Автор: Печковская Татьяна Борисовна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 79 комбинированного вида Выборгского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль домашних животных в воспитании нравственных качеств у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Актуальность.
Природа повседневно воздействует на ребенка. Роль взрослого очень вели-
ка в помощи детям при познании окружающего мира. Дети усваивают знания,
прежде всего через непосредственное восприятие, накопление впечатлений,
чувственного опыта.
Приобретение в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она
есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, способ-
ствует формированию способов познавательной деятельности.
Для детей раннего возраста характерен ярко выраженный интерес ко все-
му, что происходит вокруг. Любовь, понимание, забота-это то что ждёт приро-
да от каждого человека. В данном проекте мы решили обогатить представле-
ние детей о домашних животных.
Название проекта: «Домашние животные»
Вид проекта: творческий, краткосрочный.
Сроки реализации: два месяц (июль, август).
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Проблема: Недостаточное знание детей о домашних животных.
Цель проекта: Формирование представлений детей о домашних животных.
Задачи проекта:
1.Расширить знания о домашних животных.
2.Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных и
называть их.
3.Вызвать желание помочь и ухаживать за домашними животными.
4.Активизировать речь и обогащать словарь детей.
5.Развить эмоциональное отзывчивость.
6.Воспитывать бережное отношение и любовь к домашним животным.
Ожидаемые результаты:
- дети должны знать названия домашних животных;
- дети должны знать кто ухаживает за домашними животными;
- привитие детям любви и бережного отношения к домашним животным;
- желание родителей завести домашнего питомца.
Этапы проекта:
1.Подготовительный этап.
- Подбор методической литературы по теме.
- Подбор художественной литературы по теме.
- Подбор дидактического материала, наглядного пособия.
2.Основной этап.
План реализации проекта
Чтение художественной литературы
С.Маршак «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», А.Барто «У меня
живёт козлёнок», И.Чапек «Приключение пёсика и кошечки». «Волк и семеро
козлят» А.Барто «Лошадка», «Бычок»
Физическое развитие
«Лохматый пёс», «Наседка и цыплята», «Кот и мыши», «Кролики», «Кот и
воробышки»,«Мышеловка»
,
«Лиса и куры».
Дидактические игры
«Кто где живёт?», «Где чей хвост??», «Кто чем питается??», «Третий лиш-
ний?».
Игра-драматизация «Кошкин дом».
Настольные игры: кубики, лото, пазлы по теме проекта
Сюжетно-ролевая игра
«Ферма», «Ветеринарная лечебница»
Конструкторские игры: строительство «Скотный двор», «Конура для соба-
ки», «Загон для коровы».
Игровые упражнения
«Работа с глаголами. Закончи предложения.
Собакак (что делает?)…
Лошадь (что делает?)…
Кошка (что делает?)…
Свинья (что делает?)…»
«Собери рисунок из нескольких частей»
Отгадывание загадок «Домашние животные»
Рассматривание картинок
«Домашние животные». «Домашние животные и их детёныши». «Кролик-
домашнее животное. Как за ним ухаживать».
Проговаривание потешки «Как у нашего кота».
Заучивание «Я люблю свою лошадку», «Бычок»
Наблюдение
«За домашними животными на прогулке»,
«За домашними животными дома»
Беседа:
«Как выглядят домашние животные» «Кошка и собака-наши соседи», «Моё
любимое животное».
Описание:
«Описание кошки, собаки» (игрушка).
Рассказывание:
«Моё любимое животное».
Сравнение:
«Отличие кошки от кролика».
Рисование:
«Травка для коровы». «Мячик для котят».
Лепка:
«Зёрнышки для петушка». «Морковка для кролика».
Аппликация:
«Наседка с цыплятами». «Чашка для котёнка»
Трафареты, раскраски по теме проекта.
Музыка
«Слушание аудиозаписи с голосами домашних животных». «Котик выздоро-
вел» (Музыка А. Гречанинова). «Кошечка» (Музыка М. Ломовой). Слушание
«Котик заболел» (Музыка А. Гречанинова). «Кошка и котята» (музыка В. Вит-
лина). Лошадка (музыка М. Симанского).
Работа с родителями
Фотоальбом на тему: «Моё любимое домашнее животное»
Консультации: «Знакомим ребенка с домашними животными», «Общение де-
тей с домашними животными».
Результаты проекта:
- Дети стали узнавать и называть правильно домашних животных.
- Расширились знания о том, где живут и чем питаются домашние животные.
- Сформировались обобщающие понятия «домашние животные»
- Сформировалась речевая память посредством заучивания стихов.
Приложение
Картотека игр.
Подвижные игры
Наседка и цыплята
Цель:
совершенствовать умение подлезания под веревку, не задевая ее;
развивать ловкость, внимание; действовать по сигналу; воспитывать
взаимовыручку, товарищество.
Ход игры:
Дети изображающие цыплят вместе с наседкой находятся за натянутой
веревкой. Наседка выходит из дома и зовет цыплят «ко-ко-ко». По ее зову
цыплята подлезая под веревкой бегут к ней. На слова «Большая птица»
цыплята быстро убегают. Когда цыплята убегают в дом, можно приподнять
веревку повыше, чтобы дети не задевали ее.
Кролики
Цель:
формировать умение прыгать на двух ногах продвигаясь вперед;
развивать ловкость, смекалку, уверенность.
Ход игры:
В одной стороне зала полукругом расставлены стулья – это клетки кроликов.
На противоположной стул – это дом сторожа. Дети сидят на корточках за
стульями. Когда сторож выпускает кроликов на лужок – дети один за другим
проползают под стульями, а затем прыгают продвигаясь вперед. По сигналу
«Бегите в клетки» кролики возвращаются на свои места, снова проползая под
стульями.
Игра проходит эмоциональнее с музыкальным сопровождением
Кот и мыши
Цель:
совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, избегать
столкновений; двигаться в общей игровой ситуации.
Ход игры:
С одной стороны зала огораживается участок – это дом мышей (высота 50
см.). на другой стороне зала дом кота. Воспитатель говорит:
Кот мышей сторожит, притворился будто спит!
Дети проползают под рейками и бегают.
Воспитатель приговаривает:
Тише, мыши, не шумите.
И кота не разбудите!
Дети бегают легко и бесшумно. Со словами «Кот проснулся», ребенок
изображающий кота бежит за мышами. Дети не подлезают под рейки, а
вбегают в норки через неогороженную часть.
Лохматый пес
Цель: совершенствовать умение двигаться врассыпную, двигаться в
соответствии с текстом, развивать ориентировку в пространстве, ловкость.
Ход игры:
Дети стоят на одной стороне зала. Водящий – пес – на другой стороне. Дети
тихо подходят к нему со словами
Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит, не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим, и посмотрим что-то будет!
После этих слов пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, а пес
старается их поймать.
«Кот и воробышки»
Дети встают на скамеечки или кубики (высота 10-12 см, лежащие на полу в
одной стороне площадки, - это воробышки на крыше. В другой стороне,
подальше от детей, сидит кот, он спит. «Воробышки вылетают на дорогу», -
говорит инструктор, и дети спрыгивают со скамеек, кубиков, разлетаются в
разные стороны. Просыпается кот, он потягивается, произносит «мяу-мяу» и
бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных
воробышков кот отводит к себе в дом.
«Кот и воробышки»
«Мышеловка»
Цель: развивать быстроту, ловкость, внимание; учить согласовывать слова с
игровыми действиями.
Ход игры:
Играющие делятся на две неравные подгруппы. Меньшая образует круг –
мышеловку. Остальные – мыши. Игроки в кругу двигаются и приговаривают
Ах, как мыши надоели, развелось их просто страсть.
Все погрызли, все поели, всюду лезут – вот напасть.
По окончании слов дети останавливаются и поднимают сцепленные руки
вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По
сигналу дети опускают руки и приседают. Мыши, не успевшие выбежать,
считаются пойманными. Они тоже встают в круг. Игра продолжается. Когда
большая часть детей поймана, подгруппы меняются местами.
Лиса и куры
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, учить действовать по сигналу,
развивать ориентировку в пространстве.
Ход игры:
На одной стороне зала находится курятник (можно использовать скамейки).
На насесте сидят куры. На другой стороне – нора лисы. По сигналу куры
спрыгивают с насестов и свободно передвигаются по свободному
пространству. Со словами «Лиса!» куры убегают в курятник и взбираются на
насест, а лиса старается поймать курицу. Не успевшую спастись она уводит в
сою нору. Когда водящий поймает 2-3 кур, выбирается другой ловишка.
Дидактические игры
«Где живет?»
Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней
группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой
природы. дети называют среду обитания живых объектов.
Ход игры:
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!
Воспитатель: Где живет медведь?
Дети: В лесу, зоопарке.
Воспитатель: А еще?
Дети: В мультиках, в книжках.
Воспитатель: Где живет собака?
Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть
собаки, живущие на улиц
«Где чей хвост?»
Цель: закрепить знания детей о частях тела животных.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям карточки с изображением хвостов животных. На
столе лежат картинки с изображением животных без хвостов. Дети берут со
стола карточку и подбирают соответствующее животное: волк, заяц, лиса,
медведь и т. д.
«Кто чем питается?»
Цель: закрепить знания о животных.
Ход игры:
Перед детьми лежат картинки с изображением животных. Дети подбирают на
столе у воспитателя для животных соответствующую картинку: для кошки –
молоко в миске, для собаки – косточка, для коровы – трава.
«Третий лишний»
Цель: дифференцировать домашних и диких животных по их основным при-
знакам.
Ход игры:
Детям раздаются карточки с изображением животных. Дети должны опреде-
лить, какое животное лишнее
- Коза, корова – домашние животные. Они живут рядом с человеком. Лиса –
это дикое животное, она живет в лесу. Лиса – лишнее животное. И т. д.
Сюжетно-ролевые игры
«Ветеринарная лечебница»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача;
воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту,
отзывчивость, культуру общения.
Роли: ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работник ветеринарной
аптеки, люди с больными животными.
Игровые действия: В ветеринарную лечебницу приводят и приносят
больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно
выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное
животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает
назначение. Медсестра выписывает рецепт. Животное относят в процедурный
кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны,
смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце. После
приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает
назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюде-
ние за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает
вопросы) Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи.
Рассматривание с детьми иллюстраций к сказке К. Чуковского «Доктор Айбо-
лит». Чтение лит. произведений: Э. Успенский «Играли в больницу», В. Мая-
ковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов: фонендо-
скоп, шпатель, термометр, пинцет и др. Дидактическая игра «Ясочка просту-
дилась». Беседа с детьми о работе ветеринарного врача. Рисование «Мое лю-
бимое животное» Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением
родителей (халаты, шапки, рецепты и т.д.)
Игровой материал: животные, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецеп-
тов, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц,
мази, таблетки, порошки и т.д.
Картотека загадок «Домашние животные»
1.Сама пестрая, ест зеленую траву,
дает молоко Кто это? (корова)
2. Мордочка усатая, шубка полосатая.
Часто умывается, но с водой не знается.
Кто это? (кошка)
3. Идет, идет, бородой трясет.
Травки просит: ме-ме-ме,
Давайте повкуснее мне.
Кто это?. (коза).
4. С хозяином дружит, дом сторожит.
Живет под крылечком, хвостик колечком.
Кто это?. (собака).
Беседы
Тема: «Кошка и собака - наши соседи»
Задачи: - объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть
опасными; - учить заботиться о своей безопасности.
Материал: картинки для дидактического упражнения «Как это случилось?»
Ход:
1.Загадки: Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой
не знается» (кошка).
Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается (Собака).
2. Рассказ воспитателя.
Иногда, когда мы играем на участке детского сада, к нам приходят собаки
или кошки. Мы, конечно же, все любим животных, заботимся о них, знаем,
как с домашними животными обращаться, что они любят. Но мы не знаем,
чьи эти животные. Скорее всего, они бездомные. - Можно ли трогать,
брать на руки чужих или бездомных собак и кошек? Почему? Нельзя! Они
могут оказаться агрессивными, бешенными. Уличные кошки и собаки мо-
гут быть больны чем-то заразным, гладить и играть с ними опасно. Тем бо-
лее нельзя дразнить и мучить животных. Важно помнить, что животные
наиболее агрессивны во время еды и когда около них находятся их малень-
кие детеныши.
Запомнить правила:
- Не убегайте от собаки на улице. Собаки преследуют убегающих людей. -
Не гладьте незнакомых животных и не берите их на руки! Они могут ока-
заться больными, заразными, у них могут быть клещи или блохи или они
могут неправильно среагировать на вашу ласку и укусить.
- Не смотрите пристально собаке в глаза, она может принять этот взгляд
за вызов.
- Если вы встретитесь с собакой в узком проходе или проулке, уступите ей
место, встаньте боком к собаке.
- Не трогайте чужую кошку или собаку. Даже при хорошем отношении с
твоей стороны, они могут чего-то испугаться и в целях самозащиты оца-
рапать или укусить. - не целуйте (они часто роются в земле и у них на мор-
де много микробов) и не дразните животных (они могут терять терпение и
укусить); - не подходите к ним сзади.
3. Дидактическое упражнение «Как это случилось?». Обсуждение непра-
вильного действия ребенка и его последствия (по серии картин): Дразнили
собаку - она укусила. Ребенок попал в больницу
Конспект тематической беседы на тему:
"Мое любимое животное"
Цель: Учить детей делиться впечатлениями, составлять описательные
рассказы о своем любимце (как выглядит, как с ним играть, какие у него при-
вычки).
Задачи. Закрепить знания детей о внешнем виде и повадках (кошки и соба-
ки). Укреплять интерес к наблюдению за животными. Учить детей бережно
обращаться с животными и заботиться о них.
Ход беседы.
Воспитатель. Здравствуйте, дети!
(Раздается стук в дверь) Кто-то там стучит, пойду посмотрю.
Воспитатель. Ой,ребята к нам гости пожаловали. Ввожу машину-грузовик, в
кузове которой находятся игрушки: кошка и собака.
Дети кто это к нам приехал?
Дети. Животные.
Воспитатель. А какие это животные? Дикие или домашние?
Дети. Домашние.
Воспитатель. А почему их называют домашними? (Ответы детей)
(Выставляю на стенд картины с изображением домашних животных)
Воспитатель. А теперь расскажите есть ли у вас эти домашние животные?
Кто ваш любимец?(Ответы детей) Но сначала послушайте мой рассказ.
Мне на день рождения подарили маленького, пушистого котенка.
Я назвала его Пушок. Он весь черный, с белыми пятнами на голове.
Пушок очень любил играть с клубочком ниток. Я каждый день кормила его
молоком, ухаживала за ним и он ко мне быстро привык.
Я очень полюбила его и он стал мои любимцем. Я люблю с ним разговари-
вать. Он меня внимательно слушает и мурлыкает.
Воспитатель. Понравился вам мой рассказ? (Да)
А теперь дети вы расскажите мне о своих домашних питомцах.
(Заслушиваю 3-4 рассказа об их питомцах)
Проводится физкультминутка "Котятки"
Все котятки мыли лапки:
Вот так! вот так! (изображаем мытье рук)
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали:
Вот так! Вот так! (Имитируем все указанные в стихотворении движения)
Раздаю детям трафареты с контурами домашних животных.
Воспитатель. Ребята обведите контур по трафарету и назовите домашнее жи-
вотное. (Дети выполняют задание).
Воспитатель. А сейчас мы с вами поиграем в игру: "Назови детеныша живот-
ного". Я буду кидать вам мяч и называть животное, а вы мне будете называть
детеныша этого животного.
Воспитатель. Молодцы , ребята. А теперь подойдите все ко мне и встаньте в
круг. Скажите, о ком мы сегодня говорили? (О домашних животных) Что но-
вого вы узнали?
Спасибо вам ребята за интересную беседу о своих домашних любимцах.
Вы меня сегодня очень порадовали своими рассказами. Давайте перечислим
домашних животных, о которых мы сегодня беседовали.
Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Травка для коро-
вы»
Цель: формировать у детей умение рисовать вертикальные линии.
Задачи:
-формировать умение правильно держать карандаш, регулировать силу нажи-
ма;
-учить рисовать прямые линии, контролировать их длину;
-развивать мелкую моторику, внимание, речь, мышление;
-развивать интерес к рисованию;
-воспитывать желание помогать, откликаться на просьбу.
Оборудование: Игрушка-корова, макет луга, листы формата А5 с изображе-
нием коровы, зеленые карандаши, аудиозапись "Далеко, далеко. "
Ход занятия:
Дети играют на ковре.
Воспитатель: Ребятки, а к нам кто-то в гости идет! Давайте узнаем, кто же
это?
(Звучит аудиозапись "Далеко, далеко. ")
Ну, так кто же к нам сегодня придет?
Дети: Корова
Воспитатель: Да, это коровушка Буренка. Посмотрите, какая она краси-
вая (рассматривают корову).
Как коровка мычит:
Дети: Мууу (громко и тихо)
Воспитатель: А что коровка нам дает?
Дети: Молоко!
Воспитатель: Правильно, коровушка дает нам вкусное и полезное молоко. А
чтобы молока было много, корове нужно есть травку. Давайте мы с вами
сейчас превратимся в коровушек и с нашей Буренкой отправимся на лужок.
Физминутка "Коровушка"
«Му-му-му! — мычит корова (Идут по кругу, сделав «рога» из указательных
пальцев)
Забодаю Катю с Вовой (Поворачиваются в круг, делают по два поворота
вправо-влево)
Вы не пьете молоко? (Руки на пояс, делают сердитое лицо)
Убегайте далеко!» (Разбегаются по группе)
Воспитатель: Вот наша Буренка пасется на лугу, травку ест. А еще она с со-
бой других коровушек привела (прикрепляет на мольберт лист бумаги с
изображением коровы). Только травки у этих коровок нет. Смотрите, как я
сейчас травку нарисую (берет карандаш и рисует вертикальные линии). А
теперь посмотрите на свои столики, у вас там тоже коровушки есть, и они
тоже травки хотят. Давайте для них травку вырастим!
Дети садятся за столы, рисуют травку. Воспитатель следит за тем, чтобы
дети правильно держали карандаш, оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько травки для коровушек мы выра-
стили, теперь точно коровки дадут нам много молока!
Вот и Буренка с коровками-подружками говорят вам спасибо за угощение.
Они наелись травки, и теперь им пора домой.
Конспект НОД «Мячики для котят»
(Нетрадиционная техника рисования: поролоновым тампоном)
Цель:
познакомить учащихся с нетрадиционной техникой рисования поролоновым
тампоном.
Задачи:
Образовательные:
формировать умения рисовать гуашью, используя поролоновый
тампон;
передавать в рисунке особенности геометрических фигур- круга;
помочь в усвоении и применении данной методики в собственном твор-
честве;
расширить запас знаний о многообразии цветовых оттенков.
Воспитательные:
- развивать в детях чувство красоты, художественный вкус, творчество;
- воспитывать отзывчивость и доброту.
Материал:
поролоновый тампон;
густая гуашь;
небольшой лист бумаги;
палитра;
салфетка.
Ход занятия:
Ребята, послушайте стихотворение.
Сергей Михалков.
Котята
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать;
Родились у нас котята -
Их по счету ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
РАЗ - котенок самый белый,
ДВА - котенок самый смелый,
ТРИ - котенок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ - самый шумный.
ПЯТЬ - похож на ТРИ и ДВА -
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята -
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
- О ком это стихотворение?
- Ребята, сколько вы насчитали котят?
- А у вас дома есть кошки или котята? Расскажите, какие они?
- А к нам сегодня в гости пришли два котенка: Мурзик и Марик. Посмотрите,
ребята, какие они пушистые, мягкие, красивые. Давайте с ними поиграем.
Игра «Котик маленький сидит»
Котик маленький сидит
И ушами шевелит.
Вот как, вот как,
Как ушами шевелит.
(Раскрытые ладони приложит к ушам, сгибать и разгибать сомкнутые паль-
цы, как котик шевелит ушами.)
Котик маленький замерз,
Прикрывает лапкой нос
(Потирание носа поочередно то одной, то другой ладонью)
Котик-котик, Котофей!
Быстро мы тебя согреем!
(Потирание ладошек одну о другую.)
Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгай с пятки на носок!
(Прыгаем, переставляя стопы с пятки на носок.)
- Молодцы! Ребята, а как вы думаете, в какие игры любят играть котики?
- Да, они любят играть веревочками, мячиками, шариками, фантиками.
К сожалению, у Мурзика и Марика нет дома шариков, а они так хотят с ними
поиграть. Ребята давайте поможем нашим гостям и нарисуем им шарики. А
рисовать будем не кисточкой, вот таким поролоновым тампоном.
Рисуем шарики сначала одним цветом. Показываю детям, что держим поро-
лон за один кончик, а другой опускаем в краску и набираем ее. Сначала тре-
нируемся без краски, в воздухе, добиваемся правильных движений, а потом с
краской.
- Молодцы ребята, очень красивые, яркие получились шарики для Марика и
Мурзика. Посмотрите, какие они счастливые, побежали домой играть с ними.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности (лепка) во
второй младшей группе
"Зернышки для петушка".
Цель: закрепление представлений детей о домашних птицах и их детенышах,
проявляет интерес к миру природы при знакомстве с семьей петушка.
Задачи: развивать умение узнавать и называть домашних птиц; выделять ха-
рактерные особенности: кто как кричит, чем питаются; развивать речевую ак-
тивность детей в разных видах детской деятельности; способствовать разви-
тию познавательных интересов у детей; закреплять умение отщипывать ку-
сочки от целого куска пластилина; закрепление знаний о том, какие звуки из-
дают разные птицы.
Материалы и оборудование: пластилин, петушок-игрушка, салфетки для
рук, дощечки для лепки.
Предварительная работа: беседа о домашних птицах, уточнение представ-
ления о внешнем виде, какие издают звуки, чем питаются. Рассматривание
изображений домашних птиц с птенцами. Разучивание физкультминуток,
пальчиковых гимнастик, подвижных и дидактических игр.
Ход занятия:
(Дети входят в группу, видят петушка).
Воспитатель: посмотрите, ребята, какой красивый петушок! Что он делает?
Зернышки клюет, покажите, как он клюет зернышки.
(Дети имитируют движения разными руками)
Воспитатель: как кричит петушок?
Дети: ку-ка-ре-ку
Воспитатель: а как курочка зовет своих цыпляток?
Дети: ко-ко-ко
Воспитатель: как цыплята говорят?
Дети: пи-пи-пи
Воспитатель: да, они пищат. А мама – курочка им говорит: «Ко-ко-ко, не хо-
дите далеко! » - и пальчиком грозит. Как она грозит пальчиком? Покажите!
(Дети имитируют движения)
Физкультминутка.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки-
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите!
Съели толстого жука,
Дождевого червяка.
Выпили водицы
Целое корытце
(Дети ходят по кругу за педагогом.)
(Дети грозят пальчиком.)
(Дети поглаживают животы.)
(Дети разводят руки в стороны.)
Воспитатель: что кушали цыплятки в песенке?
Дети: жука, червяка.
Воспитатель: А что еще цыплятки любят кушать?
Дети: зернышки.
Воспитатель: петушок беспокоится, что зернышек ему сейчас не найти. Да-
вайте мы с вами поможем петушку, слепим ему зернышки.
Воспитатель: берем кусочек пластилина и отщипываем маленькие кусочки
от большого, кладем на дощечку.
(Воспитатель показывает, дети самостоятельно повторяют.)
Воспитатель: как много зернышек у нас получилось! Вам понравилось ле-
пить зернышки для петушка?
(Ответы детей)
Воспитатель: вы все молодцы!
Конспект занятия по лепке во второй младшей группе
«Морковка для зайчика»
Программное содержание: угадывать животное по описанию, поощрять за
пальчиковую игру, вызвать интерес к действиям с пластилином, совершен-
ствовать умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми движени-
ями, учить различать красный цвет, воспитывать умение радоваться своими
работами, воспитывать любовь к животным, желание помочь в трудную ми-
нуту.
Материал: игрушка заяц, игрушки разного цвета, 2 корзинки, морковь или
муляж, пластилин красного цвета, салфетки, дощечки, образец изделия, та-
релка.
Ход занятия:
Стук в двери.
-- Ой, ребятки, кто- то к нам в гости пришел. Давайте откроем двери и по-
смотрим кто там пришел. Отгадайте кто. У него длинные ушки, маленький
хвостик, большие глазки. Он умеет прыгать. Вот так. (Воспитатель имити-
рует прыжки зайца). (Зайчик). Ребята, а где живет зайчик? (В лесу). Пра-
вильно, в лесу. Зайцам зимой в лесу тяжело, мало корма, их надо искать в сне-
гу. А что любят зайцы? (Капусту). Давайте мы зайчику поможем и пригото-
вим на зиму много капусты. Пальчиковая игра «Солим капусту».
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
Посмотрите, как же доволен зайчонок. Ему понравилось, как вы играете. За
капусту он нам говорит «спасибо». Теперь он всю зиму будет сыт. А за
это зайчик просит вместе с ним поиграть.
Физкультминутка.
Ну – ка, зайка, поскачи, поскачи,
Лапкой, лапкой постучи, постучи,
Ты на травку упади, упади,
Полежи и отдохни, отдохни.
-- Ребята, а зайчик говорит, что у мамы день рождения, и он не знает, что ей
подарить. А давайте мы сделаем подарок маме и слепим морковку. А сейчас
мы с вами потренируем ручки. Пальчиковая игра.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
-- Зайцы любят морковку, вот мы с вами с лепим ее. Посмотрите на морков-
ку. Вы видите, что с одного конца она толстая, а с другого—острая. (Воспи-
татель предлагает детям взять в руки морковку, обвести ее контур пальчи-
ком). А какого цвета пластилин мы возьмем для морковки? Морковка у нас
красного цвета. У меня в корзине много игрушек. Есть ли тут игрушки крас-
ного цвета). (Воспитатель предлагает детям игрушки красного цвета, и пере-
ложить их в другую корзину). Молодцы, вы правильно выполнили задание.
Теперь мы можем начать лепить морковку. Воспитатель показывает приемы
раскатывания палочки и вытягивания одного ее конца, формируя изделие.
Дети начинают лепить, в процессе лепкивоспитатель контролирует правиль-
ность выполнения приемов раскатывания палочки прямыми движениями ла-
доней, придания ей нужной формы. Затрудняющимся детям воспитатель по-
могает. Вылепленные изделия дети раскладывает на красивые тарелки.
-- Как много красивой морковки вы сделали. У зайчика мама обрадуется
этому подарку.
Зайчик поблагодарил детей, попрощался и ушел к своей маме.
Конспект по аппликации во второй младшей группе
«Домашние животные «Чашка для котенка»
Задачи: правильно наклеивать мисочки рядом с котенком, закреплять назва-
ния домашних животных и их детенышей, отличительных признаки. Разви-
вать ориентировку в пространстве. Закреплять основные цвета. Упражнять в
звукоподражании, имитации движений. Развивать артикуляционный аппарат
(«как жует коровка», «как показывает зубки собачка», регулировать гром-
кость голоса (как большое животное издает звуки, а как малыш, развивать
мелкую моторику руки; внимание, память.
Воспитывать интерес к аппликации, отзывчивость, сопереживание героям,
аккуратность.
Оборудование: домик – будка для собачки, игрушка собачки и щенка, игру-
шечная косточка, игрушка коровы и теленка, коврик искусственной травки,
кошка в корзинке, игрушка котенка, салфетки, клей, тряпочки, основа с изоб-
ражением котенка.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Воспитатель обращает внимание на мяуканье котенка. (У
дверей сидит котенок)
Воспитатель: - Ребята, а как выдумаете, что случилось с котенком? (Ответы
детей.)Спрашивают его вместе с ребятами, что у него случилось?
2. Котенок потерялся и не знает, где его мама. Воспитатель вместе с ребята-
ми ищут маму. (Встречают разных домашних животных и спрашивают
их. Животные показывают своих малышей, обращают внимание ребят на то,
какие звуки их детеныши издают, что они едят, как выглядят.)
- Ребята, кто это? (Показывает на собачку у будки). (Ответы)
- А как называется домик у собачки? (Ответы).
Собачка (озвучивает воспитатель) спрашивает, что случилось? Дети расска-
зывают, что потерялся котенок, не собачкин ли это сыночек.
Собачка: - Нет, что вы, мой щенок, где же он? Помогите позвать! (Дети помо-
гают, появляется игрушка щенок)
- Спасибо, ребята, а знаете, что он любит погрызть? (Ответы)
Вы спросите лучше у коровы, может это её малыш.
Воспитатель: - Хорошо, спасибо, собачка, вот угощай своего малыша. (Ще-
нок рычит с косточкой, дети показывают зубки, имитируют рычание. (Угоща-
ют косточкой. Дети отправляются к корове (игрушка на искусственной тра-
ве).
Воспитатель: - Ребята, а это точно корова? (ответы, как определили).
Как мычит корова? (Ответы, имитация звуков).
- Коровка, не твой ли это малыш потерялся?
- Нет, это не мой малыш. Вот мой малыш. Знаете, как он называется? (Отве-
ты).
Он мычит вот так. (Показывает, дети имитируют).
- Правильно, теленок. Он также, как и я, любит травку, мы жуем её вот
так. (Ребята имитируют движение).
- Спросите кошку. (Дети двигаются дальше, в корзинке лежит кошка. Дети
здороваются, котёнок мяукает тихонько).
Кошка: - Вот, ты где, проказник. Потерялся? (Дети рассказывают)
- Мой котенок такой проказник!
У котенка в чашке
Было много кашки.
Две тетери прилетели,
Две тетери кашку съели.
И кричат они котенку:
- Ротозей ты, ротозей!
Если дали тебе кашку,
нужно съесть её скорей!
Кошка: - Котенок расстроился и нечаянно разбил свою чашку, в чем теперь
будет молочко лакать?.
3. Дети предлагают помочь (слепить, нарисовать и т. д.) Воспитатель
предлагает наклеить чашку котенку, чтобы она не потерялась.
Показ и объяснение воспитателя этапов работы.
4. Пальчиковая игра «Котятки».
Все котятки мыли лапки,
Вот так, вот так!
(тереть ладошки друг о друга)
Мыли ушки, мыли брюшки
Вот так, вот так!
(тереть ладонями то уши, то живот)
А потом они устали,
Вот так, вот так!
(приложить ладони к лицу и потереть кулачками глаза)
Сладко-сладко засыпали,
Вот так, вот так!
(сложить ладони вместе, наклонить голову набок, положив ее на ладони).
5. Воспитатель: - С чего ты начнешь свою работу, … (спросить ребенка с вы-
соким уровнем, потом со средним). Самостоятельная деятельность детей.
НОД для детей второй младшей группы «Домашние животные.
Аппликация цыпленка»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-
исследовательская, художественная.
Цели:
закрепить названия домашних животных, отвечать на вопросы словом и
предложениями, обогащать словарный запас детей, способствовать развитию
воображения у детей, кругозора, уметь составлять сюжетную композицию.
Программные задачи:
-закрепить название домашних животных;
-развивать память, внимание, мелкую моторику рук
-воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, умение точно выпол-
нять поручение воспитателя.
Оборудование:
макет деревенского дома и двора, игрушки домашних животных, мягкая иг-
рушка собаки Фили (из передачи «Спокойной ночи, малыши», образец готово-
го изделия, готовые шаблоны из ткани желтого цвета, треугольники из цвет-
ной бумаги, клей, лист бумаги белого цвета, влажные и сухие салфетки, рису-
нок курицы, фонограмма голоса животных.
Предварительная работа: Знакомство с названиями животных, средой их
обитания.
Речевой материал: деревенский дом, домашние животные: корова, овца, сви-
нья, утки, курица, цыплята; коршун.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Деятельность воспитателя Деятельность детей
I. Вводная часть
Приветствие в кругу Дети встают в круг на ковре.
-Собирайтесь дети в круг я твой друг, и ты мой друг, вместе за руки возьмем-
ся, и друг другу улыбнемся.
Раздается стук в дверь.
-Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости? (Показываю игрушку Фили)
- Правильно, это Филя из передачи «Спокойной ночи, малыши». (Филя гово-
рит «Привет»)
-Друзья, Филя приглашает нас в деревню. Посмотреть на животных, которые
там живут. И сейчас мы туда отправимся.
Здороваются друг с другом
Ответы детей
II. Основная часть. Рассматривание макета деревни.
- Итак, ребята, посмотрите -это деревенский дом, в котором живут дед и баба.
А рядом с ними – домашние животные.
- Слышите? (Звучит голос коровы). Кто нас зовет поздороваться?
…Ходит Зорька по лугам,
Молоко приносит нам.
Жить бы Зорьке в терему,
А она в хлеву: Му-Му!
-Да, ребята, это корова. Что она нам дает?
- Что делают из молока?
-Да, молоко- очень полезный продукт, из которого делают творог, сметану, ке-
фир и многое другое.
-Посмотрите, а это кто?
Пятачок умоет в луже
И торопится на ужин
Отрубей я ей сварю
Скажет мне она:
-А мы продолжаем прогулку по деревенскому двору. Посмотрите:
…Не спеша шагает с речки,
В шубе ей тепло, как в печке.
Подойдет она к избе
И зовет к себе: Бе-Бе! (Звучит блеянье овцы)
-У овечки теплая пушистая шерсть. Из нее люди делают пряжу и вяжут теп-
лые вещи: носки, шапки, кофты, чтобы не было холодно зимой.
-Переваливаясь важно
В речку прыгнули отважно
И, о чем-то говоря,
В речке плещутся: Кря-Кря! (звучит фонограмма)
-Кто это, ребята?
-Посмотрите, кто это за подружки с хохолками на макушке? От крыльца неда-
леко раздается: Ко-Ко-КО! (Звучит фонограмма).
-Это курочка вывела своих цыплят на прогулку. Давайте споем песенку про
курочку. (Русская народная песенка «Вышла курочка гулять»)
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки-
Желтые цыплятки.
-КО-Ко-Ко-Ко, Ко-Ко-Ко
-Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите. -
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце.
-Но тут внезапно прилетел хищный коршун. (воспитатель изображает кор-
шуна) И все цыплята от страха разбежались. Стала курочка искать своих де-
тишек, но не нашла. Убежали цыплята далеко.
-Ребята, поможем курочке? Вернем ей цыплят?
Аппликация цыпленка.
Сейчас мы с вами сделаем аппликацию цыпленка из цветной ткани.
-Посмотрите на образец. Какого цвета цыпленок?
-Из каких частей состоит цыпленок?
-Какой формы тело?
-Сейчас я буду показывать как клеить цыпленка, а вы поочередно выклады-
вайте детали на бумаге.
-А теперь приклеивайте детали цыпленка в том же порядке.
III. Заключительная часть
После того, как дети закончили работу, воспитатель вместе с ними рассматри-
вает работы.
-Посмотрите, ребята, каких замечательных цыплят мы сделали! (Воспита-
тель выкладывает готовых цыплят на стенд рядом с рисунком курицы). Ку-
рочка будет довольна?
Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад.
Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!
Корова.
Молоко.
Масло, кашу.
Хрю-Хрю. Это свинья.
Это овечка
Это утки.
Это курочки.
Дети хлопают себя руками по бокам
(«крылышками»)
Наклоны вперед, руки на поясе.
Да!
Желтого цвета.
Из головы, туловища и лапок
Круглой формы.
Дети выполняют действия.
Самостоятельная деятельность детей. В конце работы дети вытирают руки
влажной салфеткой.
Да, курочка и цыплята вместе.
Работа с родителями
Рекомендации для родителей по теме "Домашние животные"
Уважаемые родители!
Тема :«Домашние животные».
Рекомендуем:
• рассмотрите с ребенком иллюстрации домашних животных, назовите их;
• обсудите внешние признаки каждого домашнего животного, попросите ре-
бенка ответить на вопросы типа: «Почему не слышно, когда ходит кошка?»,
«Для чего у лошади на ногах копыта?», «Зачем корове рога?» и т. п. ;
• поговорите с ребенком о том, чем питаются домашние животные, какую
пользу приносят людям, почему их называют «домашним», как за ними уха-
живает человек;
• закрепите в словаре обобщающее название «домашние животные».
Рекомендуемые игры:
- «Кто как голос подаёт?» (цель: активизация глагольного словаря детей) .Со-
держание: предложите ребенку изобразить голосом, как издают звуки разные
домашние животные и назвать, что они делают.
Например: Конь кричит: «И-го-го». Он что делает? Ржет.
-«Один – много» (цель: упражнять детей в образовании множественного чис-
ла имен существительных в именительном падеже (И. п.). Содержание:
предложите ребенку назвать картинку с изображением домашнего животного,
а затем спросите: «Если их много, это кто?» Например: Один – это конь, а
много (это кто) кони.
- «Какой, какая?» (цель: упражнять детей в подборе признаков к именам су-
ществительным). Содержание: рассмотрите с ребёнком иллюстрации домаш-
них животных, обсудите их внешние признаки, попросите малыша ответить
на вопрос.
Например: Корова (какая) – большая, пестрая, сытая, добрая, рогатая и т. д.
- «Назови ласково» (цель: упражнять детей в образовании существительных с
уменьшительно-ласкательным суффиксом) .Содержание: предложите ребенку
назвать ласково домашних животных. Например: Телёнок – телёночек. Коз-
лёнок – козлёночек.
Рекомендуем прочитать детям:Г.Х. Андерсен. Гадкий утенок;С. Михалков.
Три поросенка;С. Маршак. Сказка о глупом мышонке;Бр. Гримм. Бременские
музыканты; Русские народные сказки «Сивка-бурка», «Волк и семеро коз-
лят»;Э. Успенский. Дядя Федор, пес и кот; Р. Киплинг. Кошка, гулявшая сама
по себе.
Домашние животные в жизни ребенка
(Консультация для родителей)
В жизни каждого родителя наступает момент когда его малыш обращается с
просьбой о покупке домашнего животного, обычно это кошки или собаки ко-
нечно у взрослых найдется куча отговорок чтоб не заводить питомца : необ-
ходимо делать прививки, много шерсти, микробы, выгуливать питомца, роди-
телей понять можно а ребенка – необходимо, но стоит задуматься так ли это
плохо если малыш уже готов заботиться о ком то еще, и потом, не забывайте
сколько плюсов в этом если у вас появиться домашние животное, ребенок
взрослеет, хочет чтоб его жизнь была наполнена чем то важным, стремиться
помогать, приносить пользу, в характере формируются положительные сторо-
ны, например такие качества как сочувствие сострадания и любовь, предан-
ность, забота, также формирование активности в принятии решений став чу-
точку взрослее, шаг - который предполагает ответственность, общение с жи-
вотным также повлияет на качества характера - он может стать более откры-
тым, внимательным и дружелюбным почувствовав себя более значимым в
жизни питомца проявляя заботу.
Появление животного в доме вызовет у ребенка бурю положительных эмо-
ций. Ведь животное для ребёнка, по сути, это тот же самый ребёнок, с кото-
рым можно бегать, лазить, играть, рассказывать ему свои тайны и секреты.
Как подметили ученые - выбор животного зависит от типа темперамента че-
ловека от его особенностей потребностей, например, кошки помогают
компенсировать человеку потребность в телесном контакте, в спокойствии и
независимости, собаки – это воплощение живого эмоционального контакта,
коммуникабельности, замечательный пример самоконтроля. Поэтому стоит
задуматься так ли плохо, если у вас дома появиться любимец, который прине-
сет в ваш дом радость, и добавит свежее направление в воспитании ребенка,
например, сблизит вас с малышом, он больше будет доверять вам.
Наиболее благоприятный возраст для заведения домашнего животного 3-4
года. Ведь именно в этом возрасте ребенок активно познаёт окружающий
мир. Аквариумные рыбки, попугаи, кролики или морские свинки – животные,
которые наибольшим образом подходят ребёнку в этом возрасте. Знакомство
ребенка с новым членом семьи необходимо начинать с показа животного, так
же нужно рассказать о его особенностях, его повадках, что животное любит
или наоборот, чего боится. Первое время все заботы о домашнем питомце ля-
гут на плечи взрослых, но постепенно, наблюдая за тем, как родители ухажи-
вают за живностью, ребенок начнет включаться в процесс.
Дети с большим желанием расчесывают животных, кормят их. Однако тут
надо быть на чеку, чтобы малыш, например, не высыпал всю коробку корма в
аквариум, или не удушил кролика, играя с ним. Ребенок должен быть под по-
стоянным контролем, и, если делает что-то не так, необходимо исправить его
действия и объяснить, почему так делать нельзя.
Самое главное, чтобы ребёнок научился правильному общению с животны-
ми: неназойливости, мягкости. Нужно научить малыша чувствовать настрое-
ние животного и правильно на него реагировать.
Ухаживая за тем или иным животным, дети не только учатся его кормить и
убирать за ним, но и узнают много нового из жизни того или иного животно-
го. Общение с домашними питомцами воспитывает в детях доброту, ласку,
сердечность, у ребёнка формируются основы экологической культуры, являю-
щейся неотъемлемой частью духовной культуры.
Кроме того, животные являются источником:
знаний ребенка о природе;
развития сенсорики;
развития логического мышления. Дети учатся видеть зависимости:
если кошка виляет хвостом – злится, если собака сидит около двери и
скулит – хочет гулять;
различных видов деятельности: игра, наблюдение, труд и т.д.;
радостей и переживаний;
эстетического развития и воспитания;
трудового воспитания;
физического развития.
Животное в доме не просто игрушка, но и воспитатель, так что, если ребенок
растет вместе с животным, он получает бесценный опыт общения и с ними, и
с окружающими.
Дети искренне и непосредственно тянутся к животным, и, если Вы замечали
– это взаимно: кошки и собаки намного терпимее к детям, чем к взрослым.
Заводить ли домашних животных или не заводить – решают, к сожалению, не
дети, поэтому не у каждого мальчика и не у каждой девочки есть свой домаш-
ний питомец. Поэтому, если у вашего малыша появилось желание завести до-
машнее животное и у вас нет резких причин не делать этого (например, ал-
лергия одного из члена семьи), уступите ему и купите ребенку «друга». Ведь
поверьте, что приобретение домашнего животного имеет гораздо больше
плюсов, чем вы думаете.
ПРОЕКТ
«РОЛЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ В
ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННЫХ
КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Санкт-Петербург
2019