Автор: Мадалиева Зинаида Анатольевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ СОШ №45 Населённый пункт: г. Сургут, Тюменская область, ХМАО-Югра Наименование материала: статья Тема: как прийти к пониманию свободы Раздел: среднее образование
Мадалиева Зинаида Анатольевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №45 г. Сургута
Как прийти к пониманию свободаы
У нас сегодня демократия и свобода. Свобода выбора есть не только у
взрослого, но и у ребенка.
Иногда дети понимают под свободой
«Все можно». И мы порою
встречаемся на улице, в транспорте с нарушением элементарных социальных
норм, с проявлением грубости, жестокости, хамства в адрес любого другого
человека. Но и это не все. Рост асоциальных явлений, таких как алкоголизм,
тунеядство, наркомания по всей России в молодежной среде, думаю, никого
не должны оставить равнодушными к вопросам: что делать? И как жить
дальше?
Я как учитель, неравнодушный человек, ищу ответ на этот вопрос.
Думаю, это волнует многих. Ведь ситуация непростая.
Если рассматривать проблему с позиций факторов влияния на ребенка,
то
школа
занимает
лишь
четвертое
место.
После
родителей,
друзей,
сверстников, одноклассников и электронных средств массовой информации.
Перегруженность
школьных
программ,
ухудшение
физического
и
психического здоровья учащихся можно отметить как еще один факт который
еще дальше отстраняет от нас ребят.
Также
стремительно
отдаляется
большинство
детей
от
своих
родителей.
Личная
жизнь,
стремление
к
карьерному
росту,
попытка
заработать побольше- все это сегодня ведет к потере незримой духовной
связи с самым дорогим, что что у них есть- своими детьми.
Особенность
подросткового
возраста,
когда
в
жизни
девочки
или
мальчика
большую
роль
начинают
играть
уже
не
родители,
а
друзья
и
сверстники. Может с дальнейшем повлиять на социальный выбор ребенка, на
всю его жизнь.
Замкнутость,
скрытность,
критическое
отношение
к
взрослым,
родителям-вот те черты, которые
часто проявляются в характере многих
подростков.
Их
молчаливость
и
нежелание
идти
с
родителями
на
откровенность, воспринимается многими взрослыми, как удовлетворенность
ребенка своими жизненными условиями и социальными ролями. Вот здесь и
зарождаются
проблемы,
которые
затем
у
некоторых
двенадцати-
четырнадцати летних превращаются в настоящий снежный ком.
По итогам социологических исследований начиная с восьмого класса
контакты
школы
с
родителями
практически
прекращаются.
По
моим
наблюдениям
с
возрастом
существенно
снижается
уровень
занятия
подростков
любимым
делом.
Более
половины
учащихся
тратят
время
впустую на социальные сети, другая часть смотрят телевизор ( и хорошо,
если научно-популярные, познавательные передачи), третья часть- вообще
ничего не делает. Театр, кино, спортивные секции становятся недосягаемыми
для семей с невысокими доходами. Подросток. Ребенок, готовящийся стать
взрослым. «отодвигается» жизнью на начальные позиции.
Учащиеся младших классов
получают от родителей советы на все
случаи жизни. Контакты же родителей со старшеклассники ограничиваются
(зачастую в силу возрастных особенностей) советами по выбору друзей.
В это же время меняется отношение и родителей к школе. Порою оно
переходит в неприязнь, ведь разные родители по-разному воспринимают
естественные замечания в адрес своих детей.
Ответственность за все беды детей пытаются переложить друг на друга
два важных звена в жизни каждого ребенка родители и школа. Но сегодня
такими
же
звеньями,
а
порою
даже
более
значительными
становятся
электронные СМИ.
Решение проблемы отдаленности, отрешенности от жизни, я вижу в
улучшении связей школы с родителями.
Работая в школе, я разделила всех родителей на три основные группы.
К первой относятся те. Кто
правильно любит своих детей, понимает их.
чувствует и помогает во всем: будь то учебная ситуация, праздник в школе.
Отношения с другом и т.д. Ради ребенка такой родитель готов свою жизнь
положить.
Вторая группа – тоже любящие родители, но очень увлеченные своей
работой, проблемами. И требующими от детей только результата, причем
успешного. Как бывают опасны такие родители своим детям. Мне пришлось
столкнуться с ситуацией. когда ребенок, заливаясь слезами. не хотел идти
домой, ведь он вместо хорошиста стал троечником. Дома его ждала ситуация
расправы: «Папа будет бить, а мама стоять и поддакивать». Такие случаи
подталкивают неокрепших детей и в наркоманию, и к убийству, и к стрессам,
к одиночеству. И только бабушка мальчика, гасившая всегда конфликты,
сумела по просьбе учителя проложить верную тропинку между учеником и
его
родителями
и
положить
конец
опасной
практике
семейных
взаимоотношений.
Третья
группа
родителей,
наверное
любящих
детей-
это
те,
кто
относятся к своим потомкам никак. Для ребенка из такой семьи, пусть даже
«непутевого»,
похвальное
слово.
как
помощь
утопающему.
Растущему
человеку, как любому ростку, необходимо тепло и забота.
К большому сожалению, настоящих родителей-друзей своих детей не
так уж и много. Порой хочется сказать родителям:
«Прежде чем посеять
зерно в душе ребенка, посмотрите внимательно- злак это или сорняк. Ведь
бросаете его не в землю, в душу людскую. А сын ваш или ваша дочь не
только ваше собственное продолжение. Они часть нашей сути людской. часть
мира, в котором мы живем».
Иногда
для
учителя,
классного
руководителя
дополнительное
образование родителей важнее образования детей. Неоценимую поддержку и
помощь
здесь
могут
оказать
лекции
социальных
педагогов,
психологов,
откровенные, заинтересованные беседы, практикумы в ходе родительских
собраний.
Без духовной близости, искреннего стремления понять, помочь
нет подлинного доверия и взаимопонимания.
Думается. что сегодня нет места стилю только замечаний и сообщений
отрицательных моментов из жизни школьника в межличностных отношениях
педагог-родитель. Необходимо по-настоящему заинтересованное в судьбе
ребенка участие учителя. включающее всесторонний анализ жизни ребенка, а
иногда- непосредственный совет родителям.
Необходимо активно привлекать родителей к жизни класса, школы в
оказании
помощи.
В
первую
очередь
моральной,
физической.
Дети
по-
другому начинают в таких случаях смотреть на своих родителей и школу.
Если сильно занятой папа помог подкрутить болты в скрипящем стуле, или
мама в беседе с учениками
действительно заинтересована помочь классу
сделать
школьную
жизнь
более
интересной
и
насыщенной.
То
это
-
настоящая, заинтересованная любовь. Сильно отличающаяся от слащавой
внимательности или материально-бытового обе6спечения своего ребенка.
Ведь подросток видит то, что еще не видит ребенок. Он же видит то,
что часто уже не видит, вернее, не замечает взрослый, потому что многие
вещи становятся для него более чем привычными. Видение мира у подростка
уникальное, которые мы взрослые, часто совсем не понимаем, мимо которого
проходим невозмутимо.
Давайте
это
помнить.
И
бороться
только
вместе
с
родителями
за
взаимопонимание каждого ребенка. Чтобы каждый ребенок, каким бы он не
был, всегда был рядом с нами. Ведь я, ты. Он. Она вместе- мы целая и
непобедимая страна.