Автор: Черепанова Марина Валентиновна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Снегурочка"
Населённый пункт: г. Югорск, ХМАО–ЮГРА, Тюменская область
Наименование материала: авторская дидактическая игра
Тема: «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления детьми освоения способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии».
Раздел: дошкольное образование
Авторская дидактическая игра «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ
технологии, для закрепления детьми освоения способов постановки вопросов по ТРИЗ
технологии».
Игра рассчитана для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего и
старшего дошкольного возраста.
Игровой материал: 7 карточек, с изображением вопросных слов по ТРИЗ
технологии; вопросная карточка, карточка с изображением домика, обозначающая
профессию; признаки объектов (рабочее место, спецодежда, предметы труда,
профессиональные действия, профессиональные качества), шапочка с кармашком; 7
карточек с предметными картинками; 7 карточек с изображением людей разных профессий
(врач, полицейский, пожарный, учитель, строитель, проводник, повар).
Игровая задача для ребенка:
- угадать профессию и обосновать свой ответ, задав как можно больше типа вопросов,
соответствующих вопросной карточке.
-соотнести профессию с предметами, необходимыми для работы людей данной
профессии
Цель для взрослого: формирование умений задавать различные типы вопросов к
объектам по теме «Профессия».
-Дидактическая задача: обогатить словарный запас детей по теме, способствовать
формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам.
- Развивающая задача: развивать память и умение общаться
- Воспитательная задача: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Учить детей выполнять правила игры.
Ход игры: Педагог обращает внимание детей на то, что в кабинете появились
предметы, которые нужны людям разных профессий. И вы должны отдать их тому, кому
этот предмет нужен для работы, Участнику предлагается надеть картонную шапочку с
кармашком. Педагог вставляет в карман шапочки картинку с изображением профессии,
ребёнок её не видит. Затем взрослый предлагает ему попробовать угадать профессию,
которая спряталась в кармашке, путём задавания детям типа вопросов, соответствующих
вопросной карточке, которую показывает педагог. Варианты вопросов могут быть
следующие: Что человек этой профессии должен уметь делать? Почему человек этой
профессии должен иметь профессиональные качества? Что я знаю про рабочее место
человека этой профессии? Какая спецодежда у человека этой профессии? Что случилось
бы, если бы у человека этой профессии не было бы спецодежды? Что плохого в том, если
человек этой профессии не будет иметь инструменты труда.
Остальные дети должны отвечать на вопросы участника, давая развёрнутые ответы,
которые нужно соотнести к данной профессии. После этого педагог спрашивает у
участника, что делает человек, изображенный на карточке, как называется его профессия.
Просит выбрать предмет, который необходим в данной профессии. Первый игрок,
ответивший правильно, забирает карточку себе. Побеждает тот, кто собрал наибольшее
количество карточек. В дальнейшем после того как будет хорошо усвоен алгоритм
составления вопросов, можно использовать карточки профессий по специализации.
Например: профессия врач.