Напоминание

«Развитие диалогической речи детей через театрализованную деятельность»


Автор: Белик Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП МАОУ Горьковской СОШ
Населённый пункт: село Горьковка Тюменского района Тюменской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Развитие диалогической речи детей через театрализованную деятельность»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс «Развитие диалогической

речи детей через театрализованную

деятельность»

«Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре

он познает мир!» С.И. Мерзлякова

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу

слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда

настроение хорошее все складывается и получается. И я надеюсь, что наша

сегодняшняя встреча окажется успешной.

Сегодня мы с вами вместе постараемся взглянуть на развитие

диалогической речи детей дошкольного возраста и понять важность

театрализованной деятельности в развитии диалогической речи.

Тема моего мастер-класса: «Развитие диалогической речи детей через

театрализованную деятельность».

Цель: обучение участников мастер – класса

применению театрализованной деятельности для развития диалогической

речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с методами и

приемами развития диалогической речи детей дошкольного возраста через

театрализованную деятельность.

2. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности

педагогов.

3. Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной

деятельности в работе с детьми.

В результате работы на мастер-классе участники:

• Узнают формы организации театрализованной деятельности в ДОУ.

• Научатся применять полученные знания в практической работе с

детьми.

Формы работы: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.

Оборудование: шляпа Незнайки, варежковый театр, шапочки для

драматизации, экран, проектор, ноутбук, столы, указка, музыка «В гостях у

сказки».

Основные этапы мастер-класса: теоретический, практический

Ход мастер – класса:

I. Теоретический этап (5 мин)

(представление системы работы)

Актуальность данной темы заключается в следующем:

- В последнее время возросли требования к качеству дошкольного

образования, в том числе все больше внимания уделяется развитию речи

дошкольников. К сожалению, в современном мире, все чаще живое

общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция

постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается

количество детей, имеющих трудности в области общения,

ведения диалога, как с взрослыми, так и со сверстниками.

- Проблема развития диалогической речи остаётся одной из актуальных

тем, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение

является необходимым условием формирования личности, её сознания и

самосознания; это главнейший фактор психологического и

речевого развития ребёнка.

- Театрализованная деятельность позволяет решать многие

педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребёнка,

интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она

неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных

открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Для работы с детьми, я поставила перед собой цель: развитие

диалогической речи дошкольников посредством театрализованной

деятельности.

Для реализации цели я определила ряд задач:

1. Совершенствовать речь детей: звуковую культуру речи,

интонационную выразительность, диалогическую и монологическую речь.

2. Знакомить детей с театральной культурой и театральной игрой,

ритмопластикой, со средствами выразительности драматизации: поза,

жесты, мимика, голос, движения.

3. Совершенствовать эмоциональный мир ребенка: развивать умение

чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в

ролевое взаимодействие с другими персонажами; развивать психические

процессы, умение общаться, развивать уверенность в себе и т. д.

4. Развивать интерес к творческой самостоятельности в

организации театрализованных игр: раскрывать творческий потенциал,

вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт,

цирк, показ сценок из спектаклей, участие в кукольных постановках.

5. Создать условия для совместной театрализованной деятельности

детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей,

родителей, сотрудников, организация выступления детей перед младшими

детьми и др.).

Для правильной организации театрализованной деятельности учитываю

следующие принципы:

1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы

организации образовательной деятельности, что сделает их такими же

необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и

проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.

6. Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе движения, речь, мимику,

пантомиму в различных вариациях.

В театрализованной деятельности использую такие формы организации

- Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей

- Театрализованное занятие

- Самостоятельная театрально-художественная деятельность

- Театрализованные игры и спектакли на праздниках, развлечениях

- Посещение детьми театров

- Мини-игры в ООД

Приемы развития диалогической речи:

1. Чистоговорки и скороговорки

2. Беседа

3. Упражнения в употреблении речевых штампов и клише

4. Постановка вопроса

5. Дидактический рассказ с инсценировкой

6. Инсценировка диалога в стихах

7. Режиссерские игры

Классификация театрализованных игр:

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры

драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста»,

самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и

невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

ролевые диалоги на основе текста;

инсценировки произведений;

постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких

сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их

заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и

режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя

сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с

разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный,

плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, варежковый) и

т. д.

Условно развитие диалогической речи можно разделить по этапам в

соответствии с возрастом детей.

На 1 этапе, в средней группе, основными направлениями являются:

- обучение применению в речи дошкольников речевых штампов

(«Знакомство», «Просьба», «Извинение», «Игра»)

- развитие звуковой культуры речи

- обучение простейшей драматизации русских народных потешек и

сказок.

На 2 этапе, в старшем дошкольном возрасте, основными

направлениями являются:

- развитие коммуникативных навыков

- совершенствование речевого этикета

- освоение разных видов театрализованной игры – драматизации и

режиссерской.

- развитие творчества, импровизации и перевоплощения

- совершенствование диалогической речи

Уважаемые педагоги, вы прослушали теоретическую часть моего мастер-

класса. А теперь мы приступим к практической части.

II. Основная часть

(Практический этап)

Содержание Комментарии

1. Дидактическое упражнение «Незнайка знакомится» (2 мин)

Незнайка: Я хочу познакомиться с детьми. Что я должен сказать? А!

Здравствуйте! А вы знаете, что знакомиться можно по - разному? (ответ)

- Меня зовут Незнайка, а тебя как? (ответ)

- Моё имя Незнайка, а твоё как? (ответ)

- Я – Незнайка, а ты кто? (ответ)

- А как зовут девочку рядом с тобой? (ответ)

Данное упражнение способствует обучению применения в речи

дошкольников речевых штампов

В таких упражнениях вы повторяли готовый образец, изменяя лишь один

элемент – своё имя (подстановочные упражнения).

Для развития дикции, правильного произношения звуков используем

чистоговорки. Их использую в диалоге. Вы спросите как? Сейчас вы сами и

продемонстрируете это. Одна половина группы говорит первую часть

чистоговорки, а вторая отвечает.

2. Дидактическое упражнение «чистоговорки» (2 мин)

За – за – за, вот идет коза,

Зу – зу – зу, мы видели козу,

За – за – за, капусту ест коза,

Зя – зя – зя, поймали мы язя,

зи – зи – зи, сено отвези,

Зе – зе – зе ,дали травку козе.

Я умею тараторить скороговорки! Вот послушайте!

Слишком много ножек у сороконожек.

Повторите вместе со мной: Слишком много ножек у сороконожек.

Вы скажите - громко!

Вы скажите - тихо!

Вы скажите заикаясь!

Вы скажите с испугом!

Замечательно!

Упражнения используются для развития дикции, правильного

произношения звуков, развития интонационной выразительности речи

3. Игра «Команды» (1 мин)

Условие игры: Каждый по порядку выполняет определенное словом

движение, топнул – хлопнул – покружился (По завершении игры собраться

в команды, согласно ключевому слову).

Выбор посыльного: по считалочке.

- Дидактическая игра с инсценировкой «Кто – кого!» (3 мин)

- Драматизация отрывка из сказки «Теремок» (3 мин)

- Режиссерская игра отрывка из сказки «Колобок» (3 мин) Деление на

компании позволяет мне продемонстрировать несколько форм работы с

детьми одновременно

Данная игра способствует совершенствованию усвоения форм речевого

этикета с использованием драматизации стихотворения

Данное упражнение способствует обучению детей актерским навыкам

самостоятельной игре, развитию средств выразительности движений,

мимики и пантомимики

Данная игра способствует самореализации ребенка, развитию речи,

воображения, мышления. У детей проявляется самостоятельность,

конструктивные способности (планирование деятельности, артистические

способности)

4. Игра-перевоплощение «Заколдованный лес» (1 мин)

Все стоят врассыпную по комнате. Это лесная поляна. Ведущий

свободно ходит по комнате, затем подходит к любому игроку

и спрашивает: «Ты кто?». Игрок должен назвать имя любого сказочного

персонажа. Ведущий: «Зачем пришел?», игрок должен найти объяснение

своему присутствию на лесной поляне. Например, помочь Красной

Шапочке, защитить семерых козлят, помочь поросятам построить домик,

пришел в гости к Бабе Яге и т. д.

Ответив, игрок становится за ведущим. Теперь они вдвоем подходят к

следующему игроку, и ведущий опять спрашивает: «Ты кто? Зачем

пришел?» Ответив, следующий игрок присоединяется к ним и т. д., пока все

игроки не станут «заколдованными». По сигналу ведущего игроки хлопают в

ладоши, и таким образом «расколдовываются». Цель этой игры –

познакомить с различными видами реплик, упражнять в их

употреблении, развивать быстроту реакций, всё это с применением

элементов театрализации.

III. Заключительная часть

С целью определения эффективности проведенного мною мастер-

класса, возьмите, пожалуйста, по две маски.( Белая маска будет означать -

положительный ответ, а черная - отрицательный.)

1. Актуальна ли тема мастер-класса?

2. Какие ощущения вызвал у вас мастер класс?

3. Пригодятся вам полученные знания в вашей

профессиональной деятельности?

Мне очень приятно, что мой мастер-класс вам понравился!

Благодарю всех за участие!

Уважаемые коллеги, я показала лишь малую часть методов и приемов

по развитию диалогической речи через театрализованную деятельность,

надеюсь, вам было интересно, и в дальнейшем будете применять

представленный опыт в своей деятельности.



В раздел образования