Автор: Полушина Раися Харматулловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №27 "Микки – Маус"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Жизнь диких животных в лесу"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 27 «Микки – Маус»
г. Сургут Тюменской области
НОД по экологическому воспитанию
«Жизнь диких зверей весной»
(средний дошкольный возраст 4-5 лет)
Воспитатель: Полушина
Раися Харматулловна
г. Сургут 2019
Цель:
познакомить
детей
с
сезонными
изменениями
в
жизни
диких
животных.
Задачи:
1.
Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни диких животных
(Весной – линька, конец спячки, забота о потомстве).
2.
Закрепить обобщающее понятие «дикие животные»
3.
Закрепить названия детёнышей животных и их жилища.
4.
Продолжать
формировать
умение
образовывать
притяжательные
прилагательные (лисья морда, беличий хвост, заячьи уши и т.д.)
5.
Формировать
умение
узнавать
образ
животного
в
силуэтном
изображении.
6.
Воспитывать интерес к жизни животных.
Материалы и оборудование:
1.
Иллюстрации животных, жилищ животных, детёнышей животных.
2.
Силуэты животных.
3.
Коллаж «Лес» с частями животных.
4.
Модели сезонных изменений жизни зверей.
5.
Музыкальное сопровождение «Времена года».
6.
Презентация «Жизнь животных весной».
Ход занятия
1.Организационный момент. Ребята, посмотрите, к нам пришёл в гости
Буратино. Давайте с ним поздороваемся.
Воспитатель: - Буратино, а ты почему такой грустный? (Похвастался друзьям,
что
всё
знаю
про
животных.
А
сам
ничего
не
знаю.
Помогите,
мне
пожалуйста.)
Воспитатель: - Ребята, Буратино готовы помочь? (да)
Усаживайтесь поудобнее и познакомим Буратино с лесными животными.
2. Совместная деятельность.
1. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса
А зовут её. (Лиса) Правильно, это лиса (показ картинки)
Воспитатель: - А что лиса делала зимой? (бегала по лесу, скрывалась от
врагов, добывала себе еду).
Воспитатель: - А какое время года сейчас? (весна)
Знаете ребята, а весной лиса линяет, меняет свою тёплую зимнюю шубку на
более лёгкую. Рыжая мама умеет тявкать, у неё очень хороший слух. Ещё
лиса
весной
выводит
потомство.
Сначала
кормит
их
молочком,
а
потом
приносит своим детёнышам еду, учит их спасаться от врагов и охотиться –
добывать себе еду.
2. Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк)
Волк
зимой
тоже
линяет.
У
волчицы
в
логове
появляются
волчата,
она
вскармливает
их
молоком.
Когда
волчата
подрастают,
родители
учат
их
скрываться от врагов, охотиться.
3. Ходит летом косолапо,
А зимой сосёт он лапу. (Медведь)
Воспитатель: - Что медведь делал зимой? (Спал в берлоге)
Весной медведи просыпаются от зимней спячки и выходят из берлоги. А у
мамы медведицы рождаются маленькие медвежата. Мама кормит их молоком.
А сама мама питается весной свежей травой, муравьями и улитками. Мама
водит медвежат к реке. Там она сядет на камень и ударяет лапой по рыбе в
реке. Стукнет по рыбе и отдаёт своему детёнышу. Когда медвежата подрастут,
медведица учит добывать еду.
4.Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)
А ёжик чем занимался зимой: (тоже спал, как медведь)
Да, конечно, это ёжик (показ картинки). Зимой ёжик спал под пенёчком,
прятался
от
всех.
А
весной
у
ежа
тоже
появляются
ежата.
Ежиха
вскармливает их сначала молочком, а потом приносит пропитание, насекомых
или мышей.
5.Зверька узнаем мы с тобой, по двум таким приметам:
Он в шубе беленькой зимой,
А в шубе серой – летом. (Заяц.)
Воспитатель: Каким заяц был зимой? (белым)
-А что он делал? (добывал себе еду, прятался от врагов) Ребята, а заяц весной
какой- то странный стал, не белый вовсе, а серый. Как вы думаете, почему?
(Заяц поменял шубку.)
Воспитатель: Верно. Зайчик меняет красивую белую шёрстку на пушистую
серую.
А почему зайцу неудобно бегать
в белой шубке среди деревьев,
зелёной травы по серой дорожке?
- Верно, в белой шубке он заметен издалека для врагов. Посмотрите, какой
красивый
зайчик
в
своей
серой
шубке
(показывает
картинку)
Весной
у
зайчихи появляются зайчата.
6. Хвост пушистой дугой.
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, тёмноглазый,
По деревьям любит лазать.
Стоит он свой дом в дупле,
Чтобы зверю жить в тепле. (Белка.)
Воспитатель: Дети белка стала не серая, как зимой, а рыжеватая. Как вы
думаете почему? Да, она тоже поменяла тёплую серую шубку на более
лёгкую – рыжую. Поздней весной белка тоже выводит своё потомство.
Воспитатель: – Так что же происходит с дикими зверями в лесу?
Дети: Звери линяют, меняют зимнюю шубку на более лёгкую. Звери выходят
из своих нор, а медведь из берлоги. У них рождаются детёныши.
- Что взрослые делают со своими детёнышами?
Воспитатель: Дети: Они их кормят, учат охотиться, спасаться от врагов. А как
можно
назвать
этих
животных
одним
словом?
(дикие
животные)
Дети,
вспомните, почему животных называют дикими? (дикие животные сами себе
добывают еду, сами строят себе жилище – модели сезонных изменений)
Посмотрите
внимательно
на
картинки
и
скажите,
что
общего
у
всех
животных? (Все покрыты шерстью, у всех имеются по 4 лапы, есть морда,
хвост).
Пальчиковая гимнастика.
«Зайка»
Ушки длинные у зайки, (Пальчики в кулачок)
Из кустов они торчат. (Выставить вверху указательный и средний пальцы)
Он и прыгает и скачет, веселит своих ребят.
(Ими шевелят из стороны в
сторону и вперёд)
3. Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю отправиться в лес! Вы согласны
погулять в лесу? (да)
Воспитатель: - Ну, тогда возьмёмся за руки и отправимся.
Раз шагнём, два шагнём – в лес осенний попадём!
Раз, два, три – в лес весенний мы пришли!
Вот мы с вами в лесу! Посмотрите, все звери попрятались, наверное, нас
испугались!
Правила поведения в природе.
Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать,
Из рогатки не стрелять. Ты пришёл не убивать!
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги.
Но мы с вами не будем шуметь в лесу и тогда может быть, кого- то увидим.
1.
Посмотрите, чьи-то хвосты торчат из-за деревьев! (Д/И «Чей? Чья?
Чьё?»).
2.
Ой, кто это бегает у нас под ногами? Да это же детёныши зверей? Пока
родители бегают по лесу в поисках еды, детёныши вышли из своего
жилища и потерялись! Давайте поможем им вернуться домой, пока их
хищник не поймал. (Д/И «Кто где живёт?»)
У всех животных есть жилища, которые по-разному называют. Давайте их
вспомним.
Лиса живёт в – (норе)
Медведь спит в - (берлоге)
Волк живёт в - (логове)
Белка живёт в – (дупле)
Заяц живёт в….
– А есть ли дом у зайца? (нет, он прячется под кустами)
3.
Пока мы гуляли по лесу, наступил вечер. На улице стало темно.
Воспитатель: А кто это пробирается в темноте? Ни чего не разглядеть, только
силуэты видно. (Д/и «Какие животные спрятались?» Дети определяют
животных по силуэту.)
Ребята, пора и нам возвращаться в детский сад!
Давайте возьмёмся за руки и отправимся в обратный путь!
Раз шагнём, два шагнём,
В детский сад мы попадём!
Раз, два, три,
В детский сад вернулись мы!
4.
Рефлексия.
Воспитатель: Где мы с вами были? (В весеннем лесу.)
- Понравилось гулять по лесу? Буратино тоже понравилось.
Воспитатель: - Дети, Буратино забыл, какие изменения происходят в жизни
зверей весной. (Ответы детей.)
Литература.
1.
О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию! Перспективный план
работы
по
формированию
экологической
культуры
у
детей
дошкольного возраста – СПб.6 «Детство – ПРЕСС» -2011. -496с., ил.
2.
Л. М. Шипицына, О. В. Защинская,
А. П. Воронова, Т. В. Нилова
Азбука
общения:
Развитие
личности
ребёнка,
навыков
общения
со
взрослыми
и
сверстниками.
(Для
детей
от3до6
лет)-
«Детство
–
ПРЕСС», 2010. -384 с.
3.
Т. П. Гарнышева
ОБЖ для дошкольников. Планирование работы,
конспекты
занятий,
игры
СПб.:
ООО
«Издательство»
Детство
–
ПРЕСС» 2011г.
.