Автор: Касимова Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д⁄с №73
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Семейный вечер
Тема: "Никого не обижает тот, кто пользуется своим правом"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «ЦРР-Д/С №73»
КОНСПЕКТ
СЕМЕЙНОГО ВЕЧЕРА
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ №9 «МАРГАРИТКА»
ТЕМА: «НИКОГО НЕ ОБИЖАЕТ ТОТ, КТО ПОЛЬЗУЕТСЯ
СВОИМ ПРАВОМ»
К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ
«МАЛЕНЬКИМ ДЕТЯМ-БОЛЬШИЕ ПРАВА»
Воспитатели:
Касимова М.А.
Коротичева А.А.
Ставрополь, 2019
Образовательные
задачи:
Формировать
у
детей
основы
правового
взаимодействия
с
окружающими
людьми.
Актуализировать
у
детей
и
взрослых представления о правах и обязанностях.
Вовлечь родителей в
образовательную
деятельность,
направленную
на
формирование
у
детей
основ правовой культуры.
Развивающие задачи: развивать способность оценивать свое поведение и
поступки
других
людей
согласно
правовым
нормам,
взаимодействие
с
людьми
нормативными
способами
с
учетом
позиций
и
потребностей
окружающих людей.
Воспитательные
задачи:
воспитывать
в
детях
личностные
качества
–
активность,
инициативность,
самостоятельность,
вежливость,
эмпатию
,
уважение к другим людям.
Материалы и оборудование: солнышко с улыбкой, эмблемы с изображением
солнышка, экспонаты участников, сценическая атрибутика по сказкам, цветы
с вазой, фломастеры.
Интеграция
образовательных
областей:
социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Содержание деятельности:
Введение в образовательную ситуацию:
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые дети и родители!
Всем нам известно, что люди на Земле появились очень давно, тысячи лет
назад, тогда же и появились вопросы, на что они имеют право, а на что не
имеют.
Со
временем
люди,
решили
искать
на
эти
вопросы
ответы,
в
результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой
записано всё, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту
книгу взрослые написали для себя, а заботясь о детях, написали вторую книгу
«Конвенцию о правах ребёнка».
Сегодняшний вечер посвящён правилам взаимодействия с окружающими нас
людьми. Есть такое выражение «Никого не обижает тот, кто пользуется своим
правом». Как вы думаете, о чём говорится в этом выражении? (Человек,
который знает свои права, не будет нарушать права других людей и будет
относится к ним с уважением)
Актуализация представлений по теме:
Воспитатель: Ребята, какие у вас есть права? ( Право на семью, имя, отдых и
т.д.).
Право на имя. Обращаться к другим по имени, вежливо, уважительно.
Совершенно верно.
А если бы не было такого права, как право на имя?
( Люди бы не знали , как обратиться к своему товарищу, собеседнику. Это
вызывало бы затруднение при общение).
Воспитатель: Конечно, у каждого человека есть имя, которое отличает его от
другого человека. Ведь имена – это особые слова, они очень много значат
для нас. И к их выбору каждый родитель относится очень внимательно.
Уважаемые родители, расскажите пожалуйста об именах ваших
детей. Почему именно так вы назвали своего ребенка и с чем связан выбор
имени? (Ответы участников).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, допустимо ли
называть человека
грубыми словами, давать клички, коверкать имена? И почему этого делать не
нужно? ( Мы этим можем обидеть своего товарища, сделать ему не приятно).
Скажите,
а
вам
нравится
когда
к
вам
обращаются
или
называют
вас
ласковыми словами? (Да).
Поиграем с вами в игру «Назови ласково»?
П р о вод и т ь с я
и г р а
« Н а зо в и
л а с ко во » (
И г р а
п р о вод и т ь с я
с
импровизированным солнышком).
Ход игры: участник передает солнышко соседу со словами «Здравствуй, меня
зовут
Анастасия»
второй
участник
,
взяв
в
руки
солнышко,
благодарит:
«Спасибо, Настенька» и так по кругу.
Добрые приятные слова, комплименты могут улучшить наше настроение.
Попробуем поиграть ещё в одну интересную игру?
Проводится игра « Стиральная машина».
Ход игры:
Дети становятся напротив родителей лицом друг к другу. Один из участников
проходит
через
этот
коридор
так
называемую
«мойку»,
а
остальные
участники дружески пожимают руку и говоря приятные слова и комплименты
отдают маленькое солнышко. Итак игра повторяется со всеми участниками.
Воспитатель: Согласны, что мы от добрых слов стали чуточку добрее?. Есть
одно очень замечательное высказывание: Давайте восклицать, друг другом
восхищаться, высокопарных слов не надо опасаться. Давайте говорить друг
другу
комплименты,
ведь
это
все
любви
счастливые
моменты!
(
Булат
Окуджава).
Выставка любимых экспонатов.
Воспитатель: Настроение наше улучшилось, спасибо, что благодаря Вам у
нас
получилась
такая
чудесная
выставка
любимых
экспонатов
и
мы
предлагаем её рассмотреть. Каждый наш экспонат, очень дорог для каждого
из нас. Поделимся друг с другом, чем же она для нас так ценна?. ( Рассказы
участников).
Воспитатель: Ребята скажите, а можно брать чужую вещь без спроса? (нет).
А
почему,
как
вы
думаете?
(
Человек
может
расстроиться,
ему
будет
неприятно). Каждый человек имеет свои личные вещи и дорожит ими. Эти
предметы
требуют
бережного,
уважительного
отношения
со
стороны
окружающих.
А что же делать, если нам очень понравилась чья то вещь и мы хотим ее
рассмотреть? ( Можно вежливо попросить и рассматривать очень аккуратно.)
Мы предлагаем поиграть в игру.
Проводится игра «Попроси вежливо разрешения рассмотреть экспонат »
Ход игры:
Участники садятся в круг. Ведущий вежливо обращается к своему соседу, с
просьбой посмотреть его экспонат. И так по кругу.
Воспитатель: Какое право мы с вами вспомнили? (ответы участников). Это
право на личные вещи и бережное отношение к личным вещам других людей.
Уважаемые участники, слышали ли вы такую пословицу «Делу время , а
потехе час»? (да) О чем же говорится в этой пословице?
В ней говорится, что все имеют право на отдых и уважительное отношение к
отдыху окружающих людей.
Воспользуемся этим правом, отдохнём?
Право на неприкосновенность к личным вещам.
Проводится игра «По местам»
Ход игры:
Участники образуют круг, перед каждым лежит предмет ( кубик, мешочек,
кегля и т.д.). Под музыку все разбегаются по залу, а ведущий убирает один
предмет. Как только музыка заканчивается, все играющие быстро становятся
у оставшихся предметов. Тот, кто остался без предмета выбывает из игры.
Право на отдых и уважительное отношение друг к другу.
Воспитатель:
Поиграли, отдохнули. Ребята отдыхать хорошо, а есть ли какие-то правила, не
нарушать отдых других людей? (да) . Вот допустим, мама пришла с работы
уставшая, а вам хочется поиграть. Как вы будете играть? (тихо, стараясь не
шуметь)
Ребенок читает стихотворение «Мама спит, она устала..»( Елена Благинина).
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
-Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
В слух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
-Ничего,-шепнул он будто,-
Посидим и в тишине!...
Воспитатель: Конечно, в тихие игры бывает играть сложно. Попробуем?
Ребята, мы вами будем показывать пантомиму, а мамы будут угадывать.
Ход
игры:
Дети
становятся
так,
чтобы
не
мешать
друг
другу.
Ведущий
подходит к одному из игроков, называет слово, например животное (кошка).
Участник показывает его без слов и звуков, с помощью жестов, мимики. А
родители отгадывают.
Молодцы, все справились с заданием!
Нарушение прав сказочных героев. (Не нарушайте права других людей)
Воспитатель: Ребята, скажите вы любите сказки? (да).
Чему они нас учат? (добру, добрым поступкам, ответственности и т.д.)
А могут ли в сказках встречаться ситуации, когда нарушаются права? (да)
Вот сейчас мы это и узнаем. Предлагаем побывать в ролях сказочных героев.
Каждая
семья
разыгрывает
сказочную
ситуацию,
а
остальные
участники
определяют, какое право было нарушено.
1-я семья: «Волк и красная шапочка» (Право на безопасность жизни)
-
Дёрни
за
верёвочку
–
дверь
и
откроется.
Вошла
девочка
в
домик
и
спрашивает:
Бабушка,
почему
у
тебя
такие
большие
руки?
Это,
чтобы
покрепче тебя обнять, дитя моё.
Бабушка, почему у тебя такие большие уши? Это, чтобы лучше
слышать тебя, дитя моё.
Бабушка, почему у тебя такие большие глаза? Это, чтобя лучше
видеть тебя, дитя моё.
Бабушка, почему у тебя такие большие зубы? А это, чтоб
поскорее
съесть
тебя!
Не
успела,
Красная
шапочка
и
охнуть,
как
волк
бросился на неё и проглотил.
2-я семья: « Гуси-лебеди» ( Право на защиту от похищение)
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что её приказывали: посадила
братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь – братца нет! Она его кликала, слезами заливалась,
причитала,- братец не откликнулся. Выбежала она в чисто поле и только
видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом.
3-я семья: « Буратино» (Право на образование)
- Добренький, хорошенький Буратино, что же ты будешь делать с этими
деньгами?
- Куплю куртку для папы Карло и новую азбуку…
- Азбуку, ох,ох! – сказала лиса Алиса, качая головой.
- Не доведёт тебя до добра это ученье…Вот я училась, а гляди, хожу на трех
лапах.
4-я семья: « Золушка» ( Право на отдых и защиту от эксплуатации)
- Признайся, Золушка, тебе очень хотелось бы попасть на бал?
- Ах, сестрицы, не смейтесь надо мной!
- Причеши нам волосы, почисть туфли и застегни застёжки, а ещё матушка
просыпала миску чечевицы в золу. Коль отберёшь её за два часа, тогда
можешь идти с нами на бал.
5-я семья: «12 месяцев» (Злоупотребление труда ребенка)
- Сходила бы ты в лес, да набрала бы там подснежников. Завтра сестрица
твоя именинница.
Посмотрела на мачеху девочка:
- Шутишь или вправду в лес посылаешь, страшно теперь в лесу, да и какие
среди зимы подснежники, раньше марта они не появятся на свет сколько их
не ищи.
- если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет. Ступай, да без цветов
не возвращайся. Вот тебе корзинка.
Итог:
Воспитатель: Как хорошо, что мы с вами сегодня вспомнили и закрепили все
правила уважительного отношения к другим людям. И чтобы не забыть и
придерживаться
их,
чтобы
не
обижать
других
людей,
запишем
их
на
лепестках цветов и соберём красивый букет.
Проводится коллективная работа.