Автор: Козина Анастасия Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБОУ ЦО № 39
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: статья
Тема: Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ
ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Грамотная, четкая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного
развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать
свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности,
содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем
активнее осуществляется его психическое развитие.
Общение ребёнка с окружающими формируется постепенно: оно включает
понимание речи и активное пользование его с учётом правильного грамматического
и фонетического оформления. На разных возрастных этапах требования к речи детей
предъявляются разные. В 5 – 6 лет – дети должны уметь свободно строить простые
и сложные по структуре предложения и грамматически правильно оформлять их,
употреблять конструкции с прямой и косвенной речью, рассказывать о предмете,
картине, используя готовый план, а также составлять самостоятельно.
Но, к сожалению, в настоящее время многие дети испытывают трудности при
формировании
собственных
речевых
высказываний.
Поэтому
проблема
формирования
лексико-грамматического
строя
речи
является
одной
из
самых
актуальных проблем.
Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление
и
обобщение
знаний
детей
о
предметном
мире.
Этот
словарь
характеризуется
разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать
речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и
выразительной.
Очень важным моментом для формирования у детей фразы и развития связной
речи является знакомство детей с элементарными формами словообразования.
Формирование словоизменения у дошкольников начинается с упражнений по
различению,
сопоставлению
форм
слов.
Дети
вслушиваются
в
окончания
существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения
падежных окончаний одного и того же слова.
Навыки словоизменения закрепляются сначала в словосочетаниях; затем в
предложениях, далее и связанной речи.
Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи
простые
предложения,
важно,
чтобы
все
слова
были
им
понятны.
Необходимо
следить за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправлять с
помощью
вопросов),
за
правильным
употреблением
соответствующей
формы
глагола, согласованием его в лице и числе с существительным.
Особенно важно оречевлять практические действия с предметами, активные
наблюдения
за
жизненными
явлениями.
Составляя
предложения
по
описанию
различных
действий
и
т.п.,
дети
учатся
связно
рассказывать
об
увиденном.
Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ.
Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи
детей являются игры и упражнения, применяемые в разных видах деятельности, в
повседневной жизни.
Таким образом, к школьному возрасту, дети овладевают в основном всей
сложной системой практической грамматики.
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи
Дать «ласковые имена»:
Валя-Валечка Вася Соня
Саша-Сашенька Даша Ира
Люда Катя Аня
Зина Рая Сима
Серёжа Миша Костя
Дима Наташа Вера
Покажи на себе и на кукле и назови:
Голова-головка Лоб Уши
Нога - ножка Затылок Губы
Рука Щёки Пальцы
Спина Глаза Ногти
Живот Брови Ресницы
Шея Нос Язык
Считай овощи до трёх по образцу:
Один помидор, два помидора, три помидора.
Один огурец … . Одна редиска… . Один баклажан, … . Одна морковка … . Один
кабачок … . Одна репка … . Один боб … . Одна редька … .
Проведите игру «Есть - нет».
Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет».
- У меня есть свежая капуста.
- У меня нет свежей капусты.
Красный
помидор,
зелёный
огурец,
синий
баклажан,
спелые
бананы,
кислые
лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.
Подбери как можно больше определений к каждому предмету.
Нарисуй в тетради.
Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный.
Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.
Учите детей правильно называть маленькие предметы.
Вы называете большой предмет, а ребёнок – маленький.
Стол-столик
Булка - ... Стул - ... Чашка - ... Салфетка - ... Тарелка - ... Огурец - ... Конфета - ...
Диван - ... Полка - ... Нож - ... Кружка - ...
Проведите игру с мячом
«Один-много».
Яблоко – яблоки
Груша – груши
Слива – сливы
Персик, банан, ананас
Затем проведите игру
«Много-один».
Апельсины – апельсин
Абрикосы – абрикос
Помидоры – помидор
Огурец, мандарин, лимон
Дополнить предложения, изменив слово в скобках.
В корзине лежит один (помидор).
В лесу растёт много (дерево).
В зоопарке мало (зверь).
У меня меньше (ягода), чем у Вовы.
Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света.
В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.
Подобрать по несколько существительных к прилагательным.
Красные машины, стулья, блюдца.
Синие … Тёплые … Металлические … Вязаные … Шерстяные …
Пластмассовые …
Существительные должны быть всех трёх родов.
Поиграйте в игру
«Доскажи словечко».
Учите
детей
образовывать
и
использовать
в
речи
глаголы
с
различными
приставками.
Машина в гараж … (въезжает).
Мальчик из школы … (выходит).
Шофёр к машине … (подходит).
Девочка с горы … (съезжает).
Старушка через улицу … (переходит).
Девочка через лужу … (перепрыгивает).
Птичка из клетки … (вылетает).
Измените предложения по образцу:
Он сидит на диване. – Они сидят на диване.
Он бежит по дорожке … Он поёт песню … Он рисует солнце … Он идёт
домой … Он колет дрова …
«Чье это?»
Образуйте притяжательные прилагательные по образцу:
Хвост собаки – собачий хвост.
Молоко коровы – коровье молоко.
Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика … Рога лося
… Усы кошки … Следы зайца …