Автор: Гаврилова Валентина Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №96 "Калинка" комбинированного вида
Населённый пункт: г. Улан–Удэ Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: "Технология ТРИЗ в работе с детьми"
Раздел: дошкольное образование
Гаврилова В.С.
МБДОУ №96 «Калинка» г. Улан- Удэ.
Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми.
В последние годы главным вопросом педагогики стал вопрос о формировании творческой личности. Одним из
важных направлений является использование технологии ТРИЗ в работе с детьми.
Основной целью педагогической деятельности является — не просто развивать фантазию детей, а научить
мыслить системно, развивать диалектическое мышление, стремление к новизне; поисковой активности, речи и
творческого
воображения.
Проблемность:
оптимальные
способы
развития
творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста.
Работая
с
детьми
и
имея
положительный
опыт
работы
по
развитию
логического
мышления, воображения, сочли возможным начать процесс формирования логических приемов мышления с
более раннего возраста 4- 5 лет.
Главная
задача,
как
педагога,
дать
детям
реальную
возможность
овладеть
разнообразными
способами
получения знаний, умений и навыков, необходимых для того, чтобы стать личностью-свободной, мыслящей,
разносторонне развитой, способной адаптироваться к любым жизненным обстоятельствам. Большую роль в
этом играют современные технологии и методики воспитания и обучения, и, прежде всего ТРИЗ.
ТРИЗ помогает решать нам такие задачи:
–
осуществить системный подход в ознакомлении детей с человеком и миром, формировать системное
мышление.
–
Развивать творчество, воображение разнообразной продуктивной деятельности.
–
Развивать внимания, познавательных интересов, умение рассуждать, доказывать.
–
Воспитывать коммуникативные навыки, стремления к преодолению трудностей, уверенность в себе.
Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность. Обучение детей операциям:
анализ-синтеза, сравнении, классификации, обобщение.
Развития творческого мышления детей дошкольного возраста обусловлена тем, что формируются психические
функции, важные для перехода к следующему этапу. Умение, навыки, приобретенные в дошкольный период
служат фундаментом для получения знаний и развитие способностей в более старшем возрасте в школе.
Овладев логическими операциями, дети станут более внимательными, учатся мыслить ясно и четко. В своей
работе учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей. В педагогическом процессе ДОУ широко
использую
систему
дидактических
игр,
логических
задач
,
схемы,
карты,
аудио-видио,
мультимедиа
и
поисковых заданий. У нас создана соответствующая развивающая среда, красочная, насыщенная, доступная
для детей. Мы сделали Лего — столы для мальчиков и девочек. Организую проведение занятий таким образом,
чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер. Мы
включаем умственную активность детей в любой вид их деятельности, занятии, труд, в игры, наблюдение, в
обсуждение поступков героя книг. Эта разнообразная деятельность детей требует всегда основного и общего
процесса анализ-синтеза. Использую «тризовский» подход в повседневном взаимодействии с детьми. Уметь
самостоятельно подмечать и стремиться, разрешать противоречия, системно воспринимать и анализировать
ситуации, а также создать спокойную, доброжелательную атмосферу, вызвать интерес, пробудить мотив к
творческой деятельности. Используются разнообразные Тризоваские методы и приемы; «Мозгового штурма»,
«Эмпатия», игры- «Хорошо-плохо», «Цепочка слов», «Наоборот». Метод фокальных объектов «Оживление»,
«Фантастические
аналогии».
Использовать
«Волшебный
телевизор»,
моделирование
(метод
маленьких
человечков), «Кольца Лулия» и системный оператор. На занятии всегда использую игрушку - «Степашка»,
которая помогает нам педагогам. Упражнения разной степени сложности, дидактические игры в зависимости от
индивидуальных
способностей
детей.
В
данном
возрасте
у
детей
начинает
формироваться
элементы
логического мышления, умеют рассуждать, делают свой умозаключения. Эти упражнения, игры и влияют на
развитие творческих способностей. Проводим такие как «Чем отличается?», «Мельница они направлены на
тренировку мышления и на выполнение действий. «Похож-не похож» помогает научиться сравнивать предметы,
запомнить признаки сходства по цвету, форме, величине, развивает наблюдательность, мышление речи. Давать
задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда, и т.д. Знакомство с такими заданиями начала
с элементарных заданий на мышление — цепочке закономерности. Тематика игр творческих заданий на
занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи зависит от темы изучаемого материала.
Развитое мышление предполагает видение противоречия, его формирование и решение. Результатом решения
противоречия является изобретение. Этому дети учатся в играх «Наоборот», «Хорошо-плохо», «Письмо SOS» с
которыми знакомит Гном из волшебной страны. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой,
сочиняют сказки с помощью схем, рисунков, используем «Фиолетовый лес» (Воскобовича В.В). Эту работу
нужно
начинать
со
знакомых
сказок,
пословиц,
поговорок.
Затем
пробуем
придумывать
сказки
сами
и
схематично выкладывать их с помощью счетных палочек. Предлагаем детям, какой формы могут быть
существа. Такие игры помогают развивать умение мыслить логически, сравнивать, составлять и высказывать
свое умозаключения. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности: игровую, речевую,
рисование, лепку, аппликацию, конструирование, труд. Особенно в центре конструирование они фантазируют,
придумывают свои новые изобретения, это новый толчок, новые идеи. Дети с удовольствием составляют
изображения по образцу, схемам, по замыслу. Конструирование помогает детям воплощать в жизнь свои
задумки, увлеченно работать и видя конечный результат. Они отличаются богатым воображением и фантазией,
желание изобретать, экспериментировать. Используя различный материалы в работе с детьми, убедились в том
что
играя,
выполняя
задания,
отвечая
на
вопросы
на
занятиях,
дети
усваивают
программный
материал,
правильно выполняют сложные задания. Обучая детей в процессе игры, занятий, упражнений, стремимся чтобы
эта радость перешла в радость учения. Мысленно распределяем детей на три группы: сильные, средние, слабые.
Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает
возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) — у «сильных».
Детям, справляющимся с логическими задачами на средним уровне, предлагаю варианты подобных задач, а так
же подключаю к играм соревно-вательного характера .
Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности, стараюсь
внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого
утомления,
вид
деятельности
сменяется.
Особую
роль
играют
«сильные»
дети:
отлично
справившись
с
конкретной
задачей
они,
по
моей
просьбе
(или
самостоятельно)
«подключаются
к
тем,
кто
испытывает
серьезные трудности.
Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна.
Она
помогает
сплотить
коллектив,
дает
возможность
самоутвердится
успешным
детям
и
почувствовать
уверенность в своих силах- более слабым
Но при этом сам педагог должен:
-Повысить свой профессиональный уровень;
- Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к
стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
- Знакомство с инновационными технологиями;
- Сбор материалов по работе в педагогической деятельности с использованием технологии ТРИЗ.
- Определить перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного
процесса.
-
Формулировка
темы,
выделение
стержневой
проблемы
и
целевой
установки
с
учѐтом
возрастных
особенностей детей.
- Обследование речи и творческого воображения детей. Индивидуальные беседы с рассматриванием картинок,
наблюдения.
-Создание развивающей среды в группе. Оформление уголка для творческого развития детей.
С родителями проводится широкая консультационная работа, включая их в образовательный процесс. «Город
Мастеров», мастер — классы, семинары, «Клубный час». Родители могут сами выступать в роли педагога.
Использование «Тризовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми а так же картотека (примерный
план) игр, познавательных упражнений с использованием ТРИЗ технологий.
Подводя итог, считаем ценным использование таких подходов в работе с дошкольниками, так как снимается
психологическая инерция, как у ребенка, так и у педагога, идет активизация творческого воображения. Наша
задача оправдать ожидания каждого ребенка, потому что детство — это пора, которая наполнена волшебством,
добротой и новыми открытиями!