Напоминание

Развитие речи детей в работе над загадками.


Автор: Ковалева Ирина Азретовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №41
Населённый пункт: г.мПятигорск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи детей в работе над загадками.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи детей в работе над

загадками.

Особенности содержания и структуры загадки как литературного

жанра

позволяет

развивать

логическое

мышление

детей

и

формировать у них навыки восприятия и использования речи-

доказательства и речи-описания. Так загадка становится не просто

развлечением

и

игрой,

но

и

упражнением

в

рассуждении

и

доказательстве,

т.

е.

важным

средством

обучения

и

развития.

Уметь

доказывать-

это

не

только

уметь

правильно

логически

мыслить,

но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в

точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых,

своих композиций. Речь- доказательство имеет свою структуру,

определяющая порядок аргументов: во-первых. Во-вторых и.т.д.

В

рассу ждении

приходится

пользоваться

сложными

предложениями,

с

помощью

которых

выражаются

логические

связи:

если-

то,

раз-значит,

потому

что,

так

к а к ,

значит….Рассуждение заканчивается выводом, который строится

с

использованием

принятых

для

этого

случая

лексических

средств: следовательно, значит, таким образом, поэтому и др.

Чтобы

вызвать

у

детей

потребность

в

рассуждении

и

доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребенком

конкретную цель: не просто отгадывать зегадку, но обязательно

доказывать,

что

отгадка

правильна.

Надо

учить

детей

воспринимать предметы и явления во всей полноте и глубине

связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами и

явлениями, о которых говорится в загадках. Тогда доказательства

будут более обоснованными и полными. Загадывая загадки, надо

повторять

их

несколько

раз,

чтобы

дети

их

лучше

понимали,

зап оминали

и

п олне е

выделя ли

п ризнаки.

С л еду е т

анализировать загадку, помогая вопросами обратить внимание

детей

на

признаки

и

связи

между

ними.

Необходимо

давать

образец и план доказательства. Это лучше сделать с помощью

постановки вопросов. В случае пропуска какого- либо признака

или

связи нужно задавать вопросы дискуссионного характера,

раскрывающие ребенку односторонность его отгадки. Так загадку

Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?

Ребенок доказывает опираясь всего на один признак. Это бывает

весной, потому что тает снежок. А разве снег тает только весной?

А оттепель зимой? Тогда ребенок обратит внимание и на другие

признаки.

Загадка-

описание

заключает

в

себе

много

возможностей для обогащения словаря детей новыми словами,

словосочетаниями, образными выражениями. Все это помогает

развитию

у

детей

способности

понимать

и

создавать

описательную речь. Анализ загадки помогает

не только лучше

понимать

и

быстрее

отгадывать

ее,

но

и

приучать

детей

внимательно относится к слову, вызывать интерес к образным

характеристикам, помогает запоминать их, употреблять в своей

речи и самим создавать точный, яркий образ. Таким образом, в

зависимости

от

цели,

которая

ставится

перед

ребенком,

он

пользуется различными речевыми средствами, отбирая нужные

слова,

постепенно

овладевая

образной

системой

языка.

Так

систематическое

обращение

к

загадке

приближает

ребенка

к

пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более

быстрое

мыслительное

,

речевое

и

художественное

развитие

ребенка.



В раздел образования