Авторы: Щербакова Софья Сергеевна, Щербакова Елена Вениаминовна
Должность: учитель–дефектолог, учитель
Учебное заведение: МКОУ "Специальная школа № 80"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область–Кузбасс
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рабочая программа коррекционно–развивающих занятий учителя–дефектолога для дополнительного 1 и 2 классов школы VIII вида"
Раздел: среднее образование
МКОУ «Специальная школа №____VIII вида»
УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована
Директор МКОУ к работе педагогическим
«Специальная школа №____VIII вида» советом школы №____
__________________ Протокол №__
от « ___ » ____________ 2018г.
Программа обсуждена на
методическом объединении
учителей начальных классов
Протокол №__
от « ____ » ___________ 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий
для дополнительного первого (I
1
) – II классов
Составлена на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», М-
во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. -365 с.
Составитель программы:
учитель-дефектолог МКОУ
«Специальная школа № ___ VIII вида»,
Новокузнецк, 2018 г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью для дополнительного
первого
(I
1
) - II
классов
разработана
на
основе
требований
к
личностным
и
предметным
результатам освоения АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и программы формирования базовых учебных действий, в соответствии с
1. Федеральным законом Российской Федерации Федеральным законом от 29. 12. 2012г.
№273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 года №1599.
3.
Примерной
адаптированной
основной
образовательной
программой
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанной на
основе
ФГОС
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями).
4 .
Программой
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений
VIII
вида
подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013 г.
Главной
целью
программы
является
обеспечение
успешности
освоения
АООП
обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе
сохранных
компонентов
(зрительное
восприятие,
слуховое,
кинестетическое,
восприятие
запаха, вкуса).
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы, и направлен на решение
следующих задач:
формирование личностных, предметных базовых учебных действий (БУД) на всех этапах
учебного процесса;
повышение уровня общего развития, восполнения пробелов предшествующего развития
и обучения;
выявление
особых
образовательных
потребностей,
обучающихся
с
умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной
имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии
осуществление
индивидуально-ориентированной
психолого-медико-педагогической
помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учётом
особенностей
психофизического
развития
и
индивидуальных
возможностей,
обучающихся
(в
соответствии
с
рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии);
организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учётом индивидуальных
и типологических особенностей психофизического развития
и индивидуальных
возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов
(при необходимости);
реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
консультативной
и
методической
помощи
по
психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам,
связанным с их воспитание и обучением.
Программа
коррекционно-развивающих
занятий
рассчитана
на
обучающихся
с
умственной отсталостью для дополнительного первого (I
1
) – II классов и составлена с учетом их
психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей.
II.
Общая характеристика коррекционного курса
Дети
с
нарушением
интеллекта
имеют
общую
психическую
незрелость,
низкую
познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах
психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания,
мышления
и
эмоционально-волевой
сферы
детей
с
нарушением
интеллекта.
Отмечается
недостаточность
процесса
переработки
сенсорной
информации.
Зачастую
дети
не
могут
целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя
лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и
явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны.
Своеобразна
и
речь
данных
детей.
Недоразвитие
речи
проявляется
в
нарушениях
звукопроизношения, бедности и ограниченности словаря. У детей наблюдается недостаточность
фонетико-фонематического
восприятия,
снижения
слухоречевой
памяти,
недоразвитие
всех
компонентов речи. Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности ориентировании во
времени
и
пространстве.
Отмечается
недостаточная
координация
пальцев,
кисти
руки,
недоразвитие мелкой моторики.
Представленная программа отражает содержание коррекционно-развивающих занятий,
подобранных с учетом перечисленных во ФГОС и Примерной АООП особых образовательных
потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
получивших рекомендацию ПМПК.
Общая
цель
коррекционных
занятий
заключается
в
применении
разных
форм
взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем в
учебном
и
познавательном
развитии,
гармонизацию
личности,
коррекцию
недостатков
саморегуляции, формирование учебной мотивации, обеспечение успешности освоения АООП
обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с особыми образовательными потребностями определяются общие задачи
курса:
- совершенствование познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и
профилактики вторичных нарушений
психологического развития, коррекция индивидуальных
пробелов в знаниях;
- стимулирование познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному
и
социальному
миру
и
осознанию
имеющихся
трудностей,
формирование
школьной
мотивации;
- освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие закреплению
дезадаптивных черт и отклонений в формировании
личности;
- содействие становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных
дисфункций, а также достижению личностных и
метапредметных результатов образования.
Во 2 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
- продолжать формировать основы саморегуляции, коррекции недостатков познавательной
деятельности,
уменьшения
степени
эмоционального
неблагополучия,
освоения
приемов
продуктивной коммуникации;
-создать условия для закрепления правил поведения в школе, развития интереса к себе,
одноклассникам, учителю, продолжать формировать
навыки продуктивной коммуникации с
одноклассниками,
в
т.ч.
совместной
деятельности
с
ними,
что
оптимизирует
социальное
взаимодействие обучающегося;
-корригировать
типичные
дисфункции:
недостатки
пространственно-временных
представлений,
контроля,
трудности
произвольной
концентрации
внимания,
недостатки
зрительно-моторной координации и пр.;
-корригировать
недостатки
перцептивных
(отнесения
к
сенсорному
эталону,
перцептивного моделирования-конструирования) и мыслительных
(анализ, синтез, сравнение,
обобщение,
абстрагирование,
классификация,
сериация)
операций
и
действий,
обучать
использованию знаковосимволических средств для организации познавательной деятельности;
- содействовать развитию сферы жизненной компетенции, достижению личностных и
метапредметных
результатов
образования,
обозначенных
в
рабочих
программах
учебных
предметов
для
первого
класса.
формирование
осознанной
саморегуляции
познавательной
деятельности
и
поведения
–
способности
к
самостоятельной
организации
собственной
деятельности;
- совершенствовать познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и
профилактики вторичных нарушений
психологического развития, коррекция индивидуальных
пробелов в знаниях;
- стимулировать познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному и
социальному миру и осознанию имеющихся
трудностей, формирование школьной мотивации;
- содействовать становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных
дисфункций, а также достижению личностных и
метапредметных результатов образования.
формировать базовые математические знания соответствующие возрасту, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать на
доступном уровне программу образования, решать
адекватные
возрасту
практические
задачи,
требующие
действий
с
величинами,
а
также
коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в
целом;
- формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях;
формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме;
уточнять
и
расширять
представления
о
геометрических
фигурах,
пространственных
отношениях;
- формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также оперировать
с результатами измерений и использовать их на практике;
- учить решать текстовые задачи;
- формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения
математической символики и обучения
составлению различных схем;
- формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным
курсом
математики
(наблюдения,
анализа,
сравнения,
противопоставления
и
обобщения
математических свойств и отношений);
- удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за счет упрощения учебно-познавательных
задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
- закреплять умения и навыки каллиграфии;
-
уточнять,
расширять
и
активизировать
словарный
запас
путем
расширения
непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
− развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать
целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики, внятности и
выразительности речи);
- формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным
курсом русского языка (наблюдения, сравнения и
обобщения явлений языка).
В
ходе
реализации
коррекционного
курса
учитель-дефектолог
учитывает
рекомендации
учителя, касающиеся необходимости усиленной работы с конкретными обучающимися над
ликвидацией
пробелов
предшествующего
обучения
и
пропедевтики
в
освоении
нового
материала согласно требуемым результатам обучения в соответствии с ФГОС.
Учитель- дефектолог реализует модули, направленные на формирование пространственно-
временных
представлений,
сенсомоторной
сферы:
тактильное,
слуховое,
вкусовое,
обонятельное, зрительное восприятие, активизацию познавательной деятельности.
Учитель-дефектолог
применяет
преимущественно
индивидуальную
форму
организации
обучающихся, корригирует пробелы обучения, осуществляет пропедевтические мероприятия,
направленные
на
формирование
базовых
учебных
действий,
задействует
все
сохранные
анализаторы и компоненты личностной сферы обучающихся.
Курс включает раздел: коррекция результатов освоения учебных предметов АООП. В
содержание
курса
включены
учебные
предметы:
математика,
чтение,
русский
язык,
мир
природы и человека, особое внимание отведено формированию и развитию пространственно-
временных
представлений
и
ликвидации
пробелов
знаний
(ЛПЗ).
Коррекционные
занятия
строятся на основе интеграции учебных дисциплин.
Коррекционная работа является личностно-ориентированной, проводится систематически, с
поэтапным
усложнением
содержания
материала,
учитывает
зону
ближайшего
развития
и
постепенным уменьшением помощи взрослого.
Программа
построена
с
учетом
специфических
особенностей
познавательной
и
эмоционально-волевой
сферы
деятельности,
обучающихся
с
интеллектуальной
недостаточностью, их потенциальных возможностей.
III. Место коррекционного курса в учебном плане
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является
обязательной частью внеурочной деятельности и представлена индивидуальными
коррекционно-развивающими занятиями (дефектологическими), направленными на
пропедевтику и коррекцию результатов освоения учебных предметов и формирование навыков
адаптации личности в современных жизненных условиях.
Индивидуальная коррекционная работа проводится с каждым обучающимся 1 раз в неделю,
2 коррекционных занятия по 20 минут каждое, рассчитана на 44 часа для дополнительного
первого (I
1
) (в том числе 6 часов –диагностическое обследование) и 46 часа для II класса (в том
числе 6 часов –диагностическое обследование).
IV. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты:
владение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся
и
развивающемся мире;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, социально значимых мотивов
учебной деятельности;
владение навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
наличие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
наличие
этических
качеств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
принятие
безопасного,
здорового
образа
жизни,
наличие
мотивации
к
работе
на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Дополнительный первый класс (I
1
)
Минимальный уровень:
определять свойства: знание основного цветового спектра;
ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
читать цифры от 1 до 5;
сравнивать числа в пределах 5;
осуществлять арифметические действия в пределах 5;
называть предметы из ближайшего окружения, узнавать и показывать их среди других
предметов и на картинках;
правильно произносить звуки (по индивидуальным возможностям).
Достаточный уровень:
определять свойства предметов: цвет, назначение;
распознавать, находить на рисунке и называть геометрические фигуры;
соотносить количество предметов с цифрой;
читать, записывать цифры от 1 до 5;
складывать и вычитать в пределах 5;
ориентироваться в макропространстве «относительно себя», «относительно предметов»,
«по схеме»;
ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и на листе
бумаги, понимать словесные
обозначения пространства;
ориентироваться во времени суток, соотнося собственную деятельность со временем;
соотносить предметы с сенсорными эталонами (геометрические фигуры, время);
классифицировать объекты;
располагать предметы в микро и -макропространстве;
обводить и штриховать контуры предметов;
вычленять заданный предмет из зашумленного изображения;
узнавать и называть положение частей тела на себе (понятия «справа, слева, посередине,
впереди, сзади»);
употреблять предлоги под, на, в, за, перед в соответствии с местонахождением
предметов в микро и -макропространстве;
называть времена года, месяцы, дни недели и части суток.
2 класс
Минимальный уровень:
читать, записывать числа от 11 до 20;
выполнять
практические
действия
с
предметами
по
заданию
на
увеличение
и
уменьшение количества предметов (при помощи учителя);
решать текстовые задачи арифметическим действием с опорой на краткую запись (с
помощью учителя);
сравнивать именованные числа;
определять время по часам с точностью до 1 часа;
определять
с
помощью
угольника
вид
угла:
прямой,
тупой,
острый
(с
помощью
учителя);
распознавать геометрические фигуры, их изображения на бумаге в клетку (при помощи
учителя);
читать по слогам слова, простые предложения;
писать большую букву в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Достаточный уровень:
читать, записывать числа от 11 до 20, соотносить количество предметов с числом;
называть предыдущее и последующее число;
измерять длины отрезков, сравнивать с 1дм;
выполнять сложение чисел без перехода через десяток в пределах 20, опираясь на знание
состава разрядных единиц в двузначном числе (десяток, единицы);
находить элементы угла: вершина, стороны;
сравнивать именованные числа;
определять время по часам с точностью до 1 часа;
присчитывать, отсчитывать по 2, 5 в пределах 20;
определять с помощью угольника вид угла: прямой, тупой, острый (с помощью учителя);
делить предметы поровну на две части.
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
правильно писать предлоги со словами;
анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные
звонкие
и
глухие, р — л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в
произношении, написании;
ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и на листе
бумаги, понимать словесные
обозначения пространства, называние пальцев рук и их
взаиморасположения;
ориентироваться во времени суток, соотнося собственную деятельность со временем;
соотносить предметы с сенсорными эталонами (геометрические фигуры, время);
классифицировать объекты;
располагать предметы в микро и -макропространстве;
обводить и штриховать контуры предметов;
вычленять заданный предмет из зашумленного изображения;
узнавать и называть положение частей тела на себе (понятия «справа, слева, посередине,
впереди, сзади»);
ориентироваться в макропространстве «относительно себя», «относительно предметов»,
«по схеме».
употреблять предлоги под, на, в, за, перед в соответствии с местонахождением
предметов в микро и -макропространстве;
называть времена года, месяцы, дни недели и части суток.
V.Тематическое планирование коррекционной работы
Дополнительный первый класс (I
1
)
№
п/п
Наименование раздела коррекционной
работы
Количество часов
I
II
III
IV
1
Коррекция результатов освоения учебных
предметов
-
8
18
12
2
Диагностическое обследование
6
Итого: 44 часа
II класс
№
п/п
Наименование раздела коррекционной
работы
Количество часов
I
II
III
IV
1
Коррекция результатов освоения учебных
предметов
-
8
20
12
2
Диагностическое обследование
6
Итого: 46 часов
VI. Описание материально-технического обеспечения
образовательной деятельности
Учебники:
1.
Алышева
Т.В.
Учебник
«Математика»,
1
класс,
в
2
частях
для
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений
VIII
вида.
–
4-е
изд.
–
М.:
Просвещение, 2013.
2.
Алышева
Т.В.
Учебник
«Математика»,
2
класс,
в
2
частях
для
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений
VIII
вида.
–
4-е
изд.
–
М.:
Просвещение, 2011.
3. Е.Д. Худенко, Г.А. Фёдорова. Развитие
устной речи (на основе ознакомления с
окружающим миром): Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ
VIII вида. 2 класс.- М.: АРКТИ,2013.-120с.
4. Букварь: учебное пособие /Н.С. Жукова; ил. В. Трубицына и Ю. Трубициной.- М.:
Эксмо, 2014.-96 с.
5.
Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И.Букварь. 1 класс. В 2 частях. Ч.1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)/А.К.Аксенова – М.:
Просвещение, 2017.
6.
Ильина С. Ю., Аксенова А. К., Головкина Т. М. Чтение. 2 класс. В 2 ч. (для
обучающихся с интеллектуальными нарушениями)/А.К.Аксенова – М.:
Просвещение, 2017.
Программно-методическое обеспечение:
1. А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др. Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс.
1-4 классы - 8-е изд. – М., Просвещение, 2013. - 176 с.
2.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.
3.
Е.А. Стребелева. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе
дидактических игр: пособие для дефектолога. М.: Издательство ВЛАДОС, 2018.-256
с.
4.
Мурылёва
И.С.
Обучение
грамоте:
учим
звуки
и
буквы.
Альбом
игровых
упражнений для детей 4-5 лет/ .- М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018.-64 с.
5. Мурылёва И.С. Обучение грамоте: читаем слова и предложения. Альбом игровых
упражнений для детей 5-6 лет/ .- М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018.-64 с.
6. Мазанова
Е.В.
Учусь
работать
с
текстом.
Альбом
упражнений
по
коррекции
дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.- 2-е изд., испр.-М.:
ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ,2018.-48 с.
7. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и
коррекции оптической дисграфии.- М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018.-32 с.
8. Мазанова
Е.В.
Учусь
работать
со
словом.
Альбом
упражнений
по
коррекции
аграмматической дисграфии.- 2-е изд., испр.-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ.2017.-48 с.
9. Т.С. Резниченко. Я запоминаю слоги.
10.
И.А. Андреева. 30 уроков счёта. – Минск:Кузьма:Принтбук,2017.-32 с.:ил.-Серия
«Золотые прописи».
11.
Яцель О.С. Коррекция оптической дисграфии у младших школьников. Альбом
упражнений для индивидуальной работы.- М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2013.-32 с.
12.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.
Альбом 1.- 3-е изд.,испр.- М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2014.-48 с.
13.
Цуканова С.П. Я учусь говорить и читать. Альбом 1 для индивидуальной работы.-
М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2015.-32 с.
14.
Цуканова С.П. Я учусь говорить и читать. Альбом 2 для индивидуальной работы.-
М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2015.-64 с.
15.
Цуканова С.П. Я учусь говорить и читать. Альбом 3 для индивидуальной работы.-
М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2013.-32 с.
16.
Т.И. Нелипенко. Современный урок в коррекционном классе. – Изд. 2-е, перераб.-
Волгоград: Учитель.-130 с.
17.
Подрезова
И.А.
Школа
умелого
карандаша.
Рабочая
тетрадь
по
развитию
графических
навыков
у
детей
5-7
лет
с
речевыми
нарушениями.-
М.:
ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017.-32 с.
18.
Кудрина С.В. Уроки математики. Конспекты занятий и дидактический материал
для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
пособие для педагога- дефектолога. - М: ВЛАДОС, 2010.
19.
Шабанова А.А. Математика. Коррекционно- развивающие занятия. - Волгоград:
Учитель, 2009.
Печатные пособия:
- счетный материал (цветные палочки, счетные палочки);
- наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой
в стандарте образования по учебным предметам и в программе обучения (в том числе
цифровой форме);
- касса цифр, знаков с магнитным креплением; числовой ряд чисел 1-10, 1-100;
Учебно-практическое оборудование:
-
комплекты для обучения по учебным предметам (наборное полотно, модель сутки;
набор букв, цифр, образцы печатных и письменных букв, цифр);
- геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги, прямоугольники);
- наборы дидактических карточек-заданий по учебным предметам;
- таблица состава чисел дидактический раздаточный материал;
- наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборы муляжей (фрукты, овощи,
ягоды и т.д.);
- настольные развивающие игры («Цифры», «Буквы»);
- дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
Технические средства обучения:
- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц;
- планшетный компьютер.