Автор: Вялкова Наталья Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 1 "Родничок"
Населённый пункт: Новосибирская область. город Обь
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "ТРИЗ-в повседневной жизни"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«ТРИЗ – в повседневной жизни»
ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. С чего начать, как
сделать ТРИЗ достоянием дошкольников, как вести элементы теории в
повседневную жизнь? Что необходимо для работы?
Предлагаю усвоить как закон, 10 заповедей творческой личности,
выведенные профессором Вайнцвонгом, основателем и президентом
общества «За мир через культуру»
1.
Будь хозяином своей судьбы.
2.
Достигни успехи в том, что ты любишь.
3.
Внеси свой конструктивный вклад.
4.
Строй отношение с людьми на доверии.
5.
Развивай свои творческие способности.
6.
Культивируй в себе смелость.
7.
Заботься о своем здоровье.
8.
Не теряй веру в себя.
9.
Старайся мыслить позитивно.
10.Сочетай материальные благополучия с духовным удовлетворением.
Каждый день работы с детьми поиск. Например, ребенок задал вопрос. Вы
спрашиваете, а что он сам об этом думает. Приглашаете порассуждать. И
наводящими вопросами подводите к тому, что он сам находит ответ. А если
ребенок не задает вопрос, поставьте проблемную ситуацию. Например, надо
дать детям знания о свойствах дерева. Начинаем с вопроса: «Что было бы,
если бы на земле не было леса, деревьев?» «Чем же полезно дерево?»
Зачем люди выращивают леса, парки? Чем могут отличаться деревья? Почему
в деревянном доме жить удобно, чем в каменном? Где могут пригодиться
стружки, опилки? Назовите предметы из дерева?
Затем можно провести опыты с деревом: тонет или не тонет, горит или не
гори, окрашивается или нет, нагревается или нет и др.
Мы так научим детей системному анализу, подведем к проблеме
многофункционального использования дерева или вещества.
Значит, каждое занятие с детьми проблемы, поиски, цепочки вопросов: Как?
Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем
полезен? И так далее.
. Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем. Это наличие
противоречия в объятие, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо.
Например. Вот зонтик. Чем он хорош? Чем неудобен? Может ли зонт
одновременно быть большим и маленьким? Задача решается приемом
разделения противоречивых требований к зонту во времени: в одно время
зонт большой, в другое время маленький (складной, зонт можно положить в
сумку).
Все вокруг нас – это решенные в разные времена разными людьми задача, но
мы их детям даем как нерешенные, и дети самостоятельно повторяют путь
изобретения.
Игры каждый день.
«Чем связаны»,
«Чем похожи»,
«Что общего» - игры на системный анализ.
Любые вещи могут иметь что-то общее, если установить между ними какую-
либо связь (временную, пространственную, звуковую, причинную и т.д.). Чем
связаны пуговица и микроскоп? Что общего у капельки и кузнечика?
Чтобы арсенал игр на развитие мышления и воображения не иссякал,. Вы
научитесь и сами придумывать игры и упражнения.
Полезны для разминки перед поисковым мышлением задачи - шутки типа
«Какие камни не встретишь в море? Сколько яблок выросло на 5 грушах,
если на каждой груше выросло по одному яблоку?
Чудеса прогулок. Можно использовать приемы фантазирования: оживление,
применение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Наблюдаем за
«живыми облаками»: куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем
мечтают, о чем расскажут, что нам покажут.
Применим также прием элепатии - пусть дети представят себе на месте
наблюдаемого: «А что если ты превратился в кустик? О чем ты мечтаешь?
Кого ты боишься? О чем шепчут твои листочки?
А еще чудеса прогулок – в придумывании загадок, в рисовании палочкой по
земле, снегу, мелом на асфальте, мокрыми подошвами по сухому – что
получилось? Почему?
А если дать детям на прогулку увеличенное стекло? Представьте, какая будет
игра.
А пробовали вы рисовать камешками, т.е. выкладывать узоры, рисунки. А как
насчет веревки? Ведь из нее можно выложить цветок, дом, огонь.
Наступает вечер. Какие таинства он хранит в себе? Это время сказок, время
любимых занятий. Со сказкой можно работать нетрадиционно. Перепутать
сюжеты и героев, а детям предложить «выпутаться из сложившейся
ситуации. Изменить характер героя – как пойдет дальше сказка сказываться?
Ввести нового героя в знакомую сказку – что изменится в сюжете? Нарочно
переврать сказку – пусть дети восстановят её сюжет. Интересно? Детям
нравится.
Вечером понаблюдаем за тайнами теней и превращений: в кого
превращаются лужи или сугробы, кусты или постройки? Это своеобразное
общение с живой и неживой природой поможет вашим детям видеть тайны
изменений, превращений. И сделают малыши самостоятельный вывод, что
все, что вокруг нас движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Эти
ежедневные открытия раскрепостили детей, не дадут развития
психологической инерции – злейшему врагу всего нового, прогрессивного,
необычного.
Конспект мастер-класса для родителей
по теме: «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов
ТРИЗ в детском саду и дома»
Цели и задачи:
Познакомить родителей с технологией ТРИЗ;
Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий;
Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии
ТРИЗ;
Формировать желание помогать своему ребенку, умение находить с ним
контакт.
Мы все хотим, чтобы наши дети были умными, всесторонне развитыми и
здоровыми. А вот как конкретно это сделать, чтобы получилось качественно
и легко? Об этом мы сегодня и поговорим.
Но прежде мне хотелось бы настроить Вас на нешаблонное мышление.
Послушайте задачу и помогите мне её решить.
В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в
тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему
ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь
купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою
дочь.
Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик
предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и
белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный
камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих
случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется
тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей.
Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, Когда
ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что
тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку
вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее
отца.
Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали
делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей
посоветовали? (возможный ответ: съесть, выбросить камень, который она
достанет: в сумке останется черный - значит она достала белый)
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша
судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие
проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть
творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым.
И только неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой
одаренности..
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в
дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно
мыслить, смотреть на окружающий мир. Решением этих задач занимается
ТРИЗ-педагогика.
Давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика.
Это самая молодая из известных и популярных инновационных
педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения
изобретательных задач)), созданной Российским ученым и писателем-
фантастом Генрихом Альтшуллером
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить
системно, с пониманием происходящих процессов.
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»
Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь ребенка?
Данную работу необходимо проводить поэтапно:
1 ЭТАП. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях,
которые его окружают, развить системное мышление, т.е. умение видеть
окружающее во взаимосвязи всех компонентов.
Системное мышление по отношению к объекту - это умение осуществлять в
комплексе следующие мыслительные операции:
выбрать объект и определить его функцию;
определить линию развития как собственно объекта, так и его функции;
выявить составляющие объекта;
определить основания под построение классификационной структуры,
в которой находится объект;
осуществить сравнение объекта с другими объектами по
разнообразным признакам.
Исходя из этих мыслительных шагов, работа с ребенком строиться с учетом
формирования каждого составляющего:
объект - функция (ресурсы); объект – подсистема (из чего состоит);
объект – надсистема (частью чего является);
развитие объекта во времени (что было раньше, что будет потом); сравнение
систем по ряду признаков.
Итогом обучения на этом этапе является умение ребенка старшего
дошкольного возраста описывать все системные связи любого объекта
материального мира.
Если мы рассмотрим что-то...
Это что-то для чего-то...
Это что-то из чего-то...
Это что-то часть чего-то...
Чем-то было это что-то...
Что-то будет с этим что-то...
Что-то ты сейчас возьми, и скорее рассмотри!
"Что-то" автор: М.С.Гафитулин, г.Жуковский
Итак, попробуем описать системно понятие «Самолет». Кто попробует?
(ответы родителей, педагогов)
"Если мы рассмотрим САМОЛЕТ, этот самолет для быстрой перевозки
пассажиров по воздуху (функция), состоит он из мотора, двигателя с
горючим, системы управления и корпуса с разными удобствами для
пассажиров (подсистема). Самолет свое дело выполняет в воздухе, но ему
надо быть еще в аэропорту для заправки, ремонта и посадки пассажиров
(надсистема). Самолет относится к воздушному транспорту (классификация).
Раньше были не такие самолеты. Они были менее удобные, летали недолго и
низко над землей. Скорость у них была много меньше (первый вариант
объекта в прошлом). В далеком прошлом люди только мечтали взлететь и
были неудачные попытки сделать это с помощью крыльев, которые
привязывали к рукам прыгающих с высоты смельчаков (второй вариант
прошлого). Самолеты в будущем будут еще лучше, чем сейчас. Для
того,чтобы они не разбивались их будут делать, например, резиновыми или
со специальными парашютами... Самолеты будут более надежные,
скоростные и удобные для пассажиров (будущее объекта первого варианта)...
Придет время и люди откажутся от строительства самолетов, люди научатся
перемещаться по воздуху на большой скорости с помощью индивидуальных
летательных приспособлений (будущее второго варианта)..."
Сейчас я познакомлю вас с некоторыми играми:
1.Игры, направленные на выявление противоречий.
Игра “Хорошо-плохо”
По цепочке дети называют положительные и отрицательные качества одного
и того же предмета. (Пример: “Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много
интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)
Родители играют в игру.
2.Игры на выявление функционального назначения объектов.
«Повторяка»
Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий
называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети
«примеряют» эту функцию на себя:
Я – лягушка. Я умею прыгать.
Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д.
Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия
проявления данной несвойственной функции.
Родители играют в игру.
2 ЭТАП. Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и
качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т.д.
Варианты игровых упражнений:
«Спаси букву от буквоеда» - дорисовка букв и цифр до сюжетного
изображения.
«Каляка» - дорисовка линии или фигуры с последующим рассказыванием по
содержанию.
«Сделать наоборот» - изменение свойств и назначения объекта на
противоположные, превращая их в антиобъекты.
Пример: антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет
делает предметы видимыми.
3 ЭТАП. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.
Для примера проведем две игры:
1. Игра «Полиномы фантазии»
Загадать любое слово из 3 букв. Д О М
Под «Д» пишем слова, обозначающие предмет (существительные)
Под «О» - слова, обозначающие свойства или состояние предметов
(прилагательное или образованное от него наречие)
Под «М» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что
делает?».
Составьте предложение из слов например в комбинации 2, 3, 1.
Далее придумайте фантастический рассказ, оттолкнувшись от этих
сочетаний.
2. Игра «Создание лимерика»
Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5
минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным,
загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма
сохранялась.
Первая строка – выбор героя (красно-синий медвежонок)
Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу летал)
Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал) (лапами как
крыльями махал)
Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою
(птичек всех напугал)
Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем.
Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик.
4 ЭТАП. Обучаем детей находить выход из любой сложной ситуации.
В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать
критике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего
ребенок не смог ее до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не
разобрались, так как ребенок в отличии от взрослого мыслит
непосредственно, не приземлённо. Если мы взрослые пытаемся к решению
вопроса подойти с реальной точки зрения, обдумывая каждый шаг, то
ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни.
Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте
различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется
неиссякаемый источник детской фантазии.
Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”
1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Дата рождения___________________________________________________
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста,
подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?
(Родители, детский сад.) ___________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его
речи? (Да, нет.) __________
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да,
нет.) ______________
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ________________
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по
развитию речи в детском саду? ________
10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?__________________________
11. Присутствуете ли на дет.праздниках?______________________________
12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?_______________
Благодарим за сотрудничество!
Факторы успешного речевого развития детей.
(памятка для родителей)
Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения,
Создавать условия для общения с другими детьми,
Речь взрослого – пример для подражания,
Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.
Совместные игры взрослого и ребёнка,
Чтение художественной литературы, разучивание стихов,
Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все «почему»,
Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музеев,
Рассказывание стихов руками.
4.1 Педагогическая гостиная для родителей:
«Развиваем речь детей посредством ТРИЗ-игр»
Цель: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи: Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах
речевого развития детей, установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное
взаимодействие на ребенка;
Ознакомить родителей и апробировать систему методических ТРИЗ-игр, направленных на
развитие речи детей.
Обогатить методическую копилку для родителей «ДомашнийРечевичок»
Подготовительная работа:Оформление приглашений для родителей в гостиную.
Анкетирование родителей по проблеме «Речевое развитие детей» (приложение №1).
Создание презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ».
Оформление выставки дидактических игр, направленных на развитие речи дошкольников.
Памятки для родителей «Факторы успешного речевого развития детей» (приложение №2).
Индивидуальное общение с родителями на тему : «Дидактические игры, направленные на
развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией»
План проведения мероприятия:
1. Вступительное слово воспитателя «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию».
2. Знакомство с результатами анкетирования родителей.
3. Показ презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ»
4. Обмен опытом родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые
ТРИЗ-технологией»
5. Памятка для родителей «Факторы успешного речевого развития детей».
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово воспитателя «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию».
Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ
– это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение
радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт
возможность полнее раскрыться творческим способностям.
Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских
задач. Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных,
ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать
развивать у детей речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание,
тем плодотворнее будет работа.
Занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ - технологий это импровизация, игра,
мистификация. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Стоит только верно
почувствовать, чем живёт каждый из сидящих за маленьким столом, уловить нерв,
определяющий доминанту занятия – и рождается Действие, в котором все участвуют на
равных основаниях.
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его
речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая
успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется
именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои
действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.
Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника,
которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.
Проводится анализ результатов анкетирования родителей «Речевое развитие детей»
(приложение №1).
3. Показ презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ»
В нашем детском саду очень широко и активно используются методы и приёмы,
предлагаемые ТРИЗ-технологией. (слайды 1-2) С некоторыми из них мы хотим вас
познакомить и поиграть.
Эвроритм (слайд 3) – прием фантазирования, при котором конкретный объект
рассматривается по плану: 1. Функция и противоречия в данном объекте;
2. Варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не
существует?);
3. Анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие
последствия этого могут быть?;
4. Анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция?;
5. Анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется;
6. Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно
произвольными).
Круги Луллия. (слайд 4)
Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий
стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на
одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех
частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом
из кругов. Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных
областях; развивать вариативность воображаемых образов. "Составь слово" - используется
для составления слов. "Смешивание цветов" - закрепление получения цвета и его
оттенков. "Сочини сказку" - используется для составления различных вариантов сказок.
Пособие «Гусеничка» (слайд 5)
формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять
загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить
классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.
«Волшебная дорожка». (слайд 6)
В основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с
определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает
препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и
многому может научиться.
"Дидактический мяч» (слайд 7)
Активно используется в младшем возрасте пособие "Дидактический мяч", с помощью
которого детей учим находить слова - антонимы. Приведём пример использования
пособия в разных возрастных группах. Задания для детей 4-х лет. Воспитатель предлагает
слово - существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное по
значению. Пример: грусть - радость; белый - чёрный; плакать - смеяться.
Пособие «Часы» (слайд 8)
Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более
сложным (температура, вес, расстояние, запах и т.д.). В пособиях расположили 17 имён
признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие стало
универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для составления
описательных рассказов и загадок.
«Вертолина» (слайд 9)
Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле
разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается
стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся
к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.
4. Обмен опытом родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые
ТРИЗ-технологией»
Игра «Дразнилка»
На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок,
мама даёт им шуточные имена-дразнилки.
Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза
Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.
Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток.
Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на
соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и
загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь.
Игра «По кругу»
Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает
из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь
словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д.
каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок,
назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть
из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего
количества картинок.
Игра «Шкатулка со сказками»
Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.
Содержание: Мама предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо
придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий
сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ.
Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история.
Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных
ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.
Игра «Превращения»
Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без
ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу),
диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников
(стул).
Игра «Исправь ошибку»
Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта).
Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения.
Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во
второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел
твёрдый, а сажа мягкая».
Примерный речевой материал:
внучка маленькая, а бабушка старенькая;
Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;
Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;
Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;
Заяц серый, а петушок смелый;
Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;
Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;
У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п.
5. Подведение итога мероприятия.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь,
именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала
каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит
воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!»
Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и
совмещается с работой по программе, дополняет её с получением большей эффективности
в результатах.
(предлагается памятка ««Факторы успешного речевого развития детей»)
Надеемся, что сегодняшняя информация будет полезна в ваших начинаниях, дерзайте,
уважаемые родители! Всем удачи и до скорых встреч!