Автор: Паночишена Анжела Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №66 "Забавушка"
Населённый пункт: ХМАО–Югра г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование оригами в образовательном процессе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Использование технологии оригами в образовательном
процессе ДОУ
Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку? А вы знаете,
что оригами похоже на фокус – из обычного листа бумаги за
несколько минут рождается чудесная фигурка!
Для педагогов оригами – уникальная возможность развития тонкой
моторики ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта.
Еще Аристотель писал: «Рука-это инструмент всех инструментов»,
подразумевая под этим, вероятно, взаимосвязь руки с
мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал и
Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Поэтому можно сказать, что в оригами, как образовательном
процессе, комплексно присутствуют: интеллектуально-
познавательные составляющие (логические и технические,
развивающие техническую изобретательность); эстетические и
художественно-изобразительные (развивающие художественную
одаренность); досуговые и социально-адаптированные
составляющие.
Оригами это не только интересное для ребенка, но и крайне
полезное для его общего развития занятие. Доказано, что одним из
показателей нормального физического и нервно - психического
развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или
как принято говорить, мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги
единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим
развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует
прямая связь. Занятия оригами способствуют не только развитию
тонких движений пальцев, но и улучшают внимание, память,
мышление и творческие способности. Кроме этого, занимаясь с
детьми оригами, педагог развивает восприятие, пространственную
ориентацию, сенсомоторную координацию детей, то есть те
школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного
обучения в школе.
Огромна роль оригами в формировании произвольности
психических процессов. Ребенок в процессе складывания фигуры
ставит перед собой цель и прикладывает волевое усилие для ее
достижения. Развивается целеустремленность, умение доводить
начатое дело до конца. Волевое усилие вознаграждается
получением реального результата своего труда - созданной своими
руками игрушки. С готовой фигуркой можно поиграть, преподнести
в подарок другу и даже устроить спектакль с бумажными героями.
Такой заряженный положительными эмоциями результат
способствует развитию позитивной мотивации ребенка на
продуктивную деятельность. Формируется эмоционально- волевая
сфера
.
Значение оригами для развития ребенка
Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к
точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая
моторика рук, происходит развитие глазомера.
Способствует развитию эстетического вкуса, творческих
способностей, воображения, активизирует воображение и
фантазию.
Формирует произвольность психических процессов
Развивает концентрацию внимания, так как заставляет
сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит
следовать устным инструкциям
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать
поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления,
приемы и способы складывания.
Развивает целеустремленность, усидчивость, самоконтроль,
трудолюбие
Развивает пространственное мышление – учит читать чертежи, по
которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в
объеме.
Расширяет кругозор, способствует накоплению словарного запаса,
развитию связной речи
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит
аккуратности, умению бережно и экономно использовать
материал, содержать в порядке рабочее место.
Способствует развитию эмоционально-волевой сферы, регуляции
эмоционального состояния, коррекции личностных особенностей
и коммуникативных проблем
Развивает коммуникативную компетентность, навыки игрового
взаимодействия
Стимулирует познавательную активность, помогает закреплению
учебного материала
Способствует повышению самооценки, формированию
позитивного образа «Я»
Оригами в физическом воспитании
Говоря о возможности использования оригами в физическом
развитии детей, я акцентировала внимание на оптимизации
двигательной активности детей в таких режимных моментах,
как:
утренние гимнастики;
подвижные игры;
соревновательные эстафеты;
Включение в комплексы утренних гимнастик с предметами: цветов,
осенних листьев, волшебных снежинок и других атрибутов,
выполненных в данной технике, помогает повысить не только
качество выполнения упражнений детьми, но и придать утренней
встрече с детским садом яркую эмоционально – положительную
окраску.