Автор: Мастерова Марина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Детский сад №236 Краснооктябрьского района Волгограда"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Актуальность экологического образования дошкольников в современном мире
Раздел: дошкольное образование
Актуальность экологического образования дошкольников в современном мире.
Современная неблагополучная экологическая ситуация обусловлена сложившимся веками
потребительским
отношением
человека
к
природе.
Многие
ученые
считают,
что
это
закономерный
результат
представлений
человека
о
себе,
как
о
(царе
природы,
(неисчерпаемости природных ресурсов, результат признания лишь материальной ценности
природы и использования ее богатств без учета важнейших экологических закономерностей.
Деятельность человека приводит к нарушению баланса природных сил, способности природы
к естественному воспроизводству, что не только отражается на здоровье человека, но и ставит
угрозу существование человечества в целом.
И проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас,
в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также
воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла
огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе
глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных
сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что
эколого-нравственная
проблема
встает
сегодня
не
только
как
проблема
сохранения
окружающей
среды
от
загрязнения
и
других
отрицательных
влияний
хозяйственной
деятельности человека на Земле, она вырастает в проблему предотвращения стихийного
воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся
взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо только при наличии в каждом
человеке
достаточного
уровня
эколого-нравственной
культуры,
экологического
и
нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю
жизнь. Понятно, что большое значение приобретает экологическое воспитание.
Культивирование нового сознания по отношению к природе процесс длительный, он
напрямую связан с экологическими, социальными и другими условиями жизни общества.
Современная педагогика призвана воспитывать новое поколение, которому присуще особое
видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания –
важнейшая задача воспитания; именно недостаточное внимание экологическому воспитанию
привело к потребительскому отношению к природе. Понятно, что процесс формирования
экологического сознания должен охватить все возрастные группы.
Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного
детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к
окружающему
миру.
В
дошкольном
возрасте
происходят
значимые
изменения
в
познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного
возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами,
прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.
Первые семь лет в жизни ребенка -
это
период
его
бурного
роста
и
интенсивного
развития,
период
непрерывного
совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Ребенок в эти годы овладевает своим телом и основными движениями, у него развиваются
сенсорные
ощущения,
на
их
основе
формируется
восприятие.
Быстро
накапливается
жизненный
опыт,
расширяется
круг
представлений,
ребенок
во
многих
отношениях
становится
управляемым.
Этому
способствует
развитие
произвольных
процессов:
сосредоточенного внимания, воли, социальных эмоций. В это время происходит становление
самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в
кругу близких и знакомых людей, ориентироваться в окружающем предметно-природном
мире, вычленять его ценности.
Само
по
себе
наличие
экологических
представлений
не
гарантирует
экологически
целесообразного
поведения
личности.
Для
этого
необходимо
еще
и
соответствующее
отношение к природе. Именно оно определяет характер целей взаимодействия с природой,
мотивы
такого
взаимодействия
и
готовность
поступать
с
точки
зрения
экологической
целесообразности. Уже в процессе освоения экологических представлений у детей происходит
формирование эмоционального отношения к растительному и животному миру.
Важным показателем экологической воспитанности дошкольников является их участие в
деятельности,
имеющей
экологически
ориентированный
характер,
в
процессе
которой
углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное
отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно
обходится и без деятельности человека, она живет по своим собственным законам.
Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе,
парке, а в условиях дошкольного учреждения - на участке, в живом уголке. Следовательно,
помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков,
участка,
растениям
цветников,
голодающим
зимой
городским
птицам,
т.
е.
тем,
чье
благополучие зависит от действий людей.
Ведущее значение в развитии интеллектуальных и личностных процессов имеет общение
ребенка с взрослым - оно определяет его эмоциональное самочувствие, отношение к людям и
окружающему миру в целом. Формируя у детей теплое, любовное отношение к реальной
природе, конкретному ее объекту или явлению, взрослые помогают им прочувствовать и
осмыслить красоту и совершенство в природе, особенно на экскурсиях, сопровождаемых
эмоциональными беседами.
Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в
физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и
эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь
обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать
свою деятельность и осуществлять самоконтроль. На этой основе должна формироваться
экологическая
культура
личности,
направленная
на
гармонизацию
отношений
человека
с
природой.
Экологическое
воспитание
-
это
сравнительно новое
направление
дошкольной
педагогики. Оно возникло из актуальной проблемы современности - взаимодействия человека
с природой и уже достигло наиболее высокого уровня в своём начальном звене воспитания.
Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в
педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и
бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности
для
эстетического,
патриотического,
нравственного
воспитания.
Общение
с
природой
обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных
качеств.
В
период
дошкольного
детства
в
процессе
целенаправленного
педагогического
воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно –
правильного
отношения
к
объектам
живой
и
неживой
природы,
которые
составляют
их
непосредственное
окружение
в
этот
период
жизни.
Осознанно
–
правильное
отношение
вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с
растениями и животными, имеющимися в помещении и на территории детского сада.
Если систематически, на протяжении нескольких лет, ребенка знакомят с разнообразием
растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания,
вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и
животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными
проявлениями в благоприятных условиях, у него возникает интерес к проявлениям природы,
понимание специфики всего живого, желание практически сохранить, поддержать или создать
нужные условия для развития и жизни растений и животных.
К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может
быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с
природой:
- человек, как живое существо нуждается во вполне определенных жизненно необходимых
условиях
- человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли,
охраняющий природу и, по мере возможности, восстанавливающий ее богатства.
Понимание
этих
аспектов
связано
с
конкретными
примерами,
которые
имеются
в
окружении и в практике каждого ребенка.
Вместе
с
социально-гуманитарным
образованием
экологическое
образование
в
современных
условиях
призвано
способствовать
формированию
у
людей
нового
экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний
и навыков, которые содействовали бы выходу России из экологического кризиса и движению
общества
по
пути
устойчивого
развития. В
наши
дни,
когда
мир
находится
на
грани
экологической
катастрофы
и
под
угрозой
будущее
всего
человечества,
ни
один
здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое образование является одной
из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему
миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества.
Нет более благоприятного возраста для решения задач экологического воспитания, чем
дошкольный. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет
относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим
природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит
от взрослых, участвующих в его воспитании. Экологическое воспитание строится на усвоении
детьми
системы
знаний
о
природе
и
формировании
элементарных
экологических
представлений о животных и растениях как живых существах, о сущности взаимодействия
человека и природы.
Главным
результат
освоения
детьми экологических
знаний
становиться
развитие
экологического
(гуманного,
природоохранного)
отношения
к
природе,
проявляющегося
в
ответственности за жизнь живого существа, тревоги, сочувствии, сострадании, и стремлении
оказать помощь. Необходимость постановки ребенка в активную познавательную позицию при
освоении
программы экологического
воспитания
приводит
к
развитию
познавательного
интереса, к самостоятельному освоению и использованию различных способов познания.
Возможность и успешность изучения законов природы в дошкольном детстве в рамках
экологического
образования
и
воспитания
доказаны
многочисленными
психолого-
педагогическими отечественными исследованиями. Планомерная работа по экологическому
воспитанию должна проводиться как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в
семье.
Следует
понимать,
что
результат воспитания
проявляются
не
сразу,
эффект
педагогических усилий – вызвать в ребенке положительные эмоции, оставить в его душе яркие
впечатления, которые пройдут с ним по жизни, как воспоминания о радостном и прекрасном
общении с природой.
Литература.
1. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А., «Дети, взрослые и мир вокруг»,-М,: Просвещение, 1993.-
128 с.
2. Богданец Т. «Экологические знания-первое представление о мире».// Дошкольное
воспитание. №12, 2003.
3. Назарова Л. Д. «Экология души: формирование нравственной позиции человека по
отношению к миру». // Управление дошкольным образовательным учреждением. №3, 2007.