Автор: Терешкина Евдокия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ имени Ю.В. Никулина
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Преодоление последствий депривации детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях Центра содействия семейному воспитанию
Раздел: дошкольное образование
Преодоление последствий депривации детей-сирот и детей, оставшихся
без
попечения
родителей,
в
условиях
Центра
содействия
семейному
воспитанию
Терешкина
Евдокия
Васильевна,
воспитатель,
ГБУ
ЦССВ
имени
Ю.В.
Никулина
Мы
работаем
с
детьми,
по
самым
разным
причинам
лишенными
родителей. Поэтому изучение процесса и последствий развития личности в
условиях
депривации
является
основой
для
эффективной
помощи
этим
детям.
Факт, что ребенку плохо без родителей, человечество выяснило еще на
заре
цивилизации.
Если
дети
оставались
сиротами,
им
всегда
старались
помочь «всем миром»: усыновляли, устраивали для них приюты и детские
дома. Сегодня традиция помогать сиротам поддерживается, финансируется и
контролируется государством. В этой сфере работают профессионалы.
В начале прошлого века, в связи с войнами и другими потрясениями,
детей-сирот, особенно совсем раннего возраста, стало чрезвычайно много.
Актуальность
исследований
особенностей
развития
личности
в
условиях
депривации и необходимость научного решения проблемы стала очевидной.
Педагоги и психологи в рамках разных направлений изучали сущность,
механизмы, причины и условия возникновения депривации. Важно было
понять последствия и возможности коррекции, компенсации и профилактики
этих последствий. Более 50-и лет назад научно доказано и общепризнанно,
что тесные и стойкие эмоциональные связи с матерью или другим взрослым,
замещающим мать – это важнейшее условие развития личности ребенка.
Об
этом в своих работах говорили
Бардышевская М.К., Боулби Дж., Шпитц Р.А.
и
другие.
Появилось
понятие
«материнской
депривации»,
которое
обозначало отсутствие таких связей.
В
целом,
с
научной
точки
зрения,
депривация
понимается
как
игнорирование потребностей. Если ребенка отделить от необходимых ему
источников
удовлетворения
потребностей,
это
будет
иметь
негативные
последствия.
Речь
идет
о
всех
видах
потребностей,
в
том
числе
и
потребности в принадлежности и признании.
Таким
образом,
депривация
может
быть
биологической
или
психической.
Примечательно,
последствия
биологической
депривации,
например голода, отражаются и на психике ребенка. Тогда как последствия
психической депривации, например, недостаток сенсорных стимулов может
влиять
на
физическое
развитие
малыша.
Ведь
тело
и
душа
человека
взаимосвязаны и взаимозависимы.
Стоит
уточнить,
что
даже
игнорирование
одной,
но
очень
важной
потребности может вести к серьезным нарушениям личностного развития.
Ученые называют это парациальной депривацией и самый яркий её пример –
материнская депривация.
Получается, что если малыш лишен материнской любви, то даже при
удовлетворении всех остальных его потребностей тотальные нарушения в
личностном развитии неизбежны.
На практике мы сталкиваемся с этим постоянно. Ситуация зачастую
осложнена
тем,
что
дети
нездоровы
физически,
многие
воспитанники
с
рождения являются инвалидами, имеют серьезные нарушения центральной
нервной системы.
Как преодолевать последствия депривации? Можно ли их преодолеть?
На эти сложные вопросы можно отвечать, исключительно разбирая работу с
каждым
ребенком
индивидуально.
Практика
показывает,
что
только
устройство в семью может по максимуму снизить последствия разного рода
деприваций.
Что
можно
сделать
в
условиях
Центра
содействия
семейному
воспитанию?
Относительно
просто
преодолеть
сенсорную
депривацию,
так
называемый «сенсорный голод». Поступающие в центр дети разного возраста
в
подавляющем
большинстве
были
лишены
необходимого
им
доступа
к
стимулам: зрительным, слуховым, осязательным и прочим. Почти все они
содержались
в
таких
жизненных
условиях,
которые
можно
назвать:
«обедненная среда». В частности, подростки чаще всего приходят из семей с
явно обедненной информационной средой. Те ребята, которые большую часть
жизни провели в больницах, не имели доступа к сенсорным стимулам, не
получали достаточное количество внешних впечатлений, не могли упражнять
свои органы чувств и, таким образом, развивать соответствующие структуры
мозга. Такой контингент воспитанников сильно отстает в развитии движений,
речи, мыслительных действий.
В свое время Мария Монтессори указала, что наиболее сензитивным,
критическим для сенсорного развития ребенка является период от двух с
половиной до шести лет. Если этот период упущен, полностью предотвратит
последствия сенсорной депривации невозможно.
Тем
не
менее,
для
таких
воспитанников
мы
делаем
все,
чтобы
разнообразить
их
жизнь,
наполнить
её
тактильным
контактом,
звуком,
цветом, другими впечатлениями.
В этом нам помогают:
- разнообразные дидактические пособия, игрушки,
- информационные технологии,
-
музыка
(фоновое
включение
в
организационные
моменты,
целенаправленное
прослушивание
классических
произведений,
пение,
извлечение
звуков
самостоятельно
посредством
простых
музыкальных
инструментов),
- живопись (рассматривание и самостоятельное творчество),
- лепка, аппликация и другие виды детского творчества.
-
занятия
с
волонтерами
(тактильное,
эмоциональное
общение,
театральные и цирковые представления)
- выездные мероприятия, знакомство с окружающим миром.
Что
касается
подростков,
которые
попали
к
нам
в
Центр
уже
достаточно взрослыми, можно говорить, что полноценная забота о них может
в
значительной
степени
компенсировать
последствия
предыдущего
проживания
в
обедненной
информационной
среде. Проблема
создания
разнообразной,
насыщенной
и
развивающей
среды
в
Центре
содействия
семейному
воспитанию
всегда
была
актуальной
и
решалась
всеми
возможными силами и средствами.
Эмоциональная
депривация
–
это
практически
непреодолимая
проблема
в
современных
учреждениях
для
детей-сирот.
Конечно,
все
сотрудники подобных учреждений по-своему любят своих воспитанников,
переживают
за
них
и
стараются
отдать
им
всю
свою
любовь.
Однако,
семейное эмоциональное общение, эмоциональную связь с матерью
не
заменить ничем. Поэтому так важно максимально быстро помочь сиротам
обрести приемную семью.
Подбирая приемных родителей,
тем не менее, стоит тренировать и
воспитывать
у
детей
правильное
проявление
эмоций.
В
этом
помогают
беседы, в которых можно показать простейшие способы овладения своими
эмоциями.
Можно
организовать
обучение
доступным
приемам
ауторелаксации,
направленных
на
снятие
эмоциональной
напряженности.
Очень
хорошо
в
этой
связи
«работает»
совместное
моделирование
различных ситуаций и анализ их выполнения.
На практике хорошо себя зарекомендовали такие методы преодоления
последствий эмоциональной депривации:
- психогимнастика (проводит психолог);
- развивающие игры (например, сюжетно-ролевые, игры-драматизации,
игры на развитие навыков общения, эмоций);
-
специальные упражнения (подражательно-исполнительского и
творческого характера, на мышечную релаксацию);
- пантомимика и театральный кружок.
Наши дети, в большинстве своем, до поступления в Центр, страдали
ещё и от двигательной депривации.
В силу своих заболеваний и условий содержания в неблагополучных
семьях, дети находились в условиях хронической гиподинамии. Поэтому для
них
характерна
эмоциональная
вялость
и
возникает
компенсаторная
двигательная
активность:
многие
просто
раскачиваются
из
стороны
в
сторону,
делают
стереотипные
движения
руками,
сосут
пальцы
и
т.п.
Подобные
привычки-движения
быстро
закрепляются
и
мешают
психическому и физическому развитию детишек. Хотя есть и положительные
моменты: надо отметить, что подобное поведение, стереотипные движения
для
детей
часто
это
единственным
способ
разнообразить
опыт
своих
сенсорных ощущений и средство успокоения.
Очевидно, что с проблемой двигательной депривации надо работать
систематически,
целенаправленно
и
профессионально.
К
занятиям
подключают
специалистов
по
лечебной
физкультуре,
необходим
разнообразный спортивный инвентарь и оборудование. Многое зависит и от
воспитателя, который может стимулировать доступную активность ребенка в
процессе
проведения
режимных
моментов,
следить,
чтобы
дети
не
«замирали», двигались, меняли положение тела.
К сожалению, состояние
глубокой моторной отсталости полностью компенсировать не удается, сами
по себе с возрастом подобные нарушения не проходят.
Среди
видов
депривации
одной
из
самых
«коварных»
является
социальная
депривация.
Дети,
даже
те,
у
кого
серьезное
поражение
центральной нервной системы, прекрасно чувствуют свою «ненужность» для
окружающего мира и страдают от этого. В отличие от обычных домашних
детишек, воспитанники Центра не имеют широких социальных связей, круг
общения
их
сильно
ограничен.
Тоска,
тревога,
агрессия,
замкнутость
и
другие отклонения в поведении появляются именно в условиях социальной
депривации.
Компенсировать последствия изоляции от общества нужно сразу по
двум направлениям:
1.
Нужно
активно
расширять
круг
общения
воспитанников.
Для
этого
привлекают волонтеров, вывозят детей в самые разные общественные места,
на экскурсии, концерты и т.п.
2.
Работать над сплоченностью детей в группах. Ведь, если для преодоления
социальной депривации ребенок, не имеющий богатого внутреннего мира и
зрелых личностных структур, нуждается в единении с себе подобными, для
формирования
«чувства Мы». Чувство общности позволяет сформировать
чувство безопасности, защищенности, «безусловного принятия», которое в
обычных условиях дает ребенку семья, родной дом.
Самым страшным последствием социальной депривации является потеря
доверия к миру. Если наши воспитанники преодолевают свое недоверие к
окружающим – это можно считать большой победой. Одновременно можно
наблюдать
снижение
тревожности,
агрессии,
появление
мотивации
к
познанию нового и другие положительные изменения.
Факторы и виды депривации лишь для удобства можно рассматривать
и анализировать отдельно. На практике они взаимодействуют одновременно и
порой трудно понять, как действуют на конкретного ребенка эмоциональная
или двигательная, к примеру, депривация.
Все
виды
депривации
накладываются
на
процесс
развития,
на
заболевание ребенка, на особенности его нервной системы. В результате
получается
уникальный человек, с совершенно неповторимым набором
сложностей и положительных качеств.
Исходя из этого, особо важным является момент индивидуальной
подготовки ребенка к устройству в приемную семью, исходя из особенностей
его
психики.
Как
показывает
практика,
сложности
возникают
при
управлении ожиданиями ребенка.
Приемные
родители
так
же
должны
быть
тщательным
образом
осведомлены о том, какие последствия деприваций отличают этого ребенка
от его сверстников. Любовь, семейное тепло и терпение приемных родителей
способны творить чудеса – это тоже факт, который известен с древнейших
времен.
Список литературы
1. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное
пособие для студентов вузов. СПб.: Питер, 2009.
2. Куровский В.Н., Пяткина Г.Н. Материнская депривация и ее структурные
компоненты
//
Вестник
Томского
государственного
педагогического
университета. 2017. № 10. С. 141-144.
3. Ослон В.Н. Рекомендации к программе по подготовке воспитанников
детского дома к жизни в семье // Детский дом. 2006. № 1. С. 31 –41.7.
4. Подготовка ребенка к устройству в замещающую семью: Методическое
пособие / Г.Т. Базарова и др. М., 2009.
5. Прихожан
А.М., Толстых Н.Н.. Психология сиротства. Изд.3-е. – СПб.:
Питер, 2007. – 416 с.
6. Психологическое сопровождение приѐмных семей: теоретико-прикладные
аспекты
подготовки
специалистов
и
замещающих
родителей:
сборник
статей
/
Под
общей
ред.
И.М.
Ильичевой,
Р.В.
Ершовой.
–Коломна:
«МГОСГИ», 2016. –194 с.
7. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. Изд-во СПб. Ун-та, 2005. – 628 с.