Напоминание

Управление ДОУ в современных условиях


Автор: Козлова Лариса Викторовна
Должность: заведующая
Учебное заведение: МБДОУ №118 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Управление
Тема: Управление ДОУ в современных условиях
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление ДОУ в современных условиях

Составила заведующая МБДОУ №118

Л.В.Козлова

В дошкольном образовательном учреждении руководитель является

ключевым звеном. От его эффективного функционирования и

результативности зависит весь процесс воспитательно-образовательной

работы. Уровень контроля за качеством управления дошкольным

образовательным учреждением обуславливает возможности для

профессионального роста всего коллектива ДОУ, совершенствовании знаний,

умений и личностных качеств в соответствии с государственными

требованиями. В современных условиях, когда перемены в жизни общества и

образовательных учреждений происходят очень быстро, особая роль

уделяется управленческому мастерству. От профессиональных умений

руководителя, его способностей оперативно принимать решения,

способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий

рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус.

В сегодняшней действительности очень важен современный подход к

управлению учреждением в инновационном режиме, подход должен быть

новым, прогрессивным, дающим индивидуальное развитие всем участникам

педагогического процесса. Подходы становятся той движущей силой, которая

может перевести дошкольное учреждение из функционирующего в

развивающее. Формирование адаптивной образовательной среды и

соответствующей ей технологии управления требует четких

методологических подходов в организации работы. Рассмотрим некоторые из

них:

1.

Системно-деятельностный подход позволяет добиться целостности

адаптивной образовательной системы, взаимосвязи и взаимодействия

ее целесодержащих элементов, соподчиненности целевых ориентиров в

деятельности подсистем различного уровня.

2.

Синергетический подход Синергия - сотрудничество,

содружество, предполагает учет природосообразной самоорганизации

субъекта. Практически это означает принятие во внимание всех

компонентов человеческого «само» в деятельности социально-

педагогической системы.

3.

Коммуникационно-диалогический подход состоит во взаимодействии

всех субъектов (объектов), находящихся в открытых и равноправных

взаимоотношениях достижения прогнозируемых конечных результатов.

4.

Культурологический подход предполагает объединение в целостном

непрерывном образовательном процессе специальных,

общекультурных и психолого-педагогических знаний по конкретным

научным дисциплинам. Общечеловеческим и национальным основам

культуры, закономерностей развития личности.

5.

Личностно-ориентированный подход означает учет

природосообразных особенностей каждой личности, предоставление ей

своей адаптивной ниши для более полного раскрытия способностей и

возможностей с учетом зоны ближайшего развития.Все

образовательное пространство учреждения должно способствовать

свободному развитию личности. Эта гуманистическая идея может быть

реализована на практике, если каждое звено адаптивной

образовательной среды будет выполнять определенный объем функций.

6.

Мотивационно-стимулирующая. Предполагает использование

различных стимулов, вызывающих формирование потребностей и

мотивов деятельности с учетом личностных качеств.

7.

Свободное самоопределение. Означает самостоятельную ориентацию

личности в образовательном пространстве, выбор профиля,

необходимой дополнительной образовательной области знаний,

соответствующей деятельности для самореализации.

8.

Пропедевтико-реабилитационная. Пропедевтика - введение в какую-

либо науку, деятельность; пропедевтический - подготовительный

(курс) Предполагает предварительное изучение возможностей и

способностей личности, поддержание уверенности ребенка в своих

силах, снятие психологических комплексов, формирование

положительных установок и ориентиров.

9.

Коррекционно-компенсаторная. Ее задачи: коррекция поведения,

устранение педагогической и психологической запущенности

личности, а также ликвидация дефектов, нарушений, отдельных

аномалий. Четкое знание педагогами и функциональное содержание

деятельности при формировании соответствующей образовательной

среды создает предпосылки для реализации целостной системы

жизнедеятельности в педагогических коллективах дошкольных

учреждений.Развивающееся дошкольное учреждение постоянно

работает в поисковом режиме. Управление в учреждении этого типа

носит инновационный характер, здесь преобладают процессы принятия

решений по ситуации, то есть по конкретным результатам.Переход к

ситуативному управлению детским садом по результатам означает

радикальное изменение подходов к управлению учебно-

воспитательным процессом и прежде всего его участниками.

Система управления ДОУ может функционировать только тогда, когда

все ее составные звенья отвечают требованиям сегодняшнего дня.

Управление станет эффективнее, если руководители будут целенаправленно

совершенствовать себя и параллельно своих сотрудников. Следовательно,

развитие при таком стиле управления означает воспитание профессионально

подготовленных руководителей и педагогов.

Рассмотрев вышеперечисленные подходы к руководству и развитию ДОУ,

можно сделать следующие выводы, для успешного развития требуется:

- эффективная материально-техническая база

- новые методы в управлении ДОУ

- система в научно-методической деятельности

- различные дополнительные образовательные услуги, соответствующие

запросам воспитанников и их родителей.

- общность цели всех участников педагогического процесса: дети

воспитатели, родители.

- современная отвечающая всем реалиям программа развития.

Современные требования к образованию меняются в соответствии с новыми

веяниями жизни, и образование так же должно не отставать от современных

тенденций и требований всех участников образовательного процесса.



В раздел образования