Автор: Матвеева Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа в Капотне
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие ДОУ с семьей в воспитательном образовательном процессе
Раздел: дошкольное образование
«Взаимодействие ДОУ с семьей в
воспитательном образовательном процессе»
Матвеева Елена Юрьевна
«Взаимодействия ДОУ с семьей в воспитательном образовательном
процессе». Я выбрала эту тему не случайно, так как данный вопрос
считаю актуальным на сегодняшний день. Ведь за последние годы
как
никогда
отмечается
заинтересованность
родителей
во
всестороннем развитии и образовании своих детей. Поэтому работа
с
родителями
должна
иметь
дифференцированный
подход,
учитывать
социальный
статус
и
микроклимат
семьи,
а
также
родительские
запросы
и
степень
заинтересованности
родителей
деятельностью ДОУ.
Ведущей целью взаимодействия Детского сада с семьей является
создание
необходимых
условий
для
развития
доверительных,
ответственных
отношений
с
семьями
в о с п и т а н н и ко в ,
обеспечивающих
целостное
развитие
личности
дошкольника,
повышение компетентности родителей в области воспитания.
В последнее время общество испытывает постоянную растущую
потребность
в
консультативной
и
направляющей
работе
с
родителями.
Родители
должны
сами
осознать
возможность
и
необходимость
своего
внутреннего
роста,
с
чего
и
начинается
настоящее воспитание родителей.
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с
родителями:
Так
с
целью
изучения
семьи,
выяснения
образовательных
потребностей родителей, установления контакта с её членами, для
согласования воспитательных воздействий на ребенка я проводила
в течение года анкетирование «Анкета для родителей (социальная)
»,
«Влияние
семейной
атмосферы
на
развитие
ребенка»,
«Сохранение
и
укрепление
здоровья
ребенка
в
семье»,
«Адаптировался ли ваш ребенок к детскому саду», «Что изменилось
» и др. Получая реальную картину, на основе собранных данных, я
анализировала особенности структуры родственных связей каждого
ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника,
вырабатывала тактику своего общения с каждым родителем. Это
помогло
мне
лучше
ориентироваться
в
педагогиче ских
потребностях
каждой
семьи,
учитывать
ее
индивидуальные
особенности.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между
педагогом и родителями, в течение года я проводила родительские
собрания, как в традиционной, так и в нетрадиционной форме:
«Язык
детской
игры»
(игровой
практикум,
«Экология
для
малышей»
(экологическая
викторина,
круглый
стол
«Я
уже
большой», мастер –класс «Пальчиковый театр своими руками» и
другие.
Также
мною
проводились
консультации
(беседы,
лекции
по
вопросам семейного воспитания) для родителей «Правила игры с
ребенком: учимся играя», «Как уберечь ребенка от гриппа », «Как
накормить капризного малыша», «Как подобрать ключ к обучению
ребенка»,
«Значение
пальчиковых
игр
для
развития
речи
дошкольников»,
«Изобразительная
деятельность
в
семейном
воспитании
детей»,
«Здоровье
в
порядке-
спасибо
зарядке»
и
другие.
Также в уголке для родителей я подготовила папку: «Шпаргалки
для родителей», в которой находятся ответы на самые актуальные
вопросы,
например
«Если
ребенок
дерется»,
«Если
ребенок
ябедничает»
и
др.
Она
использовалась
мною
как
при
индивидуальных
беседах,
так
и
была
доступна
родителям
для
самостоятельного изучения.
Кроме информации о работе группы режимных моментах в уголке
для родителей периодически выставлялись подготовленные мной
папки- передвижки «Чтобы улыбка сияла», «Все профессии нужны,
все профессии важны», «Правила для родителей «Как общаться с
ребенком»,
«Как
одевать
ребенка
дома
и
на
улице»,
«Почему
карапуз не хочет, есть», «Грипп не пройдет».
Также я подготовила для родителей памятки «Советы родителям
для
вновь
поступившего
малыша
в
группу
раннего
возраста»,
памятка родителям от ребенка, «Минутки здоровой речи», «Какие
игрушки нужны детям с 2 до 3 лет », «Как научить ребенка убирать
игрушки», памятка по формированию здорового образа жизни у
своих
детей,
памятка
по
созданию
благоприятной
семейной
атмосферы и др., которые возможно пригодились родителям при
воспитании своих детей.
Все эти наглядно-информационные формы позволяют правильно
оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы
семейного воспитания.
В раздевалке важное место отведено фоторамкам с периодически
меняющимися фотографиями. Они содержат всю информацию о
жизни нашей группы. Эта форма работы являются востребованной.
Наглядно-информационное направление дает возможность донести
до
родителей
любую
информацию
в
доступной
форме.
Темы
фотовыставок
в
2018-2019г:
фотовыставка
по
л е т н е й
оздоровительной кампании, «Наши будущие защитники », «Наши
будущие мамы», «Наши дела» и другие.
Также в этом году мною была подготовлена ММ-презентация для
родителей и педагогов «Один день из жизни нашей группы », куда
вошли: зарядка, самостоятельная деятельность детей, занятие по
музыкальному
воспитанию
и
другое.
Ведь
родителям
очень
интересно, чем занимается их ребенок в детском саду. Родители
приводят в детский сад самое дорогое, что у них есть – своих детей.
И
задача
воспитателя
сделать
так,
чтобы
их
богатство
было
в
надежных руках.
Немаловажной формой работы с родителями являются досуговые
формы. Досуговые формы – это совместные досуги, праздники,
выставки.
В
2018-2019гг
проводились
праздники:
«Праздник
осени», «В гостях у елки», «Мама, солнышко мое», «До свиданье,
ясельки»,
развлечение
с
элементами
театрализации
«Солнышко,
проснись!
»,
«Путешествие
колобка»,
спортивное
развлечение
«Зимушка-зима»
;
выставки
совместных
работ
с
детьми
«Дары
осени»,
«Дед
Мороз
и
Снегурочка»,
«Что
могут
наши
папы»,
«Умелые ручки мамы». Данные мероприятия помогли установить
теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный
контакт
между
педагогами
и
родителями,
между
родителями
и
детьми, создали эмоциональный комфорт в группе. Родители стали
более открытыми для общения.
Одной
из
форм,
проверенных
временем,
является
подключение
родителей
к
жизни
ДОУ,
помощь
родителей.
Так
в
этом
году
родители принимали участие в обустройстве площадки для своих
детей.
В результате проделанной работы, использования различных форм
и методов общения с родителями повысился уровень психолого –
педагогической
грамотности,
возрос
уровень
культуры
межличностного общения детей. Работа в тесном взаимодействии с
родителями дала позитивные результаты.
У
меня
сложилась
своя
определенная
система
в
работе
с
родителями.
Семья,
по-моему,
мнению,
первое
и
главное
действующее
лицо
в
воспитании
и
образовании
ребенка.
Это
позволяет повысить качество детей, так как родители лучше знают
возможности
своего
ребенка
и,
что
называется,
кровно
заинтересованы в дальнейшем его продвижении.
Родители
стали
активными
участниками
всех
дел
в
группе,
надежными
помощниками,
научились
взаимодействовать
друг
с
другом в роли игровых партнеров. Использование разнообразных
форм
работы
дало
определенные
результаты:
родители
из
«зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участником
встреч
и
помощников
воспитателя,
создана
атмо с фера
взаимоуважения.