Авторы: Чекунова Елена Александровна, Никутина Надежда Павловна
Должность: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №7 г. Апатиты
Населённый пункт: город Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: Конспект ООД для детей старшего возраста "Чудо–береста"
Тема: Методическая разработка
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№7 г. Апатиты
Конспект
организованной образовательной деятельности
по ОО «Познавательное развитие» и
«Художественно-эстетическое развитие»
для детей старшего возраста
"Чудо береста"
.
Составители: Чекунова Е.А., старший воспитатель,
Никутина Н.П., воспитатель
г. Апатиты, 2019г.
Цель: расширение представлений обучающихся о народном искусстве; обогащение опыта
самореализации детей в области художественного творчества.
Задачи:
Образовательные: формировать представления детей о бересте, её свойствах, источнике её
происхождения (кора берёзы). Дать представление о художественно – выразительных
возможностях разных материалов.
Развивающие: развивать творческие способности, эстетический вкус, совершенствовать
навыки работы с художественными материалами и инструментами., активизировать и
обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать интерес к народному искусству.
Интеграция образовательных областей: ОО «Речевое развитие»,
ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие»
Материалы и оборудование:
- мультимедийная установка (проектор, экран),
- презентация «Чудо-береста»,
- образцы изделий из бересты, оформленные в виде музея,
- береста, клей, ножницы, кисти, клеёнка для продуктивной деятельности детей,
- музыкальное сопровождение,
- русский костюм ведущего.
Предварительная работа: чтение литературы и показ развивающего фильма на тему:
«Промыслы России», «Русские мастера».
Ход ООД:
1 часть. Вводная.
Воспитатель: (заходит ведущий в русском костюме)
Здравствуйте ребята! Я хочу пригласить вас на необычную экскурсию в наш мини- музей
народного декоративно- прикладного искусства. Он называется «Чудо-береста». Я -
хранительница этого музея. Он необычный и очень красивый. В чём же его необычность
хотите узнать? (ответы детей).
(слайд – изделия из бересты)
Все предметы не просты,
Необычной красоты!
Украшения и посуда-
Это все из бересты!
Воспитатель: Ребята, из чего сделаны эти предметы в музее? (Ответ детей)
Хозяин берестяного музея мой друг – старичок-Лесовичок. А вот и он…. (слайд)
(видео с Лесовичком)
Лесовичок: Здравствуйте, друзья мои! Я – старичок-лесовичок, хозяин берестяного музея
«Чудо береста». Я хочу вас пригласить побывать там. Такого вы ещё не видели! Ну что,
пойдём?
2 часть. Основная. Продуктивная.
Воспитатель: Спасибо тебе, мой друг. Отправляемся на экскурсию
(презентация с демонстрацией иллюстраций о берёзе, бересте).
Белая береза, пожалуй, самое любимое дерево в России. О белостволой красавице сложено
много песен и легенд, чудесных сказок. Люди по-разному использовали ценные свойства
прекрасного белостволого дерева. Из березовой коры, так называемой бересты, делали самые
разнообразные легкие, прочные и очень красивые вещи: посуду, короба, лукошки, кружки,
туеса, шкатулки и многое другое. У бересты есть полезные свойства. посуда из бересты
сохраняет продукты от сырости и плесени, молоко в берестяной посуде не киснет. рыба зимой
не замерзает, а летом не портится.
Кто из вас знает, что такое береста? (ответы детей)
(воспитатель обобщает ответы детей).
Береста или берёста — верхний слой коры молодой березы, прочный и достаточно
эластичный. Приятно белого цвета, с черными крапинками, которые называются (ответы
детей), они служат для того, чтобы (ответы детей)
Заготавливают бересту ранней весной, слой аккуратно снимают с дерева и обрабатывают.
Чтобы она стала пригодной для изготовления всех этих полезных предметов, ее делают
плоской (кладут кусок коры под пресс). После этого мастера вырезают заготовку нужной
формы, при необходимости скрепляют их между собой и украшают узорами).
(видео с Лесовичком)
Лесовичок: Друзья мои! Как много интересного вы узнали о чудо-бересте и о народных
мастерах. А теперь немного разомнёмся… Берёзка русская – главное дерево у нас на Руси.
(анимационный слайд с берёзой).
Физминутка «Весёлая берёза»
Воспитатель: Берёзка в белом сарафане (Шаги на месте)
Весною водит хоровод.( руки на поясе),
Звенит серёжками тихонько (повороты в правую и левую сторону),
И птичек в гости всё зовёт (ритмичные взмахи руками к себе).
Раскроет свои руки-ветки, (Руки в стороны),
Опустит ветки-пальцы вниз, (сводят руки к центру вниз).
Подставит солнышку листочки,
Чтоб лучик на ветвях повис. (Ритмичное покачивание рук над головой).
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю вам пройти в мастерскую, где мы продолжим знакомство со свойствами
бересты.
(звучит русская мелодия, дети надевают фартуки и рассаживаются за столы, где приготовлен
материал для изготовления поделок на каждого ребенка: береста, тряпочки, ножницы, клей,
картон).
Что мы сегодня будем делать из бересты? Хотите узнать? Тогда отгадайте загадку от
старичка-Лесовичка.
(Лесовичок загадывает загадку):
Лесовичок:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ... (солнце)
Мы с Лесовичком предлагаем сделать из бересты солнышко, светлое, ласковое,
лучистое. Оно дарит нам тепло, радость и весеннее настроение.
Воспитатель: Друзья мои, если у вас будут затруднения, я вам предлагаю схему
(на экране показывается схема этапов работы).
Здесь вся последовательность вашей работы. (педагог объясняет о последовательности
действий по изготовлению поделки: дети рисуют трафареты лучиков, затем вырезают лучики,
потом наклеивают лучики; в конце вырезают круг: солнце, и наклеивает его).
Продуктивная деятельность: «Солнце из бересты».
3 часть. Завершающая. Обратная связь.
Воспитатель: Ребята, вы – настоящие матера, посмотрите какое солнышко у нас получилось.:
яркое, тёплое, лучистое. Мы с Лесовичком очень рады, теперь это солнышко будет освещать
наш музей поделок. (воспитатель предлагает детям отнести поделки в музей).
Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Какой музей вы сегодня посетили? Из какого
материала вы делали поделку солнышко? Кто нам подарил бересту? (берёза). Что было
трудным для вас? Что вам запомнилось больше всего?
(слайд с Лесовичком)
Лесовичок:
Спасибо, вам, друзья мои за прекрасные поделки. Теперь мой берестяной музей станет ещё
лучше. До свидания. Приходите ко мне ещё! А на прощание хочу вас угостить ещё одним
подарком от берёзки – берёзовым соком.
( хранительница музея угощает детей берёзовым соком).
Воспитатель: Друзья мои, сок какой? (дети подбирают прилагательные к слову сок)
(воспитатель и дети приглашают гостей посетить музей и попробовать берёзовый сок).
До свидания! До скорых встреч.