Автор: Сунцова Светлана Евгеньевна
Должность: Учитель логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад" Жемчужина"
Населённый пункт: город Борзя, Читинская область
Наименование материала: Консультация
Тема: "Семь советов учителя–логопеда"
Раздел: дошкольное образование
Говорите с детьми:
7 СОВЕТОВ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ
0–1 ГОДА И 1–3 ГОДА
Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно
вызывает тревогу родителей.
Причины отставания в речевом
р а з в и т и и
м о г у т
б ы т ь
с а м ы м и
р а з н о о б р а з н ы м и
–
к а к
биологическими (проблемы в развитии
слухового, зрительного и тактильного
восприятия;
наследственный
тип
п о з д н е г о
р а з в и т и я
р е ч и ;
болезненность
ребенка),
так
и
социальными.
Нередко поведение родителей и
их
отношение
к
ребенку
создает
предпосылки к отставанию в речи у детей.
Почему дети не говорят???
К примеру, гиперопека малыша может привести к тому, что речевая функция
ребенка останется невостребованной.
Ведь если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его
желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи?
Также
речь
у
детей
может
развиваться
медленнее,
если
родители
постоянно
сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями.
В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты.
Что интересно – если ребенок часто находится в избыточной информационной
среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить.
То есть если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с малышом
много болтающих между собой взрослых.
Все это создает "шумовую завесу", и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и
не придавать значения слову.
В
таких
случаях
ребенок
может
произносить
длинные
бессмысленные
псевдофразы,
имитируя
полноценную
речь,
а
развитие
истинной
речи
будет
задерживаться.
Поэтому полезнее говорить с детьми, а не при детях.
Как правило, в семьях, где у родителей нет ни времени, ни желания общаться с
детьми, речевое развитие последних также задерживается.
Как родители могут помочь
Важно, чтобы и родители, а не только педагоги детских центров и логопеды,
занимались развитием речи малыша. Самое основное для улучшения речи – это развитие
мелкой моторики, улучшение работы органов артикуляционного аппарата.
Делайте
с
вашим
малышом
каждый
день
артикуляционную
гимнастику,
пальчиковую гимнастику, играйте в дидактические игры или делайте самомассаж (рук,
лица). При самомассаже можно использовать разные тренажеры, такие как мячик "ежик",
каучуковый мячик, массажное кольцо Су Джок.
Вот 7 несложных советов, как можно помочь ребенку в развитии речи.
1.
Стимулируйте
любые
проявления
активности
ребенка,
радуйтесь
каждому
произнесенному звуку.
2. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей –
разрезные
картинки,
пазлы,
игрушки
-
собирайки,
кубики
с
картинками,
игрушки-
вкладыши).
3. Играйте с пальчиками, ведь на руках находится множество нервных окончаний,
стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга.
Детям очень нравятся такие забавы:
"Это пальчик - бабушка, этот пальчик - дедушка, этот пальчик папочка, этот пальчик
- мамочка, этот пальчик я - вот и вся моя семья!"
(Возьмите руку малыша в свою и производите различные движения под фразы из
потешки.)
4. Читайте, рассказывайте наизусть, пойте.
К
вашим
услугам
потешки,
колыбельные,
считалочки,
детские
стишки и проза. Возьмите на заметку
произведения
всеми
л юбим ых
д е т с к и х
а в т о р о в :
А .
Б а р т о ,
К.Чуковс кого,
С.М а рш а ка ,
С .
Михалкова.
5. Показывайте, рассказывайте,
фантазируйте,
комментируйте
в
дет алях
вс е,
что
хотите:
ч е м
занимается
папа
на
работе,
во
что
играют
дети
на
площадках,
какие
заботы у птицы за окном и у людей на улицах, в магазинах и транспорте.
6. Изучите с ребенком голоса животных, их места обитания; узнайте, чем они
питаются.
7.
Разучите
с
малышом
известные
стишки
про "Сороку-ворону",
"Мальчика-
пальчика, который с этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем
кашу ел, а с этим братцем песни пел", "Ладушки-оладушки: мы печем оладушки.
Получилось ровно пять: один маме надо дать, два коту с усами, два съедим мы
сами!".
Родителям
следует
помнить,
что
если
речевое
развитие
ребенка
значительно
задерживается,
и
в
течение
беременности,
родов
или
в
период
раннего
развития
отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам.
Нужно
вовремя
провести
необходимые
исследования,
определить
причины
задержи
речевого развития и оказать ребенку помощь.
Самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни
ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не
удается.