Авторы: Кривенко Татьяна Васильевна, Белоконь Виктория Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №95
Населённый пункт: г. Таганрог, Ростовская обл.
Наименование материала: статья
Тема: ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ К СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Раздел: дошкольное образование
В.И.Белоконь
Т.В.Кривенко
г.Таганрог. МБДОУ Детский сад №95
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ К СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ С
ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Основным
принципом
дошкольного
образования
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
является
сотрудничество педагогов с семьей. Одной из целей, на достижение которых
направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки
семьи
и
повышение
компетентности
родителей
(законных
представителей)
в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
От того, как организован процесс взаимодействия, во многом зависит успех
в
воспитании
и
обучении
детей
в
дошкольном
учреждении.
Особенно
это
актуально
в
логопедической
работе
с
детьми,
так
как
родителям
помимо
педагогических знаний необходимо использование специальных умений, которые
могут быть применены дома при занятиях с детьми.
Практика
показывает,
что
для
преодоления
дефектов
речи
необходима
продолжительная во времени, систематическая работа, и достижение эффекта в
системе
коррекционного
обучения
в
детском
саду
не
гарантирует
переноса
полученных умений в повседневную жизнь ребенка. Необходимыми условиями
закрепления достигнутых результатов являются обучение родителей адекватным
способам коммуникации, их готовность к активному сотрудничеству с логопедом
в
процессе
коррекционной
работы,
понимание
значимости
взаимодействия
и
наличие обратной связи со стороны семьи.
Правильная организация взаимодействия позволяет создать оптимальные
психолого-педагогические
условия
для
преодоления
недостатков
речи
детей. Поскольку успешность воспитания и обучения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе с нарушением речи, зависит в первую
очередь от компетентности его родителей, перед педагогом стоит задача выбора
таких
форм
работы,
которые
способствуют
активному
вовлечению
родителей
в общение
с
педагогами
и другими
родителями,
а также
повышению
их
педагогической компетентности.
Под педагогической компетентностью родителей в отношении ребенка с
нарушением речевого развития мы понимаем:
знание особенностей речевого развития ребенка в норме и в патологии;
использование технологий и способов педагогического воздействия на ребенка с
учетом нарушений речи.
Следовательно,
основными
направлениями
совместной
деятельности
учителя-логопеда и семьи являются:
- формирование мотивированного отношения родителей к коррекционным
занятиям дошкольников с нарушениями речи;
- установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
-
повышение
психолого-педагогической
компетентности
родителей
в
вопросах речевого развития ребенка;
-
оказание
помощи
родителям
в
выполнении
ими
воспитательных
и
контролирующих
функций,
поддержка
в
них
уверенности
в
собственных
педагогических возможностях.
Уточнению и обогащению знаний родителей по определенным вопросам
способствуют консультации, семинары, родительские собрания, информационные
уголки, папки - передвижки различной тематики и т.п.
Для повышения педагогической компетентности родителей, мотивации к
совместной
работе
с
детьми
мы
используем
активные
формы
работы,
помогающие установить обратную связь, сотрудничество с семьей.
Для
предоставления
родителям
полезной
информации
считаем
целесообразным применение мультимедийных презентаций:
«Будем говорить
правильно», «Как научить ребенка читать?», «Развитие читательского интереса у
детей» и др.
Непринужденная
обстановка «Круглого
стола»
позволяет установить
доверительные отношения, выявить проблемы, обозначить круг интересующих
вопросов.
Выработать у родителей практические умения помогают логопедические
практикумы и тренинги для родителей: «Веселая гимнастика», «Говорить научат
пальчики», «Развиваем дикцию».
К подобным мероприятиям
мы
организуем выставки пособий: лото,
домино, игры- шнуровки, камешки,
пуговицы для развития мелкой моторики
пальцев, разрезные картинки, кубики, палочки и задания к ним, картинки на
развитие логического мышления, зрительно-пространственного восприятия.
Участие
в
этих
формах
работы
стимулирует активность родителей,
вдохновляет их. Они учатся содержательному взаимодействию со своим ребёнком,
осваивают новые способы и приемы общения с ним.
Но все же приоритетную роль в работе с семьей, на наш взгляд, играют
такие эффективные формы сотрудничества,
как семейные праздники, досуги,
игры-драматизации, инсценировки, тематические развлечения, викторины.
Родители
наших
воспитанников
с
большим
удовольствием
приняли
активное участие в таких мероприятиях, как:
- тематические проекты: « Космос», «Здравствуй, лето!»;
- творческие проекты: «Воспитание у старших дошкольников интереса к
художественной литературе», «Мой любимый город»;
-
выставки
совместных
с
родителями
детских
рисунков
по
рассказам
К.Д.Ушинского, сказкам Х.К.Андерсена;
- литературные досуги:
вечера,
посвященные
творчеству
И.Токмаковой,
А.Барто,
(стихи
авторов
в
исполнении
детей
и
родителей),
Е.Чарушина,
Н.Сладкова, братьев Гримм (инсценировки отрывков из рассказов и сказок);
- детские праздники, развлечения: «В гостях у Бабушки-загадушки», «Мама
- солнышко мое», «Путешествие в страну сказок».
На
данных
мероприятиях
происходит
единение
взрослых
и
детей,
формируется
дружный
коллектив,
членам
которого
интересно
встречаться,
взаимодействовать.
На
этапе
подготовки
взрослые
получают
определенные
задания, которые необходимо выполнить: выучить песню, найти стихотворение по
заданной теме, инсценировать отрывок какого-либо произведения. Детям участие
в
инсценировках
дает
возможность
перевоплотиться
в
различные
образы
и
побуждает следить за своей речью. Родители имеют возможность наблюдать, как
постепенно отрабатывается у малышей навык правильной выразительной речи и
уверенного общения в коллективе.
Сочетание
разнообразных
форм
работы
с
родителями
с включением
активных методов и приемов позволяет повысить:
-
психолого-педагогическую компетентность родителей;
-
интерес к мероприятиям, проводимым в ДОУ;
-
количество обращений с вопросами к педагогам;
-
инициативу в процессе общения с педагогами и специалистами.
Таким
образом,
организация
сотрудничества
с семьей
является
важным
условием коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста,
имеющими речевые нарушения.