Напоминание

Конспект интегрированного занятия "Узор в полосе" для подготовительной группы


Автор: Хохлова Елена Мирославовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 71
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект интегрированного занятия "Узор в полосе" для подготовительной группы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Г.Норильск

Воспитатель

Хохлова Е.М. ДС №71

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе

(математика, развитие речи)

Цель: Закрепить представления о народных промыслах. Сформировать

умение составлять и решать задачу, продолжать учить составлять

декоративную аппликацию – орнамент.

Задачи:

Продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно,

Закреплять умение различать изделия разных народных промыслов.

Продолжать учить составлять декоративную аппликацию

ленточный орнамент (в

полосе) из нескольких ритмично повторяющихся одинаковых элементов узора.

.

Закреплять знания детей об элементах и правилах расположения узора.

Закрепить умение вырезать детали путем сложения бумаги (симметричное

вырезание)· Развитие воображения ,творческих способностей

при составлении

своего узора

. Развивать эстетические чувства,

продолжать воспитывать

уважение к труду народных мастеров и стремлении научиться создавать

предметы, радующие окружающих.

Материал: Дымковские, хохломские, гжельские, городецкие, семеновские

изделия, Цветная бумага , нарезанная квадратами, прямоугольниками,

треугольниками. Клей ,салфетки, полоски картона. Карточки «Времена года»

с порядковой цифрой на обороте.

Предварительная работа:

Дети готовили сообщения дома

об одном каком

нибудь народном художественном промысле русских мастеров

и

рассказывали другим детям. Различные способы вырезания

Знакомство

детей с орнаментом (велась в три этапа: правила узоров. рассматривание

предметов быта и одежды, усвоение детьми влияния формы, величины и

чередования элементов узора. Рассматривание детьми карточек с узорами.

зарисовать их в виде геометрических узоров. Рисовали ленточный орнамент,

самостоятельно выбирая мотив.

Проводилась дидактическая игра "Волшебные цепочки"

1 Вариант. "Продолжи узор"

2 Вариант. "Найди ошибку в узоре"

3 Вариант. "Найди по образцу"

4 Вариант. "Составь по образцу"

5 Вариант. "Придумай и нарисуй свой узор"

Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона

занятия.

-

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, возьмитесь за руки.

Слева друг и справа друг, очень дружный, общий круг.

Все мы за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Теплота от наших рук побежит вокруг, вокруг.

- Какое сегодня число, месяц, день недели, время года? (Ответы детей)

- Сколько месяцев в году? Возьмите карточки с изображением братьев

месяцев, начиная с января, и встаньте по порядку, называя их порядковые

номера. (Дети: Первый – январь, второй – февраль, и т. д.) После какого

месяца наступает апрель? (Дети: Апрель наступает после марта) Между

какими месяцами наступает май? (Ответы детей) Какой месяц наступает

после августа? Перечислите по порядку весенние месяцы. Сколько всего

месяцев в году? ( Ответы детей)

- Молодцы.

Основной этап

-Ребята , посмотрите, нам принесли сундучок с игрушками. Давайте

откроем и посмотрим.

(Дети открывают сундучок. В котором спрятаны изделия народных

умельцев.)

1 – Вы скажите нам откуда появилось это чудо? Как называется эта игрушка/

(дымковская) Почему она так называется/ ( Потому что родилась она в

слободе Дымково) Как еще называют дымковскую игрушку? (Свистульки)

- Эти игрушки не простые – волшебные, расписные. А как же нам не

перепутать эти игрушки с другими? Напомните ребята элементы дымковской

росписи (Круг – символ солнца, точки – звезды, волнистые линии – вода,

прямые линии – дорога. )

- А какими цветами их расписывают? (Красным, синим, оранжевым, желтым,

зеленым. А черный берут как дополнительный)

2. -Игрушки очень хороши, рисовали их от души. А теперь посмотрим другую

игрушку. Матрешки. - Чем они отличаются? (Росписью)

(Сергиевопосадская – роспись украшает платок и край фартука, мелкая.

Семеновская – роспись яркая, сочная, большой букет занимает весь фартук, а

платок расписан бутонами. Полхов-майданская –у матрешки нет одежды. В

овале лицо а все остальное расписано крупными, яркими цветами в темном

контуре)

3.- Каким узором украшена эта игрушка? ( Гжель.) – Дети ,что вы знаете о

мастерах гжели? ( Ответы детей)

(Древнее название Гжель произошло от слова «Жечь». Деревня славилась

огневым промыслом. Из глины мастера – гончары делали посуду и игрушки.

Рисуют мастера голубым цветом цветы (Астры, розы, незабудки), злаки,

травку, птиц.. Изделие расписывают синей, голубой, реже фиолетовой)

- Красива и нежна гжель, как синее небо.

4 - Что за чудо чудное, красота невиданная. Посмотрите какие здесь яркие

красивые изделия.. Как будто солнышко к нам гости пришло. Как называется

такая роспись ? (Ответы детей) (Хохлома)

Давным-давно зародилась

эта роспись. Свое название она получила от названия села Хохлома, где

начали украшать деревянные изделия.

- Что любят рисовать хохломские мастера? ( Траву, цветы, ягоды, птиц

сказочные сюжеты, животных,)

-Дети, а скажите что обьединяет все эти игрушки? ( На них на всех есть узор)

А если б не было узора, как бы они выглядели? (Ответы детей) Что украшают

узорами? (Ковры, платки, одежду, посуду) Когда один или несколько узоров

повторяются как это называется ?(орнаментом.)

- Как здесь много игрушек. А как нам узнать сколько их всего? (Посчитать)

- Правильно, Тогда возьмите каждый себе по игрушке, встаньте в круг и

начнем считать. Так сколько всего игрушек лежало в сундуке? ( 15 игрушек)

- Скажите ребята, а сколько игрушек расписанных хохломской росписью?

(Хохломской росписью расписаны 9 игрушек)

- А сколько гжельской росписью? Сосчитайте (Гжельской росписью расписаны

3 игрушки)

- Сравните количество игрушек расписанных хохломским и гжельским

узорами. Каких игрушек больше? На сколько одних игрушек больше чем

других? Сосчитайте и сравните.

- Запишите решение и решите задачу. (Дети решают задачу и комментируют

свои действия.

- Игрушек хохломы девять, поставим цифру 9, а гжели – три, поставим цифру

3. Сравните и поставьте знак «>». Нам нужно узнать на сколько больше

хохломских игрушек, чем гжельских. Значит эта задача на вычитание,

поэтому ставим между ними знак «минус». После цифры 3 ставим знак

равно.)

- Прочитайте запись (Девять минус три равно..) (Дети решают)

- На сколько хохломских игрушек больше, чем расписанных гжелью?(Ответы

детей)

-Замечательно. Вы решили задачу.

Богато творчество русского народа. Изделия народных мастеров радостные и

красочные. Тепло рук и щедрость сердец вкладывали мастера в свои

изделия, а теперь они поделились ими с нами. Давайте тоже покажем

мастерам что мы умеем делать и поделимся теплом своей души, украсив

эти ленточки своими узорами. Только вначале посмотрим на доску.

- У меня на доске висят плоскостные изображения двух видов

орнамента в полосе.

-

Дети, давайте повторим. Сколько элементов узора можно

использовать одновременно? Вспомните каким должен быть размер

каждого элемента? Как узор должен располагаться в полосе? (Ответы

детей) – Я вас приглашаю за столы, где вы найдете все необходимое.

Организация окончания занятия. Оценка работы детей. (Подбор цвета,

аккуратность вырезания и приклеивания, фантазия)

Чему вы научились на сегодняшнем занятии? Что вам было интересно

делать?

(Дети: Составили и решили задачу, перечислили названия всех месяцев

года, украшали ленточки.)

Мне было приятно смотреть на вас во время работы. У каждого в глазах

будто зажглась волшебная искорка. Это потому что когда вы творили вы

делали работу не только для себя, но и для других. Вы проявили много

выдумки , творчества, фантазии .Молодцы ребята.



В раздел образования