Напоминание

"Семь советов учителя–логопеда"


Автор: Сунцова Светлана Евгеньевна
Должность: Учитель логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад" Жемчужина"
Населённый пункт: город Борзя, Читинская область
Наименование материала: Консультация
Тема: "Семь советов учителя–логопеда"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Говорите с детьми:

7 СОВЕТОВ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ

0–1 ГОДА И 1–3 ГОДА

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно

вызывает тревогу родителей.

Причины отставания в речевом

р а з в и т и и

м о г у т

б ы т ь

с а м ы м и

р а з н о о б р а з н ы м и

к а к

биологическими (проблемы в развитии

слухового, зрительного и тактильного

восприятия;

наследственный

тип

п о з д н е г о

р а з в и т и я

р е ч и ;

болезненность

ребенка),

так

и

социальными.

Нередко поведение родителей и

их

отношение

к

ребенку

создает

предпосылки к отставанию в речи у детей.

Почему дети не говорят???

К примеру, гиперопека малыша может привести к тому, что речевая функция

ребенка останется невостребованной.

Ведь если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его

желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи?

Также

речь

у

детей

может

развиваться

медленнее,

если

родители

постоянно

сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями.

В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты.

Что интересно – если ребенок часто находится в избыточной информационной

среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить.

То есть если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с малышом

много болтающих между собой взрослых.

Все это создает "шумовую завесу", и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и

не придавать значения слову.

В

таких

случаях

ребенок

может

произносить

длинные

бессмысленные

псевдофразы,

имитируя

полноценную

речь,

а

развитие

истинной

речи

будет

задерживаться.

Поэтому полезнее говорить с детьми, а не при детях.

Как правило, в семьях, где у родителей нет ни времени, ни желания общаться с

детьми, речевое развитие последних также задерживается.

Как родители могут помочь

Важно, чтобы и родители, а не только педагоги детских центров и логопеды,

занимались развитием речи малыша. Самое основное для улучшения речи – это развитие

мелкой моторики, улучшение работы органов артикуляционного аппарата.

Делайте

с

вашим

малышом

каждый

день

артикуляционную

гимнастику,

пальчиковую гимнастику, играйте в дидактические игры или делайте самомассаж (рук,

лица). При самомассаже можно использовать разные тренажеры, такие как мячик "ежик",

каучуковый мячик, массажное кольцо Су Джок.

Вот 7 несложных советов, как можно помочь ребенку в развитии речи.

1.

Стимулируйте

любые

проявления

активности

ребенка,

радуйтесь

каждому

произнесенному звуку.

2. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей –

разрезные

картинки,

пазлы,

игрушки

-

собирайки,

кубики

с

картинками,

игрушки-

вкладыши).

3. Играйте с пальчиками, ведь на руках находится множество нервных окончаний,

стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга.

Детям очень нравятся такие забавы:

"Это пальчик - бабушка, этот пальчик - дедушка, этот пальчик папочка, этот пальчик

- мамочка, этот пальчик я - вот и вся моя семья!"

(Возьмите руку малыша в свою и производите различные движения под фразы из

потешки.)

4. Читайте, рассказывайте наизусть, пойте.

К

вашим

услугам

потешки,

колыбельные,

считалочки,

детские

стишки и проза. Возьмите на заметку

произведения

всеми

л юбим ых

д е т с к и х

а в т о р о в :

А .

Б а р т о ,

К.Чуковс кого,

С.М а рш а ка ,

С .

Михалкова.

5. Показывайте, рассказывайте,

фантазируйте,

комментируйте

в

дет алях

вс е,

что

хотите:

ч е м

занимается

папа

на

работе,

во

что

играют

дети

на

площадках,

какие

заботы у птицы за окном и у людей на улицах, в магазинах и транспорте.

6. Изучите с ребенком голоса животных, их места обитания; узнайте, чем они

питаются.

7.

Разучите

с

малышом

известные

стишки

про "Сороку-ворону",

"Мальчика-

пальчика, который с этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем

кашу ел, а с этим братцем песни пел", "Ладушки-оладушки: мы печем оладушки.

Получилось ровно пять: один маме надо дать, два коту с усами, два съедим мы

сами!".

Родителям

следует

помнить,

что

если

речевое

развитие

ребенка

значительно

задерживается,

и

в

течение

беременности,

родов

или

в

период

раннего

развития

отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам.

Нужно

вовремя

провести

необходимые

исследования,

определить

причины

задержи

речевого развития и оказать ребенку помощь.

Самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни

ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не

удается.



В раздел образования