Автор: Патина Любовь Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ192" Детский сад общеразвивающего вида" Населённый пункт: Кемеровская область г.Кемерово Наименование материала: Родительское собрание Тема: Что такое доброта? Раздел: дошкольное образование
Ж.Ж. Руссо
Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о наших детях
и о проблемах, которые нас волнуют.
Мы живем с вами в непростое время. Нестабильность общества. Расслоение его на бедных и
богатых.
Экраны
телевизор
забиты
фильмами
об
убийстве,
жестокости,
насилии.
У
многих
взрослых на первом плане стоит задача найти средства к существованию и выжить. Однако
несмотря ни на что мы должны уделять внимание нашим детям, мы должны воспитать их
правильно, а это сложная и ответственная задача, которая целиком ложится на плечи родителей,
(так
как
семье
принадлежит
ведущая
роль
в
развитии
и
воспитании
ребенка),
а
уж
потом
педагогов.
В воспитании характера все важно и нельзя пренебрегать даже самой малостью. Каждый из
нас стремится воспитать своего малыша ласковым, честным, добрым. Доброта должна лежать в
основе нравственного воспитания.
Что
такое
доброта? (высказывания родителей)
«Доброта» это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро
другим,
—
говорится в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.
Быть добрым к каждому деревцу, к каждому кустику
—
значит, быть добрым человеком.
Доброта и доброжелательность
—
эти два понятия очень связаны. Если у человека есть эти
качества, то он всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым. В одной из педагогических
заповедей
В.А.
Сухомлинский
говорил,
что
первые
прикосновения
ума
и
чувств
ребенка
к
окружающему миру должны быть нежными и ласковыми.
Доброта и еще раз доброта
—
это
тончайшие
и
могучие
корешки,
которые
питают
дерево детской
радости,
радости
нежного
прикосновения к живому и красивому. Маленький человек должен любить все живое, ведь только
доброта открывает ребенку радость взаимопонимания. «Научите маленького ребенка ощущать, а
потом
и
понимать,
что
добро
только
тогда
добро,
когда
от
него
не
плачут
люди»,
-
писал
В.А.Сухомлинский.
Доброта делает человека воспитанным. «Смелые
—
всегда
добрые»,
—
эти мудрые слова
А.М. Горького еще раз говорят о том, что человек, воспитанный высоконравственным, должен
быть добрым.
Ребенок от природы добр. Детская жестокость, которую мы иногда наблюдаем у ребят,
явление не типичное, а скорее всего патология, или же непонимание ребенком, что такое больно.
Как часто дети просто так ломают ветки, нанося «боль» дереву, и не задумываются при этом, что
они делают ему больно. Как часто дети бросают камни в пруд, реку, и никто не останавливает их.
Они загрязняют воду, а ведь в водоеме обитает много разных живых существ.
Да, добру надо учить.
Как
Вы
думаете, что значит, учить
детей добру? Как этому учить?
Воспитание доброты связано с пробуждением в ребенке сострадания, сопереживания в горе,
беде
и
умении
радоваться
и
сопереживать
успеху
другого
как
своему
собственному.
Ребенок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление
по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление
любви
взрослого
к
ребенку
побуждает
его
к
проявлению
добрых
чувств
в
общении
с
окружающими
—
это важное условие воспитания доброты.
Общение с природой также пробуждает доброту, отзывчивость, чувство ответственности за
другую жизнь, например, за жизнь животных, растений.
Не потому ли восхищают и трогают нас восходы и закаты, камушки на морском берегу,
красавицы березы, во всем этом мы неосознанно чувствуем что-то родное? Прекрасное в природе
означает
для
человека
любимое.
Мною
любимое
—
значит
родное.
А
любимое,
дорогое
необходимо охранять и защищать.
Азбука доброты постигается ребенком ежедневно через его мысли, чувства, дела и поступки.
Недаром как величайшая мудрость передается от века к веку непреложная истина; хорошо
воспитать ребенка
—
значит научить его любить и оберегать землю отцов, возделывать её во имя
будущего.
Любовь к Родине
—
великое чувство, в котором слиты воедино и чувство родного дома, и
чувство матери, и чувство родной природы.
С
раннего
детства
ребенок
должен
каждый
раз
радостно
переживать
встречу
с
новым
временем года и делать для себя при этом новые открытия, пополняя знания о природе, замечать
краски и звуки, испытывая при этом наслаждение. Задача родителей заключается в том, чтобы
сделать пребывание на природе насущной потребностью, законом жизни всей семьи. Каждая
встреча с природой должна оставаться в памяти как огромная радость и большое эстетическое
наслаждение.
Предлагаю Вам ответить на вопросы анкеты.
ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ К ПРИРОДЕ.
Научить
любви
к
живому
—
значит
обезопасить
ребенка
от
возникновения
эгоизма,
черствости, безразличия к чужой судьбе.
Однако следует помнить, что в семьях, где нет любви и взаимопонимания, где не уважается
личность
ребенка,
где
ребенок
слышит
постоянные
окрики,
подвергается
несправедливым
наказаниям,
сердце
его
ожесточается,
и
он
пытается
выместить
свою
обиду
на
слабых
и
беззащитных. Вот так появляются дети, способные мучить и обижать малышей, обирать слабых. И
совершив
однажды
безнравственный
поступок,
ребенок
стремится
утвердиться
в
среде
себе
подобных сверстников, приближаясь быстрыми шагами к преступлению против норм и законов.
Поэтому еще раз обращаем ваше внимание на роль семьи в воспитании ребенка.
Уважаемые родители! Давайте вместе с вами послушаем магнитофонную запись рассказов
детей о своих питомцах.
Обсуждение .
Да,
это
очень
хорошо,
когда
в
семье
живут
наши
братья
меньшие.
Они
оказывают
«незримую» психологическую помощь: расширяют круг общения, компенсируют одиночество,
снимают эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции. Возможность поиграть и
поговорить, погладить животное необходимо детям, особенно когда взрослые постоянно заняты.
Через взаимодействие с ними у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать,
понимать окружающих, качества, которые необходимы для успешного общения.
Стремление иметь животных естественно. Но на сегодняшний день существует и другая
проблема животных. Дети часто просят приобрести для них кошечку или собачку. Да, на природе,
на даче животные не помеха. Но если Вы твердо знаете, что не возьмете его осенью в свою
московскую квартиру, найдите в себе силы отказать малышу сразу. Не только с точки зрения
экологического воспитания, но и прежде всего с позиции нравственного воспитания нет ничего
хуже,
чем
выбросить
за
порог
привыкшее
к
домашнему
теплу
животное,
которое
успело
подружиться
с
ребенком.
Помимо
отрицательных
сторон
этого
поступка
это
еще
и
урок
вседозволенности по отношению к природе, преподанный вами ребенку. Поступая так, вы даете
повод ребенку вести себя по отношению к природе безответственно полагая, что мы, люди, важнее
всяких наших меньших братьев. Результаты такого поведения сегодня уже налицо.
Особое
внимание
надо
уделить
такому
вопросу,
как
искоренение
в
некоторых
детях
стремления мучить животных, истреблять их, нанося вред природе. Писатель Ю. Яковлев говорил:
«Если человек жесток к собакам, он жесток и к людям. Я хочу, чтоб собака сделала человека
лучше, добрей. Я хочу, чтоб собака сослужила ему еще одну добрую службу
—
помогла разбудить
в юных сердцах великое чувство гуманизма, доброты, любви ко всему живому».
К.Г. Паустовский писал: «Единственные живые существа на земле, которые умирают от
разлуки с человеком, это собаки. Не знаю, как вы, а я испытываю величайшую нежность к собакам
за их ласковость, за бурные проявления радости и обиды. Любите собак. Не давайте их никому в
обиду. Они ответят вам троекратной любовью».
Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические
ситуации. Например, ребята нашли в лесу маленького ежика и принесли его домой.
Хорошо ли это для ежа? (высказывания родителей)
Да,человек не сможет выкормить ежика, и он погибнет. Животные в природе не потерянные
и не брошенные, У них своя жизнь. Никто, кроме родителей, не создаст им условий для роста в
развития. Ежика надо отпустить.
Научившись сочувствовать животными и беречь их, дети начинают проявлять доброту и
заботу к своим сверстникам, родителям.
Пусть
это
малые
дела,
но
со
временем
они
превратятся
в
большие
и
добрые.
Помните, дети очень восприимчивы, они верят в истинность всего, чему их учат. Поэтому в
воспитании нельзя упускать ни одной минуты, ни одного дня. Воспитание доброты должно быть
системным и постоянным дело родителей.
СОВЕТУЕМ,
если ребенок проявляет по отношению кживотным:
жестокость равнодушие
Цель воспитания – не навреди Цель воспитания – заинтересовать
1.
Прочитать книги о природе
В. Бианки, Е. Чарушина, К.
Паустовского, М. Пришвина
2.
Если нет дома животного,
завести и вместе ухаживать за ним
3.
Оказывать вместе с ребёнком
помощь животным на улице
4.
Подкармливать птиц
1.
Вырастить дома комнатное
растение, например, в подарок бабушке
и зарисовать его
2.
Приобрести игрушку-образ
животного и обыграть её
3.
Замечать интересное в
природе и приобщать ребёнка к своим
наблюдениям
В конце родительского собрания для родителей показали открытое занятие по
обучению грамоте с экологической направленностью.
Решение родительского собрания
1. Сделать пребывание на природе насущней потребностью, законом жизни всей семьи.
2. Завести дома комнатное растение, животное. Привлекать ребенка к уходу за ними.
3. Практическими делами оказывать помощь природе.
4. Поощрять детей за добрые дела в природе.
5. Организовать выезд с детьми в ботанический сад.