Напоминание

Логоритмика как здоровьесберегающая технология профилактики и ранней коррекции речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста


Автор: Скорынина Оксана Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №272"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Логоритмика как здоровьесберегающая технология профилактики и ранней коррекции речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Логоритмика как здоровьесберегающая технология профилактики и

ранней коррекции речевых нарушений у детей младшего дошкольного

возраста.
С каждым годом, растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логопедическая ритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Инновационная направленность. Логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная и артикуляционная гимнастика, мимическая гимнастика). Основополагающий принцип проведения занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. Содержание логоритмического воздействия реализуется по двум направлениям:
1.

Воспитание и коррекция

неречевых процессов.
Содержание: - развитие восприятия, слухового внимания и памяти; - развитие оптико- пространственных представлений и навыков, зрительной ориентировки на говорящего; - развитие координации общих движений, тонкой
2.

Развитие речевых

процессов.
Содержание: - развитие речи ; - развитие темпа и ритма, дыхания, голоса; - развитие орального праксиса, - развитие фонематического восприятия; - воспитание темпа и ритма речи; - уточнение произношения сохранных звуков.
произвольной моторики и мимики лица; - воспитание чувства темпа и ритма в движении; - воспитание подражательности, активности, инициативности, самостоятельности, коллективизма, смелости, решительности, выдержки.


Логоритмические занятие включает следующие элементы:
 логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарат;  пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов идущих от рук;  упражнения под музыку на развитие общей м о т о р и к и , соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно- двигательного и координационного тренинга;  вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;  фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития речевого дыхания;  песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;  музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;  музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;  упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;  коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения; Структура занятий может не всегда включать все перечисленные элементы. В результате практической работы сложилась следующая структура логоритмического занятия: Структура нод по логоритмике.
Этап. № Структурная единица. Время. Общее время. Подготови- тельный 1. Орг.момент. Ходьба. Сообщение темы, цели занятия. 1-2 мин. 15 минут.
/+5

мин./
Основной 2. Упражнения –игры на развитие общей моторики, дыхания, просодики, зрительного и слухового внимания. 2 мин. 3. Упражнение – игра на развитие мелкой моторики. 3 мин. 4. Артикуляционная гимнастика, мимическая гимнастика 5 мин. 5. Подвижная игра. Расширение словарного запаса, заучивание (проговаривание) стихотворных строчек. Игра на музыкальных инструментах.
Развитие фонематических

процессов
3 мин. Заключи- тельный 6. Подведение итогов. Упражнение на релаксацию. 1 мин. НОД по логоритмике для детей младшего дошкольного возраста длится в 1- ый год обучения - 15 минут, во 2-ой год обучения - 20 минут. В свою структуру оно включает 3 этапа, каждый из которых решает свои задачи.
1

этап

занятия

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
. Он необходим для вовлечения детей в атмосферу занятия. Малышей важно заинтересовать новой неизвестной для них деятельностью и сразу объяснить, зачем они на занятии: они заходят в зал под определённую мелодию, соответствующую характеру героев занятия /вид ходьбы различный в разных направлениях/.
Также детям младшего дошкольного возраста в силу их наглядно- действенного мышления просто необходимо самим стать героями происходящего. Поэтому, мы предлагаем такие приёмы организации малышей как: приглашение в сказку, встреча гостя, помощь игрушечному герою, превращение в каких-либо животных, героев сказок.
2

этап занятия

ОСНОВНОЙ
. Он сразу вовлекает малышей в двигательную деятельность, где под яркие, выразительные мелодии дети учатся двигаться в такт музыке, подчинять свои движения музыкальному ритму. Взрослый помогает детям речью в восприятии музыки через движение. Используя забавные стишки, потешки, песенки, взрослый развивает у детей все группы мышц, нуждающиеся в коррекции: общедвигательные, артикуляционные, дыхательные, голосовые. Двигательная деятельность детей постоянно меняется, поэтому они не устают. Все движения сопровождаются речью, в которую вовлекаются дети, развивая свой словарный запас, лексико-грамматический строй. Во второй половине учебного года в занятия включаются несложные скороговорки с сохранными звуками, которые сопровождаются игрой на музыкальных инструментах: бубнах, палочках, колокольчиках , погремушках для усвоения ритма скороговорок. На 2-ом году обучения занятие продлевается на 5 минут. Это связано с включением в структуру занятий упражнений на развитие фонематических процессов, проговаривание чистоговорок, стишков с изучаемым звуком.
3 этап занятия - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
. Он служит для введения детей в спокойное состояние, нацеливает их на запоминание и повторение усвоенной деятельности в обычных играх, закрепление положительных эмоций, полученных на занятии. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности необходимых для полноценного развития. Необходимым условием работы на логоритмических занятиях является создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребёнка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов
сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал заранее не выучивается. Во время занятий отдаётся предпочтение «кругу»: дети стоят или сидят вместе с педагогом в кругу. Такое расположение позволяет детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал вместе с ним. Наглядность изучаемого материала обеспечивается использованием на занятиях масок зверей, атрибутами сказочных персонажей, детских игрушек, декораций, предметов быта и музыкальных инструментов. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр проходит ненавязчиво, в игровой форме. Обязательно включаются в занятия коммуникативные игры или танцы. Важным требованием при разучивании движений является практический показ движений взрослым с тем, чтобы ребёнок конкретно представил движения, пережил правильные двигательные ощущения и почувствовал желание воспроизвести эти движения. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Для достижения положительных результатов желательна тесная связь в работе педагогов ДОУ. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы рекомендуется воспитателю использовать в режимных моментах, на других занятиях. Песенный и танцевальный репертуар закрепляется на музыкальных занятиях. Итогом работы является лучшее усвоение знаний и формирование умений и навыков у детей. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. У дошкольников увеличивается словарь, воспитывается грамматически правильная речь, развивается фонетическое восприятие, связная речь. Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи детей вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей!


В раздел образования