Напоминание

Эффективное взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО


Автор: Баргамон Алла Николаевна
Должность: заместитель директора по ВМР
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Ручеёк"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: Эффективное взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад





Эффективное

взаимодействие детского сада и семьи

в условиях реализации ФГОС ДО
Баргамон Алла Николаевна, заместитель директора по ВМР МАДОУ «Детский сад «Ручеёк» Г. Новый Уренгой 2015г.
Характерной тенденцией современного периода в развитии образования является стремление образовательных организаций к открытости, которая предполагает активное участие семьи в жизни ДОУ. К открытости призывает и ФГОС. Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, ведь именно они являются основными социальными заказчиками ДОУ. Являясь первыми и главными воспитателями своих детей, родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами на осуществление воспитания и образования своих детей. Они «обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»
(статья 44 п.1 ФЗ №273 Закона об

образовании в РФ).
От желания и способности родителей качественно исполнять свои обязанности во многом зависят духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами. Семья – основной институт социализации ребенка. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Очевидно, что тема семейного воспитания и сотрудничества семьи с образовательной организацией в духе партнерства является одной из самых обсуждаемых и волнующих в любой педагогической среде. Каждый день мы сталкиваемся с тем, что слышим о трудностях во взаимодействии в системе «педагог-родитель» не хватает взаимопонимания, тактичности, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
С какими трудностями в диалоге с родителями мы сталкиваемся чаще всего?
- родители не считают себя в полной мере ответственными за воспитание и развитие детей - недостаточный образовательный уровень родителей - недостаточная компетентность самих педагогов - родители не считают дошкольный период важным в становлении личности, не придают ему особого значения. - отсутствие единства взглядов на воспитание ребенка в семье. - личностные проблемы и индивидуальные особенности родителя, вносимые в общение с ребенком, педагогом и другими. - сотрудничество с семьей в которой есть ребенок с ОВЗ, - деструктивный жизненный стиль семьи. -трудности во взаимопонимании с детьми у родителей (нарушение детско-родительских отношений).
Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога образовательной организации и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи в деле образования и воспитания детей, что является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития. Качество образовательного процесса может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия с родителями должна быть выстроена система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи. В нашем образовательном учреждении взаимодействие с семьей выстраивается посредством: - установления партнерских отношений, объединения усилий для развития и воспитания детей, создания атмосферы общности интересов; - активизации и обогащения воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. Для нас значимым является тот факт, что партнерство — это не просто союз семьи и образовательного учреждения, который может распасться при возникновении локальных конфликтов, а это взаимообогащающий симбиоз (от греч. symbiosis — совместная жизнь, взаимосвязь) родителей и образовательного учреждения, разрушение которого обедняет и/или губит обе стороны. Основной
целью
такого партнерства является создание единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам образовательного процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно. Очевидно, что назидательно – поучительные формы работы с родителями должны остаться во вчерашнем дне (род. собрания, лектории и др.). Необходимы другие, эффективные формы работы. Для нас оптимальными являются следующие: - День открытых дверей (1 раз в год в октябре месяце, с присутствием всех специалистов ДОУ); - Родительские клубы («Школа малышей» - для родителей детей раннего возраста, «Светлячок» - для родителей детей компенсирующих групп, «На пороге школы» - для родителей детей подготовительных групп); - психологическая гостиная (направлена на формирование психолого-педагогической компетентности родителей, способствует гармонизации семейных отношений, устранению деструктивных факторов, влияющих на развитие личности ребенка. Проводятся тренинги в ходе которых родители отрабатывают модели поведения и учатся активно общаться с детьми. Всего 4 тематических заседания в год); - праздники, развлечения, конкурсы; - семейные проекты, презентации, выставки;
- мастер – классы организуемые родителями для детей; - библиотека для родителей; - информационные буклеты, флаеры; - сайт учреждения; - ПМПк ДОУ (в ходе, которого специалисты ДОУ помогают родителям разрешить ту или иную образовательную проблему, либо выстроить индивидуальную траекторию развития); - «Почтовый ящик». (в перспективе: онлайн консультация родителей, газета для родителей «Вести от Ручейка» и Клуб отцов «Лучший в мире папа») Необходимо отметить, что во взаимодействии с семьей существует и такая проблема как уровень профессиональной компетентности педагогов. Данную проблему мы решаем с помощью «Школы педагогического мастерства», которой руководит педагог-психолог. Представленные нами формы работы с родителями апробированы и для нас являются уже традиционными. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная. - Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы. - Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. - При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно. - Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник, выставку. Формальное общение уходит на второй план. - Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. Таким образом, использование разнообразных и эффективных форм работы с семьями даёт положительные результаты. Такая траектория доказывает родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.


В раздел образования