Напоминание

«РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»


Автор: Харитонова Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Олененок"
Населённый пункт: город Муравленко
Наименование материала: Статья
Тема: «РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

РАБОТЫ

НА ТЕМУ: «РОЛЬ

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВСЕСТОРОННЕМ

РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Воспитатель: Харитонова С. Ю.

г. Муравленко, 2018

Что такое театр?

1

Это лучшее средство для общения

людей, для понимания их сокровенных

чувств. Это чудо, способное развивать в

ребёнке творческие задатки,

стимулировать развитие психических

процессов, совершенствовать телесную

пластичность, формировать

творческую активность;

способствовать сокращению духовной

пропасти между взрослыми и детьми.

К.С. Станиславский

Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней

свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем

мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить

в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою

очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в

обществе.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его

многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы

заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С

умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе

работы над выразительностью реплик персонажей, собственных

высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется

звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль,

произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко,

понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее

грамматический строй.

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует

освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию

способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями

малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав,

хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок

взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы

обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка.

Например, я на прогулке говорю, увидев ворону: "Посмотрите, какая

красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это

она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А

теперь полетаем и покаркаем, как ворона".

В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры

(бибабо, стендовый, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки

для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок",

"Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию в

2

инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Занятия театральной

деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности

ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и

общечеловеческую способность к взаимодействию, творчеству в любой

области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя

успешным. Я стараюсь помочь ребёнку открывать прекрасное в окружающем

мире, приобщаю его к доступным видам художественно-эстетической

деятельности.

Игра - наиболее доступный и интересный для ребёнка способ выражения

эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире игр, помогающих ребёнку

освоить правила и законы взрослых. Ребёнку предоставляется возможность

побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора и тем самым самовыразиться.

Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх,

как у взрослых. Поэтому театрализованной деятельности уделяю особое

значение, т. к. она поможет сформировать правильную модель поведения в

современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с детской

литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета,

традициями. Театрализованная игра - одно из эффективных средств

социализации дошкольника, т.к. создает благоприятные условия для развития

чувства партнёрства. В ходе совершенствования диалогов и монологов,

освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое

развитие.

Начиная с младшей группы, мои малыши интересовались играми с

куклой, их впечатляли небольшие сюжеты, показанные мною (по

стихотворениям А. Барто, потешкам, прибауткам). На основе их первых

впечатлений я стала помогать малышам развивать их творческие

способности. Вначале это были короткие инсценировки, например,

портретная зарисовка или диалог мой и персонажа с детьми. Например, я

показываю куклу детям:

-К вам пришла кукла Катя в нарядном платье. Что это у Кати? (Бантик.) Да,

это бантик. А это что? (Шляпка) Что у неё на ножках? (Туфельки) Давайте

попросим Катю рассказать стишок деткам: "Катя, расскажи стишок

пожалуйста". (Катя рассказывает стихотворение). Катя, наши дети тоже знают

этот стишок. Послушай. (Дети хором читают «Петушок»).

Катя: Я - кукла Катя. У меня красивые платье и шляпка. Я люблю сказки. Я

расскажу вам сказку. (Дети слушают сказку " Куколка" сочиненная мною).

Я спрашиваю у детей: Хорошая сказка? Вам понравилась кукла Катя?

Давайте пригласим Катю ещё к нам прийти в гости. Приходи к нам, Катя,

еще, пожалуйста.

Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом.

Показывая мини - сказки в настольном театре, на фланелеграфе, в технике

бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, я передавала малышам

переживания героев через интонацию, через внешние действия героя. Все

слова и движения персонажей ярко отличаются по своему характеру и

3

настроению, говорила в

небыстром темпе и

действия сказки были

непродолжительными.

Рис. 1

А затем с удовольствием

наблюдала за детьми,

которые

используя

иллюстрации книги, как

ширму, а игрушки из

«Киндер – сюрприза», как

персонажей, показывали

мини- сказки уже

самостоятельно.(рис. 1)

Проанализировав игры, проведя диагностику детей в этой группе,

начала работу с составления плана работы. Для себя наметила два

направления для деятельности: эстетическое развитие детей через

театрализованные игры и художественно-речевая деятельность через

театрализованные игры. С целью раскрепощения и устранения внутренней

скованности малышей проводила специальные этюды, упражнения на

развитие эмоций. Например, простые этюды «Солнышко встаёт», «Солнышко

садиться», в которых эмоциональное состояние передаётся детям и они

выполняли соответствующие движения. Использовала склонность детей к

подражанию, добивалась выразительной имитации голосом различных звуков

живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают

щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда

перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей

делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных

чувств.

Формирование интереса к театрализованным играм складывается в

процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показываю я сама, дети

старших групп, профессиональные театры. Это вызывало желания детей

включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев

сказки. Обращала внимание детей на том, что в конце куклы кланяются,

просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы

(бибабо, самодельные куклы) использую так же на занятиях, в повседневном

общении. От их лица я благодарю и хвалю детей, здороваюсь и прощаюсь. В

ход занятий я включаю фрагменты драматизации, переодеваясь в

специальный костюм, меняя голос и интонацию.

Постепенно я расширяла игровой опыт за счет освоения разновидностей

игры драматизации, усложнением игровых заданий, в которые включается

ребенок, используя принцип последовательности:

4

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и

имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети

обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей

(неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»).

• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов

и прибауток («Заинька, попляши...», «Серенькая кошечка села у окошечка…»,

«Мишка косолапый…»).

• Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов

(В Сутеев «Цыпленок», «Курочка Ряба»)

• Мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок

(«Этот пальчик-дедушка...», «Тили-бом»).

Деятельность моя, как педагога направлена на стимулирование интереса

к творчеству и импровизации. Постепенно малыши включаются в процесс

игрового общения с театральными куклами, затем в совместные со взрослым

импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного

со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в

игровых драматических миниатюрах на свободные темы.

В средней группе у ребёнка углубляется интерес к театрализованным

играм. Дети учились сочетать в роли движение и текст, движение и слово,

развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх

действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт

освоения игры-драматизации. В работе с детьми использовала:

• Игры - драматизации по рассказам о животных, о жизни в детсаду;

• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»).

• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»).

• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам

(«Репка») .

•постановка мини - спектакля по произведению В. Сутеева «Под

грибом».

Усложнила театрально-игровые этюды («Зайчик просится в домик», «Злой

волк» и т.д.) и упражнения, которые положительно влияют на развитие

психических качеств детей: восприятия, образного мышления, воображения,

памяти, внимания. В ходе такого перевоплощения дети мгновенно подражают

новым героям. С группой наиболее активных детей мы драматизируем

простейшие сказки, используя настольный театр; с малоактивными -

драматизируем произведения с небольшим количеством действий.

5

Сказку В. Сутеева «Под

грибом» (рис.2) мы показали всем

детям нашего детского сада.

Начало было положено. Затем я с

детьми стала проводит различные

упражнения на внимание, на

развитие воображения: представь

себя холодильником, чайником и

так далее. Интерес у детей

появился. Заметила, что они стали

активнее в общении,

разговорчивее. Для большего

интереса стала больше проводить

бесед по произведениям, упражнения по формированию выразительности

исполнения – мимики, жестам, позе, интонации, настольный театр, театр

игрушек. Использовала некоторые приемы театрализации на занятиях,

неизменно вызывающий интерес: «Я — петушок. Посмотрите, какой у меня

яркий гребешок, какая бородка, как я важно хожу, как я звонко пою: ку-ка-ре-

ку!»Для самостоятельного

рис.2

показа предлагала детям сказки: «Репка», «Теремок», «Колобок»

(настольный театр). Фланелеграф - «Два жадных медвежонка», настольный -

«Лиса, заяц и петух», книжка-театр «Коза –дереза», пальчиковый театр

(«Жили у бабуси», «Пальчиковая семья»).

В процессе театрализованной деятельности с детьми, я стараюсь уделять

внимание развитию интереса к творчеству импровизации.

Импровизационность становится основой работы на этапе воплощения

образов героев, детей подводила к идее о том, что одного и того же героя,

ситуацию, сюжет можно показать по-разному. В театрализованных играх я

поощряла желание придумать свои способы реализации задуманного,

действовать в зависимости от своего понимания содержания текста. С таким

запасом знаний и умений мы пришли к старшей группе.

В старшей группе продолжаю работу с детьми по совершенствованию

исполнительского умения, развиваю чувство партнёрства. Проводятся

прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их

интонации, движения.) Для развития воображения провожу театрально -

игровые этюды, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на

тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами,

опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д. Создавая обстановку

свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать,

видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже

имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки

знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает

герой, вводить в действие новых персонажей. Дети подключаются к

придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной

6

деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и

непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо

сильнее, чем результат. Артистические способности детей быстро

развиваются. Этому способствуют выступления детей на городских,

внутрисадовских мероприятиях. Совместные распределения ролей,

проигрывание их в парах, коллективная работа, само участие в мероприятии -

всё это сближает детей, делает их партнёрами.

Старший дошкольный возраст – период режиссерской игры.

Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность

переплетается с событиями из мультфильмов, книг.

Организуя игру выбирают тему. Каждый придумывает кусочек сюжета к

выбранной теме. Моя задача как педагога – научить детей согласовывать

замыслы. Это требует от меня установления связей между событиями,

придуманными разными детьми. Обращаю внимание на то, что сочинять

интересно, когда каждый продолжает часть истории, придуманную другим.

В этом возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового

творчества каждого ребенка. В группе есть дети «сочинители», есть дети

«исполнители» и есть дети «режиссеры».Все их особенности удачно

сочетаются в игре.

У детей - «сочинителей» творческие проявления связаны прежде всего с

созданием игровых сюжетов, они рано переходят к фантазированию.

Дети-«исполнители» проявляют игровое творчество в реализации

замыслов при создании образов игровых персонажей, используя мимику,

жест, речевую интонацию.

Дети-«режиссеры» максимально проявляют себя в игровом

организационном общении, «дирижируя» замыслами игроков.

В старше группе я запланировала ряд театрализованных занятий по

подготовке спектакля «Теремок» для показа всему детскому саду к Дню

театра.

Театрализованные занятия строятся по определенной схеме:

- введение в тему, создание эмоционального настроения;

- театрализованная деятельность (в разных формах), где я и каждый

ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

-эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность

театрализованной деятельности.

Для удачного проведения таких занятий использую разнообразные

приемы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам (дети берут карточку, на которой

схематично изображен персонаж;

- проигрывание ролей в парах.

При проведении занятия необходимо:

- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

7

- если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям

с персонажем;

- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то,

чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

- в заключение различными способами вызывать у детей радость.

Успех таких занятий зависит от количества детей (не больше 10-12 чел.),

от воспитателя, а конкретнее от его умения владел основами актерского

мастерства и навыками режиссуры. Поэтому на таких занятиях я вместе с

детьми перевоплощаюсь то в зайчика, то в лису, то в медведя и т.д.

Для успешного осуществления театрализованной деятельности с детьми и

ее влияние на всестороннее развитие ребенка в группе оборудована

театральная зона или «Уголок сказок». В нем отводится место для

режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром

на рукавичках. В уголке располагаются:

- различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.;

- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для

кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

Рядом расположены: уголок ИЗО «Умелые ручки», книжный уголок,

музыкальный уголок и

уголок ряжения, где находятся различные костюмы.

Развитие театрализованной деятельности – это долгая работа, которая

требует мое участие, участие детей, родителей и второго педагога,

музыкального педагога, требует использования разнообразных приемов,

различных интересных форм проведения развлечений, праздников, досуга,

где все являются равноправными участниками, создания определенных

условий, использования различных видов театров, художественной

литературы, загадок, стихов, картин, музыкальных произведений.

Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации

педагогического процесса, делает их такими же необходимыми, как

дидактические и сюжетно – ролевые.

Поскольку развитие театрализованной деятельности детей – длительная

работа, потребовалось участие родителей.

Для них я проводила консультации, на темы: «Зачем детям театр?», «Театр

и родители», «Первая встреча с театром», «Развитие творческой активности

ребенка» и т. д., давала советы рекомендации. Обновляла материал в уголке

для родителей, стараясь подобрать интересные и доступные по содержанию

игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно

использовать дома.

Так же организовывала творческих родителей для участия в театральных

играх в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей

костюмов и т.д. Приятно, что родители, увидев результаты работы с детьми в

этом направлении, активно принимают участие. В группе уже проведены

различные конкурсы и выставки: игры для театрального уголка, костюмы для

спектаклей, поделок из природного материала, книжки - самоделки,

8

самодельные новогодние игрушки. Дети восторженно отзываются о поделках

мам, бабушек, пап. Театральный уголок, благодаря бабушкам, мамам

пополнился разнообразными театрами (пальчиковый, театр помпонов,

настольный, вот-вот появится варежковый театр). В любом случае союз

педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному,

эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Результативность опыта

Анализируя проделанную работу, пришла к мнению, что участие детей в

театрализованных играх благоприятно влияет на всестороннее развитие

детей.

В течении трех лет я проводила диагностику в каждой возрастной группе, в

начале и конце года.

За основу взяла несколько основных критериев, каждый из которых я

оценивала:

- высокий уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность,

инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его

выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;

- средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание

включиться в театрализованную деятельность. Но ребёнок затрудняется в

выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные

объяснения, показ, повтор;

- низкий уровень – не достаточно эмоционален, мало активен, спокойно

относится к театрализованной деятельности. Не проявляет

самостоятельности;

- начальный уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, без

интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к

самостоятельности;

Результаты диагностики исследуемых детей младшей группы на

начало года показали:

что дети моей группы не проявляют интерес к театрализованной

деятельности, не владеют выразительностью речи, способностью понимать

эмоциональное состояние другого человека, умением использовать мимику,

жесты, движения, не развиты коммуникативные способности.

Работая в течение года над поставленными задачам, контрольная диагностика

значительно изменилась в сторону положительной динамики.

Сравнив результаты диагностических исследований за три года, я пришла к

выводу, что мне удалось добиться поставленной цели. Дети изменились,

появился неподдельный интерес к театрализованным играм. Они стали

взрослее, и не только физически, они заметно выросли в нравственном плане.

Дети стали внимательнее к окружающим, замечают настроение других

людей, умеют правильно оценивать свои и чужие поступки. Обратила

внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе,

чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее.

9

Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании

художественного образа. Приобретенные умения в театрализованных играх

дети переносят в повседневную жизнь – это и песни, и танцы, и стихи.

Расширились представления детей об окружающей действительности. В

данный момент дети знают много стихов, сказок, умеют придумывать

загадки, сказки, эмоционально и выразительно могут импровизировать с

отдельно взятыми или предложенными им предметами, значительно

улучшилась речь детей, ее интонационная выразительность, обогатился

словарь детей. Если раньше, чтобы сказать о настроении или чувстве, дети

пользовались словами: «плохой – хороший» и «грустный – веселый», то

теперь в их обиходе можно услышать такие слова: «злой, сердитый, хмурый,

ворчливый, добрый, радостный, смелый, смешной, находчивый». Активно

развивается внимание память, мышление, воображение, детей.

Таким образом, я могу сказать, что основная часть детей умеет

общаться друг с другом по поводу подготовки к театрализованной игре или

игре - драматизации, адекватно себя ведут и эмоционально реагируют на

окружающую действительность. Но есть в группе ещё дети, которые из-за

своих психологических особенностей боятся принимать участие в групповой

деятельности. В таком случае использую кукольный театр, театр игрушек,

настольный театр и тогда ребенку легче преодолеть неуверенность.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность

ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое

педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом

удовольствие, радость.

Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их

тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить

разносторонние интересы детей.

Несмотря на технический прогресс, дети все-таки тянутся к таинственному

миру сказок. Ведь сказка не только будит воображение, помогает творить, но

и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей. Дети

растут и им всё интереснее принимать участие в театрализованных играх.

Работу над темой “Влияние театральной деятельности на всестороннее

развитие ребенка” я буду продолжать, опираясь на возрастные особенности.

Хочется обогатить их пока ещё небольшой театральный опыт: дать больше

знаний о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах,

театральной терминологии. Уже начала собирать материал, иллюстрации.

Родители наших детей очень активно откликаются на все мои предложения и

доброжелательно относятся ко всем задумкам.

Планирую в марте в Международный день театра развернуть выставку:

поместить изготовленные руками педагогов, детей, членов их семей

оборудование, игрушки, костюмы; подготовить стенды с фотографиями,

отражающими театрализованные игры воспитанников. Показать спектакль с

участием детей.

10

Очень хочется иметь в детском саду “Комнату сказок”, чтобы в неё

могли приходить дети разных групп и помечтать – побывать в сказке. Мечтаю

создать совместный с детьми родительский театр “Театр для всех”. Я в этом

заинтересована и думаю, что у нас – родителей и детей это должно

получиться.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям

возможность не только изучать и познавать окружающий мир через сказки,

но жить в гармони с этим миром, получать удовлетворение от всего

происходящего в нем .

11



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники