Автор: Мастерова Юлия Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Детский сад №236 Краснооктябрьского района Волгограда"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Использование разнообразных форм работы с семьей с целью оздоровления дошкольников
Раздел: дошкольное образование
«Использование разнообразных форм работы с семьей с целью оздоровления
дошкольников»
Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного
учреждения.
Хорошо,
когда
здоровый
образ
жизни
является
традицией
семьи.
Но,
зачастую родители, занятые работой, с одной стороны, не могут дать ребенку личный
положительный
пример
здорового
образа
жизни,
а
с
другой
–
не
противостоят
отрицательным внешним влияниям.
Эта
работа направлена на ориентировку педагогов дошкольных образовательных
учреждений, на формирование у дошкольников потребности к здоровому образу жизни в
совместной
работе
с
семьей
и
основывается
на
физиологических,
психолого-
педагогических
особенностей
детей
дошкольного
возраста.
Основной
целью
работы
является:
Объединить
стремление
педагогов,
медицинских
работников
и
родителей
к
сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей и
потребности в здоровом образе жизни.
Необходимые предпосылки для реализации это — организация в ДОУ и семье
целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей и
формирование его у детей. Особое внимание должно уделяться работе по формированию
здорового образа жизни, и осуществлению ее не только в ДОУ, но и в семье. Таким
образом создается система по формированию здорового образа жизни, в которую входит:
положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим
процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ;
мотивация к занятиям физическими упражнениями и привлечение родителей и
детей к спорту;
начальные
навыки
естественных
движений
обще
развивающего
характера,
правильной осанки, охране зрения, знания о своем организме, полезности продуктов,
умение
ориентироваться
в
пространстве,
профилактика
плоскостопия,
культуры
поведения, самостоятельность;
уровень физической подготовленности, соответствующий нормативам ДОУ.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются
единые
требования
детского
сада
и
семьи
в
вопросах
воспитания,
оздоровления,
распорядка
дня,
двигательной
активности,
гигиенических
процедур,
культурно-
гигиенических
процедур,
развития
двигательных
навыков.
Поэтому
очень
важно
оказывать
необходимую
помощь
родителям,
привлекать
их
к
участию
в
совместных
физкультурных мероприятиях — физкультурные досуги и праздники, походы.
Формы работы с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста.
Включение в совместную деятельность родителей и детей
Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от уровня
развития здравоохранения, санитарной грамотности и экологической ситуации в стране.
Здоровье
ребенке
должно
оцениваться
в
единстве
с
окружающей
средой
и
адаптационными
возможностями
организма.
Поэтому
работу
по
полноценному
физическому развитию и укреплению здоровья детей без сомнения, должны осуществлять
семья и дошкольное учреждение
Первая школа воспитания — это семья. Родители являются первыми педагогами
своего
ребенка.
В
условиях
семьи
формируется
эмоционально-нравственный
опыт,
определяется уровень содержание эмоционального и социального развития ребенка.
На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровья
детей — одна из самых актуальных. Семье нужны поддержка и сопровождение.
Цель работы детского сада в этом направлении — оказывать помощь семье по
созданию условий для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их
здоровья. Она подразумевает следующие задачи:
повышать
сопротивляемость
и
защитные
свойства
организма
ребенка
через
обеспечение
здорового
образа
жизни,
оптимального
двигательного
режима,
психологической безопасности личности, внедрение здоровьесберегаюших технологий;
создавать
оптимальные
условия,
обеспечивающие
охрану
и
укрепление
физического и психического здоровья детей;
осуществлять необходимую коррекцию отклонений в развитии ребенка;
расширять
сотрудничество
с
семьей
по
формированию
духовно-нравственного
облика подрастающего поколения, изучение и активизацию педагогического потенциала
семьи;
осуществлять
профилактику
асоциального
поведения
средствами
физической
культуры и спорта.
К первой группе относятся следующие формы работы с семьёй
1.Родительское собрание
Самая популярная форма работы, так как на собрании присутствуют представители
всех семей группы. Педагог имеет возможность представить родителям важную для всех
родителей информацию, обсудить темы, которые касаются всех. Родители также имеют
возможность затронуть интересующие всех темы: «Профилактика детского травматизма»,
«Формируем потребность в здоровом образе жизни», «Будем растить детей здоровыми» и
др
2.Консультации для родителей
Используются
как
индивидуальные,так
и
групповые
консультации
по
темам
актуальным как для всех родителей,так и для отдельно-взятой семьи. «Адаптация детей к
детскому саду»;
3.Лекции для родителей
Используются для просвещения родителей в вопросах воспитания и развития детей
по разным темам: «Профилактика плоскостопия у детей» «Влияние утренней гимнастики
на
физическое
развитие
детей»,
«Чрезмерный
вес
ребенка
-
угроза
здоровью»,
«Профилактические прививки — защита от инфекционных болезней» и др.
Недостатком
данной
формы
работы
является
низкая
активность
родителей.
«Воспитание у детей навыков самообслуживания» и т..д.
4.Презентация для родителей
Интересная для родителей форма работы,так как материал иллюстрируется фото или
видео материалами или конкретными предметами. В своей работе я использую разные
виды презентаций. «Развивающие игры своими руками»; «Посетите с ребёнком»;
5.Круглый стол
6.Мастер класс
7.Презентация родительского опыта
8.Экскурсия по группе и детскому саду
9.Совместный с родителями субботник
10.Чаепитие с родителями
11.Мастер-класс для родителей
12.Почтовый ящик
Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка
или
тетрадь,
в
которую
родители
могут
класть
записки
со
своими
идеями
и
предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту.
Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания
родительского
клуба
или
даются
специалистами
письменно.
Такая
форма
работы
позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна,
когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично. Наряду с
коллективными
формами
организации
широко
используем
индивидуальные
и
подгрупповые беседы, устные журналы.
Ко второй группе относятся
1.Показ родителям открытой непосредственной деятельности
2.Совместное с родителями проведение НОД
3.Участие родителей в проведении праздников и досугов
4.Совместные проекты
5.Конкурсы совместных с родителями поделок
6.День открытых дверей
7.Совместные прогулки выходного дня
8.Совместные экскурсии
9.КВН «Родители-дети»
10.Участие родителей в изготовлении пособий и атрибутов к праздникам
11.Творческие конкурсы
Наглядные формы работы с семьёй
1.Родительский уголок
2.Библиотека для родителей
3.Видеотека для родителей
4.Памятка для родителей
5.Выставка детских работ
6.Фотовыставка
7.Видеофильм,слайд-шоу
8.Сменный информационный материал:папки-ширмы и папки передвижки
9.Плакаты,коллажи,стенгазеты
10.Выставка семейных коллекций
11.Использование журнала группы
12.Создание сайта группы.
Все современные направления оздоровления детей, используемые в детском саду,
направлены на сотрудничество детского сада и семьи, заботе о здоровье дошкольника,
профилактике простудных заболеваний.
Список литературы:
1.
Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических
работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
2.
Пензулаева
Л.И.
Оздоровительная
гимнастика
для
детей
дошкольного
возраста( 3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.
3.
Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика
– Синтез, 2002.
4.
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-
ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
5.
Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.,
2002.
6.
Сухарев
А.Г.
Концепция
укрепления
здоровья
детского
и
подросткового
населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. С.29 – 34. Фомина Н.А.
7.
В о л о ш и н а
Л .
О р г а н и з а ц и я
з д о р о в ь е
с б е р е г а ю щ е г о
пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.
8.
Арнаутова Е.П. «Педагог и семья»
9.
Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. Управление ДОУ 2002г., №4
10.
Н. Ф. Виноградова «Воспитателю о работе с семьей»
11.
Л.
Ф.
Островская
«Педагогические
ситуации
в
семейном
воспитании
дошкольников»