Автор: Ильюшина Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Радуга"
Населённый пункт: поселок Тазовский
Наименование материала: мастер – класс для педагогов
Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга»
Мастер – класс для педагогов
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»
Разработал воспитатель
Ильюшина М.А.
Тазовский, 2019
Мастер – класс для педагогов
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников».
Цель: Знакомство педагогов с некоторыми методами и приёмами обучения
дошкольников правилам ОБЖ.
Задачи:
1.
Учить
комплексно
подходить
к
обучению
дошкольников
основам
безопасности.
2. Представить педагогам вариант использования метода «Моделирование
ситуации» в формировании ОБЖ у дошкольников;
3. Изготовить с педагогами технологическую карту сюжетной ролевой игры.
4.
Предложить
применять
современные
формы
организации
совместной
деятельности,
направленные
на
обучение
детей
дошкольного
возраста
правилам безопасности.
Методы и приёмы: беседа, практические задания.
Оборудование:
презентация;
материал
для
практического
выполнения
задания: 2 листа А3, фломастеры; смайлики зелёного, желтого и красного
цветов; жетоны;
маски: телефон, машина, огонь, пожарный, ребенок, спички;
почтовый ящик, конверты.
Форма: деловая игра-практикум с элементами инсценировки.
Участники: воспитатель, педагоги.
Ход мастер-класса:
Вступление.
Добрый день, уважаемые жури и коллеги!
Начать свое выступление я бы хотела с загадок (те, кто отвечает получает
жетон).
Если вдруг пожар случился,
Загорелся ковролин.
Дым тяжелый заклубился -
Позвоните (01)
***
Что за чудо-коробочек!
А закрыт он на замочек.
"Открывать его не нужно", -
Так решили дети дружно.
"Нет такой у нас привычки
В руки брать без спроса (спички)
***
Мне поставила вчера
Два укола... (Медсестра.)
***
Остренькая проволочка,
Дырявая головочка.
Остренький зубок
Берегика свой глазок. (Иголка.)
**
К дольнем сёлам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество! Это (Электричество.)
***
Для машин и для трамвая
Путь-дорога есть другая.
А я иду по ... (Тротуару)
Сегодня
я
вам
предлагая
поговорить
о «Формирование
основ
безопасности жизнедеятельности дошкольников».
Дошкольный
возраст
характеризуется
нарастанием
двигательной
активности
и
увеличением
физических
возможностей
ребёнка,
которые,
сочетаясь
с
повышенной
любознательно стью,
стремлением
к
самостоятельности,
нередко
приводит
к
возникновению
травмоопасных
ситуаций.
Поэтому
значимой
является
проблема
создания
условий,
позволяющих ребёнку планомерно накапливать опыт безопасного поведения
как в социуме, так и в окружающем мире.
Чтобы
научить
детей
основам
безопасности
жизнедеятельности,
в
первую очередь педагог должен сам быть хорошо осведомлен в этом вопросе
и заинтересован в решении такой проблемы, как детская безопасность. Я
считаю, именно поэтому работа в данном направлении должна вестись не
только с детьми и родителями, но и с педагогами.
Слайд 2.
Ролевые
игры
-
это
небольшие
сценки
спланированного
или
произвольного
характера,
отражающие модели
жизненных
ситуаций.
Это
хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут
оказаться дети. Игра позволит приобрести навыки принятия ответственных
и безопасных решений в жизни. Выполняя ту или иную игровую роль, дети
как бы готовятся к будущему, к серьёзной жизни взрослых.
Одними из составляющих структуры ролевой игры входят:
- игровые действия как средство реализации этих ролей;
-
игровое
употребление предметов,
т.
е.
замещение
реальных
вещей
игровыми, условными;
- реальные отношения между играющими.
Роль
взрослого,
как
организатора
нестандартных ситуаций,
очень
важна. Наводящие вопросы взрослого, чередование открытых и закрытых
вопросов, совместное обсуждение той или иной ситуации помогают детям
встать на место другого человека, понять мотивы его действий, оценить их с
нравственной точки зрения и прийти к правильным выводам.
Таким образом, игровые технологии стимулирует детскую активность,
желание
найти
верный
путь
в
решении
сложных
заданий,
вызывает
интеллектуальное напряжение.
В
работе
с
детьми
я
использую
компьютерные
презентации
и
мультфильмы
с
поучительными
сюжет ами
как
ве сти
с ебя
в
экстремальных ситуациях, с помощью которых дети быстрее воспринимают
материал.
Даются не только базовые знания детям, но и направляются действия на
самостоятельное
освоение
знаний
детьми.
Обучение
становится
информативнее, красочнее, увлекательнее. Это всё завораживает детей.
Слайд 3.
Важный компонентом обучения дошкольников правилам безопасного
поведения в быту является развивающая предметно-пространственная среда.
Я
не
планирую
останавливаться
на
достигнутом,
и
понимаю,
что
ребёнок
сможет
усвоить
основы безопасности,
если
работу
ве сти
систематически, ненавязчиво и в игровой форме.
В практике педагогов широко применяются игровая технология. Цель
игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его
каким-то
специальным
поведенческим
навыкам,
а
дать
возможность
«прожить»
в
игре
волнующие
его ситуации при
полном
внимании
и
сопереживании взрослого.
Одним из методов является «Моделирование ситуаций». Использование
данной методики
в
формировании
основ
безопасности у
дошкольников
позволяет активизировать имеющиеся знания и получить определенный опыт
по данной проблеме.
Данная методика может применяться при решении задач формировании
первичных
представлений
о безопасном
поведении
в
быту,
воспитание
осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Практическая часть с педагогами.
Первое задание.
Давайте
попробуем
на
практике
применить
один
из
вариантов
использования методики «Моделирования
ситуации» в формировании
основ
безопасности у
дошкольников.
Сейчас
я
приглашаю
тех,
у
кого
в
руках
находятся жетоны. (Далее сама игра. Разыгрывание ролевой ситуации)
Я предлагаю вам сейчас поиграть. (Надеваю на голову каждому участнику
маску с изображением.).
Даю установку: Каждый участник по очереди задаёт вопрос про себя. И
другие участники игры отвечают ему ответом «Да-Нет». Пока участник не
догадается, что за маска на нём.
Молодцы, вы справились с заданием.
А теперь вы мне назовите, ваши
действия в соответствии с ролью, например,
- телефон (звонит .. )
- машина (едет, поворачивает, сигналит .. )
- огонь (полыхает, горит .. )
- пожарный (спасает, тушит .. )
- ребенок (пугается .. )
- спички (горят…)
Второе наше задание. Разыгрывание ситуаций. Для этого вам нужно
разделится на 2 команды (по 3 человека). У каждой команду лежит на столе
ситуация вы ее должны изобразит что бы другая команда смогла узнать
ситуацию.
Ситуация 1:
«Чужая старушка»
Катя играла на детской площадке с ребятами, незаметно к ним подошла
старушка, в руках она держала маленького пушистого котёнка. «Девочка,
хочешь поиграть с котёнком? У меня в машине есть ещё один такой же,
пойдём со мной», - обратилась она к Кате. Что делать Кате?
Ситуация 2:
«Звонок в дверь»
Однажды,
когда
Лиза
осталась
совсем
ненадолго
одна
дома,
в
дверь
позвонили. «Кто там?» - спросила Лиза. «Откройте, я принёс для вас посылку
с конфетами и игрушками», - ответил незнакомый голос из-за двери. Что
делать Лизе?
Слайд 4.
Третье
задание.
Я
вам
предлагаю
следующее
задание
—
это
составление технологической карты.
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой
записан
весь
процесс
обработки
изделия,
указаны
операции,
материалы,
оборудование, инструмент, технологические режимы.
Существуют технологические карты блюд, изделий, процессов, уроков.
А я предлагаю составить и использовать технологическую карту игры –
пошаговую
инструкцию
для
детей
по
организации
сюжетной
игры.
Технологическая карта предлагает новый подход организации сюжетной игры
путем ее моделирования. Опираясь на разработанную модель, воспитатель
помогает детям вспомнить эпизоды, действия участников игры, содержание
взаимоотношений.
Я
вам
предлагая
сейчас
составить
технологическую
карту,
которая
поможет организовать любую сюжетно-ролевую игру.
А
теперь
я
предлагаю
рассказать,
что
вы
изобразили
на
вашей
технологической карте.
Рефлексия.
Слайд 5.
Уважаемые коллеги! Я бы хотела узнать ваше мнение о моем мастер –
классе. На столах лежат конверты. Вы можете написать ваши впечатления,
эмоции, рекомендации по моему мастер-классу и опустить в почтовый ящик.
Слайд 6.
Благодарю всех за участие и внимание.
Используемая литература:
1.
Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное
пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего
дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003
2.
Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный
метод
в
деятельности
дошкольного
учреждения:
Пособие
для
руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006.