Автор: Белик Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП МАОУ Горьковской СОШ
Населённый пункт: село Горьковка Тюменского района Тюменской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Развитие диалогической речи детей через театрализованную деятельность»
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс «Развитие диалогической
речи детей через театрализованную
деятельность»
«Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре
он познает мир!» С.И. Мерзлякова
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу
слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда
настроение хорошее все складывается и получается. И я надеюсь, что наша
сегодняшняя встреча окажется успешной.
Сегодня мы с вами вместе постараемся взглянуть на развитие
диалогической речи детей дошкольного возраста и понять важность
театрализованной деятельности в развитии диалогической речи.
Тема моего мастер-класса: «Развитие диалогической речи детей через
театрализованную деятельность».
Цель: обучение участников мастер – класса
применению театрализованной деятельности для развития диалогической
речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с методами и
приемами развития диалогической речи детей дошкольного возраста через
театрализованную деятельность.
2. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности
педагогов.
3. Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной
деятельности в работе с детьми.
В результате работы на мастер-классе участники:
• Узнают формы организации театрализованной деятельности в ДОУ.
• Научатся применять полученные знания в практической работе с
детьми.
Формы работы: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.
Оборудование: шляпа Незнайки, варежковый театр, шапочки для
драматизации, экран, проектор, ноутбук, столы, указка, музыка «В гостях у
сказки».
Основные этапы мастер-класса: теоретический, практический
Ход мастер – класса:
I. Теоретический этап (5 мин)
(представление системы работы)
Актуальность данной темы заключается в следующем:
- В последнее время возросли требования к качеству дошкольного
образования, в том числе все больше внимания уделяется развитию речи
дошкольников. К сожалению, в современном мире, все чаще живое
общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция
постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается
количество детей, имеющих трудности в области общения,
ведения диалога, как с взрослыми, так и со сверстниками.
- Проблема развития диалогической речи остаётся одной из актуальных
тем, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение
является необходимым условием формирования личности, её сознания и
самосознания; это главнейший фактор психологического и
речевого развития ребёнка.
- Театрализованная деятельность позволяет решать многие
педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребёнка,
интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она
неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных
открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Для работы с детьми, я поставила перед собой цель: развитие
диалогической речи дошкольников посредством театрализованной
деятельности.
Для реализации цели я определила ряд задач:
1. Совершенствовать речь детей: звуковую культуру речи,
интонационную выразительность, диалогическую и монологическую речь.
2. Знакомить детей с театральной культурой и театральной игрой,
ритмопластикой, со средствами выразительности драматизации: поза,
жесты, мимика, голос, движения.
3. Совершенствовать эмоциональный мир ребенка: развивать умение
чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в
ролевое взаимодействие с другими персонажами; развивать психические
процессы, умение общаться, развивать уверенность в себе и т. д.
4. Развивать интерес к творческой самостоятельности в
организации театрализованных игр: раскрывать творческий потенциал,
вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт,
цирк, показ сценок из спектаклей, участие в кукольных постановках.
5. Создать условия для совместной театрализованной деятельности
детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей,
родителей, сотрудников, организация выступления детей перед младшими
детьми и др.).
Для правильной организации театрализованной деятельности учитываю
следующие принципы:
1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы
организации образовательной деятельности, что сделает их такими же
необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.
3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и
проведения игр.
4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.
6. Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе движения, речь, мимику,
пантомиму в различных вариациях.
В театрализованной деятельности использую такие формы организации
- Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей
- Театрализованное занятие
- Самостоятельная театрально-художественная деятельность
- Театрализованные игры и спектакли на праздниках, развлечениях
- Посещение детьми театров
- Мини-игры в ООД
Приемы развития диалогической речи:
1. Чистоговорки и скороговорки
2. Беседа
3. Упражнения в употреблении речевых штампов и клише
4. Постановка вопроса
5. Дидактический рассказ с инсценировкой
6. Инсценировка диалога в стихах
7. Режиссерские игры
Классификация театрализованных игр:
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры
драматизации и режиссерские.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста»,
самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и
невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений;
постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких
сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их
заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и
режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя
сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с
разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный,
плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, варежковый) и
т. д.
Условно развитие диалогической речи можно разделить по этапам в
соответствии с возрастом детей.
На 1 этапе, в средней группе, основными направлениями являются:
- обучение применению в речи дошкольников речевых штампов
(«Знакомство», «Просьба», «Извинение», «Игра»)
- развитие звуковой культуры речи
- обучение простейшей драматизации русских народных потешек и
сказок.
На 2 этапе, в старшем дошкольном возрасте, основными
направлениями являются:
- развитие коммуникативных навыков
- совершенствование речевого этикета
- освоение разных видов театрализованной игры – драматизации и
режиссерской.
- развитие творчества, импровизации и перевоплощения
- совершенствование диалогической речи
Уважаемые педагоги, вы прослушали теоретическую часть моего мастер-
класса. А теперь мы приступим к практической части.
II. Основная часть
(Практический этап)
Содержание Комментарии
1. Дидактическое упражнение «Незнайка знакомится» (2 мин)
Незнайка: Я хочу познакомиться с детьми. Что я должен сказать? А!
Здравствуйте! А вы знаете, что знакомиться можно по - разному? (ответ)
- Меня зовут Незнайка, а тебя как? (ответ)
- Моё имя Незнайка, а твоё как? (ответ)
- Я – Незнайка, а ты кто? (ответ)
- А как зовут девочку рядом с тобой? (ответ)
Данное упражнение способствует обучению применения в речи
дошкольников речевых штампов
В таких упражнениях вы повторяли готовый образец, изменяя лишь один
элемент – своё имя (подстановочные упражнения).
Для развития дикции, правильного произношения звуков используем
чистоговорки. Их использую в диалоге. Вы спросите как? Сейчас вы сами и
продемонстрируете это. Одна половина группы говорит первую часть
чистоговорки, а вторая отвечает.
2. Дидактическое упражнение «чистоговорки» (2 мин)
За – за – за, вот идет коза,
Зу – зу – зу, мы видели козу,
За – за – за, капусту ест коза,
Зя – зя – зя, поймали мы язя,
зи – зи – зи, сено отвези,
Зе – зе – зе ,дали травку козе.
Я умею тараторить скороговорки! Вот послушайте!
Слишком много ножек у сороконожек.
Повторите вместе со мной: Слишком много ножек у сороконожек.
Вы скажите - громко!
Вы скажите - тихо!
Вы скажите заикаясь!
Вы скажите с испугом!
Замечательно!
Упражнения используются для развития дикции, правильного
произношения звуков, развития интонационной выразительности речи
3. Игра «Команды» (1 мин)
Условие игры: Каждый по порядку выполняет определенное словом
движение, топнул – хлопнул – покружился (По завершении игры собраться
в команды, согласно ключевому слову).
Выбор посыльного: по считалочке.
- Дидактическая игра с инсценировкой «Кто – кого!» (3 мин)
- Драматизация отрывка из сказки «Теремок» (3 мин)
- Режиссерская игра отрывка из сказки «Колобок» (3 мин) Деление на
компании позволяет мне продемонстрировать несколько форм работы с
детьми одновременно
Данная игра способствует совершенствованию усвоения форм речевого
этикета с использованием драматизации стихотворения
Данное упражнение способствует обучению детей актерским навыкам
самостоятельной игре, развитию средств выразительности движений,
мимики и пантомимики
Данная игра способствует самореализации ребенка, развитию речи,
воображения, мышления. У детей проявляется самостоятельность,
конструктивные способности (планирование деятельности, артистические
способности)
4. Игра-перевоплощение «Заколдованный лес» (1 мин)
Все стоят врассыпную по комнате. Это лесная поляна. Ведущий
свободно ходит по комнате, затем подходит к любому игроку
и спрашивает: «Ты кто?». Игрок должен назвать имя любого сказочного
персонажа. Ведущий: «Зачем пришел?», игрок должен найти объяснение
своему присутствию на лесной поляне. Например, помочь Красной
Шапочке, защитить семерых козлят, помочь поросятам построить домик,
пришел в гости к Бабе Яге и т. д.
Ответив, игрок становится за ведущим. Теперь они вдвоем подходят к
следующему игроку, и ведущий опять спрашивает: «Ты кто? Зачем
пришел?» Ответив, следующий игрок присоединяется к ним и т. д., пока все
игроки не станут «заколдованными». По сигналу ведущего игроки хлопают в
ладоши, и таким образом «расколдовываются». Цель этой игры –
познакомить с различными видами реплик, упражнять в их
употреблении, развивать быстроту реакций, всё это с применением
элементов театрализации.
III. Заключительная часть
С целью определения эффективности проведенного мною мастер-
класса, возьмите, пожалуйста, по две маски.( Белая маска будет означать -
положительный ответ, а черная - отрицательный.)
1. Актуальна ли тема мастер-класса?
2. Какие ощущения вызвал у вас мастер класс?
3. Пригодятся вам полученные знания в вашей
профессиональной деятельности?
Мне очень приятно, что мой мастер-класс вам понравился!
Благодарю всех за участие!
Уважаемые коллеги, я показала лишь малую часть методов и приемов
по развитию диалогической речи через театрализованную деятельность,
надеюсь, вам было интересно, и в дальнейшем будете применять
представленный опыт в своей деятельности.