Напоминание

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников


Автор: Козина Анастасия Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБОУ ЦО № 39
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: статья
Тема: Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ

ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Грамотная, четкая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного

развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать

свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности,

содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем

активнее осуществляется его психическое развитие.

Общение ребёнка с окружающими формируется постепенно: оно включает

понимание речи и активное пользование его с учётом правильного грамматического

и фонетического оформления. На разных возрастных этапах требования к речи детей

предъявляются разные. В 5 – 6 лет – дети должны уметь свободно строить простые

и сложные по структуре предложения и грамматически правильно оформлять их,

употреблять конструкции с прямой и косвенной речью, рассказывать о предмете,

картине, используя готовый план, а также составлять самостоятельно.

Но, к сожалению, в настоящее время многие дети испытывают трудности при

формировании

собственных

речевых

высказываний.

Поэтому

проблема

формирования

лексико-грамматического

строя

речи

является

одной

из

самых

актуальных проблем.

Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление

и

обобщение

знаний

детей

о

предметном

мире.

Этот

словарь

характеризуется

разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать

речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и

выразительной.

Очень важным моментом для формирования у детей фразы и развития связной

речи является знакомство детей с элементарными формами словообразования.

Формирование словоизменения у дошкольников начинается с упражнений по

различению,

сопоставлению

форм

слов.

Дети

вслушиваются

в

окончания

существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения

падежных окончаний одного и того же слова.

Навыки словоизменения закрепляются сначала в словосочетаниях; затем в

предложениях, далее и связанной речи.

Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи

простые

предложения,

важно,

чтобы

все

слова

были

им

понятны.

Необходимо

следить за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправлять с

помощью

вопросов),

за

правильным

употреблением

соответствующей

формы

глагола, согласованием его в лице и числе с существительным.

Особенно важно оречевлять практические действия с предметами, активные

наблюдения

за

жизненными

явлениями.

Составляя

предложения

по

описанию

различных

действий

и

т.п.,

дети

учатся

связно

рассказывать

об

увиденном.

Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ.

Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи

детей являются игры и упражнения, применяемые в разных видах деятельности, в

повседневной жизни.

Таким образом, к школьному возрасту, дети овладевают в основном всей

сложной системой практической грамматики.

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи

Дать «ласковые имена»:

Валя-Валечка Вася Соня

Саша-Сашенька Даша Ира

Люда Катя Аня

Зина Рая Сима

Серёжа Миша Костя

Дима Наташа Вера

Покажи на себе и на кукле и назови:

Голова-головка Лоб Уши

Нога - ножка Затылок Губы

Рука Щёки Пальцы

Спина Глаза Ногти

Живот Брови Ресницы

Шея Нос Язык

Считай овощи до трёх по образцу:

Один помидор, два помидора, три помидора.

Один огурец … . Одна редиска… . Один баклажан, … . Одна морковка … . Один

кабачок … . Одна репка … . Один боб … . Одна редька … .

Проведите игру «Есть - нет».

Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет».

- У меня есть свежая капуста.

- У меня нет свежей капусты.

Красный

помидор,

зелёный

огурец,

синий

баклажан,

спелые

бананы,

кислые

лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.

Подбери как можно больше определений к каждому предмету.

Нарисуй в тетради.

Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный.

Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.

Учите детей правильно называть маленькие предметы.

Вы называете большой предмет, а ребёнок – маленький.

Стол-столик

Булка - ... Стул - ... Чашка - ... Салфетка - ... Тарелка - ... Огурец - ... Конфета - ...

Диван - ... Полка - ... Нож - ... Кружка - ...

Проведите игру с мячом

«Один-много».

Яблоко – яблоки

Груша – груши

Слива – сливы

Персик, банан, ананас

Затем проведите игру

«Много-один».

Апельсины – апельсин

Абрикосы – абрикос

Помидоры – помидор

Огурец, мандарин, лимон

Дополнить предложения, изменив слово в скобках.

В корзине лежит один (помидор).

В лесу растёт много (дерево).

В зоопарке мало (зверь).

У меня меньше (ягода), чем у Вовы.

Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света.

В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.

Подобрать по несколько существительных к прилагательным.

Красные машины, стулья, блюдца.

Синие … Тёплые … Металлические … Вязаные … Шерстяные …

Пластмассовые …

Существительные должны быть всех трёх родов.

Поиграйте в игру

«Доскажи словечко».

Учите

детей

образовывать

и

использовать

в

речи

глаголы

с

различными

приставками.

Машина в гараж … (въезжает).

Мальчик из школы … (выходит).

Шофёр к машине … (подходит).

Девочка с горы … (съезжает).

Старушка через улицу … (переходит).

Девочка через лужу … (перепрыгивает).

Птичка из клетки … (вылетает).

Измените предложения по образцу:

Он сидит на диване. – Они сидят на диване.

Он бежит по дорожке … Он поёт песню … Он рисует солнце … Он идёт

домой … Он колет дрова …

«Чье это?»

Образуйте притяжательные прилагательные по образцу:

Хвост собаки – собачий хвост.

Молоко коровы – коровье молоко.

Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика … Рога лося

… Усы кошки … Следы зайца …



В раздел образования