Напоминание

Актуальность экологического образования дошкольников в современном мире


Автор: Мастерова Марина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Детский сад №236 Краснооктябрьского района Волгограда"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Актуальность экологического образования дошкольников в современном мире
Раздел: дошкольное образование





Назад




Актуальность экологического образования дошкольников в современном мире.

Современная неблагополучная экологическая ситуация обусловлена сложившимся веками

потребительским

отношением

человека

к

природе.

Многие

ученые

считают,

что

это

закономерный

результат

представлений

человека

о

себе,

как

о

(царе

природы,

(неисчерпаемости природных ресурсов, результат признания лишь материальной ценности

природы и использования ее богатств без учета важнейших экологических закономерностей.

Деятельность человека приводит к нарушению баланса природных сил, способности природы

к естественному воспроизводству, что не только отражается на здоровье человека, но и ставит

угрозу существование человечества в целом.

И проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас,

в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также

воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла

огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе

глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных

сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что

эколого-нравственная

проблема

встает

сегодня

не

только

как

проблема

сохранения

окружающей

среды

от

загрязнения

и

других

отрицательных

влияний

хозяйственной

деятельности человека на Земле, она вырастает в проблему предотвращения стихийного

воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся

взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо только при наличии в каждом

человеке

достаточного

уровня

эколого-нравственной

культуры,

экологического

и

нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю

жизнь. Понятно, что большое значение приобретает экологическое воспитание.

Культивирование нового сознания по отношению к природе процесс длительный, он

напрямую связан с экологическими, социальными и другими условиями жизни общества.

Современная педагогика призвана воспитывать новое поколение, которому присуще особое

видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания –

важнейшая задача воспитания; именно недостаточное внимание экологическому воспитанию

привело к потребительскому отношению к природе. Понятно, что процесс формирования

экологического сознания должен охватить все возрастные группы.

Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного

детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к

окружающему

миру.

В

дошкольном

возрасте

происходят

значимые

изменения

в

познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного

возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами,

прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.

Первые семь лет в жизни ребенка -

это

период

его

бурного

роста

и

интенсивного

развития,

период

непрерывного

совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Ребенок в эти годы овладевает своим телом и основными движениями, у него развиваются

сенсорные

ощущения,

на

их

основе

формируется

восприятие.

Быстро

накапливается

жизненный

опыт,

расширяется

круг

представлений,

ребенок

во

многих

отношениях

становится

управляемым.

Этому

способствует

развитие

произвольных

процессов:

сосредоточенного внимания, воли, социальных эмоций. В это время происходит становление

самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в

кругу близких и знакомых людей, ориентироваться в окружающем предметно-природном

мире, вычленять его ценности.

Само

по

себе

наличие

экологических

представлений

не

гарантирует

экологически

целесообразного

поведения

личности.

Для

этого

необходимо

еще

и

соответствующее

отношение к природе. Именно оно определяет характер целей взаимодействия с природой,

мотивы

такого

взаимодействия

и

готовность

поступать

с

точки

зрения

экологической

целесообразности. Уже в процессе освоения экологических представлений у детей происходит

формирование эмоционального отношения к растительному и животному миру.

Важным показателем экологической воспитанности дошкольников является их участие в

деятельности,

имеющей

экологически

ориентированный

характер,

в

процессе

которой

углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное

отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно

обходится и без деятельности человека, она живет по своим собственным законам.

Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе,

парке, а в условиях дошкольного учреждения - на участке, в живом уголке. Следовательно,

помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков,

участка,

растениям

цветников,

голодающим

зимой

городским

птицам,

т.

е.

тем,

чье

благополучие зависит от действий людей.

Ведущее значение в развитии интеллектуальных и личностных процессов имеет общение

ребенка с взрослым - оно определяет его эмоциональное самочувствие, отношение к людям и

окружающему миру в целом. Формируя у детей теплое, любовное отношение к реальной

природе, конкретному ее объекту или явлению, взрослые помогают им прочувствовать и

осмыслить красоту и совершенство в природе, особенно на экскурсиях, сопровождаемых

эмоциональными беседами.

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в

физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и

эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь

обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать

свою деятельность и осуществлять самоконтроль. На этой основе должна формироваться

экологическая

культура

личности,

направленная

на

гармонизацию

отношений

человека

с

природой.

Экологическое

воспитание

-

это

сравнительно новое

направление

дошкольной

педагогики. Оно возникло из актуальной проблемы современности - взаимодействия человека

с природой и уже достигло наиболее высокого уровня в своём начальном звене воспитания.

Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в

педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и

бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности

для

эстетического,

патриотического,

нравственного

воспитания.

Общение

с

природой

обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных

качеств.

В

период

дошкольного

детства

в

процессе

целенаправленного

педагогического

воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно –

правильного

отношения

к

объектам

живой

и

неживой

природы,

которые

составляют

их

непосредственное

окружение

в

этот

период

жизни.

Осознанно

правильное

отношение

вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с

растениями и животными, имеющимися в помещении и на территории детского сада.

Если систематически, на протяжении нескольких лет, ребенка знакомят с разнообразием

растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания,

вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и

животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными

проявлениями в благоприятных условиях, у него возникает интерес к проявлениям природы,

понимание специфики всего живого, желание практически сохранить, поддержать или создать

нужные условия для развития и жизни растений и животных.

К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может

быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с

природой:

- человек, как живое существо нуждается во вполне определенных жизненно необходимых

условиях

- человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли,

охраняющий природу и, по мере возможности, восстанавливающий ее богатства.

Понимание

этих

аспектов

связано

с

конкретными

примерами,

которые

имеются

в

окружении и в практике каждого ребенка.

Вместе

с

социально-гуманитарным

образованием

экологическое

образование

в

современных

условиях

призвано

способствовать

формированию

у

людей

нового

экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний

и навыков, которые содействовали бы выходу России из экологического кризиса и движению

общества

по

пути

устойчивого

развития. В

наши

дни,

когда

мир

находится

на

грани

экологической

катастрофы

и

под

угрозой

будущее

всего

человечества,

ни

один

здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое образование является одной

из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему

миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества.

Нет более благоприятного возраста для решения задач экологического воспитания, чем

дошкольный. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет

относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим

природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит

от взрослых, участвующих в его воспитании. Экологическое воспитание строится на усвоении

детьми

системы

знаний

о

природе

и

формировании

элементарных

экологических

представлений о животных и растениях как живых существах, о сущности взаимодействия

человека и природы.

Главным

результат

освоения

детьми экологических

знаний

становиться

развитие

экологического

(гуманного,

природоохранного)

отношения

к

природе,

проявляющегося

в

ответственности за жизнь живого существа, тревоги, сочувствии, сострадании, и стремлении

оказать помощь. Необходимость постановки ребенка в активную познавательную позицию при

освоении

программы экологического

воспитания

приводит

к

развитию

познавательного

интереса, к самостоятельному освоению и использованию различных способов познания.

Возможность и успешность изучения законов природы в дошкольном детстве в рамках

экологического

образования

и

воспитания

доказаны

многочисленными

психолого-

педагогическими отечественными исследованиями. Планомерная работа по экологическому

воспитанию должна проводиться как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в

семье.

Следует

понимать,

что

результат воспитания

проявляются

не

сразу,

эффект

педагогических усилий – вызвать в ребенке положительные эмоции, оставить в его душе яркие

впечатления, которые пройдут с ним по жизни, как воспоминания о радостном и прекрасном

общении с природой.

Литература.

1. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А., «Дети, взрослые и мир вокруг»,-М,: Просвещение, 1993.-

128 с.

2. Богданец Т. «Экологические знания-первое представление о мире».// Дошкольное

воспитание. №12, 2003.

3. Назарова Л. Д. «Экология души: формирование нравственной позиции человека по

отношению к миру». // Управление дошкольным образовательным учреждением. №3, 2007.



В раздел образования