Эффективное взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО
Автор: Баргамон Алла Николаевна Должность: заместитель директора по ВМР Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Ручеёк" Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО Наименование материала: Статья Тема: Эффективное взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО Раздел: дошкольное образование
в условиях реализации ФГОС ДО
Баргамон Алла Николаевна,
заместитель директора по ВМР
МАДОУ «Детский сад «Ручеёк»
Г. Новый Уренгой
2015г.
Характерной тенденцией современного периода в развитии образования является стремление
образовательных организаций к открытости, которая предполагает активное участие семьи в жизни
ДОУ. К открытости призывает и ФГОС.
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, ведь именно они
являются основными социальными заказчиками ДОУ. Являясь первыми и главными воспитателями
своих
детей,
родители
имеют
преимущественное
право
перед
всеми
другими
лицами
на
осуществление воспитания и образования своих детей. Они «обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» (статья 44 п.1 ФЗ №273 Закона об
образовании в РФ).
От желания и способности родителей качественно исполнять свои обязанности во многом
зависят духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям,
способность властвовать над своим умом и чувствами. Семья – основной институт социализации
ребенка.
То,
что
человек
в
детские
годы
приобретает
в
семье,
он
сохраняет
в
течение
всей
последующей жизни.
Очевидно,
что
тема
семейного
воспитания
и
сотрудничества
семьи
с
образовательной
организацией в духе партнерства является одной из самых обсуждаемых и волнующих в любой
педагогической
среде.
Каждый
день
мы
сталкиваемся
с
тем,
что
слышим
о
трудностях
во
взаимодействии в системе «педагог-родитель» не хватает взаимопонимания, тактичности, терпения,
чтобы услышать и понять друг друга. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко
порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с
ним, научить его думать, размышлять.
С какими трудностями в диалоге с родителями мы сталкиваемся чаще всего?
- родители не считают себя в полной мере ответственными за воспитание и развитие детей
- недостаточный образовательный уровень родителей
- недостаточная компетентность самих педагогов
- родители не считают дошкольный период важным в становлении личности, не придают ему
особого значения.
- отсутствие единства взглядов на воспитание ребенка в семье.
- личностные проблемы и индивидуальные особенности родителя, вносимые в общение с
ребенком, педагогом и другими.
- сотрудничество с семьей в которой есть ребенок с ОВЗ,
- деструктивный жизненный стиль семьи.
-трудности
во
взаимопонимании
с
детьми
у
родителей
(нарушение
детско-родительских
отношений).
Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога образовательной организации
и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи в деле образования и
воспитания детей, что является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.
Качество
образовательного
процесса
может
быть
обеспечено
едиными
подходами
к
воспитанию
детей
со
стороны
родителей
и
педагогов.
Поэтому
вопрос
педагогической
компетентности
родителей
является
на
сегодняшний
день
ключевым.
Для
более
эффективного
взаимодействия
с
родителями
должна
быть
выстроена
система
педагогического
сопровождения
семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу,
учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.
В
нашем
образовательном
учреждении
взаимодействие
с
семьей
выстраивается
посредством:
- установления партнерских отношений, объединения усилий для развития и воспитания
детей, создания атмосферы общности интересов;
- активизации и обогащения воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности
в собственных педагогических возможностях.
Для нас значимым является тот факт, что партнерство — это не просто союз семьи и
образовательного
учреждения,
который
может
распасться
при
возникновении
локальных
конфликтов,
а
это
взаимообогащающий
симбиоз
(от
греч.
symbiosis
—
совместная
жизнь,
взаимосвязь) родителей и образовательного учреждения, разрушение которого обедняет и/или
губит обе стороны.
Основной целью
такого
партнерства
является
создание
единого
пространства
СЕМЬЯ
–
ДЕТСКИЙ
САД,
в
котором
всем
участникам
образовательного
процесса
(детям,
родителям,
педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.
Очевидно, что назидательно – поучительные формы работы с родителями должны остаться во
вчерашнем дне (род. собрания, лектории и др.). Необходимы другие, эффективные формы работы.
Для нас оптимальными являются следующие:
- День открытых дверей (1 раз в год в октябре месяце, с присутствием всех специалистов ДОУ);
- Родительские клубы («Школа малышей» - для родителей детей раннего возраста, «Светлячок» - для
родителей
детей
компенсирующих
групп,
«На
пороге
школы»
-
для
родителей
детей
подготовительных групп);
- психологическая гостиная (направлена на формирование психолого-педагогической компетентности
родителей, способствует гармонизации семейных отношений, устранению деструктивных факторов,
влияющих
на
развитие
личности
ребенка.
Проводятся
тренинги
в
ходе
которых
родители
отрабатывают
модели
поведения
и
учатся
активно
общаться
с
детьми.
Всего
4
тематических
заседания в год);
- праздники, развлечения, конкурсы;
- семейные проекты, презентации, выставки;
- мастер – классы организуемые родителями для детей;
- библиотека для родителей;
- информационные буклеты, флаеры;
- сайт учреждения;
- ПМПк ДОУ (в ходе, которого специалисты ДОУ помогают родителям разрешить ту или иную
образовательную проблему, либо выстроить индивидуальную траекторию развития);
- «Почтовый ящик».
(в перспективе:
онлайн консультация родителей, газета для родителей «Вести от Ручейка» и
Клуб отцов «Лучший в мире папа»)
Необходимо отметить, что во взаимодействии с семьей существует и такая проблема как
уровень профессиональной компетентности педагогов. Данную проблему мы решаем с помощью
«Школы педагогического мастерства», которой руководит педагог-психолог.
Представленные нами формы работы с родителями апробированы и для нас являются уже
традиционными. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии с семьей
явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой
проблемой. Теперь обстановка иная.
- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей
группы.
- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно
в ДОУ.
- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в
образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
-
Изменилось
общение
педагогов
и
родителей:
взаимоотношения
стали
партнерскими.
Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать
мероприятие, праздник, выставку. Формальное общение уходит на второй план.
-
Совместная
деятельность
родителей,
педагогов
и
детей
положительно
влияет
на
воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о
семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих
родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное
общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и
занятий.
Таким образом, использование разнообразных и эффективных форм работы с семьями даёт
положительные
результаты.
Такая
траектория
доказывает
родителям,
что
их
вовлечение
в
педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе
важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного
ребенка.