Напоминание

"Рабочая программа коррекционно–развивающих занятий учителя–дефектолога для дополнительного 1 и 2 классов школы VIII вида"


Авторы: Щербакова Софья Сергеевна, Щербакова Елена Вениаминовна
Должность: учитель–дефектолог, учитель
Учебное заведение: МКОУ "Специальная школа № 80"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область–Кузбасс
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рабочая программа коррекционно–развивающих занятий учителя–дефектолога для дополнительного 1 и 2 классов школы VIII вида"
Раздел: среднее образование





Назад




МКОУ «Специальная школа №____VIII вида»

УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована

Директор МКОУ к работе педагогическим

«Специальная школа №____VIII вида» советом школы №____

__________________ Протокол №__

от « ___ » ____________ 2018г.

Программа обсуждена на

методическом объединении

учителей начальных классов

Протокол №__

от « ____ » ___________ 2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий

для дополнительного первого (I

1

) – II классов

Составлена на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», М-

во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. -365 с.

Составитель программы:

учитель-дефектолог МКОУ

«Специальная школа № ___ VIII вида»,

Новокузнецк, 2018 г.

I. Пояснительная записка

Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью для дополнительного

первого

(I

1

) - II

классов

разработана

на

основе

требований

к

личностным

и

предметным

результатам освоения АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) и программы формирования базовых учебных действий, в соответствии с

1. Федеральным законом Российской Федерации Федеральным законом от 29. 12. 2012г.

№273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 года №1599.

3.

Примерной

адаптированной

основной

образовательной

программой

образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанной на

основе

ФГОС

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями).

4 .

Программой

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений

VIII

вида

подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013 г.

Главной

целью

программы

является

обеспечение

успешности

освоения

АООП

обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе

сохранных

компонентов

(зрительное

восприятие,

слуховое,

кинестетическое,

восприятие

запаха, вкуса).

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы, и направлен на решение

следующих задач:

формирование личностных, предметных базовых учебных действий (БУД) на всех этапах

учебного процесса;

повышение уровня общего развития, восполнения пробелов предшествующего развития

и обучения;

выявление

особых

образовательных

потребностей,

обучающихся

с

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной

имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии

осуществление

индивидуально-ориентированной

психолого-медико-педагогической

помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учётом

особенностей

психофизического

развития

и

индивидуальных

возможностей,

обучающихся

соответствии

с

рекомендациями

психолого-медико-педагогической

комиссии);

организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учётом индивидуальных

и типологических особенностей психофизического развития

и индивидуальных

возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов

(при необходимости);

реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

консультативной

и

методической

помощи

по

психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам,

связанным с их воспитание и обучением.

Программа

коррекционно-развивающих

занятий

рассчитана

на

обучающихся

с

умственной отсталостью для дополнительного первого (I

1

) – II классов и составлена с учетом их

психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей.

II.

Общая характеристика коррекционного курса

Дети

с

нарушением

интеллекта

имеют

общую

психическую

незрелость,

низкую

познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах

психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания,

мышления

и

эмоционально-волевой

сферы

детей

с

нарушением

интеллекта.

Отмечается

недостаточность

процесса

переработки

сенсорной

информации.

Зачастую

дети

не

могут

целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя

лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и

явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны.

Своеобразна

и

речь

данных

детей.

Недоразвитие

речи

проявляется

в

нарушениях

звукопроизношения, бедности и ограниченности словаря. У детей наблюдается недостаточность

фонетико-фонематического

восприятия,

снижения

слухоречевой

памяти,

недоразвитие

всех

компонентов речи. Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности ориентировании во

времени

и

пространстве.

Отмечается

недостаточная

координация

пальцев,

кисти

руки,

недоразвитие мелкой моторики.

Представленная программа отражает содержание коррекционно-развивающих занятий,

подобранных с учетом перечисленных во ФГОС и Примерной АООП особых образовательных

потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

получивших рекомендацию ПМПК.

Общая

цель

коррекционных

занятий

заключается

в

применении

разных

форм

взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем в

учебном

и

познавательном

развитии,

гармонизацию

личности,

коррекцию

недостатков

саморегуляции, формирование учебной мотивации, обеспечение успешности освоения АООП

обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с особыми образовательными потребностями определяются общие задачи

курса:

- совершенствование познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и

профилактики вторичных нарушений

психологического развития, коррекция индивидуальных

пробелов в знаниях;

- стимулирование познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному

и

социальному

миру

и

осознанию

имеющихся

трудностей,

формирование

школьной

мотивации;

- освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие закреплению

дезадаптивных черт и отклонений в формировании

личности;

- содействие становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных

дисфункций, а также достижению личностных и

метапредметных результатов образования.

Во 2 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

- продолжать формировать основы саморегуляции, коррекции недостатков познавательной

деятельности,

уменьшения

степени

эмоционального

неблагополучия,

освоения

приемов

продуктивной коммуникации;

-создать условия для закрепления правил поведения в школе, развития интереса к себе,

одноклассникам, учителю, продолжать формировать

навыки продуктивной коммуникации с

одноклассниками,

в

т.ч.

совместной

деятельности

с

ними,

что

оптимизирует

социальное

взаимодействие обучающегося;

-корригировать

типичные

дисфункции:

недостатки

пространственно-временных

представлений,

контроля,

трудности

произвольной

концентрации

внимания,

недостатки

зрительно-моторной координации и пр.;

-корригировать

недостатки

перцептивных

(отнесения

к

сенсорному

эталону,

перцептивного моделирования-конструирования) и мыслительных

(анализ, синтез, сравнение,

обобщение,

абстрагирование,

классификация,

сериация)

операций

и

действий,

обучать

использованию знаковосимволических средств для организации познавательной деятельности;

- содействовать развитию сферы жизненной компетенции, достижению личностных и

метапредметных

результатов

образования,

обозначенных

в

рабочих

программах

учебных

предметов

для

первого

класса.

формирование

осознанной

саморегуляции

познавательной

деятельности

и

поведения

способности

к

самостоятельной

организации

собственной

деятельности;

- совершенствовать познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и

профилактики вторичных нарушений

психологического развития, коррекция индивидуальных

пробелов в знаниях;

- стимулировать познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному и

социальному миру и осознанию имеющихся

трудностей, формирование школьной мотивации;

- содействовать становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных

дисфункций, а также достижению личностных и

метапредметных результатов образования.

формировать базовые математические знания соответствующие возрасту, умений и навыков,

позволяющих в дальнейшем осваивать на

доступном уровне программу образования, решать

адекватные

возрасту

практические

задачи,

требующие

действий

с

величинами,

а

также

коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в

целом;

- формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях;

формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме;

уточнять

и

расширять

представления

о

геометрических

фигурах,

пространственных

отношениях;

- формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также оперировать

с результатами измерений и использовать их на практике;

- учить решать текстовые задачи;

- формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения

математической символики и обучения

составлению различных схем;

- формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным

курсом

математики

(наблюдения,

анализа,

сравнения,

противопоставления

и

обобщения

математических свойств и отношений);

- удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за счет упрощения учебно-познавательных

задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации

взаимодействия с действительностью;

- закреплять умения и навыки каллиграфии;

-

уточнять,

расширять

и

активизировать

словарный

запас

путем

расширения

непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

− развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать

целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики, внятности и

выразительности речи);

- формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным

курсом русского языка (наблюдения, сравнения и

обобщения явлений языка).

В

ходе

реализации

коррекционного

курса

учитель-дефектолог

учитывает

рекомендации

учителя, касающиеся необходимости усиленной работы с конкретными обучающимися над

ликвидацией

пробелов

предшествующего

обучения

и

пропедевтики

в

освоении

нового

материала согласно требуемым результатам обучения в соответствии с ФГОС.

Учитель- дефектолог реализует модули, направленные на формирование пространственно-

временных

представлений,

сенсомоторной

сферы:

тактильное,

слуховое,

вкусовое,

обонятельное, зрительное восприятие, активизацию познавательной деятельности.

Учитель-дефектолог

применяет

преимущественно

индивидуальную

форму

организации

обучающихся, корригирует пробелы обучения, осуществляет пропедевтические мероприятия,

направленные

на

формирование

базовых

учебных

действий,

задействует

все

сохранные

анализаторы и компоненты личностной сферы обучающихся.

Курс включает раздел: коррекция результатов освоения учебных предметов АООП. В

содержание

курса

включены

учебные

предметы:

математика,

чтение,

русский

язык,

мир

природы и человека, особое внимание отведено формированию и развитию пространственно-

временных

представлений

и

ликвидации

пробелов

знаний

(ЛПЗ).

Коррекционные

занятия

строятся на основе интеграции учебных дисциплин.

Коррекционная работа является личностно-ориентированной, проводится систематически, с

поэтапным

усложнением

содержания

материала,

учитывает

зону

ближайшего

развития

и

постепенным уменьшением помощи взрослого.

Программа

построена

с

учетом

специфических

особенностей

познавательной

и

эмоционально-волевой

сферы

деятельности,

обучающихся

с

интеллектуальной

недостаточностью, их потенциальных возможностей.

III. Место коррекционного курса в учебном плане

Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является

обязательной частью внеурочной деятельности и представлена индивидуальными

коррекционно-развивающими занятиями (дефектологическими), направленными на

пропедевтику и коррекцию результатов освоения учебных предметов и формирование навыков

адаптации личности в современных жизненных условиях.

Индивидуальная коррекционная работа проводится с каждым обучающимся 1 раз в неделю,

2 коррекционных занятия по 20 минут каждое, рассчитана на 44 часа для дополнительного

первого (I

1

) (в том числе 6 часов –диагностическое обследование) и 46 часа для II класса (в том

числе 6 часов –диагностическое обследование).

IV. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты:

владение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся

и

развивающемся мире;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, социально значимых мотивов

учебной деятельности;

владение навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях;

наличие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

наличие

этических

качеств,

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

принятие

безопасного,

здорового

образа

жизни,

наличие

мотивации

к

работе

на

результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

Дополнительный первый класс (I

1

)

Минимальный уровень:

определять свойства: знание основного цветового спектра;

ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;

читать цифры от 1 до 5;

сравнивать числа в пределах 5;

осуществлять арифметические действия в пределах 5;

называть предметы из ближайшего окружения, узнавать и показывать их среди других

предметов и на картинках;

правильно произносить звуки (по индивидуальным возможностям).

Достаточный уровень:

определять свойства предметов: цвет, назначение;

распознавать, находить на рисунке и называть геометрические фигуры;

соотносить количество предметов с цифрой;

читать, записывать цифры от 1 до 5;

складывать и вычитать в пределах 5;

ориентироваться в макропространстве «относительно себя», «относительно предметов»,

«по схеме»;

ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и на листе

бумаги, понимать словесные

обозначения пространства;

ориентироваться во времени суток, соотнося собственную деятельность со временем;

соотносить предметы с сенсорными эталонами (геометрические фигуры, время);

классифицировать объекты;

располагать предметы в микро и -макропространстве;

обводить и штриховать контуры предметов;

вычленять заданный предмет из зашумленного изображения;

узнавать и называть положение частей тела на себе (понятия «справа, слева, посередине,

впереди, сзади»);

употреблять предлоги под, на, в, за, перед в соответствии с местонахождением

предметов в микро и -макропространстве;

называть времена года, месяцы, дни недели и части суток.

2 класс

Минимальный уровень:

читать, записывать числа от 11 до 20;

выполнять

практические

действия

с

предметами

по

заданию

на

увеличение

и

уменьшение количества предметов (при помощи учителя);

решать текстовые задачи арифметическим действием с опорой на краткую запись (с

помощью учителя);

сравнивать именованные числа;

определять время по часам с точностью до 1 часа;

определять

с

помощью

угольника

вид

угла:

прямой,

тупой,

острый

помощью

учителя);

распознавать геометрические фигуры, их изображения на бумаге в клетку (при помощи

учителя);

читать по слогам слова, простые предложения;

писать большую букву в именах, фамилиях людей, в кличках животных.

Достаточный уровень:

читать, записывать числа от 11 до 20, соотносить количество предметов с числом;

называть предыдущее и последующее число;

измерять длины отрезков, сравнивать с 1дм;

выполнять сложение чисел без перехода через десяток в пределах 20, опираясь на знание

состава разрядных единиц в двузначном числе (десяток, единицы);

находить элементы угла: вершина, стороны;

сравнивать именованные числа;

определять время по часам с точностью до 1 часа;

присчитывать, отсчитывать по 2, 5 в пределах 20;

определять с помощью угольника вид угла: прямой, тупой, острый (с помощью учителя);

делить предметы поровну на две части.

плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

правильно писать предлоги со словами;

анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные

звонкие

и

глухие, р — л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в

произношении, написании;

ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и на листе

бумаги, понимать словесные

обозначения пространства, называние пальцев рук и их

взаиморасположения;

ориентироваться во времени суток, соотнося собственную деятельность со временем;

соотносить предметы с сенсорными эталонами (геометрические фигуры, время);

классифицировать объекты;

располагать предметы в микро и -макропространстве;

обводить и штриховать контуры предметов;

вычленять заданный предмет из зашумленного изображения;

узнавать и называть положение частей тела на себе (понятия «справа, слева, посередине,

впереди, сзади»);

ориентироваться в макропространстве «относительно себя», «относительно предметов»,

«по схеме».

употреблять предлоги под, на, в, за, перед в соответствии с местонахождением

предметов в микро и -макропространстве;

называть времена года, месяцы, дни недели и части суток.

V.Тематическое планирование коррекционной работы

Дополнительный первый класс (I

1

)

п/п

Наименование раздела коррекционной

работы

Количество часов

I

II

III

IV

1

Коррекция результатов освоения учебных

предметов

-

8

18

12

2

Диагностическое обследование

6

Итого: 44 часа

II класс

п/п

Наименование раздела коррекционной

работы

Количество часов

I

II

III

IV

1

Коррекция результатов освоения учебных

предметов

-

8

20

12

2

Диагностическое обследование

6

Итого: 46 часов

VI. Описание материально-технического обеспечения

образовательной деятельности

Учебники:

1.

Алышева

Т.В.

Учебник

«Математика»,

1

класс,

в

2

частях

для

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений

VIII

вида.

4-е

изд.

М.:

Просвещение, 2013.

2.

Алышева

Т.В.

Учебник

«Математика»,

2

класс,

в

2

частях

для

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений

VIII

вида.

4-е

изд.

М.:

Просвещение, 2011.

3. Е.Д. Худенко, Г.А. Фёдорова. Развитие

устной речи (на основе ознакомления с

окружающим миром): Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ

VIII вида. 2 класс.- М.: АРКТИ,2013.-120с.

4. Букварь: учебное пособие /Н.С. Жукова; ил. В. Трубицына и Ю. Трубициной.- М.:

Эксмо, 2014.-96 с.

5.

Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И.Букварь. 1 класс. В 2 частях. Ч.1

(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)/А.К.Аксенова – М.:

Просвещение, 2017.

6.

Ильина С. Ю., Аксенова А. К., Головкина Т. М. Чтение. 2 класс. В 2 ч. (для

обучающихся с интеллектуальными нарушениями)/А.К.Аксенова – М.:

Просвещение, 2017.

Программно-методическое обеспечение:

1. А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др. Программы специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс.

1-4 классы - 8-е изд. – М., Просвещение, 2013. - 176 с.

2.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.

3.

Е.А. Стребелева. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе

дидактических игр: пособие для дефектолога. М.: Издательство ВЛАДОС, 2018.-256

с.

4.

Мурылёва

И.С.

Обучение

грамоте:

учим

звуки

и

буквы.

Альбом

игровых

упражнений для детей 4-5 лет/ .- М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018.-64 с.

5. Мурылёва И.С. Обучение грамоте: читаем слова и предложения. Альбом игровых

упражнений для детей 5-6 лет/ .- М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018.-64 с.

6. Мазанова

Е.В.

Учусь

работать

с

текстом.

Альбом

упражнений

по

коррекции

дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.- 2-е изд., испр.-М.:

ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ,2018.-48 с.

7. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и

коррекции оптической дисграфии.- М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018.-32 с.

8. Мазанова

Е.В.

Учусь

работать

со

словом.

Альбом

упражнений

по

коррекции

аграмматической дисграфии.- 2-е изд., испр.-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ.2017.-48 с.

9. Т.С. Резниченко. Я запоминаю слоги.

10.

И.А. Андреева. 30 уроков счёта. – Минск:Кузьма:Принтбук,2017.-32 с.:ил.-Серия

«Золотые прописи».

11.

Яцель О.С. Коррекция оптической дисграфии у младших школьников. Альбом

упражнений для индивидуальной работы.- М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2013.-32 с.

12.

Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.

Альбом 1.- 3-е изд.,испр.- М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2014.-48 с.

13.

Цуканова С.П. Я учусь говорить и читать. Альбом 1 для индивидуальной работы.-

М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2015.-32 с.

14.

Цуканова С.П. Я учусь говорить и читать. Альбом 2 для индивидуальной работы.-

М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2015.-64 с.

15.

Цуканова С.П. Я учусь говорить и читать. Альбом 3 для индивидуальной работы.-

М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2013.-32 с.

16.

Т.И. Нелипенко. Современный урок в коррекционном классе. – Изд. 2-е, перераб.-

Волгоград: Учитель.-130 с.

17.

Подрезова

И.А.

Школа

умелого

карандаша.

Рабочая

тетрадь

по

развитию

графических

навыков

у

детей

5-7

лет

с

речевыми

нарушениями.-

М.:

ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017.-32 с.

18.

Кудрина С.В. Уроки математики. Конспекты занятий и дидактический материал

для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:

пособие для педагога- дефектолога. - М: ВЛАДОС, 2010.

19.

Шабанова А.А. Математика. Коррекционно- развивающие занятия. - Волгоград:

Учитель, 2009.

Печатные пособия:

- счетный материал (цветные палочки, счетные палочки);

- наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой

в стандарте образования по учебным предметам и в программе обучения (в том числе

цифровой форме);

- касса цифр, знаков с магнитным креплением; числовой ряд чисел 1-10, 1-100;

Учебно-практическое оборудование:

-

комплекты для обучения по учебным предметам (наборное полотно, модель сутки;

набор букв, цифр, образцы печатных и письменных букв, цифр);

- геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги, прямоугольники);

- наборы дидактических карточек-заданий по учебным предметам;

- таблица состава чисел дидактический раздаточный материал;

- наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборы муляжей (фрукты, овощи,

ягоды и т.д.);

- настольные развивающие игры («Цифры», «Буквы»);

- дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);

Технические средства обучения:

- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц;

- планшетный компьютер.



В раздел образования