Напоминание

"Классный час – он классный?"


Автор: Низова Наталия Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 7 имени Олега Беспалова" г. Чебоксары
Населённый пункт: Чувашская Республика
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Классный час – он классный?"
Раздел: среднее образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Классный час – он классный?»

Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.

Цели классных часов могут быть различны, также классные часы могут различаться и по

форме.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все три функции: он и просвещает,

ориентирует, и направляет учащихся.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:

1.

Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его

творческих способностей.

2.

Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.

3.

Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности

ребёнка.

4.

Формирование

классного

коллектива

как

благоприятной

среды

развития

и

жизнедеятельности школьников.

При

подготовке

классного

часа

необходимо четко

следовать методике

организации

и

проведения классного часа.

Определение темы и задач классного часа

Определение времени и места проведения классного часа

Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и

проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия,

музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного

часа)

Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание

ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено

планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)

Анализ его результативности.

Классный час может проводиться в форме

классного собрания

воспитательного часа (час классного руководителя)

экскурсии

тематической лекции

беседа (этическая, нравственная)

диспуты

встречи с интересными людьми

викторины по различным областям знаний

дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по

заданной теме)

КВНы;

интерактивные игры;

игры — путешествия;

театральные премьеры;

психологические игры и тренинги;

читательские конференции.

Основные компоненты классного часа.

Целевой

целевые

установки

должны

быть

связаны,

прежде

всего, с

развитием

индивидуальности

ребёнка,

с

проектированием

и

установлением

уникального

его

образа

жизни.

1

Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает

материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.

Организационно - деятельный

– обучающиеся являются полноправными организаторами

классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его

жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа

выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное

значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих

способностей обучающихся.

Схемы проведения классных часов

Классный час – анализ (Что и как сделали?)

Цель – обучающиеся под руководством педагога должны определить, что и как сделано?

№/№

Этапы деятельности

позиция

педагога

ученика

1.

Вступление

педагога

«Давайте,

вспомним…»

каких делах мы участвовали). Все организованные

дела

класса

и

участие

в

общешкольных

делах

записывается на доске.

+

+

2.

Рефлексия

Какие дела и мероприятия стали наиболее удачными.

Что не удалось сделать? Почему? В чём бы вы хотели

принять участие ещё раз?

+

+

3.

Обсуждение сделанных дел (возможно по группам),

определение

наиболее

активных

организаторов

и

участников мероприятий и дел (Кто был лучшим?).

Учащиеся

высказывают

своё

мнение.

Фамилии

учащихся

выписываются

на

доске

напротив

проведённых мероприятий и дел.

+

4.

Голосование

Учащимся

предлагается

проголосовать

за

самых

активных

участников

и

организаторов

различных

дел.

+

5.

Выявление лидера

По количеству голосов выявляется самый активный

учащийся

на

этом

этапе

- лидер.

Все

остальные

учащиеся

стимулируются

поощрительными

жетонами (баллами и т.п.)

+

+

Классный час – планирование (Что делать и кому?)

Цель – обучающиеся под руководством педагога должны определить, что делать и кому?

№/№

Этапы деятельности

позиция

педагога

ученика

1.

Вступление педагога «Что необходимо провести в

нашем классном коллективе, чтобы нам всем было

интересно…»

(какие

дела

и

мероприятия

мы

организуем сами, и к каким общешкольным делам

будем готовиться).

+

2

2.

Мозговой штурм

Учащиеся (по группам) предлагают различные дела

и мероприятия. Все предложения фиксируются на

доске. Предложения не критикуются до окончания

«штурма».

+

3.

Выбор конструктивных предложений.

Проводиться

разбор

предложений

и

путём

голосования

отбираются

самые

оптимальные.

Педагог

должен

отметить

не

только

самые

оптимальные

предложения

учащихся,

но

и

даже

самые фантастические и краткие

+

+

4.

Детализация плана

Составляется

список

спланированных

дел

и

мероприятий,

распределяются

поручения

между

учащимися.

Целесообразно

давать

поручения

временным

группам

по

интересам

«Офрмление»,

«Сюрприз», «Сценарная группа» и т.п.

+

+

5.

Итог

Педагог должен заинтересовать как можно больше

ребят,

помочь

им

определиться,

поверить

в

свои

силы.

+

Классный час – диспут (Что обсудим, как докажем?)

Ц е л ь -

организовать

представление

в

ходе,

которого

происходит

демонстративное

столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме). Вообще диспут (от лат. disputare

рассуждать, спорить) трактуется в словарях — вид диалогической речи, публичный спор на

злободневную научную или разговорно-бытовую тему. По поводу данной проблемы участники

диспута и выражают различные мнения и суждения.

№/№

Этапы деятельности

позиция

педагога

ученика

1.

Вступление педагога

Начинать

диспут

целесообразно

с

предложения

прокомментировать какой-либо факт, высказывание,

видео (кино) фрагмент.

+

2.

Спор

1. Каждый имеет право высказать свое мнение. Если

у тебя есть что сказать слушателям, пусть они узнают

это.

2. Говори, что думаешь, думай, что говоришь!

Высказывайся ясно и четко. Не утверждай того, в чем

не разобрался сам.

3. Постарайся, как можно более убедительно

изложить свою точку зрения. Опирайся только на

достоверные факты.

4. Не повторяй того, что до тебя было сказано.

5. Уважай чужое мнение. Постарайся понять его.

Умей выслушать точку зрения, с которой не согласен.

Будь выдержанным. Не перебивай выступающего. Не

давай личностных оценок. Правоту доказывай

доводами, а не криком. Старайся не навязывать

+

+

3

своего мнения.

6. Если доказана ошибочность твоей позиции, имей

мужество признать свою неправоту.

7. Пусть главным итогом диспута станет твое

продвижение по нелегкому пути постижения истины.

3.

Резюме

Подведение итогов спора по проблеме.

+

Классный час – информация (Что узнаем, кто расскажет?)

Цель – формирование у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям,

общественно — политической, социальной жизни страны, города, района.

Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.

Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в

городе.

Тематические часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом

и

отношением

к

этим

проблемам

различных

слоев

населения,

профессионалов.

Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут.

Классный час – тренинг (Чему учимся, что получается?)

Цель – освоение простейших приёмов коммуникации.

Проведение психологических игр и тренингов не требует ни особой подготовки, ни особых

затрат времени, зато дает значительный положительный эффект: в игровой форме, которая наи-

более близка детям, ребята осваивают простейшие приемы коммуникации, учатся разбираться

в своих комплексах.

Организация и проведение классного собрания

Классное собрание является важной формой работы классного руководителя с учениками

(проводится примерно раз в четверть).

Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе.

Назначение этого органа - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем возникающих в

организации деятельности класса.

Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе.

Классное собрание выполняет две основные функции: стимулирующую и организующую.

Результатом

его

работы

являются

конкретные

решения,

направленные

на

положительные

преобразования в коллективе.

Классное собрание:

распределяет поручения;

избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;

слушает доклады учеников о выполнении поручений

В 5 классе собрания следует проводить с целью выработки у учеников потребности в

обсуждении и решении проблем, возникших в классе. Собрание не должно иметь затяжной

характер. Оно должно занимать 15-25 минут.

В 6 классе сфера деятельности собраний значительно расширяется: обсуждаются вопросы об

участии класса в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях, дежурстве по

школе.

Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению классных

собраний в 5-7 классах, полностью оправдываются в старших классах.

4

Организация и проведение нравственного классного часа

(не чаще одного раза в четверть)

Главным назначением нравственного классного часа является:

нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных

взглядов, суждений, оценок

изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений

критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков и поступков

сверстников и одноклассников

развитие таких личностных качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать

их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою

правоту и признавать правоту других людей.

Организация и проведение психологических игр и тренингов

Проведение их не требует ни особой подготовки, ни особых затрат времени, зато дает зна-

чительный положительный эффект: в игровой форме, которая наиболее близка детям, ребята

осваивают простейшие приемы коммуникации, учатся разбираться в своих комплексах.

Организация и проведение тематического классного часа

Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной

тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением

серьезной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной

работы.

Организация и проведение информационного классного часа

Главное

назначение

информационного

часа

-

формирование

учащихся

собственной

принадлежности к событиям и явлениям общественно — политической жизни страны, своего

города, района.

Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.

Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в

городе.

Тематические часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и

отношением

к

этим

проблемам

различных

слоев

населения,

профессионалов.

Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут.

Этого достаточно, чтобы обсудить важнейшие текущие события. Тематические часы могут

быть по времени более длительными.

Правила подготовки информационного часа:

Информационный час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают

ребята, должна быть своевременной

Информационный час должен быть мобильным

Информация должна быть оперативной и неизвестной в классе

Информация в обзоре должна быть беспристрастной

Информационный час может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся

(умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои самостоятельные выводы)

Основные формы работы во время информационного часа:

газетные сообщения;

пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов; работа

со словарем и справочной литературой;

работа с политической картой мира и глобусом;

комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

просмотр и обсуждение телематериалов.

Формы проведения информационных часов:

викторина (обзорная и тематическая);

5

информационный ринг;

конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов;

пресс — конференция;

встречи с интересными людьми;

праздники газеты и журнала;

вечера вопросов и ответов;

дискуссии;

путешествие во времени (история создания газет и журналов) и др.

Технология проведения классного часа «Подведём итоги…»

по итогам воспитательных четвертей

Классный час по подведению итогов воспитательной четверти проводится сразу же

после проведения итоговой линейки параллели.

Все ребята вместе с классным руководителем возвращаются в свой кабинет, где подводят

итоги деятельности классного коллектива в воспитательной четверти.

На

доске

классный

руководитель

или

командир

класса

выписывает

все

дела

и

мероприятия, которые были сделаны за определённый промежуток времени и затем в течение

10 -15 минут

предлагают ребятам вспомнить, кто из учеников класса принимал участие в

подготовке и проведении вышеперечисленных мероприятий. При этом вся полученная от

учащихся информация фиксируется на доске. Затем открытым голосованием учащиеся отдают

свои голоса тому или иному однокласснику. По итогам голосования классный коллектив

выбирает лидера воспитательной четверти. По итогам всего учебного года, классный коллектив

выдвигает

одну

кандидатуру

лидера

классного

коллектива

для

награждения

нагрудным

знаком «Лучшему из лучших».

Для учащихся 8-х классов в течение всего учебного года предусмотрена церемония

награждения шевронами «Лицеист», которая является стимулирующим фактором, знаковым

отличием при переходе учащихся на следующую ступень обучения, таким образом, после

каждой воспитательной четверти учащиеся 8-х классов (лидеры классных коллективов) будут

удостаиваться шеврона «Лицеист».

Классный руководитель имеет право выдвигать кандидатуру на вручение шеврона, его

голос приравнивается к 2 голосам учащихся.

Учащиеся

1,5-7

классов

на

итоговых

линейках,

проводимых

после

каждой

воспитательной четверти, получают на классный коллектив определённое количество жетонов

(жетонов даётся такое количество, чтобы по одному жетону получили все члены классного

коллектива, и ещё половину этого количества ребята класса распределяют в течение данного

классного

часа),

которые

необходимо

разделить

между

ребятами

классного

коллектива

в

соответствии с их вкладом в общее дело, при

этом 2 жетона остаются в активе классного

руководителя,

который

может

распоряжаться

ими

по

своему

усмотрению,

с

целью

педагогической коррекции сложившейся ситуации.

Методика организации коллективной творческой деятельности

(выдержки)

Автор: Игорь Петрович Иванов (технология апробирована в школах Ленинграда)

Девиз методики: «Всё творчески, иначе зачем?»

Отличительная черта: субъектами её применения выступают учителя и ученики в равной

степени.

Результат: воспитание творческой, инициативной личности, имеющей активную жизненную

позицию, обладающей умением быть и организатором и исполнителем.

Основное звено в методике: КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА

Схема коллективной организаторской деятельности

1.

Коллективное целеполагание

2.

Коллективное планирование

3.

Коллективная подготовка к делу

6

4.

Проведение дела

5.

Коллективное подведение итогов (анализ и оценка)

6.

Последействие.

Коллективное целеполагание

Коллектив ребят определяет: как будет развиваться их деятельность на определённом этапе? Что

им будет интересно, на данном этапе и для чего они это будут делать? Какова будет цель их

деятельности?

Коллективное планирование

Собирается

коллектив,

желательно

ребят

разделить

на

микрогруппы,

так

называемые

МИГи

(малые инициативные группы) – где идёт обсуждение проблем, идей. Затем представитель МИГа

защищает

предложенные

идеи.

Идёт

обсуждение

и

выбираются

наиболее

интересные

дела.

Создаётся Совет дела или творческая группа.

Подготовка КТД:

Созданный

сообща

проект

КТД

уточняется

и

конкретизируется

сначала

Советом

дела,

направляемым

руководителем

коллектива,

затем

в

микроколлективах,

которые

планируют

и

начинают работу по

воплощению отдельных частей общего

замысла

(группа «Оформители»,

«Сценаристы», «Пресса» и т.п.)

Проведение КТД:

Само дело. Это итог работы, проделанной при его подготовке.

Коллективное подведение итогов:

Обсуждение того, как прошло КТД. Что было хорошего и почему? Что не удалось осуществить и

почему? Что предлагаем на будущее? Кто был лучше?

Итоги

можно

подводить

по

разному,

это

решает

сам

коллектив.

В

одном

случае

годиться

письменная анкета, в другом достаточно общего разговора («Разговор по кругу»). Главное, чтобы

каждый учился оценивать, анализировать и извлекать уроки на будущее.

Последействие:

Сразу же после подведения итогов следует приложить максимум усилий для того, чтобы коллектив

активно принялся за осуществление предложений, высказанных на итоговом разговоре. Таким

образом ребята приучаются быть последовательными и самостоятельными.

Форм коллективно творческих дел великое множество, сейчас их насчитывают около 4000.

Конкретная форма любого КТД

- это не готовый сценарий, а лишь игровая форма, которая

каждый раз наполняется новым творческим содержанием.

По содержанию и направленности КТД можно подразделить на:

научно-познавательные

Например:

«Вечер

неразгаданных

тайн»

-

микрогруппа

выбирает

тайну

проблему

(Существовала ли Атлантида?, Тайны бермудского треугольника и.т.п.). Разыскивается группами

материал, представляется, выигрывает та группа которая наиболее грамотно раскрыла тайну.

«Интеллектуальный хоккей» - формируется 2 команды, определяется тема игры («Политика»,

«Литература» и т.п.), по правилам игры в хоккей ведётся игра.)

общественно-политические КТД

Например: «Политпутешествие» - микрогруппы совершают путешествие, на каждой остановке

группы

выполняют

различные

задания,

типа:

«Политические

термины»,

«Известные

даты»,

«Политалакат» и т.п.

художественно-эстетические

Например: «Вернисаж» - придумываются и выставляются портреты классного коллектива в виде

живых картин. «Поэтическое сражение» - выступления детей можно организовать при свечах,

микрогруппы

готовятся

к

«сражению»:

учатся

декламировать

стихи,

отгадывать

авторов,

инсценируют стихи, презентуют творчество поэта и т.п.

трудовые КТД

Например: «БУНТ» - большая уборка на территории. «Фабрика сувениров» - определяется адресат

подарков, объявляется конкурс лучших образцов.

Спортивно-оздоровительные КТД

7

Например: «Весёлая спартакиада» - в рамках КТД проводятся различные весёлые соревнования

между микрогруппами. «Снежная олимпиада» - микрогруппам предлагается принять участие в

различных соревнованиях зимних видов спорта.

8



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники