Автор: Юртанова Анастасия Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Школа № 16" г. Черемхово
Населённый пункт: Иркутская область, г. Черемхово
Наименование материала: Проект
Тема: «Русская изба, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
Раздел: дошкольное образование
МОУ « Школа № 16 г. Черемхово»
ПРОЕКТ
«Русская изба, как средство приобщения детей
к истокам русской народной культуры»
для детей в возрасте от 5 - 6 лет
Выполнила:
Юртанова Анастасия Сергеевна
Воспитатель МОУ « Школы № 16
г. Черемхово.»
Черемхово,
2019
Проект
мини-музей «Русская изба, как средство приобщения детей
к истокам русской народной культуры»
Вид: поисково-исследовательский, творческий, коллективный.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Возраст: 5-6 лет
Срок: 2 недели
Проблема:
После
просмотра
спектакля
русской
народной
сказки
«Гуси-лебеди»
у
детей
возникли вопросы: Что такое русская печка? Что такое изба? Кто же жил в таком доме?
Зачем нужна в доме печка? Какую люди носили одежду? Какие песни пели, сказки
слушали?
Поэтому,
я
посчитала
необходимым
донести
до
сознания
детей
историю
русского
быта,
устройства
деревенской
избы,
разнообразие
старинных
предметов
домашнего быта, традиции, культуру русского народа.
Актуальность:
Одной из задач по патриотическому воспитанию является – развитие интереса
детей к быту, традициям и к культуре русского народа.
Патриотическое воспитание является важной стороной развития личности ребенка.
Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Воспитывая
юных граждан России, мы, педагоги, должны знакомить детей в доступной форме с
культурой, традициями и прошлым страны, прививать любовь к своей Родине и своему
народу.
Понимая, что система работы в этом направлении требует организацию особых
условий,
создания
обстановки,
которая
обеспечивала
бы
детям
особый
комплекс
ощущений и эмоциональных переживаний, я решила разработать проект «Русская изба,
как
средство
приобщения
детей
к
истокам
русской
народной
культуры»,
реализация
которого будет осуществляться через мини-музей.
Цель:
Развитие представлений детей о быте, традициях и культуре русского народа.
Задачи:
- Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших
предков.
- Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
-
Приобщить
детей
к
общечеловеческим
нравственным
ценно стям
(гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие)
- Изучение малых фольклорных форм (песенки, потешки, пословицы);
- Знакомство с русскими народными хороводными играми;
- Развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству, художественным
произведениям и декоративно – прикладному искусству.
-
Развивать
творческие
способности
у
детей
в
процессе
музыкально-
театрализованной деятельности.
-
Формировать
навыки
самостоятельной
творческой,
изобразительной,
конструктивно-модельной деятельности.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Предполагаемый результат:
Данный
проект
пополнит
знания
детей
о
культуре
и
быте
предков,
поможет
прикоснуться к наследию прошлого русского народа.
Педагоги получат дополнительные знания и практический материал по данной
теме,
удовлетворение
от
результатов
своей
работы,
обменяются
опытом
с
другими
педагогами.
У
родителей
появится
гордость
за
своих
детей,
заинтересованность
в
формировании у детей чувства патриотизма.
Этапы реализации проекта:
I этап - Подготовительный
1.
Подбор и изучение методической литературы, пособий.
2.
Сбор материалов для мини-музея.
II этап - Основной – проектная деятельность по решению проблемы.
1.
Организация предметно-пространственной развивающей среды:
- Создание мини-музея «Русская изба».
-
Подбор
художественной
литературы
(сказки,
стихи,
рассказы),
пословицы,
поговорки, загадки.
- Оформление книжки-малышки «Русская изба».
2. Работа по образовательным областям:
Социально-
коммуникативно
е развитие
Познавательно
е развитие
Речевое
развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Дидактические
игры:
«Одень
русскую
девицу»,
«Путешествие по
русским
народным
сказкам»,
«Предметы
народного быта».
НОД:
«Знакомство
с
русской избой»,
«Как
рубашка
в
п о л е
выросла»
Беседы:
« О
р у с с к о й
печке»,
«О
традициях
русского
гостеприимств»
«О
народных
промыслах».
Изобразительна
я деятельность.
Лепка:
«Посуда
наша,
для
молока
и
каши»,
«Деревенский
двор».
Рисование:
«Половики
наших
бабушек»,
«Чудо ложка».
Аппликация:
«Лоскутное
одеяло».
Подвижные
народные
игры:
«Ручеек»
«Салки»
«Жмурки»
«Золотые
ворота»
«Гори,
гори
ясно»
«Баба-Яга»
« З а р я
-
Заряница»
«Здравствуй
дедушка
Прокоп»
Сюжетно-
ролевые игры:
«Встречаем
гостей»,
« В
г о с т и
к
б а б у ш к е
н а
оладушки».
Рассматривание
предметов
домашнего
обихода,
кухонной
утвари,
народных
костюмов,
игрушек.
Чтение
художественно
й литературы:
Л.Толстой
«О
детях»,
«Глиняный
парень»
К.Ушинский,
«Как
рубашка
н а
Р у с и
выросла»
М.Горький,
«Про
Иванушку-
дурочка».
Конструктивно-
модельная
деятельность
(строительный
материал, лего):
«Старая
деревня»,
«На чем ездили
н а
Р у с и
( о т
т е л е ж к и
д о
кареты)»
Спортивные
развлечения:
«Карусель
народных
игр»
«Веселые
соревнования
»
И г р ы
–
драматизации:
«Теремок»,
«Заюшкина
избушка»,
«Гуси-лебеди».
Чтение
русских
народных
сказок:
«Зимовье
зверей»,
«Заюшкина
избушка»,
«Теремок»,
«Гуси-лебеди»,
«По
щучьему
велению».
Ручной
труд(природный,
подручный
материал):
«Коврик
для
кукол»,
«Изготовление
декоративной
с а л ф е т к и
с
бахромой»
Чтение
стихотворений
:
Е.Санин
«Здравствуй,
Русь!»
И. Суриков
«Детство»
Музыкальная
деятельность:
-Разучивание
русских
народных,
колыбельных
песен.
Заучивание
пословиц,
поговорок,
потешек.
Хороводные
игры:
«Во поле березка
стояла»,
« Н а
г о р е
т о
калина».
Отгадывание
загадок
Составление
р а с с к а з а
п о
сюжетным
картинкам
2.
Взаимодействие с родителями.
- Сбор предметов для мини-музея «Русская изба».
Консультации:
- Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
- Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через малые
фольклорные жанры.
- История народной игрушки.
III этап - Заключительный
1.
Создание мини-музея «Русская изба»
2.
Презентация проекта «Русская изба, как средство приобщения детей к истокам
русской народной культуры»
Заключение.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-
иному, многое заново открываем и переоцениваем.
Все, что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И
как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им
дорогу
в
этот
сказочный
и
добрый
мир.
Поддержание
у
дошкольников
устойчивого
интереса
к
истории
своего
народа
-
первая
и
самая
важная
ступень
в
воспитании
патриотов
и
граждан
великой
России.
Быть
патриотом
-
значит
ощущать
себя
неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма многогранно: это и любовь к
родным местам, и гордость за свой народ, и стремление изучать его культуру и историю, и
желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Задача
педагогов
-
формировать
у
детей
интерес
к
малой
родине,
расширять
представления о родной стране, государственных и народных праздниках. Поэтому мы
считаем, что в воспитательной работе важно целенаправленное возрождение культурных
традиций
и
старинных
обычаев
русского
народа,
широкое
знакомство
детей
с
его
творчеством.