Напоминание

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе


Автор: Аветян Арусяк Саркисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №7 "Дарование"
Населённый пункт: город Юрга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рекомендации родителям по подготовке детей к школе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рекомендации родителям по подготовке детей к школе

Поступление в школу – важный этап, как для самого ребёнка, так и для его родителей.

Какие вопросы прежде всего интересуют родителей: сможет ли ребёнок успешно учиться?

Справится ли он со школьной программой? Как адаптируется в новых условиях?

Прежде всего, у ребёнка должно быть желание идти в школу, т.е. сформирована мотивация

к обучению. Большое значение имеет сформированность социальной позиции школьника:

умение контролировать своё поведение, умение общаться со сверстниками, навык работы

в коллективе, выполнение требований учителя. Родителям необходимо как можно раньше

учить детей пониманию слов «нельзя» и «надо», но не гасить при этом познавательных

эмоций чрезмерно высокими требованиями и строгостью.

Основное место в подготовке к школе детей следует уделять развитию речи, мышления,

памяти, внимания, восприятия и работоспособности. Необходимо научить ребёнка

слушать, воспринимать, запоминать и воспроизводить полученную информацию.

Одним из важных условий становления речи у ребёнка является овладение правильным

звукопроизношением. Если до поступления в школу у ребёнка нарушено произношение

звуков, их дифференциация (т.е. различение), ребёнку необходима помощь логопеда. К

сожалению, многие родители не замечают дефектных звуков у своих детей, либо

относятся к этому спокойно, объясняя, что сами в детстве говорили так же. Но такие

дефекты произношения звуков приводят к возникновению ошибок в письменной речи,

поскольку влияют на формирование фонематического слуха, нарушение которого

приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные

по артикуляции звуки речи (р – л, ш – с, ч – щ, ц – с, б – п, т – ть и др.). Его словарь не

пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Словарный

запас ребёнка начинает значительно отставать от возрастной нормы.

Обогащение словарного запаса происходит в течение всей жизни. И чем больше ребёнок

сумеет «запасти» слов, тем богаче и выразительнее будет его собственная речь, тем легче

он будет понимать окружающих. Прежде всего, ребёнок усваивает те слова, которые

связаны с его повседневной жизнью. Словарный запас ребёнка дошкольного возраста

составляет не менее 2000 слов. В нём должны присутствовать все части речи:

существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия,

предлоги, союзы. Лексический состав языка представляет собой сложную систему, в

которой слова объединены в тематические группы. поэтому очень важно, чтобы у детей

были сформированы так называемые «обобщающие» слова (фрукты, овощи, мебель, обувь

и т.д.). Чем богаче словарный запас ребёнка, тем точнее он может выразить свою мысль за

счёт подбора наиболее подходящих по смыслу слов. Умение подбирать и использовать в

речи синонимы (слова, близкие по смыслу) и антонимы (слова, противоположные по

смыслу) свидетельствуют о высоком уровне речевого развития ребёнка.

Качественный рост словаря происходит за счёт усвоения новых значений уже знакомых

слов. И здесь неиссякаемый источник обогащения словаря – это пословицы, поговорки,

фразеологические обороты (т.е. овладение переносным смыслом слов и выражений).

Проверьте, понимает ли Ваш ребёнок переносное значение таких выражений, как: золотые

руки, железное сердце, тёплая встреча и т.д.

Накопление словарного запаса происходит не изолированно, а одновременно с

совершенствованием грамматического строя речи. Важен не сам по себе богатый словарь,

а умение активно пользоваться имеющимся словарём, и правильно оформлять свои мысли,

строя предложения разных грамматических конструкций.

В дошкольном возрасте в процессе практического овладения речью, ребёнок усваивает

основные закономерности языка. И хотя ребёнок не знает никаких грамматических

правил, он вполне верно строит предложения, согласуя и изменяя в них слова, т.е. у

ребёнка формируется чувство языка, он осваивает логику грамматического строя речи.Для

успешного овладения грамматическими законами родного языка необходимо не только

богатое речевое общение, правильные образцы для подражания, но и специальные

речевые упражнения. Это нужно для того, чтобы запомнить многочисленные исключения

из правил русского языка и научиться грамотно их использовать.

Родителям следует обратить внимание на следующие моменты:

Умеет ли ребёнок правильно употреблять падежные окончания.

Может ли он правильно образовывать формы единственного и множественного числа

имён существительных. Здесь важно отметить многообразие окончаний имён

существительных: -и, -ы (стол – столы, плащ – плащи), -а, -я (дом – дома, глаз – глаза,

дерево – деревья, стул – стулья), с изменением слова (лоб – лбы, рот – рты, пень – пни, ухо

– уши), не изменяющиеся по числам (пальто, кенгуру, санки).

Согласование прилагательных с существительными начинается с прилагательных

мужского и женского рода с ударными окончаниями (большой – большая, голубой –

голубая). Затем подбираются прилагательные с безударными окончаниями. Окончания

прилагательных среднего рода и множественного числа требуют особого внимания, т.к.

являются наиболее трудными для ребёнка.

Согласование числительных один, одна, одно; два, две с существительными формируется

при усвоении категории рода имён существительных. Игры «Весёлый счёт», «Лото», «У

кого сколько?», счётный материал помогают детям овладеть многообразием окончаний

имён существительных при согласовании с числительными 5 и другими (5 домов, зайцев,

гусей, тарелок и т.д.).

Очень важно научить ребёнка слышать предлоги и осознавать их смысловое значение, т.к.

только при этом условии малыш сможет правильно использовать «маленькие слова» в

собственной речи. Проверьте, понимает ли Ваш малыш значение предлогов

пространственного расположения и движения: на, под, в, за, из, с (со), из-под, из-за, к, от,

по и т.д.

Помимо навыков словоизменения, ребёнку старшего дошкольного возраста необходимо

научиться образовывать новые слова:

Существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами (нос

– носик – носище, комар – комарик – комарище, дерево – деревце, перо – пёрышко, глаз –

глазище).

Существительные, обозначающие названия детёнышей животных и птиц (тигр – тигрёнок,

заяц – зайчонок, медведь – медвежонок, лев – львёнок, овца – ягнёнок)

Существительные, обозначающие названия профессий (стекольщик, крановщик, танкист,

пианист, актёр, комбайнёр и др.)

Сложные слова (мясорубка, садовод, газонокосилка)

Глаголы, образованные с помощью приставок (приходить, уходить, выходить, заходить,

переходить, обходить и т.д.)

Прилагательные, образованные от существительных (дерево – деревянный, пух – пуховый,

глина – глиняный, дуб – дубовый).

Прилагательные, обозначающие принадлежность какому-либо лицу или животному

(мамин, Петин, лисий, кошачий, рыбий).

Главный фактор развития связной речи – наличие заинтересованного слушателя, и этим

доброжелательным, внимательным, сосредоточенным слушателем должен стать родитель.

Вовремя вставить какую-либо реплику, подбодрить, подсказать слово, да так, чтобы

ребёнок не заметил, что его поправляет взрослый, – вот далеко не полный перечень

средств, которыми располагает родитель в процессе становления у ребёнка связной речи.

Умение формулировать вопросы, развёрнуто и полно отвечать, запоминать и

пересказывать небольшие литературные произведения, описывать события из собственной

жизни, делиться своими впечатлениями от увиденного, составлять небольшой рассказ по

картинке или по серии сюжетных картин – вот, что необходимо уметь ребёнку,

поступающему в школу.

Некоторые родители считают самым главным показателем готовности к школе умение

ребёнка читать, пренебрегая при этом развитием всех вышеперечисленных сторон устной

речи. На самом же деле обучением чтению нужно заканчивать работу по становлению

устной речи дошкольников, а не начинать с него. Если грамотно развивать устную речь,

ребёнок легко и как бы сам собой зачитает, причём избежит тех трудностей, которые

неизбежны при попытках обучения неподготовленного ребёнка. Некачественная помощь

при обучении чтению может так сильно навредить, что в школе будет необходимо

переучивать ребёнка. А это чревато нервными срывами и стойкими ошибками в

письменной речи в будущем. Поэтому родителям не следует форсировать процесс

становления письма, а следует обратить самое серьёзное внимание на развитие навыков

звукового анализа и синтеза, лежащих в основе обучения грамоте. Последовательность

формирования этого навыка такова:

Определение наличия или отсутствия заданного звука в слове.

Определение первого звука в слове.

Определение последнего звука в слове.

Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).

Определение количества звуков в слове, их последовательность, т.е. полный звуковой

анализ слова.

Определение количества слогов в слове.

Регулярная работа с ребёнком предупредит появление у него многих школьных проблем

или поможет их преодолеть, если они не были предупреждены в дошкольном возрасте.



В раздел образования