Напоминание

«Русская изба, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»


Автор: Юртанова Анастасия Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Школа № 16" г. Черемхово
Населённый пункт: Иркутская область, г. Черемхово
Наименование материала: Проект
Тема: «Русская изба, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МОУ « Школа № 16 г. Черемхово»

ПРОЕКТ

«Русская изба, как средство приобщения детей

к истокам русской народной культуры»

для детей в возрасте от 5 - 6 лет

Выполнила:

Юртанова Анастасия Сергеевна

Воспитатель МОУ « Школы № 16

г. Черемхово.»

Черемхово,

2019

Проект

мини-музей «Русская изба, как средство приобщения детей

к истокам русской народной культуры»

Вид: поисково-исследовательский, творческий, коллективный.

Участники: дети, воспитатели, родители.

Возраст: 5-6 лет

Срок: 2 недели

Проблема:

После

просмотра

спектакля

русской

народной

сказки

«Гуси-лебеди»

у

детей

возникли вопросы: Что такое русская печка? Что такое изба? Кто же жил в таком доме?

Зачем нужна в доме печка? Какую люди носили одежду? Какие песни пели, сказки

слушали?

Поэтому,

я

посчитала

необходимым

донести

до

сознания

детей

историю

русского

быта,

устройства

деревенской

избы,

разнообразие

старинных

предметов

домашнего быта, традиции, культуру русского народа.

Актуальность:

Одной из задач по патриотическому воспитанию является – развитие интереса

детей к быту, традициям и к культуре русского народа.

Патриотическое воспитание является важной стороной развития личности ребенка.

Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Воспитывая

юных граждан России, мы, педагоги, должны знакомить детей в доступной форме с

культурой, традициями и прошлым страны, прививать любовь к своей Родине и своему

народу.

Понимая, что система работы в этом направлении требует организацию особых

условий,

создания

обстановки,

которая

обеспечивала

бы

детям

особый

комплекс

ощущений и эмоциональных переживаний, я решила разработать проект «Русская изба,

как

средство

приобщения

детей

к

истокам

русской

народной

культуры»,

реализация

которого будет осуществляться через мини-музей.

Цель:

Развитие представлений детей о быте, традициях и культуре русского народа.

Задачи:

- Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших

предков.

- Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.

-

Приобщить

детей

к

общечеловеческим

нравственным

ценно стям

(гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие)

- Изучение малых фольклорных форм (песенки, потешки, пословицы);

- Знакомство с русскими народными хороводными играми;

- Развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству, художественным

произведениям и декоративно – прикладному искусству.

-

Развивать

творческие

способности

у

детей

в

процессе

музыкально-

театрализованной деятельности.

-

Формировать

навыки

самостоятельной

творческой,

изобразительной,

конструктивно-модельной деятельности.

- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

- Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Предполагаемый результат:

Данный

проект

пополнит

знания

детей

о

культуре

и

быте

предков,

поможет

прикоснуться к наследию прошлого русского народа.

Педагоги получат дополнительные знания и практический материал по данной

теме,

удовлетворение

от

результатов

своей

работы,

обменяются

опытом

с

другими

педагогами.

У

родителей

появится

гордость

за

своих

детей,

заинтересованность

в

формировании у детей чувства патриотизма.

Этапы реализации проекта:

I этап - Подготовительный

1.

Подбор и изучение методической литературы, пособий.

2.

Сбор материалов для мини-музея.

II этап - Основной – проектная деятельность по решению проблемы.

1.

Организация предметно-пространственной развивающей среды:

- Создание мини-музея «Русская изба».

-

Подбор

художественной

литературы

(сказки,

стихи,

рассказы),

пословицы,

поговорки, загадки.

- Оформление книжки-малышки «Русская изба».

2. Работа по образовательным областям:

Социально-

коммуникативно

е развитие

Познавательно

е развитие

Речевое

развитие

Художественно-

эстетическое

развитие

Физическое

развитие

Дидактические

игры:

«Одень

русскую

девицу»,

«Путешествие по

русским

народным

сказкам»,

«Предметы

народного быта».

НОД:

«Знакомство

с

русской избой»,

«Как

рубашка

в

п о л е

выросла»

Беседы:

« О

р у с с к о й

печке»,

«О

традициях

русского

гостеприимств»

«О

народных

промыслах».

Изобразительна

я деятельность.

Лепка:

«Посуда

наша,

для

молока

и

каши»,

«Деревенский

двор».

Рисование:

«Половики

наших

бабушек»,

«Чудо ложка».

Аппликация:

«Лоскутное

одеяло».

Подвижные

народные

игры:

«Ручеек»

«Салки»

«Жмурки»

«Золотые

ворота»

«Гори,

гори

ясно»

«Баба-Яга»

« З а р я

-

Заряница»

«Здравствуй

дедушка

Прокоп»

Сюжетно-

ролевые игры:

«Встречаем

гостей»,

« В

г о с т и

к

б а б у ш к е

н а

оладушки».

Рассматривание

предметов

домашнего

обихода,

кухонной

утвари,

народных

костюмов,

игрушек.

Чтение

художественно

й литературы:

Л.Толстой

«О

детях»,

«Глиняный

парень»

К.Ушинский,

«Как

рубашка

н а

Р у с и

выросла»

М.Горький,

«Про

Иванушку-

дурочка».

Конструктивно-

модельная

деятельность

(строительный

материал, лего):

«Старая

деревня»,

«На чем ездили

н а

Р у с и

( о т

т е л е ж к и

д о

кареты)»

Спортивные

развлечения:

«Карусель

народных

игр»

«Веселые

соревнования

»

И г р ы

драматизации:

«Теремок»,

«Заюшкина

избушка»,

«Гуси-лебеди».

Чтение

русских

народных

сказок:

«Зимовье

зверей»,

«Заюшкина

избушка»,

«Теремок»,

«Гуси-лебеди»,

«По

щучьему

велению».

Ручной

труд(природный,

подручный

материал):

«Коврик

для

кукол»,

«Изготовление

декоративной

с а л ф е т к и

с

бахромой»

Чтение

стихотворений

:

Е.Санин

«Здравствуй,

Русь!»

И. Суриков

«Детство»

Музыкальная

деятельность:

-Разучивание

русских

народных,

колыбельных

песен.

Заучивание

пословиц,

поговорок,

потешек.

Хороводные

игры:

«Во поле березка

стояла»,

« Н а

г о р е

т о

калина».

Отгадывание

загадок

Составление

р а с с к а з а

п о

сюжетным

картинкам

2.

Взаимодействие с родителями.

- Сбор предметов для мини-музея «Русская изба».

Консультации:

- Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

- Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через малые

фольклорные жанры.

- История народной игрушки.

III этап - Заключительный

1.

Создание мини-музея «Русская изба»

2.

Презентация проекта «Русская изба, как средство приобщения детей к истокам

русской народной культуры»

Заключение.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-

иному, многое заново открываем и переоцениваем.

Все, что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И

как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им

дорогу

в

этот

сказочный

и

добрый

мир.

Поддержание

у

дошкольников

устойчивого

интереса

к

истории

своего

народа

-

первая

и

самая

важная

ступень

в

воспитании

патриотов

и

граждан

великой

России.

Быть

патриотом

-

значит

ощущать

себя

неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма многогранно: это и любовь к

родным местам, и гордость за свой народ, и стремление изучать его культуру и историю, и

желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

Задача

педагогов

-

формировать

у

детей

интерес

к

малой

родине,

расширять

представления о родной стране, государственных и народных праздниках. Поэтому мы

считаем, что в воспитательной работе важно целенаправленное возрождение культурных

традиций

и

старинных

обычаев

русского

народа,

широкое

знакомство

детей

с

его

творчеством.



В раздел образования