Автор: Мастерова Екатерина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Детский сад №236 Краснооктябрьского района Волгограда"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Роль народного творчества в нравственном воспитании детей
Раздел: дошкольное образование
«Роль народного творчества в нравственном воспитании детей».
Цель: Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам нравственного
воспитания детей.
Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, оставив самое ценное в
фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве. Народное
творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического
воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках,
прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях
гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к
родному языку.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые
слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки,
притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только
забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно
использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него
условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем можно
переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку),
сопровождая ее движения чтением потешки. Правильный подбор потешки, помогает
установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще
незнакомому человеку – воспитателю. С помощью народных песенок, потешек можно
воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию,
причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народной
потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к
окружающему миру. Задача воспитателя - помочь малышам в этом.
Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи
отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с
удовольствием читают потешки, загадывают загадки. Большой интерес вызывают у детей
и предметы декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву и кости, вышивка,
ковроткачество, плетение кружев и т.д.
В семье, так же как в детском саду желательно при любом удобном случае
использовать малые фольклорные формы, которые по словам К.Д.Ушинского раскрывают
живописность русского и мордовского языка.
Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка, улучшают настроение детей,
вызывают улыбку у загрустившего ребенка, успокаивают плачущего.
Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение. Особое значение
имеет введение малых фольклорных форм, ярких народных выражений в живое
разговорное слово. В процессе умывания, одевания, сборов на прогулку, родители также
могут использовать к месту потешку, загадку, прибаутку.
Дети узнают, почему сказка называется народной: «Эту сказку знали еще бабушки и
дедушки наших бабушек и дедушек. И неизвестно, кто ее придумал, вот и говорят –
народная. Талантливые люди придумали много замечательных сказок.»
В детском саду планируются занятия, специально посвященные народному
творчеству. Это могут быть беседы о народной вышивке, рассматривание и описание
изделий народного промысла. В нашем детском саду организован «Музей русской избы»,
который дети с удовольствием посещают.
Исследование педагогов доказали, что знакомство с произведениями народного
искусства оказывают глубокое воздействие на чувства детей. Они с большим
удовольствием и вниманием слушают рассказы о народных умельцах, с удовольствием
рисуют по сюжетам сказок, стремятся передать в аппликациях основные, характерные
особенности узоров декоративного искусства.
Дети знакомятся с пословицами и поговорками. Взрослые рассказывают, что народ
создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость,
скромность, трудолюбие.
Также дети знакомятся с декоративно-прикладным творчеством других народов.
Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством является
важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию
любви и интереса к родному краю, ее народу.