Автор: Самигуллина Розалия Данисовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 53
Населённый пункт: г. Уфы Республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Направления работы музыкального руководителя с воспитанниками, имеющими нарушения речи
Раздел: дошкольное образование
Направления работы музыкального руководителя
с воспитанниками, имеющими нарушения речи
музыкальный
руководитель
МАДОУ Детский сад № 53
городского
округа
город
Уфа
Республики Башкортостан
Самигуллина Р.Д.
Издавна
музыка
признавалась
важным
средством
формирования
личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные
исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает
ничем
не
заменимое
воздействие
на
общее
развитие:
формируется
эмоциональная
сфера,
совершенствуется
мышление,
ребенок
делается
чутким к красоте в искусстве и в жизни, развивается слух, движения, речь.
Именно
музыка,
музыкальное
воспитание
может
оказать
большую
помощь
в
коррекционной
работе.
Под
влиянием
музыки,
музыкальных
упражнений,
движений
и
игр
при
условии
использования
правильно
подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и
свойства личности, чище и грамотнее становится речь. Речь, движение и
музыка
взаимосвязаны,
и
речь
является
высшим
уровнем
развития
произвольных
движений.
Повышаются
потенциальные
возможности
развития речи при условии комплексного развития музыкально-ритмического
чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи на музыкальных
занятиях.
В
процессе
специально
организованных
музыкальных
занятий
значительное место отводится работе по развитию у детей с нарушениями
речи
звуковысотного,
тембрового,
динамического
и
ритмического
слуха.
Детей
учат
различать
звучание
различных
музыкальных
инструментов:
фортепиано, дудочек, барабана, детских гармошек, металлофона и пр.), учат
отличать
голоса
мужские
и
женские
голоса,
голоса
детей,
различных
животных и обучая прислушиваться к музыкальным композициям от детей на
музыкальных занятиях добиваются способности воспринимать и различать
некоторые
доступные
для
дошкольного
возраста
качества
звучания:
громкость, длительность.
В ходе коррекционной работы по формированию и развитию вокальных
навыков
у
дошкольников
с
нарушениями
речи
значительно
развивается
фонематический слух, появляется возможность правильного голосоведения,
интонационного пения, а также выразительность их устной самостоятельной
речи.
Существенно
улучшается
и
состояние
артикуляционной
моторики:
этому
способствуют
специальные
подобранные
артикуляционные
упражнения,
ритмические
музыкальные
распевки
с
различными
звуками,
слогами, отдельными словами, пропевание с определенной длительностью
отдельных фраз.
Еще
одной
важной
задачей,
имеющей
коррекционно-развивающее
значение,
является
развитие
музыкально-ритмических
движений,
синхронизированных
с
речью.
В
процессе
движений
под
музыку
и
параллельным
проговариванием
определенных
стихотворных
фраз
происходит совершенствование пространственно-временных представлений
детей с нарушениями речи, что также активно влияет на развитие речевых
процессов.
Общение
с
музыкой
детей
с
нарушениями
речи
ускоряет
общее
психофизическое
развитие
дошкольника.
Основной
задачей
музыкального
воспитания дошкольников с нарушениями речи является развитие слухового
восприятия и внимания на неречевые звуки. В ходе коррекционной работы по
формированию
и
развитию
вокальных
навыков
у
дошкольников
с
нарушениями
речи
значительно
развивается
фонематический
слух,
появляется возможность правильного голосоведения, интонационного пения,
а также выразительность их устной самостоятельной речи. Существенно
улучшается и состояние артикуляционной моторики.
При проведении занятий, педагог должен помнить следующее:
1.
Занятия следует проводить с учетом индивидуальных возможностей
детей,
так
как
не
всегда
удается
использовать
программу
по
музыкальному
воспитанию
в
полном
объеме.
Часто
приходится
занижать
требования:
с
детьми
старшей
группы
заниматься
по
материалу средней или даже младшей группы.
2.
Занятия должны строиться с учетом диагноза заболевания детей.
Например, для детей с диагнозом ОНР (общее недоразвитие речи,
занятия
строятся
особенно
эмоционально,
с
быстрой
сменой
деятельности, чтобы они не уставали). Распевки следует больше
давать
на
гласные,
чтобы
лучше
отрабатывать
дыхание
и
раскрепостить зажатую нижнюю челюсть. Одну и ту же тему лучше
повторять по 2-4 раза, пока они ее не усвоят, а распевки на гласные -
петь долго: с сентября по октябрь, а иногда и ноябрь.
С
д е т ь ми ,
и ме ющ и ми
д и а г н оз
Ф ФН Р
( ф о н е т и ко -
фонематическое недоразвитие речи), желательно больше работать
над
развитием
слуховых
и
зрительных
п р ед с т а вле н и й ,
совершенствуя их двигательные навыки. С этими детьми занятия по
программе
обычно
продвигаются
быстро,
и
порой
удается
выполнить всю программу по пению и почти всю по движению.
3.
Речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны,
дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно
укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые
данные.
И
в
результате
педагог
добивается
не
только
чистоты
интонирования, но, главное, выразительности в пении детей.
Слаженность
этих
трех
компонентов
помогает
развивать
детские
эмоции,
которые,
в
свою
очередь,
положительно
сказываются на разработке детской мимики.
Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к
занятиям и пробудить его мысль и фантазию.
4. Занятие
должно
проходить
эмоционально
и
динамично.
Частая
смена
деятельности позволяет преодолеть повышенную утомляемость. Один и
тот
же
материал
следует
отрабатывать
до
тех
пор,
пока
он
не
будет
полностью усвоен. У детей необходимо развивать слуховое восприятие,
подкрепляя
его
зрительным.
Это
касается
и
восприятия
музыки
с
применением
наглядных
пособий,
и
совершенствования
двигательных
навыков в сочетании с показом педагога на длительном начальном этапе
разучивания.
Виды
музыкальной
деятельности
в
логопедических
группах
традиционные - это слушание музыки, исполнительство (включающее пение,
музыкально-ритмические
движения,
игру
на
детских
музыкальных
инструментах), творчество.
Cлушание
музыки.
Слушание
музыки
является
самостоятельным
видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех
других
ее
видов,
т.
е.
по
сути
является
ведущим.
Каждое
музыкальное
произведение педагогу необходимо сопроводить комментариями. Это может
быть
беседа,
а
могут
быть
и
специально
подобранные
стихотворные
произведения.
По
возможности,
произведения
сопровождаются
иллюстрациями. Произведение обсуждается с детьми, выделяются наиболее
характерные моменты. Можно хором проговаривать главные слова (Характер
музыки, название, композитора и т.д.). В ходе работы над произведением
детям
можно
предложить
«нарисовать
музыку»,
используя
жесты.
Произведение
можно
сопроводить
произвольными
импровизационными
движениями,
а
также
обыграть
шумовыми
и
ударными
музыкальными
инструментами.
Все
это
позволяет
детям
расширять
кругозор,
благодаря
высказыванию
своего
мнения
о
услышанной
музыке
развивать
речь,
развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать
развития
внимания
и
памяти,
т.
е.
способствовать
решению
важнейших
коррекционных задач.
Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение
давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся
и тех, кто имеет нарушения речи. Оно способствует развитию психических
процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и
т.д.); нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата
(дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи
за
счет
расширения
словаря
и
улучшения
произносительной
стороны
(звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр,
динамика).
Пение
помогает
исправлять
ряд
речевых
недостатков:
невнятное
произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, - а пение
на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука,
закреплению правильного произношения.
В
связи
с
этим,
необходимо
рассматривать
процесс
обучения
дошкольников
пению
как
предмет
воспитания
детского
голоса
и
особо
выделять
роль
вокальных
упражнений.
Вокальные
упражнения,
согласно
Менабени А. Г., - это многократно повторяемые, специально организованные
вокальные
действия,
включающие
в
себя
три
компонента:
повторность,
определенную организацию и целенаправленность для улучшения качества
голоса. Чтобы вокальные упражнения оказали положительное воздействие на
развитие детского голоса, они должны быть специально организованы в
соответствии с конкретно поставленной целью
.
Музыкальному руководителю следует обращать особое внимание на
подвижность нижней челюсти при открывании детьми рта, на произношение
твердых окончаний слов. Работая над дыханием нужно следить за показом
педагога или жестами, помогающими вовремя взять дыхание.
Музыкально-ритмические
движения
–
вид
исполнительской
деятельности, который включает упражнения, пляски, игры. Основные виды
движения - это марш, бег, подскоки, танцевальные движения. Но, в отличие
от нормы, эти движения необходимо сопроводить речевым сопровождением,
в
стихотворной
форме,
соответственно
меняя
музыку.
Так,
немецкий
музыкант и педагог Карл Орф использовал на своих занятиях сочетание слов,
музыки и движения. Его методы могут быть использованы в работе с детьми,
требующими
двигательной
и
речевой
реабилитации.
Поэтому,
важным
разделом логопедической работы является логопедическая ритмика, которая
представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных,
музыкально-речевых
заданий
и
упражнений,
осуществляемых
в
целях
логопедической коррекции; способствует перевоспитанию личности ребенка
с речевым нарушением, его социальной адаптации.
Логоритмика
–
одно
из
важнейших
методических
средств,
направленных на решение коррекционных задач у детей с нарушением речи.
Она
связана
с
игротерапией,
с
психогимнастикой
и
с
методикой
музыкального воспитания в целом.
Музыкально-дидактические
игры,
дидактические
упражнения
и
задания,
некоторые
игры
с
пением
способствуют
развитию
фонетико-
фонематического слуха, развивают звуковысотный, ритмический, тембровый
и динамический слух, помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных
процессов.
Так,
на
первом
этапе
работы,
когда
большое
внимание
уделяется
развитию слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых
звуков, полезно использовать музыкально-дидактические игры «На каком
инструменте
играю?»
или
«Отгадай
и
сыграй
как
я»,
«Музыкальные
молоточки», отхлопывание ритмического рисунка на виду и за ширмой и т.д.
На втором этапе работы по развитию фонетико-фонематического слуха,
когда детей учат различать звукокомплексы (воспринимать не фонемы, а
слово целиком), слова и фразы, ориентироваться на особенности голоса,
можно использовать музыкально-дидактические игры с пением, распевки.
На последующих этапах работы при обучении дифференциации фонем
музыкальные руководители могут включить в работу на музыкальных или
логоритмических занятиях попевку «Бубенчики» Е. Тиличеевой, в которой
дети различают три фонемы (и-а-о) в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на
высоту звука в мажорном трезвучии.
Значение музыкально-дидактических игр в логопедических группах не
ограничивается лишь помощью в развитии фонетико-фонематического слуха.
Произносительная
сторона
речи
обладает
определенной
окраской
(«просодикой»): как и в музыке, в музыкальной речи используются такие
средства
выразительности,
как
темповые
изменения,
характерный
ритм,
определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому
музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного,
ритмического,
тембрового
и
динамического
слуха,
окажут
косвенное
воздействие и на развитие речевой просодики.
Творчество – как один из видов музыкальной деятельности детей,
предполагает
развитие
у
них
творческого
воображения,
активности,
способности
в
импровизировании
и
пении,
музыкально-ритмических
движениях, игре на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми,
имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, а
скорее
всего
средством
коррекции,
помогающим
преодолеть
стеснение,
снимающим
напряжение,
а
также
развивающим
воображение,
внимание,
память.
Если на музыкальное занятие вносится танцевальная, либо игровая
импровизация,
необходимо
учитывать,
что
возможна
она
лишь
при
определенном
наборе
знаний,
умений
и
навыков
ребенка.
Музыка
для
импровизации должна быть эмоциональной и характерной. Задание должно
быть
интересно
для
детей.
Творческие
задания
помогают
таким
детям
преодолеть стеснение и неуверенность, развить воображение и внимание.
При импровизации дети могут использовать знакомые движения, затем
объединять
их,
а
в
дальнейшем
даже
составлять
свою
музыкальную
композицию. Что касается песенной импровизации, то у детей с речевыми
нарушениями
она
вызывает
определенные
затруднения.
В
музыкальных
играх по типу «вопрос – ответ» детям сложно самим придумать музыку к
ответу,
и
слова,
поэтому
слова
ответа
может
предложить
педагог,
детям
останется придумать мелодию. Например, музыка Г.Зингера, сл. А.Шибицкой
«Что ты хочешь, кошечка? – Молочка немножечко».
В
индивидуальной
работе
с
детьми,
страдающими
речевыми
нарушениями,
могут
быть
задействованы
любые
детские
музыкальные
инструменты.
Чаще
используются
металлофоны
и
ударно-шумовые
инструменты
со
звуками
неопределенной
высоты:
бубны,
колотушки,
погремушки, кастаньеты, трещотки, тарелки, треугольники, барабаны, ложки,
колокольчики, румбы.
На этих инструментах с детьми логопедической группы можно сыграть
в ансамбле или в оркестре несложные музыкальные произведения, народные
мелодии,
что
целесообразно
сопровождать
игрой
самого
музыкального
руководителя
на
фортепиано,
аккордеоне,
баяне
или
фонограммой.
Это
удобно,
так
как
позволяет
музыкальному
руководителю
дирижировать
детским оркестром.