Автор: Чиркова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 34"
Населённый пункт: ЗАТО Северск поселок Самусь
Наименование материала: статья
Тема: "Методы воспитания детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Статья
«Методы воспитания детей дошкольного возраста»
МБДОУ «Детский сад № 34»
Воспитатель Чиркова И.В.
Правильно организованное семейное воспитание – важнейшее условие
физического и умственного развития ребенка.
Прежде всего, перед родителями стоит задача серьезно и ответственно
заниматься воспитанием и обучением ребенка в семье. Учить всему нужно
терпеливо
и
последовательно.
Хорошо,
если
взрослые
обучают
и
воспитывают детей, направляют их развитие без насилия, уважая личность
ребенка. Надо внимательно и чутко выявлять интересы, склонности детей,
поддерживать
и
развивать
их
и,
конечно,
знать
особенности
возраста,
причины тех или иных поступков ребенка.
В представлении ребенка дошкольного возраста понятия о хорошем и
плохом часто смещаются. Например, он отнял игрушку – значит, хорошо, у
него стало на одну больше. Или, чтобы доказать свою щедрость, ребенок
жертвует папиной коллекцией.
Можно
привести
такой
пример.
Семья
ждет
гостей,
взрослые
накрывают на стол, а девочка взяла пирожные и угостила подружек. На
замечания родителей ответила: «Вы же сами сказали, что надо быть доброй».
Для
детей
характерно
конкретное
мышление,
неспособность
к
обобщениям.
Поэтому малыш часто обещает не делать то, за что его порицали, но…
в аналогичной ситуации поступает так же. Замечание, сделанное другому
ребенку, он не относит к себе. Мы уже отмечали такую особенность, как
импульсивность, поэтому мотивом поступка часто является желание.
Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из
положительных
аспектов
взаимоотношений
(одобрение,
похвала,
поощрение),
но
и
из
отрицательных
(порицание,
запрет,
наказание).
Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного
процесса.
Никогда
не
спешите
с
наказаниями.
Критика
должна
быть
созидательной,
а
неразрушительной.
Важно
выяснить
причину
детского
поступка. Отрицательное поведение маленького ребенка крайне редко носит
преднамеренный
характер,
поэтому
очень
важно
быть
терпеливым
и
справедливым
в
оценке
детских
поступков.
Психологи
отмечают,
что
ребенок воспринимает угрозы по-своему – как приглашение к действию,
особенно когда ему говорят: «Вот только сделай (сорви, залезь, тронь и т.д.)
Первая
часть
трактуется
как
руководство
к
действию.
Психологи
рекомендуют
использовать
метод
«активного
слушания»,
то
есть
делать
акцент на чувствах и эмоциях своих и ребенка. Например, сказать ему: «Я
переволновалась», «Я горжусь тобой» или «Мне стыдно, обидно…»
Важно
отличать
шалость
от
озорства.
Шалость
–
невинная
забава.
Ребенок в ударе от избытка чувств, он ждет поддержки своему настроению,
однако
если
он
не
знает
границ
в
своих
шалостях,
то
они
нередко
перерастают в озорство, которое всегда имеет аморальный оттенок.
Особенно следует сказать о поощрениях. Дети постоянно нуждаются в
одобрении, подтверждении того, что они хорошие и достойны любви. Смысл
этих слов заключается в переживании удовлетворения, радости, вызванных
признанием
его
усилий,
стараний,
достигнутых
результатов.
На
вопрос
воспитателя маме, как ребенок реагирует на поощрения, мама ответила , что
у него вырастают крылья.
Действительно, поощрение вселяет у детей веру в себя, вызывает у них
бодрость, прилив энергии, желание поступать хорошо. Жизненный опыт
детей еще незначителен, они много не знают и не умеют, поэтому склонны
искать поддержки у родителей.
Очень
важно
не
оставлять
без
внимания
положительные
поступки
детей, их отношение к окружающим взрослым и детям. Ни в коем случае
нельзя говорить ребенку, что он плохой. Слово «хорошо» сильно повышает
возбудимость коры головного мозга и активность умственной деятельности, в
то время как слово «плохо» тормозит условный рефлекс и останавливает ход
мыслей. Важна роль поощрения детских поступков, действий, результатов,
нравственных
побуждений.
Положительное
подкрепление
со
стороны
взрослых необходимо дошкольникам для полноценного развития личности.
Литература:
1.Алексеева Е.Е. О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста //
Дошкольная педагогика. 2006.№5. С.52-53.
2.Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: Метод.пособие /О.Л.Зверева,
Т.В.Кротова. – 2 –е изд. – М.: Айрис- пресс, 2007.