Автор: Давыденко Альбина Диасовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №71 "Радость"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО–Югра
Наименование материала: статья
Тема: Игровая гимнастика, как способ формирования артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Игровая гимнастика, как способ формирования артикуляционной
моторики у детей дошкольного возраста
Перед проведением артикуляционной гимнастики с детьми в игровой
форме изучаются все органы артикуляции. Можно использовать «Сказку о
веселом
язычке»,
«Домик
язычка».
Затем
проводится
непосредственно
артикуляционная
гимнастика
-
система
упражнений,
направленная
на
совершенствование
движений
артикуляционных
органов,
а
также
на
формирование правильного артикуляционного уклада для того или иного
звука.
При
проведении
артикуляционной
гимнастики
следует
выполнять
следующие рекомендации:
Артикуляционная гимнастика для дошкольников проводится ежедневно два
раза в день: в утренние часы и после дневного сна, по инструкции педагога.
Продолжительность гимнастики - не более 5-7 минут.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у
ребенка прямая спина, тело не напряжено;
Ребенок должен хорошо видеть как лицо взрослого, так и свое лицо, т.е.
ребенок
и
взрослый
должны
находиться
перед
настенным
зеркалом,
что
позволит контролировать правильность выполнения упражнений
сначала отрабатывается так называемый общий комплекс артикуляционной
гимнастики, затем, по необходимости, комплексы для постановки шипящих,
свистящих, сонорных и других звуков.
Каждый комплекс включает в себя по 2-3 статических и по 2-3 динамических
упражнения.
Каждое упражнение выпоняется по 3-4 раза;
Статические
упражнения
(удержание
артикуляционной
позы
в
одном
положении) выполняются сначала по 3-5 секунд, затем по 10-15 секунд;
Гимнастика проводится в игровой форме, каждое упражнение имеет свое
называние, например: «Грибок», «Чашечка».
При
проведении
артикуляционной
гимнастики
используется
наглядный
материал.
Примерные комплексы артикуляционной гимнастики.
УЛ Ы Б К А . Улыбнуться,
с
напряжением
обнажив
сомкнутые
зубы.
Удерживать данное положение на счёт до 5. Выполнять 3-4 раза.
Методические указания. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть
не должна выдвигаться вперёд.
ТРУБОЧКА. Зубы
сомкнуты.
Губы
с
напряжением
вытянуть
вперёд
трубочкой. Удерживать данное положение на счёт до 5. Выполнять 3-4 раза.
Методические указания: следить, чтобы ребёнок удерживал губы в заданном
положении, не расслабляя их раньше времени, зубы должны быть сомкнуты.
ЛОПАТОЧКА. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий спокойный
язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счёт до 5,
постепенно
увеличивая
время
до
10
секунд.
Выполнять
3-4
раза.
Методические
указания. Язык должен быть расслабленным, широким, его
края должны касаться углов рта. Нижняя губа не должна подворачиваться или
натягиваться на нижние зубы. Не высовывать язык далеко, он должен только
прикрывать
нижнюю
губу.
Если
упражнение
у
ребенка
не
получается,
мышцы языка не расслабляются, можно «пошлепать» язык верхней губой:
«пя-пя-пя».
ИГОЛОЧКА. Приоткрыть рот, слегка высунуть язык изо рта. Сделать его
узким
(«как
иголочка»),
удерживать
в
таком
положении
на
счёт
до
5,
постепенно
увеличивая
время
до
10
секунд. Методические
указания.
Следить, чтобы язык был узким; его края не должны касаться углов рта.
Стараться удерживать язык в спокойном состоянии.
ЧАСИКИ. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык. На счёт «раз – два»
переводить
язык
из
одного
угла
рта
в
другой. Методические
указания.
Нижняя
челюсть
должна
оставаться
неподвижной.
Темп
выполнения
не
должен быть быстрым.
КАЧЕЛИ. Приоткрыть рот, высунуть широкий язык. По указанию взрослого
(«вверх»
-
«вниз»)ребёнок
должен
поочерёдно
поднимать
язык
вверх
и
опускать
вниз,
тянуться
то
к
носу,
то
к
подбородку. Методические
указания. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
При подъёме
языка рот должен быть приоткрыт, нижняя губа не подталкивает язык вверх.
ПОЧИСТИМ
ЗУБКИ.Улыбнуться,
приоткрыть
рот.
Кончиком
языка
«почистить» сначала нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны,
делая движения языком вправо – влево. Выполнять 5 – 6 раз. Методические
указания. Язык находится с внутренней стороны зубов, не высовывается из
ротовой полости. Нижняя челюсть неподвижна. Темп выполнения не должен
быть быстрым.
Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих
звуков.
УЛ Ы Б К А . Улыбнуться,
с
напряжением
обнажив
сомкнутые
зубы.
Удерживать
данное
положение
на
счёт
до
5.
Выполнять
3-4
раза.
Методические указания. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть
не должна выдвигаться вперёд.
ЗАБОРЧИК. Улыбнуться,
обнажить
нижние
зубки.
Удерживать
данное
положение на счет до 5. Выполнить 3-4 раза. Методические указания. Прикус
должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд
ЛОПАТКА. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий спокойный язык
положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счёт до 5,
постепенно
увеличивая
время
до
10
секунд.
Выполнять
3-4
раза.
Методические
указания. Язык должен быть расслабленным, широким, его
края должны касаться углов рта. Нижняя губа не должна подворачиваться или
натягиваться на нижние зубы. Не высовывать язык далеко, он должен только
прикрывать
нижнюю
губу.
Если
упражнение
у
ребенка
не
получается,
мышцы языка не расслабляются, можно «пошлепать» язык верхней губой:
«пя-пя-пя».
ПОЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ. Языком снизу вверх почистить нижние
зубки. Методические рекомендации: следить, чтобы язык упирался в нижние
резцы.
ЖЕЛОБОК. Высунуть широкий язык из полости рта. Боковые края языка
загнуть вверх. Плавно подуть на кончик языка. Выполнять упражнение 3-4
раза по 5-7 секунд.
СДУЙ СНЕЖИНКУ С ГОРКИ. Положить ватку - «снежинку» на руку.
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка удерживать за нижними зубами,
приподнять язык горкой, сдут ватку с руки.
ФУТБОЛ (задуй мяч в ворота) способствует выработке плавной длительной
струи воздуха, идущей посередине языка. Улыбнуться, положить широкий
передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив
небольшую щелочку и, как бы произнося длительно звук Ф , сдуть ватный
шарик на противоположный край стола, затем использовать «футбольные
ворота». Методические рекомендации: Нижняя губа не должна натягиваться
на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следит, чтобы ребенок произносил
Ф, а не Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
СЕРДИТАЯ
КИСКА. Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние
зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним
коренным зубам. Удержать язык в таком положении под счет до 10.
Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих
звуков.
КАЧЕЛИ. Движение первое: поднять широкий язык к бугоркам за верхними
зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт. Движение
второе: опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке,
резцы обнажены, рот открыт. Язык «качается» то вверх, то вниз (7-10 раз)
ГАРМОШКА.
Улыбнуться,
приоткрыть
рот,
«присосать»
язык
к
небу,
открывать
и
закрывать
рот
(как
растягивают
меха
гармошки).
При
этом
растягивается подъязычная связка.
ГРИБОК. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и
«присосать» к небу, кончик языка должен находиться у верхних передних
зубов. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть
в
исходное
положение,
закрыть
рот
и
удерживать
под
счет
от
1
до
5.
Повторить 3 – 4 раза.
КОТЕНОК
ЛАКАЕТ
МОЛОКО.
Широко
открыть
рот.
Сделать
4-5
движений широким языком, как бы лакая молоко. Дать время ребенку для
отдыха, затем повторяем движение.
ВКУСНОЕ
ВАРЕНЬЕ. Широко
открываем
рот,
нижняя
челюсть
неподвижна.
Широким
языком
сверху
вниз
облизываем
верхнюю
губу.
Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для
отдыха
и
расслабления,
предлагаем
проглотить
слюну.
Повторяем
упражнение 3-4 раза.
ЧАШЕЧКА. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо
рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы
получился «ковшик». Удерживать язык в таком положение, закрыть рот и
удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.
ФОКУС. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка
на
верхнюю
губу
так,
чтобы
боковые
края
его
были
прижаты,
а
посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос,
сдуть ватку с кончика носа.
Комплекс упражнений для постановки сонорных звуков.
УЛ Ы Б К А . Улыбнуться,
с
напряжением
обнажив
сомкнутые
зубы.
Удерживать
данное
положение
на
счёт
до
5.
Выполнять
3-4
раза.
Методические указания. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть
не должна выдвигаться вперёд.
ЛОПАТКА. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий спокойный язык
положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счёт до 5,
постепенно
увеличивая
время
до
10
секунд.
Выполнять
3-4
раза.
Методические
указания. Язык должен быть расслабленным, широким, его
края должны касаться углов рта. Нижняя губа не должна подворачиваться или
натягиваться на нижние зубы. Не высовывать язык далеко, он должен только
прикрывать
нижнюю
губу.
Если
упражнение
у
ребенка
не
получается,
мышцы языка не расслабляются, можно «пошлепать» язык верхней губой:
«пя-пя-пя».
ВКУСНОЕ
ВАРЕНЬЕ. Широко
открываем
рот,
нижняя
челюсть
неподвижна.
Широким
языком
сверху
вниз
облизываем
верхнюю
губу.
Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для
отдыха
и
расслабления,
предлагаем
проглотить
слюну.
Повторяем
упражнение 3-4 раза.
ЧАШЕЧКА. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо
рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы
получился «ковшик». Удерживать язык в таком положение, закрыть рот и
удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 - 5 раз
БОЛТУШКА. Улыбнуться,
показать
зубы,
приоткрыть
рот,
положить
широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком
языка по верхней губе вперед - назад, стараясь не отрывать язык от верхней
губы. Потом включить голос. Получится смешная «болтушка» (звук похожий
на «бл-бл…»
САМОЛЕТ ГУДИТ. Улыбнуться, поставить язык между зубами, закусить его
и петь: «ЫЫЫЫ». Получится звук, очень похожий на Л.
МАЛЯР. Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое
небо («потолок») делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо.
ЛОШАДКА. Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка
наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
ГРИБОК. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и
«присосать» к небу, кончик языка должен находиться у верхних передних
зубов. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть
в
исходное
положение,
закрыть
рот
и
удерживать
под
счет
от
1
до
5.
Повторить 3 – 4 раза.
ПАРУС. Улыбнуться,
широко
раскрыть
рот,
кончик
языка
поставить
на
альвеолы, удерживать на счет до 8-10. Повторить 2-3 раза.
БАРАБАН. Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы,
звонко,
отчетливо,
многократно
повторять:
«Д-Д-Д…».
Темп
постепенно
убыстрять, зубы не сближать.
Литература:
1.
Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятий с детьми»-ТОО
«Издательство «Библиополис»». СПб., 1994.
2.
Волкова Г.А. «Логоритмическое воспитание детей с дислалией»-СПб.,
1993.
3.
Лалаева
Р.И.
«Логопедическая
работа
в
коррекционных
классах»-М.:
Гуманит. изд. центр Владос, 1999.
4.
Лопатина Л.В. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с
минимальными
дизартрическими
расстройствами:
Учебное
пособие»./
Под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: Издательство «Союз», 2005.
5.
Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Л.П. Федоренко,
Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева-М.: Просвещение, 1984.
6.
Новоторцева
Н.В.
«Рабочие
тетради
по
развитию
речи
на
звуки...»-
Ярославль: Академия развития, 1996.
7.
Репина З.А., В.И. Буйко «Уроки логопедии»-Екатеринбург: Изд. «Литур»,
2002.
8.
Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми»-М.: Владос, 1994.
9.
Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». -М.,
1989.