Автор: Казимирова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ КР ОО "Детский сад №2"
Населённый пункт: пгт.Кромы, Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Основные подходы к использованию здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании"
Раздел: дошкольное образование
Основные
подходы
к
использованию
здоровьесберегающих
технологий
в
дошкольном
образовании
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в
первую
очередь
систему
дошкольного
образования
как
начальную
ступень
формирования
личности.
Внимание
педагогов
дошкольного
образования
акцентируется на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей. На
смену традиционным методам приходят активные методы обучения и
воспитания,
направленные
на
активизацию
познавательного
развития
ребёнка.
Интенсификация учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном
учреждении (ДОУ) актуализирует проблему сохранения здоровья ребёнка. Сегодня
медицинские
работники
не
в
состоянии
справиться
с
проблемами
ухудшения
здоровья детей, поэтому встаёт вопрос о превентивной работе, о формировании
осознанного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни. Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.
В системе дошкольного образования педагогами широко применяются технологии
развивающего и
проблемного
обучения,
игровые,
компьютерные
технологии.
Наряду
с
перечисленными
всё
чаще
звучит
термин
«здоровьесберегающие
технологии».
Однако Н.К. Смирнов отмечает, что многими педагогами они воспринимаются как
аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствует об искажённом
понимании данного термина, примитивных представлениях о содержании работы,
которая
должна
проводиться
дошкольными
учреждениями.
Н.К.
Смирнов
рассматривает их как системно организованную совокупность программ, приёмов,
методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью
его участников. Похожее
утверждение можно встретить у В.И. Ковалько – совокупность приёмов и методов
организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников
и
педагогов.В.Г.
Каменская
и
С.А.
Котова
рассматривают
здоровьесберегающие
технологии не просто как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форму
развития
психофизиологических
и
социально-психологических
возможностей
каждого ребёнка.
По мнению В.Д. Сонькина, здоровьесберегающие технологии – это
- условия обучения ребёнка (отсутствие стресса, адекватность требований, методик
обучения и воспитания);
–
рациональная
организация
учебного
процесса
(в
соответствии
с
возрастными,
половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
– соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;
– необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Н е с мот р я
н а
мн о гоч и с л е н н ы е
а вто р с к и е
п од ход ы
к
о п р е д е л е н и ю
здоровьесберегающих технологий, отмечается единство учёных в том, что данные
технологии
представляют
оптимальную
систему
действий
образовательного
учреждения, направленную на сохранение, поддержание и
укрепление здоровья участников педагогического процесса.
Современный
образовательный
процесс
включает
широкий
диапазон
здоровьесберегающих технологий.
Обратимся
к
рассмотрению
некоторых
существующих
классификаций.
Здоровьесберегающие
технологии
классифицируются
с
учётом
задач
охраны
здоровья.
1. Медико-гигиенические технологии включают контроль и помощь образовательным
учреждениям в обеспечении гигиенических условий в соответствии с СанПиНами,
оказание неотложной первой помощи, консультаций, проведение мероприятий по
санитарно-гигиеническому просвещению, отслеживание динамики заболеваемости,
организацию и проведение различных профилактических мероприятий.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие
детей и включают закаливание, физические тренировки и т.д.
3.
Экологические
здоровьесберегающие
технологии
нацелены
на
создание
природосообразных,
экологически
оптимальных
условий
жизнедеятельности,
формирование инвайронментального сознания (от англ. enviroment – окружающая
среда).
4.
Технологии
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности
направлены
на
сохранение
жизни
и
обеспечиваются
целым
рядом
специалистов
(руководителем
учреждения,
специалистами
по
охране
труда,
гражданской
обороне,
пожарной
инспекции и т.д.), учебным курсом ОБЖ.
5.
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
включают
широкий
спектр
использования
психолого-педагогических
приёмов
и
методов,
обеспечивающих
приобретение ребёнком знаний, умений и навыков по сохранению здоровья.
6. Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии способствуют
формированию и укреплению психологического здоровья детей, повышению уровня
психологической адаптации личности.
7.
Лечебно-оздоровительные
технологии
направлены
на
восстановление
или
компенсацию здоровья
детей и включают лечебную физкультуру, лечебную и специальную педагогику.
По
нашему
мнению,
наиболее
разработанной
для
реализации
в
педагогическом
процессе
современного
ДОУ
является
классификация
здоровьесберегающих
технологий В.А. Деркунской, так как эта классификация интегрирует в себе все
направления
деятельности
образовательного
учреждения
по
здоровьесбережению
всех субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В данной
классификации здоровьесберегающие технологии разделяют на:
–
медико-профилактические
(организация
мониторинга
здоровья
дошкольников;
разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль
питания,
физического
развития
и
закаливания
дошкольников;
организация
профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в
обеспечении
требований
СанПиНов;
организация
здоровьесберегающей
среды
в
ДОУ);
–
физкультурно-оздоровительные
(развитие
физических
качеств
и
становление
физической культуры дошкольников; дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж;
профилактика
плоскостопия
и
формирование
правильной
осанки;
воспитание
привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье);
– обеспечение социально-психологического благополучия ребёнка (психологическое
или психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка);
–
здоровьесбережение
педагогов
дошкольного
образования
(развитие
культуры
здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие
потребности в здоровом образе жизни);
–
валеологическое
просвещение
родителей
(беседы,
личный
пример
педагога,
различные формы работы с родителями).
В
рамках
дошкольного
учреждения
возможно
применение
классификации
здоровьесберегающих технологий по характеру используемых ресурсов:
– природных факторов (ландшафтотерапия, ароматерапия, фиточаи и т.д.);
–
внутренних
резервов
организма
(дыхательные
практики,
программы
развития
двигательной активности и т.п.);
–
социально-культурных
факторов
(формирование
гигиенических
привычек,
использование метода диалога культур и т.п.).
Опыт практической работы дошкольных учреждений показывает, что разнообразие
оснований
для
классификаций
здоровьесберегающих
технологий
вызывает
дополнительные
трудности
у
педагогов
при
планировании
работы;
часто
они
используются односторонне, отсутствует их системная организация.
Достижение цели использования здоровьесберегающих технологий возможно при
создании
специальной
здоровьесберегающей
среды,
постоянно
меняющейся
в
соответствии с возможностями и потребностями ребёнка и общества. Л. Волошина
определяет
её
как
комплекс
социально-гигиенических,
психолого-педагогических,
морально-этиче ских,
экологиче ских,
ф и з кул ьту р н о - о зд о р о в и т е л ь н ы х ,
образовательных
системных
мер,
обеспечивающих
ребёнку
психическое
и
физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и ДОУ.
В
основу
разработки
концептуальных
направлений
здоровьесберегающей
среды
заложены следующие задачи:
– формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования
доступных
для
дошкольного
учреждения
средств
физического
воспитания,
оптимизации двигательной деятельности;
–
использование
в
образовательной
деятельности
ДОУ
духовно-нравственного
и
культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего окружения; воспитание
детей на традициях народной культуры;
– конструктивное партнёрство семьи, педагогического коллектива и самих детей в
укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;
– обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом
образе жизни.
В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, могут выступать
– непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни
и
простейшим
навыкам
оказания
первой
помощи
и
самопомощи
при
порезах,
ссадинах, укусах, а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических
навыков;
–
реабилитационные
мероприятия
(фитотерапия,
витаминотерапия,
ароматерапия,
ингаляция,
функциональная
музыка,
лечебная
физкультура,
м а с с а ж ,
психогимнастика, тренинги);
–
специально
организованная
двигательная
активность
ребёнка
(физкультурные
занятия, физкультминутки,
подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники
здоровья, прогулки и экскурсии на природу).
Эффективность
использования
здоровьесберегающих
технологий
может
быть
оценена (в зависимости от субъекта их приложения) на уровнях
– здоровья конкретной личности, индивидуальности;
– детской группы, их внешних и внутренних социальных связей;
– образовательного учреждения в целом как социального образования.
Выбирая
и
используя
образовательную,
воспитательную
или
социальную
технологию,
необходимо
оценивать
её
с
точки
зрения
здоровьесбережения.
Н.К.
Смирнов пишет: «Прилагательное "здоровьесберегающая" относится к качественной
характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при
реализации
данной
технологии
(педагогической
системы)
решается
задача
сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса».
Таким
образом,
можно
констатировать,
что
проблема
использования
здоровьесберегающих технологий в
образовательном процессе ДОУ является актуальной на современном этапе. Однако,
неоднозначность
подходов
к
определению
этих
технологий,
отсутствие
единого
подхода
к
их
классификации
и
оценке
эффективности
применения
требуют
дальнейшего изучения данного вопроса.