Напоминание

"Методы воспитания детей дошкольного возраста"


Автор: Чиркова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 34"
Населённый пункт: ЗАТО Северск поселок Самусь
Наименование материала: статья
Тема: "Методы воспитания детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

«Методы воспитания детей дошкольного возраста»

МБДОУ «Детский сад № 34»

Воспитатель Чиркова И.В.

Правильно организованное семейное воспитание – важнейшее условие

физического и умственного развития ребенка.

Прежде всего, перед родителями стоит задача серьезно и ответственно

заниматься воспитанием и обучением ребенка в семье. Учить всему нужно

терпеливо

и

последовательно.

Хорошо,

если

взрослые

обучают

и

воспитывают детей, направляют их развитие без насилия, уважая личность

ребенка. Надо внимательно и чутко выявлять интересы, склонности детей,

поддерживать

и

развивать

их

и,

конечно,

знать

особенности

возраста,

причины тех или иных поступков ребенка.

В представлении ребенка дошкольного возраста понятия о хорошем и

плохом часто смещаются. Например, он отнял игрушку – значит, хорошо, у

него стало на одну больше. Или, чтобы доказать свою щедрость, ребенок

жертвует папиной коллекцией.

Можно

привести

такой

пример.

Семья

ждет

гостей,

взрослые

накрывают на стол, а девочка взяла пирожные и угостила подружек. На

замечания родителей ответила: «Вы же сами сказали, что надо быть доброй».

Для

детей

характерно

конкретное

мышление,

неспособность

к

обобщениям.

Поэтому малыш часто обещает не делать то, за что его порицали, но…

в аналогичной ситуации поступает так же. Замечание, сделанное другому

ребенку, он не относит к себе. Мы уже отмечали такую особенность, как

импульсивность, поэтому мотивом поступка часто является желание.

Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из

положительных

аспектов

взаимоотношений

(одобрение,

похвала,

поощрение),

но

и

из

отрицательных

(порицание,

запрет,

наказание).

Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного

процесса.

Никогда

не

спешите

с

наказаниями.

Критика

должна

быть

созидательной,

а

неразрушительной.

Важно

выяснить

причину

детского

поступка. Отрицательное поведение маленького ребенка крайне редко носит

преднамеренный

характер,

поэтому

очень

важно

быть

терпеливым

и

справедливым

в

оценке

детских

поступков.

Психологи

отмечают,

что

ребенок воспринимает угрозы по-своему – как приглашение к действию,

особенно когда ему говорят: «Вот только сделай (сорви, залезь, тронь и т.д.)

Первая

часть

трактуется

как

руководство

к

действию.

Психологи

рекомендуют

использовать

метод

«активного

слушания»,

то

есть

делать

акцент на чувствах и эмоциях своих и ребенка. Например, сказать ему: «Я

переволновалась», «Я горжусь тобой» или «Мне стыдно, обидно…»

Важно

отличать

шалость

от

озорства.

Шалость

невинная

забава.

Ребенок в ударе от избытка чувств, он ждет поддержки своему настроению,

однако

если

он

не

знает

границ

в

своих

шалостях,

то

они

нередко

перерастают в озорство, которое всегда имеет аморальный оттенок.

Особенно следует сказать о поощрениях. Дети постоянно нуждаются в

одобрении, подтверждении того, что они хорошие и достойны любви. Смысл

этих слов заключается в переживании удовлетворения, радости, вызванных

признанием

его

усилий,

стараний,

достигнутых

результатов.

На

вопрос

воспитателя маме, как ребенок реагирует на поощрения, мама ответила , что

у него вырастают крылья.

Действительно, поощрение вселяет у детей веру в себя, вызывает у них

бодрость, прилив энергии, желание поступать хорошо. Жизненный опыт

детей еще незначителен, они много не знают и не умеют, поэтому склонны

искать поддержки у родителей.

Очень

важно

не

оставлять

без

внимания

положительные

поступки

детей, их отношение к окружающим взрослым и детям. Ни в коем случае

нельзя говорить ребенку, что он плохой. Слово «хорошо» сильно повышает

возбудимость коры головного мозга и активность умственной деятельности, в

то время как слово «плохо» тормозит условный рефлекс и останавливает ход

мыслей. Важна роль поощрения детских поступков, действий, результатов,

нравственных

побуждений.

Положительное

подкрепление

со

стороны

взрослых необходимо дошкольникам для полноценного развития личности.

Литература:

1.Алексеева Е.Е. О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста //

Дошкольная педагогика. 2006.№5. С.52-53.

2.Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: Метод.пособие /О.Л.Зверева,

Т.В.Кротова. – 2 –е изд. – М.: Айрис- пресс, 2007.



В раздел образования