Автор: Ляпустина Валентина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка детский сад №29"
Населённый пункт: город Глазов,Удмуртская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: « Удмуртские пословицы».
Раздел: дошкольное образование
Конспект тематического занятия в старшей группе на тему:
« Удмуртские пословицы».
Цели: 1. Познакомить детей с мудростью удмуртского народа
– пословицами; показать, что пословицы бывают различной
тематики: о природе, о труде, о животных и т.д.
2. Развивать у детей память, мышление; развивать умение давать
полный ответ на поставленный вопрос.
3. Воспитывать интерес к удмуртскому народному фольклору.
Оборудование: игрушка (Кукла Нати в удмуртском костюме, ПК,
листы бумаги, карандаши.
Ход занятия.
Воспитатель.Зечесь-буресь,пиналъёс!(Здравствуйте, ребята!) У
народа на всякие случаи есть меткое слово. Меткое слово-это слово,
которое поясняет то или иное действие, предмет, явление. Метким
словом является пословица. Пословицы нас учат народной
мудрости, смелости, дружбе, трудолюбию. В них нередко
говорится о животных, а подразумеваются люди.
К нам на занятие пришла Кукла Нати и познакомит вас с
удмуртскими пословицами.
-А вы, ребята знаете пословицы? (ответы детей). Обратите
внимание на наш волшебный экран .Здесь представлены
интересные картинки, с помощью которых мы постараемся
отгадать пословицы.
Пословица №1. «Солнца утренний туман не одолеет»(Чук бус
шундыез уз вормы). В этой пословице говорится о силе солнца,о
его красоте.
Пословица№2 «Сделал дело, гуляй смело»(Ужад уждэ,
шутэтскы).Пословица означает: достижения и успехи нужно
считать не в начале дела, и не по ходу его, а уже по конечному
результату.
Пословица №3. За двумя зайцами погонишься ,ни одного не
поймаешь.(Кык кеч сьоры уиськид ке,одигзэ но уд уйы ). Смысл
этой пословицы состоит в том, что нельзя браться сразу за
несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не
добьешься успеха.
Чтобы получать удовольствие от жизни, надо постоянно
трудиться. Давайте покажем как мы всю неделю трудимся.
Физкультминутка.
В понедельник
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под
щеку — засыпают.)
Пословица №4. «Без труда и не выловишь рыбку из пруда».
(Ужатэк номыр но уз удалты).Пословица говорит нам о том, что
нужно приложить усилия для достижения цели. Старайтесь, чтобы
выполнить работу. На мой взгляд, это очень мудрая пословица.
Пословица №5. «Готовь сани летом,а телегу зимой».(Дася
додьыдэ гужем, нош рободэ толалтэ) Эта пословица призывает нас
готовиться ко всему заранее. Появилась она в те далёкие времена,
когда машин не было и люди ездили на лошадях, запряжённых
летом в телегу, а зимой в сани. Хороший хозяин знал, что
позаботиться о санях нужно ещё летом, тогда и первый снег с
морозами не страшен! А зимними вечерами стоит подумать уже и о
лете, например, починить телегу для перевозки урожая.
Воспитатель. Вот мы с вами обсудили все пословицы. А теперь
нарисуйте ту картинку по пословице, которая больше всего
понравилась.
Дети рисуют (самостоятельный выбор).
А наша кукла Нати пока вы рисовали придумала пословицу,
вот послушайте:
Приходит-гремит,
ногами стучит,
громко-громко плачет.(Дождь)
-Что это? Пословица? (нет) Правильно, загадка.
-Чем отличается пословица от загадки?
Воспитатель. Верно, загадки надо отгадывать, пословицы
понимать и знать, когда их говорить. Вспомните, какие загадки вы
знаете? Загадайте своим друзьям (дети загадывают друг другу). Ну
что, кукла Нати прощается с вами, пойдёт пословицы сочинять.
Придёт к нам в следующий раз. До свидания!(«Зеч луэ!»).
Приложение№1.