении знаний
особая роль отводится организации

игровой

деятельности детей
, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. В работе с детьми большая роль должна отводиться дидактическим и подвижным играм, а так же творческим играм, развивающим ориентировку в пространстве. Дети оживляются, когда им предлагают
погулять по улице
. Они внимательно следят за движением машин. Им доступны понятия: общественный и личный транспорт. Младшие учатся называть виды общественного транспорта, отмечая особенности некоторого из них. Старшие могут рассказать о назначении пожарных машин, дежурных машин милиции. Взрослый обращает внимание всех на машину скорой помощи, молоковозы, закрытые фургоны. Дети могут закреплять в памяти цвет легковых машин. У жилого дома в ряд стоят легковые автомобили. Можно остановиться и развернуть беседу об устройстве легкового автомобиля: сколько колес, зачем нужно запасное колесо, сколько фар и зачем они, сколько дверей. Если у грузовика — кузов, то у легковой — салон с ремнями безопасности. Многие дети начинают показывать, где они сидят в своей машине, рассказывать, кто ведет машину, куда ездят всей семьей. К детскому саду подъезжают крытые фургоны. Очень интересно обойти его и посмотреть, как выгружают разнообразные продукты. Педагог: Одни фургоны привозят хлеб, булки — сразу вкусно пахнет! Другие — молоко, кефир. В некоторых мешки с овощами, ящики с фруктами. Фургоны так и называются: хлебный, овощной. Можно спросить у детей, почему у грузовика открытый кузов, а у фургона закрытый. Интересно и познавательно проходят целевые прогулки к перекрестку со светофором. Взрослый объясняет, для чего светофор, что обозначают каждый его цветовой сигнал, зеленые стрелки, знаки на пешеходном переходе, белые широкие полосы поперек дороги. Идет первоначальное обучение правилам дорожного движения. Дети внимательно следят, как двигается транспорт у светофора, отмечают, что все выполняют правила, иначе случится беда. Вслед за зелеными стрелками дети разводят руками влево и вправо: Поезжай налево! Поворачивай направо! Вечером родители могут продолжить объяснения. Дети внимательно следят, как машины сообщают друг другу, кто из них поворачивает или собирается остановиться возле тротуара. В сумерках это отчетливо видно. А
сюжетно-ролевые игры
позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом
важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Все это способствует развитию познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в общественных местах. Выбор игры зависит от заинтересованности детей, но наибольший результат достигается при
сочетании интеллектуальной и ролевой игры
. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Все это способствует развитию познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в общественных местах.
Театрализованные представления
превращают каждое мероприятие по ПДД в сказку, игру, путешествие, поиск. Одной из форм ознакомления детей с произведениями по ПДД может быть проведение
литературных калейдоскопов
, где участники читают стихи, отгадывают загадки, решают кроссворды и ребусы.
Физкультминутка.
(Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения). - Мы по улице шагаем, И ворон мы не считаем. Смело мы идём вперёд, Где пешеходный переход. Когда дорогу перешли, Можно прыгать: раз, два, три.
Вопросы для детей:
-Как называют людей, идущих по улице (пешеходы) . - Где должны ходить пешеходы? (по тротуару) . - Где ездят машины? (по проезжей части) . - Как определить, где находится пешеходный переход? (на дороге нарисованы полоски – «зебра») . - По какому знаку можно узнать, где пешеходный переход? (демонстрация знака). Как этот знак называется? (пешеходный переход) . - Как нужно переходить улицу?
Ситуации для решения.

Обучение игрового персонажа Незнайки детьми.
Ситуация первая:
Глупый Незнайка играет в футбол, Хочется очень забить ему гол, Гонит по улице мяч со двора – Разве для улицы эта игра? Здесь ли футбольное поле с травой? – Мчатся машины по мостовой!
Совет Незнайке:
Слушай, Незнайка, себя береги, С улицы шумной скорее беги. Сразу за домом, рядом со школой Здесь у ребят уголок для футбола. Там в безопасности будешь играть Никого риску не подвергать.
Ситуация вторая:
Видит Незнайка, родителей нет, Вмиг оседлал он велосипед, Только сверкнули на солнышке спицы, Решил к машине он прицепиться. Ехал по улице грузовик, Незнайка за борт ухватился тут вмиг… Страшно прохожим смотреть на Незнайку, Может попасть под машину, бедняжка. Всюду машины – и слева, и справа. Очень опасная эта забава!

Совет Незнайке:
Нельзя, Незнайка, цепляться к автомобилю. Это опасно, ведь можно попасть под колеса автомобиля.
Ситуация третья:
Незнайка играл с мячом, а мяч выкатился на мостовую. Ребята, скажите, как поступить Незнайке?
Совет Незнайке:
Незнайка, не спеши выбегать на мостовую за мячом, ведь по дороге движется транспорт. Водитель автомобиля не сможет резко затормозить и может произойти авария. При этом ты, Незнайка, да и другие люди могут погибнуть.
Игра для детей «Собери светофор»

Правила игры:
Дети делятся на три команды. Каждой команде дается листок бумаги. Дети по команде раскрашивают один «Глазок» светофора в нужный цвет и передают листок другому.
В игре учитываются:
Правильное чередование света на светофоре, скорость изображения, правильное раскрашивание методом штрихования, так же дисциплина во время игры.
Цель игры:
Уточнить и закрепить знания детей о необходимости наличия светофора на дорогах, знать и называть очередность света на работающем светофоре. Воспитывать умение быть внимательными, дружными во время игры.
Игра: «Красный, жёлтый, зелёный».
Вос-ль показывает три цветных круга: красный, жёлтый, зелёный. Дети, прослушав стихотворение, выполняют определённые движения. Кто ошибся, тот садится. Внимание! Глядит в упор На вас трёхглазый светофор. Зелёный, жёлтый, красный глаз- Он каждому даёт указ! На красный цвет- все хлопают,
На жёлтый - стоят молча, На зелёный – бегут на месте.
Игра «Пешеходный переход»
Участники команд поочерёдно проходят дистанцию: пролезают через обруч- это подземный переход; затем на одной ноге надо перепрыгнуть через полоски- это наземный переход; пройти по гимнастической скамейке – это надземный переход.
Игра «Перейди улицу»

Загадка:
Полосатая лошадка, ее зеброю зовут, Но не та, что в зоопарке, по ней люди все идут. (пешеходный переход) У каждого игрока две дощечки в руках. Ребенок кладет одну дощечку на пол и становится одной ногой, кладет другую и становится второй ногой. Дощечку, которая осталась позади, берёт и ставит перед собой и т. д.
Игра: «Это я, это я, это все мои друзья! »
Дети хором отвечают на вопросы: - Это я, это я, это все мои друзья! - Кто из вас идет вперед, только там, где переход?. - Знает кто, что красный цвет, означает – хода нет?. - Кто из вас в трамвае тесном, уступает взрослым место?. - Кто из вас идя домой, держит путь по мостовой?. - Кто из вас летит так скоро, что не видит светофора?. .
Разминка с воспитателями:
1. - Как назвать одним словом эти знаки (на слайде – черный знак в красном кругу – запрещающие); - Как назвать одним словом эти знаки (на слайде – черный знак в красном треугольнике – предупреждающие); - Как назвать одним словом эти знаки (на слайде – четырехугольные синие знаки – информационно-указательные); 2. - Как правильно ходить по тротуарам; по улице, если нет тротуара; - С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города ( по проезжей части дороги) 3. - Сколько взрослых должны сопровождать детей во время целевых прогулок и экскурсий? ( Если необходимо переходить улицу, то не менее двух взрослых, заранее прошедших инструктаж у руководителя учреждения) - Как должны быть построены дети при движении по улице?
(В колонну по 2 человека, держась за руки, желательно, чтобы в руках у детей не было никаких предметов и игрушек. Сопровождающие должны иметь при себе красные флажки) - как правильно переходить проезжую часть улицы с группой детей? ( сопровождающий должен выйти на середину проезжей части дороги с поднятым флажком, и убедившись, что все машины остановились, можно начинать переход группы детей) Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с Правилами дорожного движения, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий. Я уверена, что знания «дорожной грамоты», освоенные посредством участия в разных видах игр и упражнений в детском саду, прочно запомнятся детям и помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.
Круглый стол. Использование игровых технологий в обучение детей правилам безопасного поведения на дороге.


В раздел образования