Автор: Терешкина Евдокия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ имени Ю.В. Никулина
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Социализация воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста, попавших в трудную жизненную ситуацию, в условиях Центра содействия семейному воспитанию
Раздел: дошкольное образование
Социализация
воспитанников
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста, попавших в трудную жизненную ситуацию, в условиях Центра
содействия семейному воспитанию
Терешкина
Евдокия
Васильевна,
воспитатель,
ГБУ
ЦССВ
имени
Ю.В.
Никулина
Центр содействия семейному воспитанию – это организация, где
постоянно меняется контингент воспитанников. Сейчас в нем содержатся
воспитанников, в числе прочих, дети из неблагополучных семей, например,
из одной семьи – сразу шестеро. По сути, это беспризорные и безнадзорные
дети, при живых родителях.
Неблагополучными называют семьи, которые имеют низкий социальный
статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности. Такая семья не справляется с
воспитательной функцией, её адаптивные способности снижены, процессы
воспитания детей характеризуются большими трудностями, само воспитание
нерезультативно.
Так,
поступившие
в
Центр
содействия
семейному
воспитанию
дети
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста
были
совершенно не приучены к личной гигиене, не хотели учиться, постоянно
конфликтовали с родными своими братьями и сестрами, не умели вести себя
за столом и в общественных местах.
Наши воспитанники это совсем маленькие дети, младшие школьники и
подростки,
которые
жили
в
условиях
низкого
социально-экономического
уровня, своеобразного негативного морального климата. В семье они видели
постоянные конфликты, пьянство, агрессию. Особенности внутрисемейных
отношений оказали серьезное негативное влияние на состояние здоровья, на
отношение детей друг к другу, к окружающим, к социально значимым видам
деятельности.
Психическое
и
физическое
развитие
этих
воспитанников
сильно подорваны.
Практика показывает, что буквально за несколько лет условия жизни в
многодетной
семьи,
где
родители
ведут
асоциальный
образ,
игнорируя
потребности
детей,
делают
их
трудновоспитуемыми
и
приводит
к
деформации их личности.
Особо стоит отметить, что неправильный выбор форм и методов в
воспитании детей в неблагополучных семьях, приводит к возникновению у
детей нездоровых представлений, неправильных привычек и потребностей,
которые в дальнейшем ставят их в ненормальное отношение с обществом.
Например, наши воспитанники на начальном этапе адаптации в Центре,
считали
совершенно
нормальными
вещами
нецензурную
брань,
мелкое
воровство, попрошайничество, «дедовщину». Прошло не менее полугода,
чтобы
воспитанники
поняли
и
приняли,
что
это
-
недостойное,
отвратительное
поведение,
научились
говорить
элементарное
«спасибо»,
следить за своим внешним видом, учится и трудится.
Стиль семейного воспитания в неблагополучных семьях чаще всего
попустительский,
детей
используют
как
инструмент
добывания
денег,
в
семье насаждаются асоциальные
антиобщественные
взгляды,
а
у
родителей
всегда
очень
низкий
общеобразовательный уровень. Такой стиль не мотивирует детей развиваться,
а только подрывает главную цель – адаптировать их к обществу, научить
решать жизненные проблемы.
Родители добиваются того, что дети чувствуют себя отверженными,
испытывают
негативные
чувства
по
отношению
к
себе,
становятся
замкнутыми,
не
желают
общаться
с
другими,
не
идут
на
контакт
со
взрослыми, не хотят анализировать свои чувства и обсуждать свое поведение.
Влияние неблагоприятной семьи на ребенка труднее исправить, чем
обнаружить. Как показывает практика, особенно трудно исправимо и тяжело
по своим последствиям отчуждённое, а порою и враждебное отношение этих
детей к окружающим, даже к своим родным людям. Эти дети, утратившие
теплоту
и
взаимопонимание
в
межличностных
отношениях,
не
спешат
доверять
взрослым,
даже
в
условиях
Центра
содействия
семейному
воспитанию, где для них создается максимально благоприятная обстановка.
В Центр содействия семейному воспитанию дети из неблагополучной семьи
попадают в непривычную обстановку: они живут группой-«семьей», у них
красивое и удобное жилье, полное обеспечение всем необходимым. Однако,
их социальная незрелость и несформированность личности очень осложняют
процесс социальной адаптации к конкретной проблемной ситуации. Дети
объективно нуждаются в помощи, причем она должна быть направлена не
только на социальную адаптацию детей к сложившейся в данный момент
времени трудной жизненной ситуации (отрыв от родителей, неопределенное
будущее,
новые
требования
и
т.д.),
а
в
целом
-
на
их
успешную
социализацию.
Социализация – это важный процесс, который активно проходит в период
детства и юности и его успешность зависит от социальных отношений, в
которые дети включены.
В условиях ЦССВ процесс приобщения к социальной жизни проходит
своеобразно, максимально приближается к обычным семейным условиям.
Однако,
особенность
заключается
в
том,
что
усвоение
детьми
системы
социальных
норм,
знаний,
общечеловеческих
ценностей,
правильных
установок,
образцов
поведения
происходит
на
фоне
уже
сложившихся
проблем с воспитанностью. При этом, процесс социализации осложняется
имеющимися
у
детей
задержками
в
физическом
и
речевом
развитии,
неврозами,
замкнутостью,
агрессивностью,
тревожностью
и
другими
психологическими проблемами этих воспитанников.
Можно говорить о том, что у детей в возрасте 7-10 лет даже в течении
года пребывания в Центре ещё не сформировались устойчивые социальные
установки и система ценностей, они не приобрёли достаточного социального
опыта
и
других
качеств,
важных
для
успешного
включения
в
жизнь
общества.
Специалисты считают, что вполне возможно изменить ребенка любого
возраста,
имеющего
отрицательный
жизненный
опыт.
Сложнее
всего
возместить
недостаток
любви
и
заботы
со
стороны
родителей,
снять
последствия разного рода деприваций.
В связи с этим, особую важность приобретает личность и квалификация
специалистов, включенных в процесс социально-педагогической поддержки,
особых знаний, использования специфических методов и приемов. Важно
объединить
в
работе
над
проблемами
этих
детей
специалистов
разного
профиля, для того, чтобы успешно реализовывать и защищать их права на
полноценное развитие и образование.
В Центре содействия семейному воспитанию работа с детьми из
неблагополучных
семей
начинается
с
социальной,
педагогической
и
психологической диагностики. Практика показывает, что эти ребята чаще
всего
недоверчивы,
скрывают
свои
чувства
и
переживания,
имеют
неадекватную самооценку, очень плохо идут на контакт со специалистом.
Самое проблематичное, что они в большинстве не имеют элементарных
навыков общения, могут понимать речь, но сами говорят очень плохо, быстро
устают от общения, сами не инициируют разговоры. Традиционные методы,
такие
как
беседа
или
интервью
-
малоэффективны,
ребенок
не
может
сформулировать мысли и чувства.
Воспитанников из неблагополучных семей нужно долго «отогревать»,
уделять им максимум персонального внимания, окружать заботой и добротой.
При этом, дети достаточно хитры и изворотливы, они начинают пользоваться
хорошим
отношением,
отлынивать
от
обязанностей,
склоняются
к
потребительской
психологии
(«вы
мне
должны»).
Не
стоит
излишне
«жалеть»
этих
детей,
позволяя
им
все,
попустительски
относясь
к
их
поведению.
Они
должны
четко
понимать,
что
есть
режимные
моменты,
гигиенические процедуры, домашние обязанности, учебные занятия - все то,
что они должны и будут делать. Делать не для кого-то, а именно для себя.
На первых порах сложно оказывать детям из неблагополучных семей помощь
в учении, у них серьезные пробелы в знаниях и умениях, они не умеют, не
любят и не хотят учиться.
Мотивировать их на учебу помогают внешние стимулы-поощрения,
доступные тем, кто выполняет все требуемое: посещение компьютерного
класса, футбола, бассейна, занятия по иллюзиям и жонглированию, езда на
моноцикле и т.п. Постепенно, в течении 2-3 месяцев дети втягиваются в
учебу,
адаптируются
в
Центре
содействия
семейному
воспитанию,
вовлекаются в жизнь «семейного» коллектива, их возможности для участия в
кружках,
спортивных
секциях,
цирковых
студиях,
поездках
в
разные
интересные места расширяются.
Систематическая ежедневная работа, терпение и искренняя любовь к детям
приводят к тому, что чем дольше ребенок находится в ЦССВ, тем меньше у
него тревожность и агрессивность.
Над коррекцией этих основных особенностей поведения детей из
неблагополучных семей необходимо работать методично с самого начала, в
каком
бы
возрасте
ребенок
не
поступил
в
Центр
содействия
семейному
воспитанию.
Именно тревожность и повышенная агрессивность мешает социализации
детей в подростковом возрасте, даже если в целом ребенок на достаточном
уровне воспитан и образован.
Тревожных детей необходимо стараться «переключать». Если что-то не
получается, не стоит акцентировать на этом внимание, лучше переключить
его на ту деятельность в которой ребенок более успешен. В случае, когда
ребенок не справляется с заданием или поручением, надо облегчить ему
условия: дать партнера, дать фору и т.п.
Поощрять надо не только успех, но и неудачи. Даже если цель не
достигнута – воспитанник к ней стремился и за это его обязательно нужно
похвалить, приласкать, отметить.
Увеличивать нагрузку таким детям необходимо очень аккуратно,
постепенно, предварительно обговаривая. Например, если ребенок в 7 лет,
прочитав 5 строк, говорит, что устал, нужно похвалить его, сделать перерыв,
отвлечься, но договориться, что в следующий раз будет прочитано 6 строчек.
Очень важно, хоть и сложно, развивать у детей чувство уверенности во
взрослых, доверие к ним, ощущение защищенности.
Воспитанники Центра рано или поздно учатся доверять взрослым,
получают уверенность, что воспитатель всегда «за них», их не будут унижать
и обижать, их не будут игнорировать и незаслуженно наказывать.
Повышенная
агрессивность
–
самая
актуальная
проблема
детей
из
неблагополучных семей, как мальчиков, так и девочек. Агрессия, чаще всего
невербальная
или
вербальная
с
использованием
нецензурных
слов
проявляется внезапно, спонтанно, непредсказуемо. Тут важно реагировать на
это спокойно, не выражать раздражения. Ребенок должен сам понять, что это
неприемлемо.
Для этого можно специально создавать такие ситуации, когда агрессия
сопутствует
его
неудачам.
Прием
отстранения
и
лишения
развлечений
работает
плохо,
изолированный
(«наказанный»)
ребенок
озлобится
еще
больше. Чтение «нотаций» также неэффективно. Формально подчинится, но
не поймет, что агрессивное поведение было неконструктивным. Важно всегда
справедливо и всесторонне разбирать все случаи проявления агрессивности,
акцентировать внимание на том, что был другой, приемлемый и успешный
путь решения проблем. Агрессивность корректируется с помочью обучения
самоконтролю, ребенка обучают «смотреть на себя со стороны», ставить себя
на место того, кто страдает от агрессии. Анализируя какую-то ситуацию,
акцент стоит делать на положительных сторонах деятельности ребенка, об
отрицательных стоит умолчать. Пусть вам сделает вывод о плохом в своем
поведении.
Если дети уже привязаны ко взрослому, который живет с ними в Центре,
заботится о них и любит их искренне, то проявления агрессивности легко
снимаются простой эмоциональной реакцией взрослого. Чтобы не огорчать
любимого воспитателя, дети учатся сдерживать себя, поддерживая ровные и
дружелюбные отношения в группе-«семье».
Таким образом, дети из неблагополучных семей, в Центре содействия
семейному
воспитания
проходят
непростой
путь.
От
невоспитанной,
озлобленной и обиженной на весь мир и на себя незрелой личности, до
готовых к полноценной, продуктивной жизни в обществе и конструктивному
общению,
воспитанных
членов
общества.
Не
все
и
всегда
поддается
коррекции, но педагоги постоянно совершенствуют свои профессиональные
навыки, учатся, обмениваются опытом, а, самое главное, искренне любят
свои
воспитанников
и
делают
все,
чтобы
помочь
им
успешно
социализироваться.
Список литературы
1. Иванова Н.П. Социализация детей в современных условиях [Текст] : (об
изменении стратегий и моделей воспитания детей в современной российской
семье) / Н.П. Иванова, О.В. Заводилкина // Социальная педагогика. - 2012. -
№3. - С. 109-117.
2.
Кибирев
А.А.
Социально-обучающие
практики
для
детей
из
дисфункциональных семей в условиях социальной гостиной / А.А. Кибирев //
Социальная педагогика. - 2011. - №6. - С. 67-72.
3. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. – М.:
Дашков и Ко, 2010. – С. 272.
4. Кокоренко В.Л., Кучукова Н.Ю., Маргошина И.Ю. Социальная работа с
детьми и подростками. Учебное пособие. – М.: Academia, С. 2015 – 256.
5. Тюрина Э.И., Кучукова Н.Ю., Пенцова Е.А. Социальная работа с семьей и
детьми. Учебник. – М.: Academia. 2014. – С. 336
6. Шевченко О.М., Самыгин С.И., Касьянов В.В., Латышева А.Т. Технологии
социальной работы с семьей и детьми. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2018. – С. 250.
7.
Кулясова
Ю.
А.
Особенности
воспитания
в
неблагополучных
семьях
Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 804-806