Напоминание

Предметно – развивающая пространственная среда во второй младшей группе, обеспечивающая развитие воспитанников, в соответствии с требованиями ФГОС


Автор: Воробьева Светлана Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с № 112 "Почемучки"
Населённый пункт: город Волжский, Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Предметно – развивающая пространственная среда во второй младшей группе, обеспечивающая развитие воспитанников, в соответствии с требованиями ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Предметно - развивающая пространственная среда во второй

младшей группе, обеспечивающая развитие воспитанников, в

соответствии с требованиями ФГОС.

Учите ребенка каким-нибудь пяти

неизвестным ему словам, и он будет долго

и напрасно мучиться над ними; но свяжите

с картинками двадцать таких слов и –

ребенок усвоит их налету.

К.Д.Ушинский

Предметно-развивающая

среда

позволяет

обогатить

опыт

эмоционально-практического

взаимодействия

ребенка

со

сверстниками

и

педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей

группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в

ней дети реализуют свои способности.

В нашей группе мебель и оборудование установлены так, что каждый

ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки

зрения

его

эмоционального

состояния:

достаточно

удаленное

от

детей

и

взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или

же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

В

группе

создана

естественная

комфортабельная

обстановка,

рационально

организованная,

насыщенная

разнообразными

предметами

и

игровыми материалами.

Она

соответствует

концепции

построения

предметно-развивающей

среды, требующей предоставления каждому ребёнку права самостоятельного

выбора

деятельности.

Это

открывает

ему

каналы

для

саморазвития

и

возможность максимально проявлять себя как творческую личность. Среда

является многомерным развивающим пространством, которое обеспечивает

детям возможность свободного выбора деятельности, её содержания, а значит

возможность

полноценного

развития.

Она

соответствует

принципам

активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия

для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Есть уголок

уединения, который дает ребёнку чувство психологической защищённости,

помогает развитию личности. Среда обогащена такими элементами, которые

бы

стимулировали

познавательную,

развивающую,

двигательную

и

иную

активность детей.

Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам

мальчиков

и

девочек,

периодически

изменяется,

варьируется,

постоянно

обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение

«зоны

ближайшего

развития»,

на

неисчерпаемую

информативность

и

индивидуальные

возможности

детей,

выполняет

определенные

функции,

характерные для данного возраста. Это:

познавательная

удовлетворяет

потребность

ребенка

в

освоении

окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку

познать азы общения и взаимодействия;

оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает

двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;

творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует

саморазвитию и самореализации.

В

групповом

помещении

второй

младшей

группы,

реализующей

образовательную

программу

«От

рождения

до

школы»

оборудована

предметно-развивающая среда, включающая в себя следующие уголки:

- по правилам дорожного движения

• разноцветные рули, флажки трех цветов, атрибуты для сюжетно-

ролевых

игр,

машины

и

дорожные

знаки

на

ленточках,

жилеты

с

изображением

светофора

и

номера

экстренного

вызова

«01»

и

«03»,

нагрудные дорожные знаки;

• панно «Мы едем, едем», макет улицы, дорожные знаки напольные и

маленькие, машины и дома, изготовленные из бросового материала;

• дидактические игры «Собери машинку» «Светофор», «Транспорт»,

«Выставка машин», пазлы «Собери светофор», «Покажи транспорт, который

назову», «Собери знак», игры-лото «Основы безопасности» и «Внимание,

дорога!»

В уголке природы имеются комнатные растения: хлорофитум, герань,

бегония,

узумбарская

фиалка,

сансивьерия,

традесканция,

колеус,

папоротник, финиковая пальма, лилия и др.

• подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов;

изготовлены поделки из природного материала, икебана, гербарии

Для

ухода

за

растениями

-

лейки,

распылитель

для

опрыскивания

растений, заостренные деревянные палочки для рыхления земли в горшках,

мягкие кисточки для очистки от пыли листьев растений

В весеннее время года - мини-садик с рассадой цветов и овощей.

В центре музыкальной и театральной деятельности - маленькая ширма

для настольного театра, костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок

• куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах

театра (кукольный, настольный)

• музыкальные инструмент (барабан, бубен, дудочки, металлофон

Для сохранения и укрепления здоровья детей - физкультурный уголок.

В нем есть мячи большие и маленькие, мячи массажерные, мяч-попрыгунчик,

кегли (набор), мешочки с грузом, шнуры для гимнастики, доска с ребристой

поверхностью, коврики и массажная дорожка, обручи, гимнастические палки,

резиновые

колечки,

ленты

разных

цветов

на

кольцах,

скакалки,

флажки

разных цветов.

В

речевом

уголке

подобраны игрушки

и

предметные

картинки

для

уточнения звукоподражания;

• игрушки и пособия для воспитания правильного физиологического

дыхания (мыльные пузыри и надувные игрушки)

• комплекты предметных картинок для уточнения произношения звуков

• игры для формирования грамматического строя речи «Большой и

маленький», «Чей детеныш», «Чего не стало», лото «Один и много»

• наборы игрушек для проведения артикуляционной гимнастики

• детские книги по программе и любимые книги детей

• книжки-малышки с произведениями фольклора малых форм

• аудиокассеты с записью литературных произведений по программе,

магнитофон

• книжки-раскраски по изучаемым темам. Книжки-самоделки.

В

уголке

художественного

творчества

дети

могут

пользоваться

восковыми и акварельными мелками, цветным мелом, гуашевыми красками,

фломастерами, цветными карандашами, пластилином.

• также есть кисти, палочки, стеки, поролон, печатки, клише, трафареты

по темам, цветная и белая бумага, картон, рулон простых белых обоев для

рисования коллективных работ

доска

для

рисования

мелом,

доска

для

рисования

фломастерами;

маленькие доски для рисования

Центр для сюжетно-ролевых игр

В группе имеется все необходимое оборудование для таких сюжетно-

ролевых игр как «Семья», «Магазин», «Дочки-матери», «Парикмахерская»,

«Больница», «Транспорт», «Детский сад», «Водители».

Мобильный уголок для релаксации

Уголок для родителей: в течение учебного года взрослые могут найти в

папках-передвижках

разнообразную

полезную

информацию.

Например,

«Маленький пешеход», «Приучите вашего ребенка мыть руки», «Мама, папа,

поиграйте», «Что бывает осенью», «Что бывает зимой», анкетирование на

тему «Пожарная безопасность».

На информационных стендах размещены режим работы детского сада

и группы, сетка непосредственной образовательной деятельности в форме

занятия, объявления, меню.

Также

имеются

постоянно

обновляющиеся

выставки

детских

работ

(рисунки, поделки) и фото-уголок «Жизнь группы» (информация обновляется

раз в месяц)

Предметно-развивающая

среда

группы

максимально

приближена

к

интересам

и

потребностям

каждого

дошкольника.

Ребенок

имеет

возможность

заниматься

любимым

делом

как

самостоятельно,

так

и

в

выбранном им мини коллективе.

В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту детей,

с

учетом

их

индивидуальных

особенностей

и

возможностей

развития.

Созданы

условия для

накопления

творческого

опыта,

применения

своих

знаний

и

умений,

в

ситуации

действия

со

знакомыми

или

совсем

не

знакомыми объектами.

Учитывая то, что игра для ребёнка дошкольного возраста является

ведущим видом деятельности, подобраны атрибуты, позволяющие строить

сюжеты игр, подражать тому миру, который ребёнок познаёт. Игровая среда

меняется со сменой педагогических задач, с изменением роли самой игры.

Территория участка группы - это место для игр, прогулок, занятий,

наблюдений

за

растениями

и

животными

в

течение

всего

года.

Здесь

продолжается их активная деятельность. Чтобы пребывание на участке всегда

радовало ребенка, побуждало к игре, влекло к разнообразной деятельности,

оздоровляло

физически,

оборудование

и

оформление

участка

отвечает

художественно-педагогическим требованиям.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия.

Чем

богаче

ощущения

и

восприятия,

тем

шире

и

многограннее

будут

полученные

ребёнком

сведения

об

окружающем

мире.

Успешность

умственного,

физического,

эстетического,

экологического

воспитания

в

значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть

от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Поэтому сенсорному уголку в группе отведено особое место. Основные

принципы организации этого уголка: доступность, безопасность, научность,

креативность.

Сенсорный

уголок

в

младшей

группе

содержит

игры,

пособия

и

материалы для:

-

развития мелкой моторики - пирамидки, окрашенные в основные

цвета: стержни для нанизывания с цветными кольцами, мозаика; объемные

вкладыши, матрешки; рамки – вкладыши, кубы с прорезями разной формы;

набор

для

завинчивания

(коробка

с

крышками

разного

цвета

и

формы);

рамки-полотна с застежками (шнуровка, пуговицы, «липучки»); наборы для

нанизывания на леску или шнурок (бусы, шарики, игрушки).

- Для восприятия формы и величины: набор геометрических тел для

сериации по величине (Блоки Дьенеша); набор плоскостных геометрических

форм

для

с ериации

по величине;

чудесный

мешочек

с

набором

геометрических форм, овощей, фруктов.

- Для восприятия цвета: набор цветных палочек (Палочки Кюизенера),

мозаика, пирамидки; Блоки Дьенеша, набор кубиков с цветными гранями

(кубики Никитина); бусы, ленточки, прищепки, колечки, браслеты, резинки

для волос и др.; трубочки для проталкивания платочков палочкой; куклы в

одежде основных цветов ( красный, жёлтый, зелёный, синий) и разноцветных

предметов для игры с куклой.

-

Д л я восприятия

звуков:

музыкальная

шкатулка;

звучащие

инструменты (барабаны, колокольчики, пищалки, трещотки).

-

Для

тактильных

ощущений:

панно-игрушки

из

тканей

различной

фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая – наждачная бумага, липучка, шёлк,

атлас, сукно, мех, пух и т.п)

- Природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки);

«Тактильный коврик» (панно со съемными деталями из разных материалов с

карманами на пуговицах, замочках, крючках и т.п.); подносы с манкой или

песком для рисования пальцами и крупы, фасоль для перебирания.

- Для элементарных опытов: набор для экспериментирования с песком

и водой (тазики, чашки, прозрачные пластиковые и цветные стаканчики,

воронки

для

переливания,

бутылочки

прозрачные,

салфетки

тканевые

и

бумажные, одноразовые тарелки, ложки, совочки, лопатки, сачки и т.д.);

бумага,

кусочки

ткани,

предметы

различной

формы,

фактуры,

веса,

плотности (деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые).

Предметно-пространственная среда в группе создана в соответствии с

возрастом детей.

Целенаправленно

организованная

предметно-развивающая

среда

в

дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и

воспитании ребенка.

Созданная

эстетическая

среда

вызывает

у

детей

чувство

радости,

эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать

его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной

творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей

дошкольного возраста.

1.

Авдулова

Т.

П.

Создание

развивающего

про странства

социализации

и

индивидуализации

дошкольников

/

Т.

П.

Авдулова

//

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2014.

2.

С.А.Козлова «Мой мир». – М.,2016г.



В раздел образования