Напоминание

"Технология ТРИЗ в работе с детьми"


Автор: Гаврилова Валентина Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №96 "Калинка" комбинированного вида
Населённый пункт: г. Улан–Удэ Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: "Технология ТРИЗ в работе с детьми"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Гаврилова В.С.

МБДОУ №96 «Калинка» г. Улан- Удэ.

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми.

В последние годы главным вопросом педагогики стал вопрос о формировании творческой личности. Одним из

важных направлений является использование технологии ТРИЗ в работе с детьми.

Основной целью педагогической деятельности является — не просто развивать фантазию детей, а научить

мыслить системно, развивать диалектическое мышление, стремление к новизне; поисковой активности, речи и

творческого

воображения.

Проблемность:

оптимальные

способы

развития

творческих

способностей

детей

дошкольного

возраста.

Работая

с

детьми

и

имея

положительный

опыт

работы

по

развитию

логического

мышления, воображения, сочли возможным начать процесс формирования логических приемов мышления с

более раннего возраста 4- 5 лет.

Главная

задача,

как

педагога,

дать

детям

реальную

возможность

овладеть

разнообразными

способами

получения знаний, умений и навыков, необходимых для того, чтобы стать личностью-свободной, мыслящей,

разносторонне развитой, способной адаптироваться к любым жизненным обстоятельствам. Большую роль в

этом играют современные технологии и методики воспитания и обучения, и, прежде всего ТРИЗ.

ТРИЗ помогает решать нам такие задачи:

осуществить системный подход в ознакомлении детей с человеком и миром, формировать системное

мышление.

Развивать творчество, воображение разнообразной продуктивной деятельности.

Развивать внимания, познавательных интересов, умение рассуждать, доказывать.

Воспитывать коммуникативные навыки, стремления к преодолению трудностей, уверенность в себе.

Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность. Обучение детей операциям:

анализ-синтеза, сравнении, классификации, обобщение.

Развития творческого мышления детей дошкольного возраста обусловлена тем, что формируются психические

функции, важные для перехода к следующему этапу. Умение, навыки, приобретенные в дошкольный период

служат фундаментом для получения знаний и развитие способностей в более старшем возрасте в школе.

Овладев логическими операциями, дети станут более внимательными, учатся мыслить ясно и четко. В своей

работе учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей. В педагогическом процессе ДОУ широко

использую

систему

дидактических

игр,

логических

задач

,

схемы,

карты,

аудио-видио,

мультимедиа

и

поисковых заданий. У нас создана соответствующая развивающая среда, красочная, насыщенная, доступная

для детей. Мы сделали Лего — столы для мальчиков и девочек. Организую проведение занятий таким образом,

чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер. Мы

включаем умственную активность детей в любой вид их деятельности, занятии, труд, в игры, наблюдение, в

обсуждение поступков героя книг. Эта разнообразная деятельность детей требует всегда основного и общего

процесса анализ-синтеза. Использую «тризовский» подход в повседневном взаимодействии с детьми. Уметь

самостоятельно подмечать и стремиться, разрешать противоречия, системно воспринимать и анализировать

ситуации, а также создать спокойную, доброжелательную атмосферу, вызвать интерес, пробудить мотив к

творческой деятельности. Используются разнообразные Тризоваские методы и приемы; «Мозгового штурма»,

«Эмпатия», игры- «Хорошо-плохо», «Цепочка слов», «Наоборот». Метод фокальных объектов «Оживление»,

«Фантастические

аналогии».

Использовать

«Волшебный

телевизор»,

моделирование

(метод

маленьких

человечков), «Кольца Лулия» и системный оператор. На занятии всегда использую игрушку - «Степашка»,

которая помогает нам педагогам. Упражнения разной степени сложности, дидактические игры в зависимости от

индивидуальных

способностей

детей.

В

данном

возрасте

у

детей

начинает

формироваться

элементы

логического мышления, умеют рассуждать, делают свой умозаключения. Эти упражнения, игры и влияют на

развитие творческих способностей. Проводим такие как «Чем отличается?», «Мельница они направлены на

тренировку мышления и на выполнение действий. «Похож-не похож» помогает научиться сравнивать предметы,

запомнить признаки сходства по цвету, форме, величине, развивает наблюдательность, мышление речи. Давать

задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда, и т.д. Знакомство с такими заданиями начала

с элементарных заданий на мышление — цепочке закономерности. Тематика игр творческих заданий на

занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи зависит от темы изучаемого материала.

Развитое мышление предполагает видение противоречия, его формирование и решение. Результатом решения

противоречия является изобретение. Этому дети учатся в играх «Наоборот», «Хорошо-плохо», «Письмо SOS» с

которыми знакомит Гном из волшебной страны. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой,

сочиняют сказки с помощью схем, рисунков, используем «Фиолетовый лес» (Воскобовича В.В). Эту работу

нужно

начинать

со

знакомых

сказок,

пословиц,

поговорок.

Затем

пробуем

придумывать

сказки

сами

и

схематично выкладывать их с помощью счетных палочек. Предлагаем детям, какой формы могут быть

существа. Такие игры помогают развивать умение мыслить логически, сравнивать, составлять и высказывать

свое умозаключения. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности: игровую, речевую,

рисование, лепку, аппликацию, конструирование, труд. Особенно в центре конструирование они фантазируют,

придумывают свои новые изобретения, это новый толчок, новые идеи. Дети с удовольствием составляют

изображения по образцу, схемам, по замыслу. Конструирование помогает детям воплощать в жизнь свои

задумки, увлеченно работать и видя конечный результат. Они отличаются богатым воображением и фантазией,

желание изобретать, экспериментировать. Используя различный материалы в работе с детьми, убедились в том

что

играя,

выполняя

задания,

отвечая

на

вопросы

на

занятиях,

дети

усваивают

программный

материал,

правильно выполняют сложные задания. Обучая детей в процессе игры, занятий, упражнений, стремимся чтобы

эта радость перешла в радость учения. Мысленно распределяем детей на три группы: сильные, средние, слабые.

Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает

возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) — у «сильных».

Детям, справляющимся с логическими задачами на средним уровне, предлагаю варианты подобных задач, а так

же подключаю к играм соревно-вательного характера .

Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности, стараюсь

внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого

утомления,

вид

деятельности

сменяется.

Особую

роль

играют

«сильные»

дети:

отлично

справившись

с

конкретной

задачей

они,

по

моей

просьбе

(или

самостоятельно)

«подключаются

к

тем,

кто

испытывает

серьезные трудности.

Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна.

Она

помогает

сплотить

коллектив,

дает

возможность

самоутвердится

успешным

детям

и

почувствовать

уверенность в своих силах- более слабым

Но при этом сам педагог должен:

-Повысить свой профессиональный уровень;

- Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к

стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

- Знакомство с инновационными технологиями;

- Сбор материалов по работе в педагогической деятельности с использованием технологии ТРИЗ.

- Определить перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного

процесса.

-

Формулировка

темы,

выделение

стержневой

проблемы

и

целевой

установки

с

учѐтом

возрастных

особенностей детей.

- Обследование речи и творческого воображения детей. Индивидуальные беседы с рассматриванием картинок,

наблюдения.

-Создание развивающей среды в группе. Оформление уголка для творческого развития детей.

С родителями проводится широкая консультационная работа, включая их в образовательный процесс. «Город

Мастеров», мастер — классы, семинары, «Клубный час». Родители могут сами выступать в роли педагога.

Использование «Тризовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми а так же картотека (примерный

план) игр, познавательных упражнений с использованием ТРИЗ технологий.

Подводя итог, считаем ценным использование таких подходов в работе с дошкольниками, так как снимается

психологическая инерция, как у ребенка, так и у педагога, идет активизация творческого воображения. Наша

задача оправдать ожидания каждого ребенка, потому что детство — это пора, которая наполнена волшебством,

добротой и новыми открытиями!



В раздел образования