Напоминание

Роль народного творчества в нравственном воспитании детей


Автор: Мастерова Екатерина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Детский сад №236 Краснооктябрьского района Волгограда"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Роль народного творчества в нравственном воспитании детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль народного творчества в нравственном воспитании детей».

Цель: Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам нравственного

воспитания детей.

Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, оставив самое ценное в

фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве. Народное

творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического

воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках,

прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях

гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к

родному языку.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые

слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки,

притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только

забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно

использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него

условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем можно

переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку),

сопровождая ее движения чтением потешки. Правильный подбор потешки, помогает

установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще

незнакомому человеку – воспитателю. С помощью народных песенок, потешек можно

воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию,

причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народной

потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к

окружающему миру. Задача воспитателя - помочь малышам в этом.

Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи

отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с

удовольствием читают потешки, загадывают загадки. Большой интерес вызывают у детей

и предметы декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву и кости, вышивка,

ковроткачество, плетение кружев и т.д.

В семье, так же как в детском саду желательно при любом удобном случае

использовать малые фольклорные формы, которые по словам К.Д.Ушинского раскрывают

живописность русского и мордовского языка.

Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка, улучшают настроение детей,

вызывают улыбку у загрустившего ребенка, успокаивают плачущего.

Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение. Особое значение

имеет введение малых фольклорных форм, ярких народных выражений в живое

разговорное слово. В процессе умывания, одевания, сборов на прогулку, родители также

могут использовать к месту потешку, загадку, прибаутку.

Дети узнают, почему сказка называется народной: «Эту сказку знали еще бабушки и

дедушки наших бабушек и дедушек. И неизвестно, кто ее придумал, вот и говорят –

народная. Талантливые люди придумали много замечательных сказок.»

В детском саду планируются занятия, специально посвященные народному

творчеству. Это могут быть беседы о народной вышивке, рассматривание и описание

изделий народного промысла. В нашем детском саду организован «Музей русской избы»,

который дети с удовольствием посещают.

Исследование педагогов доказали, что знакомство с произведениями народного

искусства оказывают глубокое воздействие на чувства детей. Они с большим

удовольствием и вниманием слушают рассказы о народных умельцах, с удовольствием

рисуют по сюжетам сказок, стремятся передать в аппликациях основные, характерные

особенности узоров декоративного искусства.

Дети знакомятся с пословицами и поговорками. Взрослые рассказывают, что народ

создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость,

скромность, трудолюбие.

Также дети знакомятся с декоративно-прикладным творчеством других народов.

Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством является

важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию

любви и интереса к родному краю, ее народу.



В раздел образования