Напоминание

Влияние дидактических игр на активизацию познавательного развития в математике у детей дошкольного возраста.


Автор: Гладкова Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №16"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: Конспект занятия по математике. Квест–игра "Ориентировка в пространстве и на плоскости"
Тема: Влияние дидактических игр на активизацию познавательного развития в математике у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике

Образовательная область : Познавательное развитие

Воспитатель: Гладкова Людмила Николаевна

Группа: подготовительная (6-7 лет)

Тема: Квест-игра

«Ориентировка в пространстве и на плоскости»

ЦЕЛЬ: Создание условий для развития ориентировки в пространстве и на плоскости.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

- Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела(руки, ноги)

- Уточнять и закреплять пространственные представления детей («на», «над», «под»);

- Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине»;

- Закреплять умение определять свое место среди окружающих людей;

- Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска);

Воспитательные:

- Воспитывать умение выполнять коллективные действия;

- Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь, организованность.

Развивающие:

- Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь;

Тренировать мыслительные операции сравнение, аналогия и обобщение.

Ресурсы:

Литература

Программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы 2015г

З. А. Михайлова. Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей. «Детство – пресс» 2002г.

А. Михайлова. Математическое развитие дошкольников. «Детство-пресс». 2000г.

№ Этап занятия, его цель

Деятельность воспитателя

(содержание учебного материала,

прямая речь)

Деятельность

воспитанника(виды

деятельности,

прямая речь)

.

1

2

Организационный момент

Создание положительной

атмосферы в группе,

сосредоточение внимания детей

на работу, проверка рабочего

места.

Вводный этап

(На доске карта и рисунки-тени Чебурашка и Крокодил Гена)(см.

приложение1)

- Сегодня нас с вами ждет необычное занятие. Как выдумаете почему?

- Да и сегодня у нас гости. А кто это? (Крокодил Гена и Чебурашка)

- Что они принесли с собой?(Карту)

- Почему решили, что это карта? (На ней указана схема движения)

- Еще для вас оставили письмо. Давайте прочитаем и тогда поймем, для

чего они оставили нам эту карту.

« Здравствуйте ребята! Мы случайно узнали, что в вашей группе дети не

умеют дружить, часто ссорятся и даже дерутся, не могут дружно вместе

работать. Вот мы и решили проверить так ли это? Оставляем вам эту карту,

по которой вы будете следовать, выполняя квесты (задания). Если

справитесь, ждёт вас награда!

Всегда ваши друзья Крокодил Гена и Чебурашка.»

Ну что, попробуем выполнить квесты Гены и Чебурашки?

Покажем, что мы умеем вместе дружно работать?

-

Давайте

подготовимся

к

сложному

путешествию.

Внимательно

Потому, что мы всегда

играем, к нам приходят

сказочные гости.

Потому, что кому-то

нужно помочь.

Ответы детей.

Дети слушают

стихотворение, отвечают

3

Мотивировать детей на

включение в игровую

деятельность

Основной

Формировать умение применять

свои знания и умения по

ориентировке в пространстве и

послушайте стихотворение и ответьте на вопросы. Хорошо?

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево – понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и полы подметал.

«Победа!» - раздался ликующий крик.

Где право, где лево узнал ученик.

Какой рукой ученик выполнял действия? (Правой)

Что делал ученик правой рукой? (Писал, мяч кидал, страницы

листал, ложку держал, полы подметал)

Покажите свою правую руку. Покажите другую свою руку. Какая

это рука? (Левая)

Молодцы, справились с заданием. Вижу, что готовы к работе.

Ну а теперь вернемся к карте, где зашифрованы квесты (задания)

Задание1 «Отгадай и нарисуй»

(ориентировка на листе

бумаги)

на вопросы.

Разгадывают

на плоскости.

Как вы думаете, что зашифровано в квесте №1?(Нужно назвать

геометрические фигуры)

Где же само задание находится? (В воздушном шарике)

Достанем задание. Разгадать загадки и нарисовать , правильно

располагая ее на листе. Будьте внимательны.

Загадка№1

С детства я знакомый твой,

Каждый угол здесь прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины,

Вам представится я рад,

А зовут меня. (квадрат)

Положите эту фигуру в правый верхний угол листа.

Слушайте следующую загадку

Загадка №2

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо (круг).

Положите эту фигуру в левый нижний угол.

Загадка № 3

Моя загадка коротка

Три стороны и три угла

Скажите, кто же я (треугольник)

Положите эту фигуру в правый нижний угол.

зашифрованное задание,

отвечают на вопросы.

Отгадывают загадки,

распологают

геометрические фигуры

на листе бумаги.

Загадка №4

Если круг разломишь вдруг,

То получишь (полукруг)

Положите эту фигуру в центр листа.

Загадка №5

Растяни круг по бокам

И получишь ты.. (овал).

Какой угол остался свободным? (левый верхний)

Положите туда овал.

Проверьте друг у друга правильность выполнения задания.

Разгадаем название следующего квеста

ЗАДАНИЕ 2. «СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ» (проверка усвоения

схемы тела)

Где находится само задание? (В домике)

Где находится такой домик в нашей группе по отношению к вам?

(Впереди, на стене)

Читаю задание, а вы выполняете.

Левой рукой возьмитесь за правое ухо.

Правую руку положите на левое плечо.

Левую ногу выставьте немного вперед.

Левой рукой закройте левый глаз.

Правой рукой достаньте до правого колена.

Выпрямились, опустили руки.

Выполняют задание

Молодцы, с заданием вы справились.

Что зашифровано в следующем квесте?(Схема движения)

Правильно будем выполнять движение по схеме. (Приложене 2)

ЗАДАНИЕ 3.Движение по схеме(коллективно)

(Педагог по одному ребенку вызывает к доске, чтобы показать маршрут

движения)

Что

изображено

на

карте

дальше?

(Человечки

выполняют

движения.)

Значит друзья предлагают нам выполнить физкультминутку.

Слова придумаю я, а вы будете за мной повторять.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

Что же у нас в следующем квесте? (Карточки с изображением

Дети разгадывают.

Выполняют задание,

проговаривая маршрут.

Дети проговаривают

слова , сопровождая

движениями.

предметов)

(Приложение 3)

ЗАДАНИЕ 4 «НА, НАД, ПОД» (работа с раздаточным материалом)

- Сейчас пройдите на свои места и посмотрите, что лежит у вас на столах.

(У каждого ребенка картинки (ваза, цветок, сердечко , листочек.)

Возьмите цветок и положите перед собой.

Слева от цветка расположите лист, а справа вазу

На сердечко положите вазу.

Под вазу положите цветок.

Над вазой расположите лист.

Под вазой сердечко.

Очень хорошо, и с этим заданием вы справились.

Что предлагает сделать карта дальше?(Выстроиться)

ЗАДАНИЕ 4

. «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

Да, встать друг за другом, по-другому в колонну по одному.

- Стоя в колонне, назвать ребенка стоящего впереди, стоящего сзади.

А теперь прыжком на право, и выстроились в шеренгу

- Стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.

Стоя в шеренге, определить место соседа по отношению к себе,

соотнеся со своей соответствующей рукой. (Петя стоит слева от

меня).

Определить свое место по отношению к соседу, соотнеся это с

соответствующей рукой. (Я стою, справа от Кати).

- Как расшифруем этот квест?

ЗАДАНИЕ 5. «Все наоборот»(игра с мячом)

Я называю вам пространственные ориентиры, а вы - ориентир,

Выполняют работу с

раздаточным материалом

Выстраиваются в

колонну,

(шеренгу)отвечают на

вопросы,выполняют

заданные движения.

Встают в круг

3

Заключительный

Рефлексия

настроения,подведение итога.

противоположный по значению

Верх - низ

Лево — право

Ниже - выше

Угол - центр

Молодцы, карта показывает, что где-то должен быть сундук с

наградой.

У меня есть небольшая подсказка.

Нужно сесть за столики, чтобы карта находилась перед вами.

Повернуть голову вправо и глазками найти белую дверь.

Справа от неё находится стул, а под ним и сундучок!

Нашли! Молодцы!

Ребята, подойдите ко мне. Сегодня вы меня очень порадовали. Я

прямо сейчас напишу Чебурашке с Геной письмо и расскажу, как

вы дружно работали и справились с их заданиями.

Что вам больше всего понравилось? Что удалось лучше всего?

Вы сегодня на занятии очень хорошо поработали, все старались, и за это

вас ждет сюрприз.

Откроем сундучок и здесь для каждого из вас медалька от друзей.

Встают к воспитателю в

полукруг,отвечают на

вопросы, анализируют.

Приложение №1

Приложение №2 Приложение №3



В раздел образования